"Как сделать любимый урок полезным и привлекательным?"
Автор: Бадеева Любовь Георгиевна Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: г. Альметьевск Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать любимый урок полезным и привлекательным?"
Бадеева Любовь Георгиевна
учитель физической культуры, высшая квалификационная категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Альметьевск Республики Татарстан
«Как сделать любимый
урок полезным и
привлекательным?»
Физкультура для многих
детей - самый любимый
урок. И не потому, что на
нем вроде бы не надо
думать – играй, да играй
себе в мяч, - а потому,
что только здесь, в
спортивном зале, в
честном соперничестве
можно победить
одноклассника или, что еще почетнее, преодолеть свою физическую и моральную
слабость. Такие, казалось бы, незначительные победы надолго остаются в памяти.
Урок физкультуры по своему содержанию и методике проведения - один из
самых трудных. Учителю важно научить детей технике спортивных дисциплин,
правильному преодолению больших физических нагрузок и главное - добиться по-
человечески добрых отношений с учениками.
Хочу поделиться своими методическими приемами, которые помогают
успешно соединить в одном уроке большие физические нагрузки и интерес детей,
высокий эмоциональный настрой и дисциплину, работу с учителем и умение
самостоятельно выполнять упражнения.
Каждый раздел урока имеет свои особенности.
Перемена. Начало занятия
Урок физкультуры начинается с перемены. Как быть: пускать детей в зал со
звонком или дать им возможность на перемене поиграть, потренироваться в зале?
Многие учителя не пускают детей на перемене в спортивный зал, мотивируя
это тем, что им (учителям) надо отдохнуть. Вот и бегают дети младших и средних
классов в раздевалке или в коридоре. А в результате нет настроя на урок и
возможны травмы. После такой перемены ребят трудно организовать, и учитель
тратит много сил и энергии на то, чтобы привести ребят в чувство.
Более разумным представляется следующий подход: основной спортивный
инвентарь находится в зале - мячи баскетбольные и волейбольные на стеллажах,
скакалки, обручи, штанга, гири и гантели для подкачки. При правильной
организации класс всю перемену занимается самостоятельно в зале: одни бросают
мяч в корзину; другие качаются; кто-то готовится к зачету по физкультуре. Главное,
никто не мешает друг другу. Учитель находится в зале и зрительно контролирует
всех ребят. Нарушителя дисциплины (установленного порядка) можно временно
посадить на скамейку, тренирующемуся самостоятельно помочь и т.д. Со звонком
или по команде учителя весь инвентарь убирается на место, и класс строится перед
учителем в одну шеренгу в определенном, заранее установленном месте. Учитель
принимает стойку "смирно" и здоровается с классом. При виде подтянутого
учителя подтягивается и весь класс (к этому надо стремиться).
После такой строгой процедуры желательно пошутить, улыбнуться, кратко
обозначить задачи урока и начать разминку.
Школа - консервативное заведение, с трудом поддающееся ломке и коренным
преобразованиям. В этом - сила школы, но в этом и ее слабость. Умелое сочетание
постоянного, неизменного в процессе обучения с элементами новизны - в этом
заключается мастерство учителя.
В начале урока класс постоянно строится на одном и том же месте в зале.
Постоянно происходит один и тот же ритуал: приветствие, объяснение задач урока,
команда: "Напра-во! Бегом-марш!".
Вдруг учитель дает команду: "Нале-во! Бегом-марш!" Ошибки, смех, а все
вместе создает атмосферу непринужденности и... вообще любую работу лучше
начинать с улыбки.
Или другое начало, неожиданное для класса: "Класс, прямо шагом марш!"
Как правило, дети по традиции поворачиваются направо и начинают движение в
колонну по одному, т.к. они привыкли к раз и навсегда заведенному порядку и не
вслушиваются в слова учителя.
Хорошее начало урока - игра "Класс - смирно!" Причем чем старше дети, тем
с большим удовольствием они играют и с меньшим удовольствием проигрывают, а
уж задача учителя - заставить ошибиться как можно большее количество детей.
Причем в любом случае результат будет положительным. Если много проигравших
- значит плохо слушают учителя и есть резерв для роста, если мало проигравших,
то класс внимательно слушает учителя и можно переходить к более сложным
заданиям, а детей обязательно похвалить.
На уроке нет мелочей. На качество урока влияет все: от выражения лица
учителя до тембра его голоса.
Есть хорошее правило: прежде чем что-то сделать, надо
четко, внятно и
кратко объяснить детям, что вы от них хотите. Если класс построен в одну шеренгу,
а учитель стоит перед первыми 5-7 учениками, то крайние 5-7 учеников не слышат
объяснения, начинают разговаривать, переминаться, толкаться, начало урока под
угрозой срыва... Объяснять надо так, чтобы слышал весь класс. Например, перед
бегом необходимо обговорить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять,
срезать дистанцию, выбегать из строя и т.д.
