Напоминание

"Использование метода моделирования в работе с детьми ОНР"

Автор: Карева Надежда Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: опыт работы логопеда
Тема: "Использование метода моделирования в работе с детьми ОНР"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования администрации г. Владимира Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение « Детский сад № 43» г. Владимира Обобщение опыта работы Учителя –логопеда Каревой Надежды Владимировны по теме:
Использование метода моделирования в работе

с детьми ОНР.


г. Владимир.

Содержание
1.Тема опыта 2.Условия возникновения, становления опыта 3.Актуальность и перспективность опыта 4. Ведущая педагогическая идея 5. Теоретическая база опыта 6. Новизна и технология опыта 7.Результативность 8. Адресная направленность 9. Приложения

1.Тема опыта
Применение наглядно-графических моделей делает сложный процесс коррекционного воздействия более занимательным и насыщенным, позволяет применять большое количество дидактических игр и игровых упражнений, дает больше возможностей для интеграции образовательных областей, насыщению и вариативности предметно-пространственной разви- вающей среды группового помещения и кабинета логопеда, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДОУ. Цель опыта — оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. . Описание системы работы учителя – логопеда первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 43» г. Владимира Каревой Надежды Владимировны.

2.Условия возникновения, становления опыта.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии свидетельствует, что 14% детей практически здоровы, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. Первые слова появляются после 1 года ( раньше – в 6-7 мес.); фразовая речь к 2,5 годам ( раньше – к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка ( фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую деятельность. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которые в данных условиях уже нет. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Проводя логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи в дошкольном учреждении, выяснилось, что для детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. А ведь связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала, искать более эффективные средства формирования речевых умений связного устного высказывания. Проанализировав методическую литературу по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи, нами остановлен выбор на наглядном моделировании. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Дошкольник не может, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач
зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения , по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений. На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П. Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др. Принципы и задачи ТРИЗ (технологии развивающего обучения) отражены в работах Л.А.Венгер, Т.В.Егоровой, А.П.Усовой. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

3.Актуальность и перспективность опыта.
Актуальными и перспективными на сегодняшний день являются исследования педагогов и психологов, которые показали, что основой развития умственных способностей служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для компьютеров, и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Но понимание обозначений отдельных предметов еще недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). И, как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста. (Леон Лоренсо С., Хализева Л.И. и др.) У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня умственных способностей. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;  в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли,
рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей является развитие речевых возможностей детей 5-летнего возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей. Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач: - целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; - актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; - закреплять обобщающие понятия; - упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; - упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные); - упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; - закреплять умение употреблять синонимы, антонимы; - формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; - анализировать семантику и способы образования сложных слов; - способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности; -повышать интерес к познавательной деятельности; -развивать логическое, образное мышление, память, внимание; - совершенствовать связную речь детей.

5. Теоретическая база опыта.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В.Егорова 1973г; А.Н.Леонтьев 1981г.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Одна из самых замечательных идей Л.А.Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка – понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников (в том числе специфику детской одаренности); создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы. Рекомендуемая литература: 1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005. 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. 3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008. 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007. 6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54. 7. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62. 8. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115. 9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007. 10. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53. 11. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12. 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991. 13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997. 14. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999. 15. Логопедия: Методическое наследие. Под ред. Л.С.Волковой.-М.:ВЛАДОС,2007.

6. Новизна и технология опыта.
Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно- развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок-родитель, а также обучение в зоне ближайшего развития – все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января 2014 года, подробно и много говорится о развитии ребенка. И, следовательно, технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной мере отвечают требованиям нового стандарта. ФГОС регламентирует необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Этой цели реально достичь при планировании образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка, используя активные методы обучения, грамотно и планомерно организуя совместную образовательную деятельность. К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести и метод моделирования. Выделяют основные этапы наглядного моделирования: 1. Усвоение и анализ сенсорного материала. 2. Перевод материала на знаково-символический язык. 3. Работа с моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:  геометрические фигуры;  символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);  планы и условные обозначения, используемые в них;  контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. Метод моделирования можно с уверенностью назвать технологией развивающего обучения, так как для него характерны все признаки технологии: 1. Обучение посредством метода моделирования осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, носит характер взаимосвязанной деятельности и предполагает активное участие обеих сторон в образовательном процессе; 2. Обучение посредством данного метода предполагает применение определенных, конкретных приемов и способов организации образовательной деятельности. 3. Моделирование предполагает четкое проектирование, планирование, четкую организацию процесса обучения. 4. Использование данного метода диктует необходимость создания специальных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала ребенка. Метод наглядного моделирования использую во всех направлениях логопедической работы:  Так, в ходе работы формированием произносительной стороны речи картинками- символами могут обозначаться: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков»).
 При формировании лексико-грамматических средств языка моделироваться могут: - образование новых слов; - образование сравнительной степени прилагательных; - образование множественного числа; - употребление предлогов; - подбор антонимов; - подбор синонимов; - подбор родственных слов и т.д. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Формирование лексико-грамматических категорий При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Формирование связной речи Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

