Напоминание

"Как сделать любимый урок полезным и привлекательным?"

Автор: Бадеева Любовь Георгиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: г. Альметьевск Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать любимый урок полезным и привлекательным?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бадеева Любовь Георгиевна учитель физической культуры, высшая квалификационная категория МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Альметьевск Республики Татарстан
«Как сделать любимый

урок полезным и

привлекательным?»
Физкультура для многих детей - самый любимый урок. И не потому, что на нем вроде бы не надо думать – играй, да играй себе в мяч, - а потому, что только здесь, в спортивном зале, в честном соперничестве можно победить одноклассника или, что еще почетнее, преодолеть свою физическую и моральную слабость. Такие, казалось бы, незначительные победы надолго остаются в памяти. Урок физкультуры по своему содержанию и методике проведения - один из самых трудных. Учителю важно научить детей технике спортивных дисциплин, правильному преодолению больших физических нагрузок и главное - добиться по- человечески добрых отношений с учениками. Хочу поделиться своими методическими приемами, которые помогают успешно соединить в одном уроке большие физические нагрузки и интерес детей, высокий эмоциональный настрой и дисциплину, работу с учителем и умение самостоятельно выполнять упражнения. Каждый раздел урока имеет свои особенности. Перемена. Начало занятия Урок физкультуры начинается с перемены. Как быть: пускать детей в зал со звонком или дать им возможность на перемене поиграть, потренироваться в зале? Многие учителя не пускают детей на перемене в спортивный зал, мотивируя это тем, что им (учителям) надо отдохнуть. Вот и бегают дети младших и средних классов в раздевалке или в коридоре. А в результате нет настроя на урок и возможны травмы. После такой перемены ребят трудно организовать, и учитель тратит много сил и энергии на то, чтобы привести ребят в чувство. Более разумным представляется следующий подход: основной спортивный инвентарь находится в зале - мячи баскетбольные и волейбольные на стеллажах, скакалки, обручи, штанга, гири и гантели для подкачки. При правильной организации класс всю перемену занимается самостоятельно в зале: одни бросают мяч в корзину; другие качаются; кто-то готовится к зачету по физкультуре. Главное, никто не мешает друг другу. Учитель находится в зале и зрительно контролирует всех ребят. Нарушителя дисциплины (установленного порядка) можно временно
посадить на скамейку, тренирующемуся самостоятельно помочь и т.д. Со звонком или по команде учителя весь инвентарь убирается на место, и класс строится перед учителем в одну шеренгу в определенном, заранее установленном месте. Учитель принимает стойку "смирно" и здоровается с классом. При виде подтянутого учителя подтягивается и весь класс (к этому надо стремиться). После такой строгой процедуры желательно пошутить, улыбнуться, кратко обозначить задачи урока и начать разминку. Школа - консервативное заведение, с трудом поддающееся ломке и коренным преобразованиям. В этом - сила школы, но в этом и ее слабость. Умелое сочетание постоянного, неизменного в процессе обучения с элементами новизны - в этом заключается мастерство учителя. В начале урока класс постоянно строится на одном и том же месте в зале. Постоянно происходит один и тот же ритуал: приветствие, объяснение задач урока, команда: "Напра-во! Бегом-марш!". Вдруг учитель дает команду: "Нале-во! Бегом-марш!" Ошибки, смех, а все вместе создает атмосферу непринужденности и... вообще любую работу лучше начинать с улыбки. Или другое начало, неожиданное для класса: "Класс, прямо шагом марш!" Как правило, дети по традиции поворачиваются направо и начинают движение в колонну по одному, т.к. они привыкли к раз и навсегда заведенному порядку и не вслушиваются в слова учителя. Хорошее начало урока - игра "Класс - смирно!" Причем чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с меньшим удовольствием проигрывают, а уж задача учителя - заставить ошибиться как можно большее количество детей. Причем в любом случае результат будет положительным. Если много проигравших - значит плохо слушают учителя и есть резерв для роста, если мало проигравших, то класс внимательно слушает учителя и можно переходить к более сложным заданиям, а детей обязательно похвалить. На уроке нет мелочей. На качество урока влияет все: от выражения лица учителя до тембра его голоса. Есть хорошее правило: прежде чем что-то сделать, надо четко, внятно и кратко объяснить детям, что вы от них хотите. Если класс построен в одну шеренгу, а учитель стоит перед первыми 5-7 учениками, то крайние 5-7 учеников не слышат объяснения, начинают разговаривать, переминаться, толкаться, начало урока под угрозой срыва... Объяснять надо так, чтобы слышал весь класс. Например, перед бегом необходимо обговорить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять, срезать дистанцию, выбегать из строя и т.д. Учитель во время бега располагается в том углу зала, возле которого класс строился (как правило, возле тренерской комнаты). Стоять надо таким образом, чтобы увидеть каждого ученика, пробегающего мимо, установить с каждым зрительный контакт, чтобы никто не почувствовал себя потерянным на уроке. В этот момент учитель может подсказать направляющему темп бега или изменить направление, одного похвалить, другому пальцем погрозить за нарушение, а результатом будет полная отдача детей на уроке.
