Напоминание

"Взаимодействие воспитателя и родителей в обучении детей правилам этикета в соответствии ФГОС ДО"

Автор: Ковалевская Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №39"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие воспитателя и родителей в обучении детей правилам этикета в соответствии ФГОС ДО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Взаимодействие воспитателя и родителей в обучении детей правилам этикета в соответствии ФГОС ДО» Взаимодействие - э то совместная деятельность, в которой каждый участник равноценен другим в выполнении отведенной ему роли, допол няет других участников, вносит свое видение раз решения проблемы, опирается на других участников, уважает их знания и вклад в дело. В соответствии с ФГОСДО социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования выглядит следующим образом: -ребёнок физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; -любознательный активный; -эмоционально - отзывчивый; -овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; -универсальными предпосылками учебной деятельности; -необходимыми умениями и навыками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения; -решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; -имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе. Сформировать данный «социальный портрет» ребёнка невозможно без развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа. Эти основы закладываются в ребёнка буквально с рождения. Воспитание культуры поведения у детей предполагает совместную ра боту воспитателя и родителей: воспитатель, как професси онал, дает ориентиры формирования этикетного пове дения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по самовоспитанию. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители - с отдельным ребенком. Каждый участник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику. Нередко педагоги считают, что они в силу своего педагогического образования играют ведущую роль в воспитании. Но, во-первых, родители тоже могут иметь это образование, во-вторых, у них больший опыт общения с детьми, в-третьих, как бы хорошо воспитатель ни знал ребенка, родители знают его лучше и больше, чем воспитатель, настроены на него. Однако никак нельзя принижать значение специального образования, т. е. владение методикой воспитания и обуче ния, а также возможность анализировать результаты своей деятельности со значительным числом детей. Кроме того, постоянная педагогическая деятельность создает условия быстрого приобретения педагогического опыта. Таким об разом, взаимодействие воспитателя и родителей сущес твенно обогащает как участников этого процесса, так и сам воспитательный процесс, направленный на ребенка. Цели воспитателя в работе с родителями: - убедить их в необходимости обучения детей правилам, этикета; - добиться, чтобы им самим, хотелось участво вать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; - расширить их знания по содержанию этикета. Формы совместной воспитательной работы разнообраз ны. Но начинать следует с установления между воспитателем и родителями доброжелательных партнерских отношений, с создания атмосферы общих интересов и взглядов. Конечно, ведущая роль в создании таких отношений при надлежит педагогу. И воспитатель, и родители заинтересо ваны в достижении общей цели - создании благоприятных условий для
воспитания ребенка творческой, духовно богатой, высоконравственной личностью, принятой обще ством и успешно в нем действующей. Затем воспитателю следует позаботиться о повышении педагогической культуры родителей, компонентами кото рой являются, во-первых, позитивное и доверительное отношение к воспитателю, во-вторых, наличие у родителей психолого-педагогических знаний и, в-третьих, наличие практических знаний, умений и навыков по воспитанию у детей культуры поведения. Позитивно-доверительное отношение родителей к вос питателю становится возможным, когда он является для них авторитетом. Авторитетный педагог обладает следующими качествами: он с любовью, уважением и заботой от носится к детям; владеет профессиональными знаниями и умениями; обладает достойными уважения личностными качествами и общей культурой; уважает родителей воспи танников и считается с их интересами; спокоен и выдержан в поведении, доброжелательно относится к людям. Психолого-педагогические и практические знания и умения приобретаются в процессе воздействия воспитателя на родителей и их совместной воспитательной деятельности. Родители, а также бабушки и дедушки могут прини мать участие в занятиях, например, по темам: «Столовый этикет», «Посещение театра», «Прием гостей» и т. д. Они не только наблюдают за детьми, но и знакомятся с теми правилами, которыми овладевают дети, помогают воспита телю, приобретают общее с педагогом видение на воспита ние у детей культуры поведения. Выполнение домашних заданий, предложенных на занятиях по этикету, также способствует привлечению взрослых к обучению своих детей. Родительские конференции вооружают не только роди телей, но и воспитателей дополнительной, нередко важной информацией о применяемых в семьях способах воздейст вия на детей. Четкая и продуманная организация конфе ренции создает благоприятные условия для выработки педагогами и родителями общего воспитательного подхода, для обмена семейным опытом, распространения интерес ной информации. Родители, серьезно занимающиеся