Учитель во время бега располагается в том углу зала, возле которого класс
строился (как правило, возле тренерской комнаты). Стоять надо таким образом,
чтобы увидеть каждого ученика, пробегающего мимо, установить с каждым
зрительный контакт, чтобы никто не почувствовал себя потерянным на уроке. В
этот момент учитель может подсказать направляющему темп бега или изменить
направление, одного похвалить, другому пальцем погрозить за нарушение, а
результатом будет полная отдача детей на уроке.
Кроме того, глядя на лица учеников, пробегающих мимо, можно заметить
признаки усталости, остановить ученика, попросить его перейти на ходьбу, т.е.
участвовать вместе с ребятами в уроке.
Дети редко утомляются от физических нагрузок. Их утомляет монотонность,
однообразие, а все вместе это называется скука. Разминка начинается с бега, а бег и
есть то самое монотонное занятие, которое необходимо разнообразить. Хорошим
приемом, стимулирующим учеников, является обозначение длины пробегаемой
дистанции, или количество кругов по залу, или количество метров. В стандартном
школьном зале 24х12 метров один круг в среднем составляет 50 м. Перед
пробежкой необходимо четко объяснить классу,
как бежать (в колонну по одному,
по два и т.д.), куда бежать (например, противоходом, по диагонали и т.д.) и сколько
бежать (например, 10 кругов против часовой стрелки, 10 кругов по часовой - всего
1 км).
Более высокой степенью организации класса будет постановка усложненной
задачи перед беговой частью урока. Например: "Сейчас, ребята, проверим вашу
память: надо пройти 10 шагов, пробежать один круг против часовой стрелки (или в
каком-нибудь направлении), затем от преподавателя по диагонали и направо, потом
от преподавателя по диагонали и налево, один круг приставным шагом правым
плечом, один круг приставным шагом левым плечом, один круг спиной, вперед и
один круг пройти шагом. Если внимательно вслушаться (а именно этого и
добивается учитель), то все легко запоминается. Зато во время выполнения задания
основная масса детей думает о его правильном выполнении, подсказывает
направляющему, т.е. активно участвует в разминке, а значит, нет места скуке...
Можно начать урок и по-другому. После объяснения задач урока класс
поворачивается направо и встает парами. Так в колонну по 2 ребята бегут по залу.
Можно одну колонну пустить по часовой стрелке, а другую - против, тогда дети
поневоле ускоряют движение, чтобы быстрее встретиться. Еще один вариант. Класс
бежит парами, одна колонна получает № 1, вторая - № 2. По первому свистку
учителя команда N 1 поворачивается кругом и строго в колонну по одному бежит в
противоположном направлении. Как только учащиеся колонны № 1 сравняются с
учениками колонны № 2, они поворачиваются кругом и продолжают движение в 2
колонны, как вначале. По второму свистку то же самое делают учащиеся колонны
№ 2.
Этот вариант можно усложнить. Класс рассчитывается на первый-второй. Во
время бега в колонну по одному по первому свистку (или жесту учителя - поднят
один палец вверх) первые номера на ходу делают шаг влево, поворачиваются
кругом и в колонну по одному продолжают движение в обратном направлении. При
встрече со своими вторыми номерами все ученики колонны № 1 встают перед
своими вторыми номерами и продолжают движение. По второму свистку или жесту
то же самое делают вторые номера.
Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение.
Класс так же рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному
с дистанцией друг от друга в один метр. По свистку учителя вторые номера делают
ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и
продолжают движение. По второму свистку (сигналу учителя) то же делают вторые
номера. В младших классах даются задания игровые: бег по бревну через болото (в
данном случае необходимо бежать строго по линии волейбольной разметки), бег
самолетиком (руки в стороны), птицей и т.д. Любят дети и игру "Светофор".
Учитель руки опустил вниз - зеленый свет, машины едут (класс бежит в колонну по
одному), руки в стороны - красный свет, проезд запрещен. Кто ошибся, т.е.
столкнулся с впереди бегущим, обогнал его или не остановился, выбывает из игры.
И еще один прием, позволяющий активизировать интерес детей к бегу, -
показывать на пальцах высоко поднятой руки количество кругов, которые класс
пробежал, или количество оставшихся кругов. Если добавить элемент артистизма и
юмора, то любая дистанция в зале не покажется детям бесконечной. Не всегда
нужно вводить элемент игры. Иногда просто дается классу установка пробежать
(отработать) необходимую дистанцию, но с ясно поставленной задачей: подготовка
к зачету, развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы и т.д.
Многолетняя работа в школе убедила меня в том, что дети любят порядок и
дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Стоит оставить их одних в
зале, как через 10 минут большинство просит начать урок. Задача учителя состоит
в том, чтобы приучить детей к определенному порядку: начало урока, основная
часть и заключение.
Главное - поменьше муштры, побольше осмысленности в
действиях.