Автор: Мелещенко Светлана Алексеевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: КГА ПОУ "Спасский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Контрольные и тестовые задания
по дисциплине Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
для студентов специальности «Преподавание в начальных классах»
Преподаватель художественно-эстетических дисциплин высшей квалификационной
категории КГА ПОУ «Спасский педагогический колледж» С.А. Мелещенко
Раздел 1. Музыка как вид искусства.
Задание 1. Найдите значение каждому из музыкальных терминов
1. мелодия
А. скорость движения
2. динамика
Б. равномерное чередование сильных и слабых долей
3. темп
В. окраска звука
4. метр
Г. одноголосно выраженная музыкальная мысль
5. тембр
Д. сила звучания
6. ритм
Е. сочетание разнообразных длительностей
7. лад
Ж. высота лада
8. гармония
З. благозвучность, слаженность, соразмеренность звучания
музыки
9. тональность
И. гармоничность, согласованность, упорядоченность звучания
Задание 2. Свойствами музыкального звука не являются
А) высота.
Б) мелодия
В) длительность
Г) тембр
Задание 3. Перечислите способы размещения нот на нотоносце.
Задание 4. Перечислите основные элементы нотного письма.
Задание 5. Расстояние между звуками одинаковых ступеней – это
А) динамика
Б) октава
В) музыкальный строй
Г) ритм
Задание 6. Общий объем звукоряда от самых низких звуков до самых высоких
называется
А) октава
Б) диапазон
В) гармония
Г) тональность
Задание 7. Напишите знаки альтерации
Задание 8. Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли
называется
А) размером
Б) тактом
В) мелодией
Г) диапазоном
Задание 9. Расставьте длительности в порядке их увеличения (от самой короткой до
самой долгой).
Задание 10. Перемещение акцента с сильной доли такта на предыдущую слабую
называется
А) метром
Б) динамикой
В) синкопой
Г) ладом
Задание 11. Расставьте темпы в порядке нарастания скорости.
Задание 12. Нарисуйте дирижерскую схему в размерах 2/4, ¾, 4/4. Укажите сильные
и слабые доли.
Задание 13. Расставьте динамические оттенки в порядке убывания громкости.
Задание 14. Совпадение высшей точки мелодии с ее наибольшим динамическим
напряжением называется
А) мелодией
Б) кульминацией
В) периодом
Г) цезурой
Раздел второй: Историко-теоретические аспекты музыкознания.
Задание 1. Выберите схему, соответствующую форме «рондо»:
1. АВ;
2. АВАСА;
3. АВА;
г) Т В
1
В
2
В
3;
4. АВСЗ
Задание 2. Выберите инструменты, входящие в состав оркестра русских народных
инструментов:
1. скрипка,
2. балалайка.
3. баян,
4. ложки,
5 рожок,
6. фортепиано.
Задание 3. Выберите жанры, симфонической музыки:
1. симфония,
2. сюита,
3. этюд,
4. романс.
Задание 4. Какой из музыкальных размеров соответствует маршу:
1.3/4,
2. 2/4,
3. 4/4,
4. 3/8.
Задание 5. Расположите в порядке увеличения состав исполнителей вокальной
музыки:
1. хор,
2. солист,
3. ансамбль.
Задание 6. К какой группе инструментов симфонического оркестра относятся
перечисленные музыкальные инструменты?
деревянные духовые инструменты.
медные духовые инструменты.
1. кларнет,
2. труба,
3. фагот,
4. туба,
5. флейта,
6. тромбон,
7. гобой
8. валторна.
Задание 7. Основным качеством русской народной музыки является-
1. танцевальность,
2. песенность,
3. маршевость.
Задание 8. Выберите схему, соответствующую двухчастной форме:
1. АВ;
2. АВАСА;
3. АВА;
4. АВС;
5. Т В
1
В
2
В
3
Задание 9. Какой из музыкальных размеров соответствует вальсу:
1. 3/4,
2. 2/4,
3. 4/4,
4. 5/4.
Задание 10. Расположите в порядке увеличения состав исполнителей
инструментальной музыки:
1. оркестр,
2. солист,
3. ансамбль.
Задание 11. Как называют низкий женский или детский голос?
1. сопрано;
2. альт;
3. тенор;
4. баритон;
5. бас.