Кроме того, глядя на лица учеников, пробегающих мимо, можно заметить признаки усталости, остановить ученика, попросить его перейти на ходьбу, т.е. участвовать вместе с ребятами в уроке. Дети редко утомляются от физических нагрузок. Их утомляет монотонность, однообразие, а все вместе это называется скука. Разминка начинается с бега, а бег и есть то самое монотонное занятие, которое необходимо разнообразить. Хорошим приемом, стимулирующим учеников, является обозначение длины пробегаемой дистанции, или количество кругов по залу, или количество метров. В стандартном школьном зале 24х12 метров один круг в среднем составляет 50 м. Перед пробежкой необходимо четко объяснить классу, как бежать (в колонну по одному, по два и т.д.), куда бежать (например, противоходом, по диагонали и т.д.) и сколько бежать (например, 10 кругов против часовой стрелки, 10 кругов по часовой - всего 1 км). Более высокой степенью организации класса будет постановка усложненной задачи перед беговой частью урока. Например: "Сейчас, ребята, проверим вашу память: надо пройти 10 шагов, пробежать один круг против часовой стрелки (или в каком-нибудь направлении), затем от преподавателя по диагонали и направо, потом от преподавателя по диагонали и налево, один круг приставным шагом правым плечом, один круг приставным шагом левым плечом, один круг спиной, вперед и один круг пройти шагом. Если внимательно вслушаться (а именно этого и добивается учитель), то все легко запоминается. Зато во время выполнения задания основная масса детей думает о его правильном выполнении, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке, а значит, нет места скуке... Можно начать урок и по-другому. После объяснения задач урока класс поворачивается направо и встает парами. Так в колонну по 2 ребята бегут по залу. Можно одну колонну пустить по часовой стрелке, а другую - против, тогда дети поневоле ускоряют движение, чтобы быстрее встретиться. Еще один вариант. Класс бежит парами, одна колонна получает № 1, вторая - № 2. По первому свистку учителя команда N 1 поворачивается кругом и строго в колонну по одному бежит в противоположном направлении. Как только учащиеся колонны № 1 сравняются с учениками колонны № 2, они поворачиваются кругом и продолжают движение в 2 колонны, как вначале. По второму свистку то же самое делают учащиеся колонны № 2. Этот вариант можно усложнить. Класс рассчитывается на первый-второй. Во время бега в колонну по одному по первому свистку (или жесту учителя - поднят один палец вверх) первые номера на ходу делают шаг влево, поворачиваются кругом и в колонну по одному продолжают движение в обратном направлении. При встрече со своими вторыми номерами все ученики колонны № 1 встают перед своими вторыми номерами и продолжают движение. По второму свистку или жесту то же самое делают вторые номера. Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс так же рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному с дистанцией друг от друга в один метр. По свистку учителя вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку (сигналу учителя) то же делают вторые
номера. В младших классах даются задания игровые: бег по бревну через болото (в данном случае необходимо бежать строго по линии волейбольной разметки), бег самолетиком (руки в стороны), птицей и т.д. Любят дети и игру "Светофор". Учитель руки опустил вниз - зеленый свет, машины едут (класс бежит в колонну по одному), руки в стороны - красный свет, проезд запрещен. Кто ошибся, т.е. столкнулся с впереди бегущим, обогнал его или не остановился, выбывает из игры. И еще один прием, позволяющий активизировать интерес детей к бегу, - показывать на пальцах высоко поднятой руки количество кругов, которые класс пробежал, или количество оставшихся кругов. Если добавить элемент артистизма и юмора, то любая дистанция в зале не покажется детям бесконечной. Не всегда нужно вводить элемент игры. Иногда просто дается классу установка пробежать (отработать) необходимую дистанцию, но с ясно поставленной задачей: подготовка к зачету, развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы и т.д. Многолетняя работа в школе убедила меня в том, что дети любят порядок и дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Стоит оставить их одних в зале, как через 10 минут большинство просит начать урок. Задача учителя состоит в том, чтобы приучить детей к определенному порядку: начало урока, основная часть и заключение. Главное - поменьше муштры, побольше осмысленности в действиях.