Автор: Герасимик Наталья Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: образовательного учреждения ФКП №46 ФСИН России
Населённый пункт: п.Головино Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка олимпиады по дисциплине ОП.01 Экономические и правовые основы производственной деятельности
Тема: "Закон спроса и предложения. Рыночная цена"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению
олимпиады по дисциплине
ОП.01 «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
среди обучающихся по профессии среднего профессионального образования
29.01.08 Оператор швейного оборудования
Составитель:
Герасимик Наталья Ивановна,
преподаватель
2021
Олимпиада разработана для обучающихся ФКП образовательного учреждения
№46 на основе программы учебной дисциплины ОП.01.
Экономические и правовые
основы производственной деятельности
в соответствии с Федеральным
стандартом среднего профессионального образования по профессии 29.01.08
Оператор швейного оборудования, утверждённого приказом Минобрнауки России от
02.08.2013 № 767(ред. От 09.04.2015).
Организация-разработчик:
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 46
Федеральной службы исполнения наказаний (ФКП образовательное учреждение
№46)
Разработал:
Герасимик Наталья Ивановна, преподаватель федерального казенного
профессионального образовательного учреждения № 46 Федеральной службы
исполнения наказаний.
Цели и задачи Олимпиады:
Основными целями Олимпиады являются:
по отношению к обучающимся – создание благоприятных условий для
проявления и развития творческой инициативы обучающихся, реализации их
профессиональных способностей и интересов;
по отношению к педагогам – мотивация работников системы образования на
организацию интеллектуально-творческой, исследовательской и практической
деятельности обучающихся.
Комплексный теоретический тест разработан согласно требованиям
Федерального стандарта среднего профессионального образования, утверждённого
приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 767(ред. От 09.04.2015).
В ходе выполнения задания, обучающиеся должны проявить знания, служащие
основой для формирования следующих профессиональных компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определённых руководителем.
- применять экономические и правовые знания в конкретных производственных
ситуациях.
- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
Задачами Олимпиады являются:
1) демонстрация обучающимися компетенций, освоенных в процессе
обучения и профессиональной деятельности и проявляющихся в:
способности к анализу, оценке и проектированию своей деятельности,
ответственности за нее;
готовности к самостоятельным системным действиям в профессиональной
ситуации, поиску и творческому решению профессиональных проблем;
демонстрации личностных и профессиональных качеств, востребованных на
рынке труда;
2) развитие практики реализации компетентностного подхода в
профессиональном образовании с учетом специфики профессиональной
деятельности;
4) повышение престижности рабочих профессий, востребованных на
рынке труда;
Руководство олимпиады.
Руководство подготовкой и проведением олимпиады осуществляет оргкомтет.
Участники конкурса.
К участию в Олимпиаде приглашаются обучающиеся группы
№ 1.ОШО.
С.22
Порядок организации и проведения
Олимпиады.
Олимпиада состоит из двух туров — теоретического и практического.
Теоретический тур - предполагает выявление уровня освоения общих и
профессиональных компетенций.
Выполняется в форме тестовых заданий.
При составлении заданий любого тура учитывается востребованный на рынке труда
уровень профессиональной деятельности.
Практический тур - выполнение заданий практического тура предполагает
применение компетенций, востребованных на современном рынке труда;
Материально-техническое обеспечение и литература
-
Основы экономики : учебник. – 2-е изд. / В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2010. – 224 с. – (Профессиональное образование).
Соколова С.В. «Основы экономики»: учебное пособие для нач. проф. образования. -
М., Академия, 2002.- 128 с.,
. Соколова «Основы экономики»: рабочая тетрадь для начального профессионального
образования.- М., Академия, 2002.- 96 с.
. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»: учебник для
начального профессионального образования, М.. Академия. 2006.- 176 с.
Состав жюри
В состав жюри входят: заведующий филиалом, преподаватель дисциплины, мастер
производственного обучения высшей квалификационной категории.
В компетенцию жюри входит:
Осуществление контроля над общим ходом Олимпиады;
Решение спорных вопросов, возникающих в ходе проведения Олимпиады;
Составление протокола Олимпиады.
Организация контроля и оценивания
На проведение Олимпиады выделяется 90 минут.
Вводная часть – 5мин.
Выполнение заданий Олимпиады – 75 мин.
Подведение итогов – 10 мин.
Условия выполнения задания
Часть А
Отметьте ячейки, в которых содержатся верные утверждения.
Сумма номеров ячеек с верными ответами должна быть равна 50.