Задание 12. К камерным жанрам относятся:
1.трио
2.симфония
3. романс
4. концерт
5.соната
6.пьеса
Задание 13. Законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, кантате,
исполняемый одним певцом-солистом в сопровождении симфонического оркестра
называется
1.песня
2.романс
3.ария
4.вокализ
Задание 14. Один из основных жанров вокальной музыки, произведение,
исполняемое певцами-солистами и хором, в сопровождении инструментов,
называется:
1.опера
2.кантата
3.оратория
4.реквием
Задание 15. Вид музыкально-театрального искусства, основанный на синтезе слова,
сценического действия и музыки, называется:
1.балет
2.опера
3.кантата
4.оратория
Задание 16. Циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких
самостоятельных пьес, называется:
1.
Симфония
2.
Сюита
3.
Соната
4.
концерт
Задание 17. Какая форма не соответствует данному определению - полифонические
формы, начинающиеся постепенным вступлением голосов с повторным изложением
темы
1.рондо
2.канон
3.имитация
4.фуга.
Задание 18. Наименьшая форма, выражающая относительно законченную
музыкальную мысль, завершенную в первоначальной или другой тональности,
называется
1.вариационная форма
2.период
3.рондо
4.фуга
Задание 19. Каково минимальное число певчих в хоре?
1.9
2.11
3.12
4.15
Задание 20. Какой из инструментов симфонического оркестра, является лишним, не
входящим в данную группу инструментов
1.
Скрипка
2.
Арфа
3.
Фортепиано
4.
Челеста
5.
орган
Задание 21. Существует классификация произведений песенного жанра:
-По содержанию (лирические, плясовые, солдатские и т.д.)
-
-
-
Задание 22. Сопрано, тенора и баритоны подразделяются на
-
-
-
Задание 23. Заполнить таблицу – типы голосов в хоре
Группа голосов
Виды голосов
Называния голосов
тенор
Альтино, лирический
тенор
Лирико-драматический, драматический
Меццо-сопрано
Высокие, низкий
Бас
Высокие, низкие
сопрано
Лирико-колоратурное, лирическое
баритон
Лирический, лирико-драматический
сопрано
Лирико-драматическое, драматическое
контральто
24. Задание распределите по группам
Женские голоса
Мужские голоса
1.бас
2.сопрано
3.контральто
4.баритон
5.тенор
6.меццо-сопрано
7.тенор-альтино
Задание 25. Продолжите предложения
1.
Выбор состава оркестра определяется композитором ____________________
2.
Первоначально оркестр означало_______________________________
3.
В зависимости от манеры пения хоровые коллективы делятся
на______________
Раздел 3 «Общие вопросы теории и методики музыкального воспитания
младших школьников»
1.Приведите в соответствие формулировки задач музыкального воспитания с их
пояснением:
1)Формирование
эмоционального
отношения к музыке
А) Формирование ощущения сопричастности
процессу музыкального творчества, становление и
развитие исполнительских навыков
2)Формирование
осознанного отношения к
музыке
Б) Развитие музыкально-эстетических чувств,
пробуждение интереса к музыке, формирование
потребности в общении с музыкальным искусством
3)Формирование
деятельно-практического
отношения к музыке
В) Формирование знаний о музыкальном
искусстве, умений их самостоятельно применять в
новых ситуациях
2.Назовите специфические принципы музыкального воспитания
1) обусловленность учебно-воспитательного процесса общественным потребностям;
2) комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
3) единство художественного и технического;
4) соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню
общественного развития;
5) взаимосвязь цеди, содержания. Форм, методов, средств обучения и развития;
6) обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и
способами обучения и воспитания;
7) единство эмоционального и сознательного;
8) сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и
творчества детей;
9) постоянство требований и систематическое повторение действий.
3.Приведите в соответствие формулировки необходимых способностей учителя
музыки и их пояснения:
1)коммуникативн
ые
А) Способность к отбору музыкального репертуара, проектирование
учебно-воспитательного материала, разработка планов уроков музыки и
внеклассных форм работы
2)дидактические
Б) Способность к эмоциональной заразительности, яркости и
направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи,
мимикой, жестом, пластикой
3)организаторские
В) Способность к общению с учащимися, сотрудничеству
4)конструктивные
Г) Способность включать учащихся в различные виды музыкальной
деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к
высокохудожественному искусству, объединять учащихся посредством
коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестре, и
направлять их интересы на реализацию поставленных целей
5)прогностические
Д) Способность объяснять, передавать знания, обучать
6)перцептивные
Е) Способность осуществлять педагогическое предвидение,
прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической
деятельности
7)креативные
Ж) Способность к творчеству
8)экспрессивные
З) Способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его
состояние, способность к эмпатии
4.Приведите в соответствие важнейшие стороны деятельности учителя музыки с их
пояснениями:
1)
организаторская
А) анализ музыкальных произведений, изучение опыта
коллег, учащихся, анализ собственной работы, изучение
научной и методической литературы
2)
исследовательская
Б) планирование, распределение учебно-воспитательных
задач
3)
проектировочная
В) установление с учащимися взаимоотношений на
основе взаимоуважения и доверия, завоевание авторитета
у них
4)
конструктивная
Г) практическое решение учебно-воспитательных задач
5)
коммуникативная
Д) построение урока, внеклассных мероприятий
5. Выберите основные специфические требования к учителю музыки
1)
Музыкально-теоретическая подготовка учителя.