вос питанием своих детей, имеют возможность не только пере дать другим свой опыт, но и проявить себя, получить удовлетворение от результатов своего воспитательного опыта. Молодые родители наглядно видят необходимость личного кропотливого внимания к процессу становления личности ребенка. На родительских собраниях и консультациях раскрыва ются задачи, направление и ход воспитательной работы. Педагогу всегда необходимо соблюдать уважение к личности ребенка и родителя, но на родительском собрании про явление уважения особенно важно, поскольку оно необхо димо не только для конкретного родителя и его ребенка, но и для становления родительского коллектива, способного к сотрудничеству с педагогическим коллективом детского са да. Нежелательно говорить на общем собрании о недостатках ребенка, об ошибках в воспитании детей, допускаемых семьей, высказывать критичные замечания в сторону се мейного воспитания. Лучше давать позитивные оценки, соз давая общий положительный настрой, а негативные ситуа ции разбирать при индивидуальной консультации с теми родителями, которые в подобной консультации нуждаются. Во время консультации должны даваться конкретные рекомендации, касающиеся ребенка и условий его жизни. Общие педагогические размышления не имеют для родителей такого значения, как серьезный разговор об особенно стях воспитания их ребенка. Тематика консультаций и бе сед, направленных на обучение детей правилам этикета, может быть разнообразной, но всегда связанной с той рабо той, которую ведет воспитатель со своими подопечными. Например: «Нужно ли обучать детей правилам этикета?», «Как помочь ребенку избавиться от дурных привычек», «Как воспитывать любовь к близким людям» и т. п. Интересным материалом для родительских обсуждений и раз мышлений могут быть детские фотографии, аудио- или видеозаписи, с помощью которых родителям предоставляется возможность взглянуть на себя глазами детей. Но, вводя этот материал, следует руководствоваться чувством такта и важнейшим принципом
человеческих отношений «не навреди». Совместные досуги и детские праздники, в которых принимают участие дети вместе со своими родителями, способствуют закреплению и у детей, и у взрослых правил этикета - гостевого, подарочного и других его разновид ностей. Названные формы совместной деятельности, безуслов но, ведутся при руководящей роли педагога. Но есть и та кие формы, которые могут проводиться по инициативе и при руководстве родителей. Это приглашение детей груп пы в свой дом на детский праздник или для обычного посе щения, походы в театр или в кино, прогулка в парке, игры с детьми во дворе дома. Это такая организация быта семьи, в которой ребенок имеет возможность соблюдения правил этикета и принимает их как естественное условие своей жизни. Привлекая родителей к совместной работе по воспита нию у детей культуры поведения, воспитателю надо помнить, что не все родители знают этикет. Учить же взрослого человека следует осторожно, тактично и нена вязчиво. В своей речи желательно исключить такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», «вы не знаете», заменив их такими, как «разумно», «желательно», «целесообраз но», «это будет лучше для вашего ребенка». Само обуче ние родителей проводится посредством воспитания детей, т. е. им дается знание только тех правил этикета, которым обучаются их дети. «Мне бы хотелось обратить ваше внимание, - говорит воспитатель, - на те правила столового этикета, которые мы будем изучать на занятиях и соблюде ние которых будем требовать от детей во время приема пищи. Очень надеюсь на вашу помощь: пусть ребята и дома соблюдают столовый этикет». Присутствие родителей на занятии также способствует углублению их знаний в области общепринятого поведения. Для того чтобы родители стали союзниками педагога в деле воспитания у детей культуры поведения, чтобы они знали, как правильно воздействовать на ребенка, и какие способы воздействия наиболее эффективны. Можно пореко мендовать им специальную литературу: книги или статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Няня», « Haш малыш» и др. Же лательно и в группе иметь педагогическую библиотечку, в которой наряду с методическими пособиями, брошюрами и журналами найдется место и литературе по содержанию этикета и по обучению его правилам детей дошкольного воз раста. Самому же педагогу можно расширить свои знания, изучив научно-педагогическую литературу, посвященную проблемам взаимодействия воспитателя и родителей. Важнейшим условием эффективной работы, в том числе и работы с родителями, является ее постоянный и целена правленный характер. Почему бы не поместить в помещении дошкольного об разовательного учреждения каждой группы такое объявление: «Уважаемые родители! Мы являемся вашими помощниками в воспитании детей и делаем это с радостью!» О чем оно свидетельствует? Об отношении к родителям как главным воспитателям своих детей, о стремлении педаго гов привлечь родителей в детский сад, о желании помочь родителям, об уважении родителей и уважении собствен ного положения педагога. Список литературы: 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. — М., 1994 2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада. — М., 1989 3. Дуброва В. П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей. — Минск, 1997 4. Симановский А. Э., Метенова Н. М. Работа воспитателя детского сада с семьей. — Ярославль, 1991