Тема: «Что изучает экономическая наука. Выбор»
1
2
3
4
Проблема ограни-
ченности — это
проблема бедных
стран
Тот, у кого есть
волшебная палочка,
не нуждается в
изучении экономики
Безработный сле-
сарь не является
трудовым ресур-
сом
Доход предприни-
мателя — зарплата
5
Проблему ограни-
ченности можно
решить, если уве-
личить производство
товаров и услуг
6
Если в стране
пройдёт общена-
циональная
забастовка, КПВ
сдвинется влево-
вниз
7
Экскаватор,
лопата, кирпич,
щебень относятя
к земельным
ресурсам
8
Лошадь, которая
пашет в поле, не
является трудовым
ресурсом
9
Энергия ветра,
вырабатывающая
электроэнергию,
является эконо-
мическим благом
10
Программист, ко-
торый лежит на
диване и составляет
алгоритм, является
трудовым ресурсом
11
Рельсы и шпалы
— это пример
субститутов
12
Альтернативная
стоимость измеряется
только в денежном
выражении
13
Альтернативная
стоимость — это все
отвергнутые варианты
14
Хлеб и масло — это
комплементарные
блага
15
Кот, спасающий
амбар от мышей,
является трудо-
вым ресурсом
16
КПВ показывает,
сколько товаров
может произвести
страна при полном
использовании
ресурсов
Прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа:
За каждый правильный ответ начисляется один балл, максимальное количество
баллов за тестовые задания – 7 баллов.
1. В результате лесных пожаров на мировом рынке существенно уменьшилось
предложение древесины. При этом среднерыночная цена древесины осталась
относительно неизменной. При прочих равных условиях это свидетельствует о том,
что общий спрос на древесину:
а. уменьшился
б. не изменился
в. вырос
г. нельзя определить однозначно
2. Если при прочих равных условиях обменный курс повышается с 72 до 75 рублей за
евро, то от этого получает явную выгоду:
а. российский турист, прилетевший из Санкт-Петербурга в Лиссабон
б. немецкий автолюбитель, заплативший таможенную пошлину при пересечении
границы в размере 150 евро
в. российский экспортёр зерна, получивший оплату за очередную поставку
стоимостью 100 000 евро (все расходы были понесены в рублях)
г. французская компания, только что перечислившая своему российскому филиалу
заём в размере 250 млн рублей посредством списания эквивалентной суммы в евро со
своего банковского счёта
3. Кирилл, положив на счёт в банке 100 000 рублей, спустя два года закрыл вклад и
получил процентный доход в размере 8 160 рублей. Проценты по такому вкладу
выплачивались раз в год, причём процентный доход за первый год Кирилл оставил на
счёте, так что во втором году проценты начислялись на уже увеличившуюся сумму.
Исходя из этого, годовая процентная ставка в банке составляет
а. 2,08 %
б. 4 %
в. 8 %
г. 8,16 %
4. Любая точка, находящаяся выше кривой производственных возможностей страны,
характеризуется тем, что
а. данную комбинацию товаров невозможно произвести в условиях полной занятости
при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов
б. после производства товаров в данной комбинации страна не израсходует свои
ресурсы полностью
в. производство данной комбинации товаров будет возможно при нулевой
циклической безработице в стране
г. производство данной комбинации товаров будет возможно, если страна уменьшит
запас всех факторов производства
5. Потерями мёртвого груза при монополии называется
а. величина невозвратных издержек монополиста при входе на конкретный рынок
б. издержки, которые несёт общество, связанные с несовершенством данного типа
рыночной структуры
в. недополучение государством налоговых поступлений от сложившейся монополии
г. транспортные расходы, которые несёт монополист в случае естественной
монополии
6. Обнаружение крупного месторождения никеля при прочих равных условиях,
скорее всего, повлечет за собой
а. рост как среднерыночной цены на никель, так и объёмов его добычи
б. рост среднерыночной цены на никель и падение объёмов его добычи
в. падение среднерыночной цены на никель и рост объёмов его добычи
г. падение как среднерыночной цены на никель, так и объёмов его добычи
7. На рисунке ниже представлены графические изображения кривых спроса и
предложения на рынке фарфоровых тарелочек. Определите, при какой цене из ниже
перечисленных на фарфоровые тарелочки на рынке будет наблюдаться наибольший
излишек товара, где Р - предложение, Q – спрос.
А. 8
Б. 10
В. 12
Г. 24
Часть Б
ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ:
Решите задачи и запишите правильный ответ:
8. У царя было три сына. И когда пришло время выбирать наследника, он раздал
каждому по одному миллиону рублей и объявил, что править будет тот сын, который
за три года наиболее удачно распорядится деньгами, а накопленная царевичем за это
время сумма станет тому подарком на венчание. Старший на всю сумму накупил
государственных облигаций с номинальной стоимостью 20000 рублей каждая. По
каждой такой облигации выплачивается ежегодный доход в виде 7% от её
номинальной стоимости, а в конце третьего года государство выкупит её за ту же
сумму, за которую старший сын её приобретал. Средний сын на всю сумму купил
акции металлургического комбината по их рыночной стоимости 1000 рублей. В
первый год рыночная стоимость акций показала аж 30 %-ный рост, однако за второй
и третий годы оба раза упала на 5 % относительно уровня предыдущего года.