7.Результативность работы.
Проблема у детей ОНР с пространственным расположением предметов, ориентировкой в пространстве. Я использую в работе разнообразные способы графического изображения предлогов. Сначала отрабатываю предлоги с ярко выраженным, ярким значением (в, на, под), позднее более сложные. В работе мне помогает пособие «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» О.С.Яцель. Мнемотаблицы использую для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, фруктах, посуде и т.д. согласно планированию лексических тем. Данные схемы помогают детям самостоятельно главные свойства и признаки предметов, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарь детей. Сначала выделяем существенные признаки предметов:  Принадлежность к родовым понятиям;  Величина, цвет, форма;  Основные детали предмета;  Качество поверхности;  Материал из которого изготовлен объект;  Как используется (какую пользу приносит). Умение составлять описательный рассказ закрепляю в дидактической игре «Магазин», где каждый ребенок покупает игрушку, но сначала самостоятельно описывает внешний вид, характерные особенности. В игре использую мнемотаблицы, которые помогают составить рассказ:  Какого цвета игрушка,  Какой формы,  Из чего сделана,  Какие детали характерны для нее,  Как с ней можно играть,  Высказать свое отношение к ней. Использую таблицы при составлении рассказов по картине, серии картин. Схемотизация и моделирования помогают ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивать интерес к словам, общению, совершенствованию речедвигательной деятельности ребенка. При использовании различных схем, дети получают возможность не только осмысливать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядном материале. Дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи, их рассказы характеризуются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов и другими особенностями. Опорные схемы при целенаправленной работе делают высказывания детей четкими, связными и последовательными, они выступают в роли плана-подсказки. Прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами монологического высказывания:  Составление рассказов по картине и серии картин;  Описательный рассказ;  Пересказ. Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской
позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и прием картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники. С помощью картинно-графического плана, предметных картинок дети пересказывают тексты (использую магнитную доску). Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение моделирования. Самостоятельной отбора лексики, синтаксических конструкций. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета. Тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа и ребенку при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, подобрать предложения. Прежде чем детям дать задание составить рассказ по серии картин, провожу подготовительную работу: рассмотреть все картины, отметить, что главное в них, определить сюжетную линию. Часто дети при составлении рассказов упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие персонажей. Диалог я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает рассказ. Слова-признаки обозначаю геометрическими фигурами. Если необходимо передать настроение героя – использую иллюстрацию ( см. приложение). Для рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконцентрировать ситуацию» изображенную на картине, придумать развитие сюжета и грамотно закончить рассказ. При составлении описательного рассказа по сюжетной картине особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, т.е. существует несколько видов занятий с картинным материалом. Например, при составлении рассказа по отдельной сюжетной картине «Осень» раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картина, дети находят на ней свой фрагмент. Предваряя появление картинно-графического плана, провожу беседу по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные картинки символы, т.о. составляя рассказ. Дети комбинируют в рассказе свои знания и изображения на картине. Критериями эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи являются следующие показатели:  Состояние слоговой структуры у детей.  Состояние словарного запаса детей.  Состояние грамматического строя речи детей.  Состояние связной речи детей.
Сводная таблица данных по состоянию словаря детей группы ОНР.


МБДОУ «Детский сад №43» в % соотношении.
Уровень 2012-2013г.(15дет) 2013-2014г. .(15дет) 2014-2015г. .(15дет) Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Высокий 0 1 0 2 0 2 Выше среднего 0 4 0 4 1 4 Средний 3 6 4 5 3 6 Ниже среднего 7 3 5 2 5 2 Низкий 5 1 6 2 6 1
Object 3
Замечен количественный рост словарного запаса: дети меньше допускают ошибок такого рода, как замена названия части предмета названием целого, не заменяют названия профессий названиями действий, имеют представления о видовых и родовых понятиях. В свободных высказываниях часто пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признак и состояние предмета, способов действий.

