Напоминание

Развитие мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях.

Автор: Панкратова Надежда Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №25 г. Братска
Населённый пункт:
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями на коррекционно-развивающих занятиях.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями

на коррекционно-развивающих занятиях.

«Все наши замыслы,

все поиски ипостроения

превращаются в прах,

если у ученика нет

желания учиться».

В.А.Сухомлинский

Разнообразные

исследования

структуры

деятельности

человека

неизменно

подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации.

Любая деятельность протекает эффективно и дает качественные результаты, если

при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание

действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения,

неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной

цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более

успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них

есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у

них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

У детей с интеллектуальными нарушениями мотивация к учебной деятельности

развивается

медленно

и

с

определёнными

трудностями.

Отношение

к

учебной

деятельности характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации

успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагогов.

Каждому педагогу известна такая ситуация: ребёнок может учиться, но ленив,

безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Действительно, отсутствие мотивации - основная причина учебной неуспешности.

Как повысить мотивацию ребят, как увеличить их стремление к познанию нового?

Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы

(внешние

и внутренние),

влияющие на активность

или пассивность

поведения.

Мотивационными процессами (мотивированием) можно управлять-

этот процесс

называют мотивированием.

Наиболее важное средство мотивирования у детей с интеллектуальными нарушениями –

это проведение коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей важно

укреплять собственное умение учиться.

Первоначально необходимо выявить на сколько развита мотивация у детей. Для

этого использую такие диагностики:

«Анкета определения школьной мотивации»;

рисуночный тест «Что тебе нравится в школе» Н.Г. Лускановой

Диагностические данные являются показателем для организации и проведения занятий с

целью коррекции и развития нарушенных функций, в том числе и мотивации.

Для активизации учебной мотивации на коррекционных занятиях использую:

1.

Занимательные

задания. Среди

мотивов

учебной

деятельности

самым

действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения.

Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к

последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес

формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к

процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

Например:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

2.

Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся

является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

Что случится, если…?

На что это похоже…?

Что мы уже знаем о…?

Что бывает круглым?

Что бывает желтым?

3.

Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые

оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так

и на развитие их специальных способностей».

- «Ну-ка, отгадай» Цель: развитие мышления.

- « Парные картинки» Цель: развитие мыслительных операций анализа и

сравнения.

- «Сочини предложения» Цель: развитие мышления и фантазии.

- «Сходство и различие» Цель: развитие мыслительных операций анализа и

сравнения.

- «Поиск предметов по заданным признакам» Цель: развитие мышления.

- «Составление рассказов по картине».

4. Творческие задания.

Различные творческие задания дети выполняют с большим

удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.

Дорисуй…

Нарисуй с помощью геометрических фигур..

Чего не хватает, дорисуй…

5. Восприятие материала с закрытыми глазами:

можно использовать для :

- настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физической

культуры),

- переключения эмоционального состояния учащихся в ходе занятия,

- после выполнения задания повышенной трудности,

- для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

В результате использования

упражнений игр наблюдается повышение учебной

мотивации детей с интеллектуальными нарушениями.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших

школьников является создание ситуаций успеха. Нужно стараться, чтобы каждый ребёнок

смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех,

продвижение вперёд.

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов

развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать

знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Литература

1.

Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход/ И.В. Дробышева

//

Математика в школе, 2001. – №4. – С.46-47.

2.

Кордина, Н.Е. Учение с увлечением / Н.Е. Кордина // Математика в школе, 2004. – №2.

– С.2-4.

3.

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова.

– М.: Педагогика, 1983.

4.

Матюхина, М.В. Мотивация учения / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1976.

5.

Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., 1982. – 208с.

6.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе / Г.И. Щукина. – М., 1979. – 160с.