Испугавшись отрицательной динамики, средний сын в конце третьего года продал
весь пакет акций по установившейся на тот момент рыночной стоимости. Младший
сын обменял всю сумму на валюту соседнего государства по курсу 1:30 (один рубль
на тридцать тугриков). После первого года, когда обменный курс рубля снизился до
25 тугриков за рубль, он перевёл половину имевшейся на тот момент суммы в рубли.
Спустя два года курс рубля снизился уже до 24 тугриков за единицу, и младший сын
перевёл в рубли и оставшиеся тугрики. Определите, кого из сыновей назначит царь
своим наследником. Какую сумму (в рублях) этот царевич получит в качестве
подарка на венчание.
2 балла за правильный ответ. 0 баллов за неправильный ответ.
Критерии оценки
Максимальное количество баллов за выполнение заданий
части А и части Б.– 59
1 место 59 – 56 баллов
2 место 55 – 51 баллов
3 место 50 – 41 баллов
Эталон.
Олимпиада по дисциплине ОП.01 «Экономические и правовые основы
производственной деятельности»
Часть А
Отметьте ячейки, в которых содержатся верные утверждения.
Сумма номеров ячеек с верными ответами должна быть равна 50.
Тема: «Что изучает экономическая наука. Выбор»
1
Проблема ограни-
ченности — это
проблема бедных стран
2
Тот, у кого есть
волшебная палочка,
не нуждается в
изучении экономики
3
Безработный
слесарь не
является
трудовым
ресурсом
4
Доход предприни-
мателя — зарплата
5
Проблему ограни-
ченности можно
решить, если уве-
личить производство
товаров и услуг
6
Если в стране
пройдёт общена-
циональная
забастовка, КПВ
сдвинется влево-
вниз
7
Экскаватор,
лопата, кирпич,
щебень
относятя к
земельным
ресурсам
8
Лошадь, которая
пашет в поле, не
является трудовым
ресурсом
9
Энергия ветра,
вырабатывающая
электроэнергию,
является эконо-
мическим благом
10
Программист, ко-
торый лежит на
диване и состав-
ляет алгоритм,
является трудо-
вым ресурсом
11
Рельсы и шпалы
— это пример
субститутов
12
Альтернативная
стоимость изме-
ряется только в
денежном выра-
жении
13
Альтернативная
стоимость — это все
отвергнутые варианты
14
Хлеб и масло — это
комплементарные
блага
15
Кот, спасающий
амбар от
мышей,
является трудо-
вым ресурсом
16
КПВ показывает,
сколько товаров
может произвести
страна при полном
использовании
ресурсов
Выберите один правильный ответ:
1. В результате лесных пожаров на мировом рынке существенно уменьшилось
предложение древесины. При этом среднерыночная цена древесины осталась
относительно неизменной. При прочих равных условиях это свидетельствует о том,
что общий спрос на древесину
а. уменьшился
б. не изменился
в. вырос
г. нельзя определить однозначно
2. Если при прочих равных условиях обменный курс повышается с 72 до 75 рублей за
евро, то от этого получает явную выгоду
а. российский турист, прилетевший из Санкт-Петербурга в Лиссабон
б. немецкий автолюбитель, заплативший таможенную пошлину при пересечении
границы в размере 150 евро
в. российский экспортёр зерна, получивший оплату за очередную поставку
стоимостью 100 000 евро (все расходы были понесены в рублях)
г. французская компания, только что перечислившая своему российскому филиалу
заём в размере 250 млн рублей посредством списания эквивалентной суммы в евро со
своего банковского счёта
3. Кирилл, положив на счёт в банке 100 000 рублей, спустя два года закрыл вклад и
получил процентный доход в размере 8 160 рублей. Проценты по такому вкладу
выплачивались раз в год, причём процентный доход за первый год Кирилл оставил на
счёте, так что во втором году проценты начислялись на уже увеличившуюся сумму.