Сводная таблица данных по состоянию слоговой структуры детей группы ОНР.

МБДОУ «Детский сад №43» в % соотношении.
Уровень 2012-2013г.(15дет) 2013-2014г. .(15дет) 2014-2015г. .(15дет) Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Высокий 0 4 0 4 0 5 Средний 5 7 6 8 5 8 Низкий 10 3 9 2 10 2
Object 5
Состояние слоговой структуры у детей находится на высоком уровне. Ребята без особых затруднений могут произносить слова сложного слогового состава, легко проговаривают трёх- и четырёхсложные слова

Сводная таблица данных по состоянию грамматического строя речи детей

группы ОНР. МБДОУ «Детский сад №43» в % соотношении.
Уровень 2012-2013г.(15дет) 2013-2014г. .(15дет) 2014-2015г. .(15дет) Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Высокий 0 6 0 6 0 7 Средний 7 8 8 7 7 6 Низкий 8 1 7 2 9 2
Object 7
Проводится работа на развитие грамматического строя речи. Дети могут правильно согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже; числительные с существительным. Почти не встречаются ошибки в использовании названий предметов. Дети правильно употребляют падежные формы множественного числа.

Сводная таблица данных по состоянию связной речи детей группы ОНР.

МБДОУ «Детский сад №43» в % соотношении.
Уровень 2012-2013г.(15дет) 2013-2014г. .(15дет) 2014-2015г. .(15дет) Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Высокий 0 0 0 1 0 1 Выше среднего 0 4 0 3 0 3 Средний 5 5 4 6 7 6 Ниже среднего 6 4 7 3 4 3 Низкий 4 2 4 2 4 1
Object 9
Связная речь развита довольно хорошо. Ребята без особых затруднений составляют рассказы по картинке или по серии картинок, они легко общаются со сверстниками и с взрослыми, что подтверждает, что они могут легко пользоваться монологической и диалогической речью. Таким образом, исходя из опыта работы, результатов логопедического обследования уровня развития связной речи детей, можно сделать вывод: применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. В целом, работа с моделями – это своего рода творческий процесс, многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.

8. Адресная направленность
Данный опыт работы может использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп, воспитателями ДОУ, родителями.

9. Приложение.

Дидактическая игра «Фразовый конструктор».
В ходе игрового процесса дети научатся составлять предложения различного типа:  Из 2х слов, в котором подлежащим является существительное единственного или множественного числа именительного падежа, а сказуемое глагол единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;  Из 3х слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлога;  Из 4х слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.
Дидактическая игра «Короткие слова»
. В старшей группе детей учат:  Понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;  Правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;  Дифференцировать предлоги: на-в, на-под, к-от;  Составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам; В подготовительной группе детей обучают:  Понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;  Правильно употреблять их с существительными и прилагательными;  Дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;  Анализировать предложения с предлогами;  Составлять схему предложения с предлогом по схеме.

Дидактическое пособие « Составь рассказ с использованием картинно-графических

схем»
Развивать умение составлять рассказ по картине и серии картин. 1. Предложить детям рассмотреть картинку. 2. Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание слушателей к каждой схеме предложения, к каждому его символу. 3. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения. 4. Еще раз пересказать детям рассказ четко по схеме, затем попросить придумать ему название. 5. Предложить 2-3 детям пересказать рассказ. Пример рассказа «В саду»: 1. Около дома фруктовый сад. 2. В сад пришла семья. 3. Семья собирает спелые фрукты. 4. Из фруктов мама сварит компот и варенье. 5. Компот и варенье будут очень вкусными. Вопросы к предложениям: 1. Что было около дома? 2. Кто пришел в сад? 3. Что делает семья? 4. Что мама варит из фруктов? 5. Какими будут компот и варенье?
Дидактическое пособие «Перескажи рассказ по цепной структуре»
 Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание детей к каждой схеме
предложения, к каждому символу. Акцентировать внимание на том. Что последнее слово предыдущего предложения является первым словом последующего.  Еще раз пересказать детям рассказ четко по схеме.  Попросить придумать название рассказа.  Предложить 2-3 детям пересказать рассказ.
Дидактическая игра «Карусель».
Помогает закрепить в речи детей наречия и предлоги и умение ориентировать в пространстве.
Дидактическая игра «Составь рассказ с опорой на предметные картинки»

Дидактическая игра Кто за кем?»
Учит употреблять предлоги перед, между, за.
Дидактическая игра «Расскажи о…»
Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются».