2)
Психологическая зоркость и наблюдательность.
3)
Дирижерско-хоровая подготовка учителя.
4)
Профессионально-педагогическое мышление.
5)
Инструментальная подготовка.
6)
Методическая подготовка учителя
6. Выберите правильный ответ.
Музыкальность – это …
1)Комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной
деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
2Активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.
3)Отражение предметов и явлений окружающей действительности в момент их
воздействия на органы чувств.
4)Деятельно-практическое отношение о музыке в процессе её исполнения.
5)Форма творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального
произведения, его музыкального языка.
7.Выберите три основные музыкальные способности:
1)творческое
воображение;
2)ладовое
чувство;
3)чувство
ритма;
4)вдохновение;
5)творческая воля;
6)музыкально-слуховые представления; 7)внимание; 8)чувство природы.
8. Приведите в соответствие виды музыкального слуха и их пояснения:
1)
Звуковысотный
мелодический слух
А) способность воспринимать различную окраску звучания
голосов и музыкальных инструментов
2)
Звуковысотный
гармонический слух
Б) способность различения звуков различных по
длительности
3)
Динамический слух
В) способность различать в мелодии интервальное
соотношение звуков различной высоты
4)
Тембровый слух
Г) способность различать звуки по силе звучания
5)
Чувство ритма
Д) способность различения звуков различных по высоте при
одновременном звучании
Раздел 4 «Виды детской музыкальной деятельности»
1.Выберите правильный ответ
Музыкальное восприятие – это:
1)один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на
уроках музыки
2)сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать
музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
3)форма творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального
произведения, его музыкального языка
4)индивидуально-психологические
особенности
человека,
имеющие
отношение
к
успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих
5)способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на реализацию
целей и задач музыкального воспитания
2.Какому этапу в организации процесса слушания музыки соответствует задача:
Направить внимание учащихся, заинтересовать их.
3.Установите соответствие.
Этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:
1 этап 1) Анализ – разбор произведения
2 этап 2) Повторное прослушивание произведения
3 этап 3) Слушание произведения
4 этап 4) Вступительное слово учителя
4.Выберите функции хорового пения:
1)знакомство с разноплановыми музыкальными сочинениями,
2)формирование умения управлять движениями тела
3)воспитание интереса к игре в оркестре
4)развитие слуха и голоса учащихся
5)воспитание активного слушателя
6)развитие правильных двигательных навыков
7)развитие общеучебных навыков и умений
8)формирование умения различать на слух тембры инструментов и осознавать их
выразительную сущность
9)осознание выразительных музыкальных средств и овладение способами их передачи в
инструментальном исполнении
10)развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение
эмоционально- нравственного смысла каждой песни.
5. Укажите вокально-хоровые навыки:
1)атака звука; 2)певческое дыхание; 3)мелодизация стихотворных текстов; 4)певческая
установка
5)сочинение подголосков к известным песням; 6)певческое звукообразование; 7)строй;
8)импровизация мелодии без текста в заданном характере; 9)ансамбль; 10)певческая
дикция и артикуляция; 11)сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию;
12)импровизация былинного напева.
6.Установите соответствие.
Этапы работы над песней:
1 этап 1. Показ песни
2 этап 2. Репетиции
3 этап 3. Беседа о содержании песни
4 этап 4. Исполнение выученного произведения целиком
5 этап 5. Определение репертуара, методов и приемов работы над
песней, разучивание произведения педагогом.
7.Выберите правильный ответ
Музыкальное творчество:
1)наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки
происходит во время ее исполнения
2)ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и
конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности
быстро принимать решения
3)основная форма организации музыкального воспитания в школе
4)сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать
музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности
5)один из видов исполнительской деятельности, который способствует развитию певческой
культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного
мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
8.Укажите виды пластического интонирования
1)свободное дирижирование; 2)музыкальные игры; 3)упражнения; 4)пластические этюды;
5)ансамбль; 6)инсценирование песен; 7)имитация игры на музыкальных инструментах;
8)дикция; 9)танцевальные движения; 10) строй.