Исходя из этого, годовая процентная ставка в банке составляет
а. 2,08 %
б. 4 %
в. 8 %
г. 8,16 %
4. Любая точка, находящаяся выше кривой производственных возможностей страны,
характеризуется тем, что
а. данную комбинацию товаров невозможно произвести в условиях полной занятости
при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов
б. после производства товаров в данной комбинации страна не израсходует свои
ресурсы полностью
в. производство данной комбинации товаров будет возможно при нулевой
циклической безработице в стране
г. производство данной комбинации товаров будет возможно, если страна уменьшит
запас всех факторов производства
5. Потерями мёртвого груза при монополии называется
а. величина невозвратных издержек монополиста при входе на конкретный рынок
б. издержки, которые несёт общество, связанные с несовершенством данного типа
рыночной структуры
в. недополучение государством налоговых поступлений от сложившейся монополии
г. транспортные расходы, которые несёт монополист в случае естественной
монополии
6. Обнаружение крупного месторождения никеля при прочих равных условиях,
скорее всего, повлечет за собой
а. рост как среднерыночной цены на никель, так и объёмов его добычи
б. рост среднерыночной цены на никель и падение объёмов его добычи
в. падение среднерыночной цены на никель и рост объёмов его добычи
г. падение как среднерыночной цены на никель, так и объёмов его добычи
7. На рисунке ниже представлены графические изображения кривых спроса и
предложения на рынке фарфоровых тарелочек. Определите, при какой цене из ниже
перечисленных на фарфоровые тарелочки на рынке будет наблюдаться наибольший
излишек товара
А. 8
Б. 10
В. 12
Г. 24
Часть Б
ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ:
Решите задачи и запишите правильный ответ:
Задание 8.
Ответ: 1 225 000
Решение: вычислим, какая сумма окажется на руках у каждого сына спустя три года:
старший получает ежегодный фиксированный доход в размере 7% от 1 000 000
рублей, таким образом, спустя три года он будет распологать 121% от миллиона,
иначе говоря, 1 210 000 рублями.
Состояние среднего сына в первый год увеличится на 30%, во второй упадёт на 5% и
в третий, соответственно, ещё на 5%. Общая сумма на его руках составит:
1 000 000*(1,3*0,95*0,95)=1 000 000*1,17325=1 173 250
Младший сын к концу первого года будет распологать 30 000 000 тугриков.
Произведём расчёт:
15
000
000
+15
000
000
= 15 000 000 *( 25+24 ) = 150
000 *49
= 1 225 000
25 24 25*24 6
Таким образом, младший сын оказался самым предприимчивым.
2 балла за правильный ответ. 0 баллов за неправильный ответ.
Критерии оценки
Максимальное количество баллов за выполнение заданий
части А и части Б– 59
1 место 59 – 56 баллов
2 место 55 – 51 баллов
3 место 50 – 41 баллов
ПРОТОКОЛ
результатов оценивания участников олимпиады среди обучающихся филиала № 1
ФКП образовательного учреждения № 46
по дисциплине
ОП.01 «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования»
«18» ноября 2021 г.
Комиссия в составе:
Председателя: Шитова Марина Юрьевна, заведующий филиалом
Членов комиссии:
Герасимик Наталья Ивановна, преподаватель
Журкина Ирина Александровна, мастер производственного обучения высшей
квалификационной категории
рассмотрела работы участников и подвела итоги
№
п/п
Фамилия, имя,
отчество обучающегося
Максималь
ное
количество
баллов
Общее
количество
набранных
баллов
Место
1.
Афанасьева Оксана
Валерьевна
59
58
1
2.
Байкова Алёна
Игоревна
59
31
-
3.
Гжелина Екатерина
Александровна
59
24
-
4.
Зеленцова Анастасия
Георгиевна
59
41
3
5.
Костина Елена
Ивановна
59
27
-
6.
Кузнецова Варвара
Анатольевна
59
55
2
Председатель комиссии:____________________________________
Члены комиссии:___________________________________________
____________________________________________
_________________________________________
АНАЛИЗ
результатов оценивания участников олимпиады среди обучающихся филиала № 1
ФКП образовательного учреждения № 46
по дисциплине
ОП.01 «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования»
«18» ноября 2021 г.
Комиссия в составе:
Председателя: Шитова Марина Юрьевна, заведующий филиалом
Членов комиссии:
Герасимик Наталья Ивановна, преподаватель
Журкина Ирина Александровна, мастер производственного обучения высшей
квалификационной категории
рассмотрела работы участников и подвела итоги
№
п/п
Фамилия, имя,
отчество обучающегося
Максималь
ное
количество
баллов
Общее
количество
набранных
баллов
Место
1.
Афанасьева Оксана
Валерьевна
59
58
1
2.
Кузнецова Варвара
Анатольевна
59
55
2
3.
Зеленцова Анастасия
Георгиевна
59
41
3
Председатель комиссии:____________________________________
Члены комиссии:___________________________________________
____________________________________________
_________________________________________