Дидактическая игра «Закончи предложение»
Учит правильно употреблять слова, обозначающие различные части речи; согласовывать слова между собой; развивать фразовую и связную речь; совершенствовать графические навыки.
Дидактическая игра «Ответь на вопрос».
Учить отвечать на вопросы простым и сложным предложением с опорой на картинку, с союзами и, а, но, потому что.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы ОНР

«В гости к весне»
Цель: систематизировать знания детей о весне и ее приметах Задачи:  Расширение, активизация словаря по теме весна (глаголов).  Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).  Совершенствование навыка слогового анализа слов (деление слов на слоги).  Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений с опорой на картинку).  Упражнять в образование относительных имен прилагательных.  Автоматизация правильного произношение звука «Р» в словах и предложениях.  Развитие зрительного внимания и восприятия (дидактическое упражнение собери картинку).  Развитие мышления и связной речи (составление рассказа по схеме).  Развитие общей и мелкой моторики.  Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.  Воспитание у детей интереса к изменениям происходящим в природе.  Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схема рассказа, кассета с записью пьес П.И. Чайковского «Времена года», разноцветные бумажные кораблики, макет ручья, Ход:  Орг. момент «Приветствие с добрым утром» Логопед – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети – Веселое, радостное Логопед – Почему? Дети – Наступила весна, стало тепло и т.д. Игровая ситуация «Капелька» (читаем приглашение в гости к весне по компьютеру) Логопед – Закроем глаза, волшебная весенняя музыка незаметно прикоснется к нам и мы окажемся в гостях у весны.  Появляется Весна (логопед) Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, На ступеньки, на дорожки. Звонко скачут капли с крыши, К нам весна пришла. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Логопед – С капелькой играем и слова мы называем. Образуем слова одной семейки, от слова «капать» Логопед – Что скакало с крыши в стихотворение? Дети – Капли Логопед – Что начинается на припеке с крыш ранней весной? Ребенок – Капель. Логопед – Как можно назвать маленькую каплю? Ребенок – Капелька. Логопед – Если капли капают, то какие они? Ребенок – Капающие. Логопед – Кто назовет слова одной семейки, начиная со слова капать?  Упражнение «Раздели на слоги» Логопед – Посмотрите, как много капель накапало в мою чашу, опустите в нее руки и найдите картинки, связанные с весной Логопед – Назовите предмет, нарисованный на картинке и разделите слово на слоги (солнышко, сосулька, подснежник, проталинка, ручей, грач, скворец).  Упражнение «Составь предложение» Составьте предложение по своим картинкам ( 1 Весной солнце ярко светит и греет.2 Весной снег тает и появляются маленькие проталинки. 3На проталинках расцветают красивые подснежники.4 Весной с юга прилетают птицы.5 Перелетные птицы строят уютные гнезда).  Игра «соберем капельки» Логопед – из ваших предложений можно составить рассказ. В этом вам поможет схема. ( составление рассказа по схеме).  Физкультминутка «Весна» Пальчиковая игра «Апрель» ( по стихотворению С.Маршака)  Дидактическая игра «Лепестки подснежника» (игровая ситуация «Подснежник») Логопед – Поможем подснежнику распуститься?
Дети – Да! Логопед – Соберем лепестки и прочитаем весенние слова.(лужа, гроза, весна, верба) Дидактическое упражнение «Подбери слова». Логопед – Что может быть весенним? Ребенок – Весенний день, весеннее небо, весеннее солнышко, весенняя туча, весенний ручей, весенний ветер, весенняя лужа, весенняя гроза. Логопед – Что может быть солнечным? Ребенок – Солнечный день, солнечная погода, солнечный луч, солнечный зайчик. Логопед – Что может быть грозовым? Ребенок – Грозовая туча, грозовое небо, грозовой май.  Дидактическое упражнение «Весенний ручеек» (звучит музыка ручейка) Логопед – Какие звуки природы вы слышите? Дети – Журчанье ручейка Логопед – Пойдем с вами на журчанье ручейка (макет ручья) Логопед- Ручейки что делают? Дети- Журчат, шумят, бегут, звенят. Логопед – Что дети весной пускают по ручейкам? Дети – Кораблики.  Игра-соревнование «Кораблик» Логопед – Сейчас проведем соревнование. Подберите слова-действия. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики возьмете на прогулку. Логопед – Подснежник что делает? Ребенок – Появляется, расцветает, растет, пахнет. Логопед – Солнышко что делает? Ребенок – Светит, греет, пригревает, припекает. Логопед – Кораблики что делают? Ребенок – Плывут, качаются, переворачиваются. Логопед – Птицы что делают? Ребенок – Летают, поют, вьют, клюют. Подведение итогов Логопед (Весна) благодарит детей, дарит угощение. Звучит музыка.  Итог Логопед – Вам понравилось в гостях у весны? Дети – Да! Логопед – Чему вы сегодня научились? Дети – Слушать, думать, составлять рассказ.
Конспект открытого занятия с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