9.Приведите в соответствие виды импровизации и их пояснения:
1) пластические импровизации
а) подбор свободного ритмического сопровождения к пьесам
2)речевые импровизации
б) подбор цветовых пятен, фона, раскрывающего разное
состояние природы и души человека
3)изобразительные импровизации
в) сочинение окончаний к стихотворным строкам
4)инструментальные
импровизации
г) сочинение голосом мелодии
5)вокальные импровизации
д) воплощение музыкального образа с помощью движения рук,
корпуса, мимики
Раздел 5 «Формы и методы организации музыкальной деятельности»
1. Выберите основные типы уроков музыки:
1)комбинированный урок; 2) урок введения в тему; 3) урок обобщения темы; 4)урок
повторения;
5)урок
углубления
темы;
6)урок
проверки
и
оценки
знаний;
7)заключительный урок-концерт.
2. Выберите правильный ответ.
Методы музыкального стимулирования – это:
1) Исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной
деятельности учащихся.
2) Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая
необходима для уроков музыки.
3) Способы получения научной информации с целью установления закономерных связей,
отношений, зависимостей и построения научных теорий.
4) Отражение предметов
и явлений окружающей действительности в момент их
воздействия на органы чувств.
5) Деятельно-практическое отношение к музыке в процессе ее исполнения.
3, Назовите специфические особенности уроков музыки
1)Урок музыки – урок искусства.
2)Урок целостный.
3)Единство эмоционального и сознательного.
4)В основе лежат психолого-педагогические закономерности.
5)Комплексное воздействие музыки.
6)Единство художественного и технического.
7)Формирование всесторонне развитой гармонической личности.
8)Преимущественно коллективная форма работы.
9)Преподавание строится на основе обще-дидактических принципов.
4, Вместо точек напишите соответствующие методы стимулирования музыкальной
деятельности:
а)
метод эмоционального воздействия; б) метод создания
проблемно-поисковых
ситуаций;
в) метод сравнения; г) метод создания эффекта удивления; д) метод создания ситуации
успеха
1 … - когда перед учащимися ставятся различные творческие задания
2 … - умение учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным
словом, мимикой, жестами.
3 … - учит ребят анализировать музыку, следить за изменением звучания и развитием
музыкального образа, создавать свои впечатления и делать выводы.
4 … - когда учащиеся проявляют старания, но испытывают определенные трудности.
Учитель поощряет ребят, а переживание радости предаёт им силы, уверенность в
преодолении трудностей.
5 … - привлечение необычных, интересных фактов.
5.Приведите в соответствие основные типы уроков музыки и их пояснения:
Урок введения в тему
Наличие в уроке новой характеристики ключевого знания
Урок углубления темы
Наличие в уроке целостной, обогащенной характеристики ключевого
знания
Урок обобщения темы
Наличие
в
содержании
урока
первоначальной,
обобщенной
характеристики ключевого знания.
6.Из предложенных вариантов выберите обобщающий урок:
1 вариант
2 вариант
Музыкальный материал урока:
1.
«Три
кита»
-
определение
простейших
образцов
самими
учащимися;
2.
«Во поле береза стояла» (русская
народная песня) – разучивание и
исполнение в ансамбле с учителем;
3.
«Песня о школе» Д.Кабалевского –
разучивание;
4.
«Итальянская
полька»
С.Рахманинова
–
слушание
и
исполнение в ансамбле с учителем;
5.
«Марш» С.Прокофьева – слушание.
Музыкальный материал урока:
Исполнение
и
слушание
музыки
по
усмотрению учителя и желанию учащихся.
Основная литература
1.
Безбородова
Л.А.,
Алиев
Ю.Б.
«Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных учреждениях». - М.: Академия , 2002
2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. –
М., Академия, 2002 г.
3.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников. – М., Академия, 2001 г.
4. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в школе. – М.:
Академия , 1998 г.
Дополнительная литература
1.
Абдуллин Э.Б. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в
школе. Кн. 1. – М., 1991 г.
2.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе – М., 1983 г.
3.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта.- М.: Владос, 2002 г.
4.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей.- М.: Владос, 2004 г.
5.
Апраксина О. Из истории музыкального воспитания (хрестоматия) - М.: Владос, 1999
г.
6.
Критская Е., Сергеева Г.. Шмагина Т., Методика работы с учебниками «Музыка» с 1
по 4 классы, - М.: Академия , 2002 г.
7.
Музыка: Начальная школа. Программно – методические материалы. – М., 2001 г.
8.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству,- М.: Аквариум, 1997 г.
9.
Журналы «Музыка в школе», «Искусство в школе».