«Путешествие на весенний луг»
Лексическая тема: «Насекомые» Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Задачи: - совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с
опорой на картинки); -совершенствовать навык слогового анализа слов в игре «Цветы»; -расширять экспрессивный словарь детей словами-антонимами через дидактическую игру «Наоборот»; -упражнять в образовании сложных слов через Д/упр. «Скажи одним словом»; - развивать логическое мышление в игре «Четвертый лишний»; -развивать связную речь детей (составление рассказа по схеме); -развивать речевой слух, память; -развивать зрительный гнозис через Д/упр. «Какие насекомые спрятались», восприятие, внимание через игру «Собери картинку»; -развивать общую моторику; -воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе. Оборудование: предметные картинки насекомых, разрезные картинки насекомых, схема рассказа, цветы - мак, ландыш, ромашка, карточки с контурами насекомых, фигурки насекомых : жук, оса, комар, бабочка, муравей, кузнечик. Ход занятия. 1. Организационный момент - Приветствие «С добрым утром!» Логопед: поиграем в игру «Четвертый лишний» и вы узнаете о ком мы будем сегодня говорить (бабочка, ласточка, комар, жук) (кузнечик, водомерка, ландыш, оса) (пчела, муха, малина, муравей) Логопед: О ком мы будем говорить? Дети: Мы будем говорить о насекомых. Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Дети: Да. 2. Логопед предлагает детям совершить путешествие на весенний луг Д/игра «Собери картинку» Д/упр. «Назови одним словом» Логопед: У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют (пестрокрылой) У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют (большеглазой) У жука длинные усы, поэтому его называют (длинноусым) 3. Дидактическое упражнение «Составь предложение по картинке» (2-4 ответа детей) Красивая божья коровка сидит на зеленом стебельке. Стрекоза грызет вкусный, зеленый стебелек. Бабочка летает над красивыми цветами. Пчелы собирают нектар и несут в улей. 4. Составление рассказа по схеме. (2-3 рассказа) Летом на лугу можно увидеть разных насекомых. Красивые бабочки летают над цветами ( перелетают с цветка на цветок). Зеленые кузнечики прыгают и стрекочут в траве. Дружные
муравьи спешат к муравейнику. 5. Физкультминутка. Дети встают в круг. Бабочки проснулись, Встают на носочки, поднимают руки через К солнцу потянулись. стороны вверх Крылышками машут, Плавно взмахивают руками вверх-вниз. Над цветами пляшут. Выполняют «пружинку», покачивая руками. Друг за другом, друг за другом Кружатся на месте, руки в стороны. Кружат бабочки над лугом. Беззаботные летают, Бегут по кругу друг за другом, плавно Над цветочками порхают. взмахивая руками вверх-вниз Танцевали целый день - Выполняют прыжки на двух ногах на месте. Веселиться им не лень. Как устали танцевать, Шагают на месте. На цветочки сели спать. Приседают, руки складывают под щечкой. Завтра бабочки опять Встают, хлопают в ладоши. Будут над лужком порхать. 6. Д /игра «Наоборот» Майский жук большой, а божья коровка ( маленькая) У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные) У жука усы толстые, а у бабочки ( тонкие) У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая) У кузнечика лапки длинные, а у божьей коровки ( короткие) 7. Д /игра «Цветы» Логопед: посадите около мака насекомое, в название которого один слог; около ландыша - тех в названиях которых два слога; около ромашки - тех в названиях которых три слога. 8. Д/упр. «Рассмотри и назови» ( рассмотри рисунок и скажи какие насекомые спрятались) Обведи бабочку по контуру. 9. Итог. Сюрпризный момент (прилетает бабочка и приносит угощение)
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ОНР

«Машин день рождения»


Цель: развитие связной речи Задачи: - продолжать формировать навык составления рассказа по картине с опорой на схему; - закреплять навык составления простых распространенных предложений; - закреплять умение делить слова на слоги через Д/упр. «Разложи подарки» - упражнять в образовании относительных прилагательных; - упражнять в подборе антонимов в игре «Наоборот», синонимов к слову смелый;
- дифференциация звуков С – Ш в Д/упр. «Выбери подарок»; - развитие слухового внимания, зрительного восприятия в игре «Собери картинку»; - воспитывать у детей организованность, самостоятельность, дружеские отношения друг к другу. Оборудование: сюжетная картина, схемы-картинки, игрушка Маша, картинки в названии которых звуки С - Ш, разрезные картинки кондитерских изделий (торт, ватрушка, пироженое, булочка, сочник, пряник), набор чайной посуды: чашки, конфетница, вазочка для варенья, самовар. Ход занятия  Оргмомент «Приветствие» Л: Ребята, у вас есть друзья? Д: да. Л: Как вы проводите время со своим другом? Д: С другом я читаю интересные книги.( 2-3 ответа детей) С другом я играю в разные, увлекательные игры. С другом летом я катаюсь на велосипеде.  Тема занятия «Машин день рождения» Л. Ребята, к нам пришло письмо по электронной почте. Прочитаем ( чтение письма - приглашение на день рождения) Л. В каком мультфильме мы можем увидеть Машу? Д. «Маша и медведь» Л. Пойдем на день рождения? Д. Да. Л. Что принесем имениннику? Д. Подарки.  Д/упр. «Выберем подарок» Л. Выберите подарки в названии которых есть звук Ш (картинки в названии которых звуки С– Ш ) Появляется Маша (кукла) Д/упр. «Что подарим Маше» ( составление предложений с картинками) Я подарю Маше большой, желтый, воздушный шар. Я подарю Маше теплую, вязанную шапку. Я подарю Маше пушистую, белую кошку. и т. д. Д/упр. «Разложи подарки» ( разложите подарки в корзины : в корзину с цифрой 1 подарки в названии которых один слог, в корзину с цифрой 2 подарки в названии которых два слога, в корзину с цифрой 3 подарки в названии которых три слога.) Л. Ребята, что будем делать на дне рождении у Маши? Д. На дне рождении будем играть, петь, водить хоровод.
 Д/игра «Наоборот» (с мячом) ( подбор антонимов, синонимов к слову смелый) Мой друг грустный - мой друг веселый Мой друг злой – Мой друг ленивый – Мой друг лживый – Мой друг драчливый – Мой друг трусливый – мой друг смелый Л. Как по другому можем сказать (храбрый, отважный, бесстрашный)  Пальчиковая игра «Пирожки и плюшки» Мама пироги печет, Маша не отстает, Пальчики стараются, Плюшки получаются. На дощечке нет уж места, Мама снова месит тесто. - Отдохни , - сказала мама Машенька твердит упрямо: У меня же День рождения, Ярослав любит печенье. Плюшки любит наш Матвей, Бублики наш Тимофей, Все я это испеку, Только не жалей муку.  Игра – соревнование «Кто быстрее?» (собирают картинки кондитерских изделий)  Физкультминутка - музыкальная ( песня из мультфильма «Маша и медведь»)  Д/упр. «Какой , какая, какие» ( образование относительных прилагательных) Дети подходят к накрытому столу. Л: Маша накрыла стол. Что Маша поставила на стол? Д: Маша поставила на стол чашки, конфетницу, вазочку с вареньем, самовар. Л: Чашки из фарфора (какие?) – фарфоровые Л: Конфетница из керамики (какая7) – керамическая. Л: Вазочка из стекла (какая?) – стеклянная Л: Самовар из металла (какой?) – металлический.  Составление рассказа с опорой на схему «Машин день рождения» У Маши был день рождения. Маша накрыла стол. На стол Маша поставила 5 фарфоровых чашек, керамическую конфетницу, стеклянную вазочку с вареньем, металлический самовар. Маша пригласила друзей. К Маше пришли друзья и принесли подарки. Дети пели песни и играли. Ребята пили горячий чай с конфетами и вареньем. На Дне рождении было очень весело.  Итог

Консультация для воспитателей
Тема:
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей

дошкольного возраста»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:  Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;  Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;  Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;  Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами). Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения:  Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;  Установить последовательность изложения выявленных признаков;  Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания. С помощью метода моделирования – использования схем- моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:  Активизируется словарный запас;  Расширяется круг знаний об окружающем мире;  Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией;  Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.  Развивается фантазия и творческое воображение детей. Существует ряд требований к использованию моделирования: модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета; модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; модель должна быть доступной детям в повседневной жизни; модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать модели только одного вида. С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:  у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;  у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;  активизируется словарный запас;  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного

моделирования»
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:  связные высказывания короткие;  отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;  состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;  уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.  Использование приема наглядного моделирования дает возможность:  самостоятельного анализа ситуации или объекта;
 развития децентрации (умения менять точку отсчета);  развития замыслов-идей будущего продукта. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:  пересказ;  составление рассказов по картине и серии картин;  описательный рассказ;  творческий рассказ. ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:  предметные картинки;  силуэтные изображения;  геометрические фигуры. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников. ПЕРЕСКАЗ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:  усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;  формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);  передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа. РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:  выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;  определение взаимосвязи между ними;  объединение фрагментов в единый сюжет. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА. В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так
как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:  выделение значимых объектов картины;  рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;  определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;  объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов. Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик. А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику. Аналогично проходит работа по другим картинкам. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции. ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:  принадлежность к родовидовому понятию;  величина;  цвет;
 форма;  составляющие детали;  качество поверхности;  материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);  как он используется (какую пользу приносит)?  за что нравится (не нравится)? По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Рисунок СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:  угадывание эпизода по демонстрации действия;  рассказывание по демонстрации действия взрослым; Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:  ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;  логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;  конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;  ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”; и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки
растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель. Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе: пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели; творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Консультация дл родителей.

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе

с детьми с ОНР
"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Цель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению. Поиск эффективных методик коррекционного воздействия на речь детей всегда остаётся актуальным для учителя- логопеда. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование метода наглядного моделирования. В основе метода лежит использование заменителя (модели, в роли которого могут выступать схемы, символы, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные
изображения, пиктограммы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в коррекционной работе в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач. Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Наглядное моделирование можно использовать в работе над всеми компонентами речевой системы у дошкольников с ОНР. Остановимся на применении этого метода при коррекции звукопроизношения. Как известно, весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа: подготовительный; постановка звука; автоматизация звука; дифференциация смешиваемых звуков. На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению. На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков. Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т. д. Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они забывают артикуляцию формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на них картинками-символами. При автоматизации звука в слогах применяются зрительные символы согласных и гласных звуков. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы, силуэтные изображения. Дети с ОНР часто не могут правильно воспроизвести последовательность слов в предложениях, запомнить даже небольшое стихотворение. Автоматизировать и дифференцировать звуки в предложениях, стихотворениях и текстах помогают так называемые мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений с автоматизируемыми звуками. На каждое слово стихотворения рисуется картинка. После этого ребёнок, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Применение метода наглядного моделирования способствует усвоению знаний, вызывает
непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР позволяет повысить результативность коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Консультация для родителей.

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у

дошкольников с ОНР (II-III уровень)
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с ОНР в развитии связной речи: - отсутствие четкости и последовательности изложения; - высказывания — набор однословных предложений — прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения; - преобладают простые предложения, иногда с однородными членами; - полное или частичное отсутствие двусоставных предложений. - с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы. Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: - геометрические фигуры; - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы). - коллаж. Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с
эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание. Средства наглядного моделирования используют при обучении дошкольников: - пересказу; - составлению описательного рассказа о единичных предметах; - составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; - составлению рассказов из личного опыта; - рассказыванию (с элементами творчества); - составлению сравнительного описательного рассказа; - составлению рассказа по плану; - составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям. Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью в процессе целенаправленного обучения у детей с ОНР позволяет овладеть необходимыми речевыми умениями навыками при: - составлении описательных рассказов; - пересказе; - составлении рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; - составлению рассказа по плану; - составлении творческого рассказа. Таким образом, использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе.