"Знакомство с системами жизнеобеспечения организма и определение основных показателей физического состояния"

Автор: Братчиков Михаил Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство с системами жизнеобеспечения организма и определение основных показателей физического состояния"
Дата публикации: 14.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Знакомство с системами жизнеобеспечения организма и определение

основных показателей физического состояния.

Цели и задачи
: - ознакомление с работой основных систем организма человека; - применение знаний и умений в новых учебных ситуациях; - проверка уровня усвоения учебного материала; - формирование у учащихся убеждения взаимосвязи физкультуры и биологии на примере измерения антропометрических показателей, ознакомления с работой различных систем организма и их реакцией на физическую нагрузку.
Тип урока
: комбинированный, рассчитан на 1 час 20 мин.
Методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
групповая, фронтальная и общеклассная. ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного урока по биологии и физической культуре в 8-м классе Место проведения: кабинет биологии и спортивный зал школы
Ход урока
Части урока Виды упражнений Дозировка ОМУ I. Подготовительн ая (кабинет биологии) (6-7 мин) − Приветствие, сообщение задач урока 1 – 2’ − Вступительное слово учителей биологии и физкультуры 5 ’ Основная (30-31 мин) −
Тема № 1 «Опорно-

двигательная система»
5’ − Лабораторная работа №1 «Измерение экскурсии грудной клетки» 3’ − Вопросы по теме 3’ −
Тема № 2 «Сердечно-

сосудистая система»
5’ − Лабораторная работа №2 «Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления» 3’ 1
− Вопросы по теме 3’ −
Тема № 3 «Дыхательная

система»
5’ − Лабораторная работа №3 «Измерение частоты дыхания» 3’ − Вопросы по теме 3’ IV. Подготовительн ая (спортивный зал) (3-5 мин) − Разминочный бег 2’ − Комплекс ОРУ 2-3’ V. Основная (20-25 мин) − Круговая тренировка с использованием спортивного оборудования и инвентаря; Измерение скорости восстановления организма после нагрузки (ЧСС и АД) 20-25’ VI. Заключительная (до 10 мин) − Тестовые вопросы по теме 7’ − Подведение итогов урока, объявление оценок 3’ Учитель биологии сообщает тему урока и его задачи. Наш организм – единое целое, все органы и системы в нем взаимосвязаны. 1.
Опорно-двигательная система.
Итак, сейчас мы повторим тему «Опорно-двигательная система человека», обобщим и систематизируем наши знания по этой теме. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Настроились на урок и, пожалуйста, каждый оцените свои знания по этой теме. Если ваше мнение к концу урока изменится, то вы сможете оценку, данную себе, исправить.
Первое наше задание
– цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 10 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям (учитель может комбинировать утверждения таким образом, чтобы в итоге получилась дата проведения урока) 1. У человека самые крупные кости – плечевые. 2. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. 3. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение. 4. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. 5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. 6. Рост кости в длину происходит всю жизнь. 7. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. 8. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. 9. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. 10. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. Следующее задание – спортивное. На доске приготовлена запись: 1.фаланги пальцев 2.запястье 2
3.плюсна 4.предплюсна 5.теменная кость 6.лучевая кость 7.локтевая кость 8.плечевая кость 9.берцовая кость 10.пястье Выпишите цифры с названиями костей верхней конечности последовательно от кисти вверх. Слово учителя физкультуры А теперь проверим, как вы усвоили тему «Оказание первой помощи при повреждении скелета» в виде
физкультразминки.
- Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь, если нет, то – встаете с места. Учитель читает текст: 1. При растяжении связок надо сразу сделать массаж. 2. При вывихе надо постараться вправить кость на место. 3. Переломы бывают закрытые и открытые. 4. При шинировании достаточно зафиксировать 1 сустав. 5. При открытом переломе надо в первую очередь остановить кровотечение. Верные утверждения:
3, 5
Слово учителя биологии
Лабораторная работа « Методы антропометрических измерений»
Слово учителя физкультуры.
2. Сердечно-сосудистая система.
Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. В чём причина этого явления? Попробуем разобраться. Сейчас мы с вами поговорим о значении физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. Вы уже знаете, что при тренировках растет не только экономичность работы сердца, но и его общая масса. Утолщение волокон сердечной мышцы – один из важных показателей приспособления сердца к физическим нагрузкам. Увеличивается сила и скорость сокращений сердца, растет время его расслабления.
Артериальный пульс
– это колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца. Регистрация пульса используется для определения состояния сердечно-сосудистой системы человека в медицине, спорте, трудовой деятельности.
Лабораторная работа № 1.

Приложение №2

Тема.
Оценка состояния физического здоровья.
Цель:
научиться объективно оценивать состояние своего здоровья. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы
1. подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя. 2. выполните 20 приседаний за 30 секунд. 3. подсчитайте пульс после физической нагрузки. 4. проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы. 3
Характеристика Спортсмены Здоровые нетренированные люди Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы Мои показатели Пульс в состоянии покоя 58 72 80 В состоянии после нагрузки 88 107 122 Прирост частоты сердцебиений 30 35 42 АД в состоянии покоя В состоянии После нагрузки Прирост АД 5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности. Учитель комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы. Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.
Артериальное давление
Форма отчетности 4
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод. 2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст. Артериальное (АД): АДсист. = 1,7 х возраст + 83 АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42 Пульсовое (ПД): ПД = АДсист. — АДдиаст. Среднее артериальное (АДср): Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст. Оценка результатов Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
2.

Дыхание (учитель биологии)

Учитель:
Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
Вопрос.
Что мы называем дыханием?
Ответ.
Дыхание – непрерывный процесс по обмену газов организмом и окружающей средой.
Вопрос.
Перечислите органы дыхания.
Вопрос
. Что значит - дышать ртом также безнравственно, как и есть носом?
Задание.
Выберите правильные утверждения. 1. функция слизи в носовой полости это – увлажнение и задерживание пыли. 2. голосовые связки находятся в носоглотке. 5
3. звук возникает при вдохе. 4. надгортанник закрывает вход в трахею 5. чем короче голосовые связки, тем выше голос 6. трахея делится на 3 бронха 7. плевра – это оболочка бронхов 8. грудная клетка выстлана пристеночной плеврой 9. альвеолы – это легочные пузырьки 10. легочные пузырьки оплетены венами Ответ: 1, 5,7,9.
Вопрос.
Что такое – жизненная емкость легких?
Ответ. ЖЕЛ –
максимальное количество выдыхаемого воздуха после глубокого вдоха. 3-5л.
Лабораторная работа. «Определение частоты дыхания» Приложение №3
Характеристика Спортсмены Здоровые нетренированные люди Мои показатели Частота дыхания в состоянии покоя В состоянии после нагрузки Прирост частоты дыхания
Подведение итогов урока.

Рефлексия

Приложение №4

Значение физической культуры

для здорового развития всех систем организма человека
Учащиеся заполняют таблицу на своих зачетных листах. Система органов человека Значение занятий физической культуры Хочу узнать Опорно-двигательная система Сердечно-сосудистая система 6
Дыхательная система На здоровье оказывает влияние образ жизни человека. Образ жизни — это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Он складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека. Говоря об образе жизни, подразумевают привычный для человека тип питания, труда и отдыха, отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания). Сохранить здоровье можно только при
здоровом образе жизни —
поведении, направленном на укрепление здоровья и основанном на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни — биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей. От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20% — от социальных и природных условий, на 17-20% — от особенностей наследственности человека и на 8-9 % — от органов здравоохранения. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что наше здоровье — в наших руках. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в раннем детстве. Главными условиями, способствующими укреплению здоровья, являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой. Некоторые люди считают, что
режим дня,
т. е. жизнь по распорядку, скучна и ограничивает свободу личности. Но это неверно! Нужно придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит и здоровье! Здоровье – это бесценная драгоценность, которую нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться жизни, общаться, находить радость в труде, чувствовать свою необходимость в этом мире. Будьте здоровы! Слова учителя физической культуры При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: "Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?" И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне. Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. 7
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней. В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.
Факторы, влияющие на антропометрические показатели
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят: Внешние Внутренние неблагоприятное внутриутробное развитие; социальные условия; нерациональное питание; малоподвижный образ жизни; вредные привычки; режим труда и отдыха; экологический фактор; наследственность; наличие заболеваний; Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Основы современных антропометрических
(antropos-человек, metria-измерение)
методов исследования заложены в прошлом веке, когда были описаны закономерности изменчивости антропометрических показателей. Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие. 8
Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:
- определяя длину тела;

- массу тела;

- обхват грудной клетки.

Условия проведения антропометрических исследований
Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды. Обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут. Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни. Мы сегодня коснемся лишь некоторых видов исследований, таких как измерение окружности грудной клетки и определение реакции вашего организма на нагрузку. Данные о своем весе и росте вы узнали при медицинском обследовании у врача.
Методы оценки физического развития
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Центильный метод (учитель биологии)
Лучший способ оценки физического развития с помощью
центильных таблиц,
он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Выше были приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес, окружности головы, груди. Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль). Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если 9
показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое.
Определение гармоничности физического развития
Физическое развитие считается
гармоничным,
если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о
негармоничном
развитии. Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое). Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития. Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное. Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела. Физическое развитие считается:
- Гармоничным, и соответствующим
возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.
- Гармоничным, опережающим возраст -
если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.
- Гармоничным, но с отставанием от возрастных норм -
если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о
негармоничном

развитии.
Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления. Квадрат гармоничности (вспомогательная таблица для оценки физического развития). Процентные (Центильные) ряды 3% 10% 25% 50% 75% 90% 97% Масса тела по возрасту 97% Гармоничное развитие опережающее возраст 90% 10
75% Гармоничное развитие соответствующее возрасту 50% 25% 10% Гармоничное развитие ниже возрастных норм 3% Длина тела по возрасту
Методы антропометрических измерений

Измерение роста (длины тела)(учитель физкультуры)
Измерения проводят при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого и станового). Все измерения желательно проводить в первую половину дня, натощак и после физиологических отправлений. Измеряемый должен быть одет лишь в легкую трикотажную одежду. Измерение роста - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьироваться в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний. На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т.д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом. С возрастными нормативами роста можно ознакомиться в таблицах приведенными ниже. Рост Возраст Центили 3 10 25 50 75 90 97 0 46,5 48,0 49,8 51,3 52,3 53,5 55,0 11
1 мес. 49,5 51,2 52,7 54,5 55,6 56,5 57,3 2 мес. 52,6 53,8 55,3 57,3 58,2 59,4 60,9 3 мес. 55,3 56,5 58,1 60,0 60,9 62,0 63,8 4 мес. 57,5 58,7 60,6 62,0 63,1 64,5 66,3 5 мес. 59,9 61,1 62,3 64,3 65,6 67,0 68,9 6 мес. 61,7 63,0 64,8 66,1 67,7 69,0 71,2 7 мес. 63,8 65,1 66,3 68,0 69,8 .71,1 73,5 8 мес. 65,5 66,8 68,1 70,0 71,3 73,1 75,3 9 мес. 67,3 68,2 69,8 71,3 73,2 75,1 '78,8 10 мес. 68,8 69,1 71,2 73,0 75,1 76,9 78,8 11 мес. 70,1 71,3 72,6 74,3 76,2 78,0 80,3 12 мес. 71,2 72,3 74,0 75,5 77,3 79 7 81,7 15 мес. 74,8 75,9 77,1 79,0 81,0 83,0 85,3 18 мес. 76,9 78,4 79,8 81,7 83,9 85,9 89,4 21 мес. 79,3 80,8 82,3 84,3 86,5 88,3 91,2 2 года 81 ? 3 83,0 84,5 86,8 89,0 90,8 94,0 27 мес 83,0 84.9 86,8 88,7 91,3 93,9 96,8 12
30 мес. 84,5 87,0 89,0 91,3 93,7 95,5 99,0 33 мес. 86,3 88,8 91,3 93,5 96,0 98,1 101,2 3 года 88,0 90,0 92,3 96,0 99,8 102,0 104,5 3.5 года 90,3 92,6 95,0 99,1 102,5 105,0 107,5 4 года 93,2 95,5 98,3 102,0 105,5 108,0 110,6 4.5 года 96,0 98,3 101,2 105,1 108,6 111,0 113,6 5 лет 98,9 101,5 104,4 108,3 112,0 114,5 117,0 5.5 лет 101,8 104,7 107,8 111,5 115,1 118,0 120,6 6 лет 105,0 107,7 110,9 115,0 118,7 121,1 123,8 6.5 года 108,0 110,8 113,8 118,2 121,8 124,6 127,2 7 лет 111,0 113,6 116,8 121,2 125,0 128,0 130,6 8 лет 1163 119,0 122,1 126,9 130,8 134,5 137,0 9 лет 121,5 124,7 125,6 133,4 136,3 140,3 143,0 10 лет 126,3 129,4 133,0 137,8 142,0 146,7 149,2 11 лет 131,3 134,5 138,5 143,2 148,3 152,9 156,2 12 лет 136,2 140,0 143,6 149,2 154,5 159-5 163,5 13
13 лет 141,8 145,7 149,8 154,8 160,6 166,0 170,7 14 лет 148,3 152,3 156,2 161,2 167,7 172,0 176,7 15 лет 154,6 158,6 162,5 166,8 173,5 177,6 181,6 16 лет 158,8 163,2 166,8 173,3 177,8 182,0 186,3 17 лет 162,8 166,6 171,6 177,3 181,6 186,0 188,5
Измерение массы тела (веса)
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг. С возрастными нормативами веса можно ознакомиться в таблицах, приведенными ниже. Возраст Центили 3 10 25 50 75 90 97 0 2,7 2,9 3,1 3,4 3,7 3,9 4,2 1 мес. 3,3 3,6 4,0 4,3 4,7 5,1 5,4 2 мес. 3,9 4,2 4,6 5,1 5,6 6,0 6,4 3 мес. 4,5 4,9 5,3 5,8 6,4 7,0 7,3 4 мес. 5,1 5,5 6,0 6,5 7,2 7,6 8,1 14
5 мес. 5,6 6,1 6,5 7,1 7,8 8,3 8,8 6 мес. 6,1 6,6 7,1 7,6 8,4 9,0 9,4 7 мес. 6,6 7,1 7,6 8,2 8,9 9,5 9,9 8 мес. 7,1 7,5 8,0 8,6 9,4 10,0 10,5 9 мес. 7,5 7,9 8,4 9,1 9,8 10,5 11,0 10 мес. 7,9 8,3 8,8 9,5 10,3 1А9 11,4 11 мес. 8,2 8,6 9,1 9,8 10,6 11,2 11,8 12 мес. 8,5 8,9 9,4 10,0 10,9 11,6 12,1 15 мес. 9,2 9,6 10,1 10,8 11,7 12,4 13,0 18 мес. 9,7 10,2 10,7 11,3 12,4 13,0 13,7 21 мес. 10,2 10,6 11,2 12,0 12,9 13,6 14,3 24 мес. 10,6 11,0 11,7 12,6 13,5 14,2 15,0 27 мес. 11,0 11,5 12,2 13,1 14,1 14,8 15,6 30 мес. 11,4 11,9 12,6 13,7 14,6 15,4 16,1 33 мес. 11,6 12,3 13,1 14,2 15,2 16,0 16,8 3 года 12,1 12,8 13,8 14,8 16,0 16,9 17,7 3.5 года 12,7 13,5 14,3 15,6 16,8 17,9 18,8 15
4 года 13,4 14,2 15,1 16,4 17,8 19,4 20,3 4.5 года 14,0 14,9 15,9 17,2 18,8 20,3 21,6 5 лет 14,8 15,7 16,8 18,3 20,0 21,7 23,4 5.5 лет -15,5 16,6 17,7 19,3 21,3 23,2 24,9 6 лет 16,3 17,5 18,8 20,4 22,6 24,7 26,7 6.5 лет 17,2 18,6 19,9 21,6 23,9 26,3 28,8 7лет 18,0 19,5 21,0 22,9 25,4 28,0 30,8 8 лет 20,0 21,5 23,3 25,5 28,3 31,4 35,5 9 лет 21,9 23,5 25,6 28,1 31,5 35,1 39,1 10 лет 23,9 25,6 28,2 31,4 35,1 39,7 44,7 11 лет 26,0 28,0 31,0 34,9 39,9 44,9 51,5 12 лет 28,2 30,7 34,4 38,8 45,1 50,6 58,7 13 лет 30,9 33,8 38,0 43,4 50,6 56,8 66,0 14 лет 34,3 38,0 42,8 48,8 56,6 63,4 73,2 15 лет 38,7 43,0 48,3 54,8 62,8 70,0 80,1 16 лет 44,0 48,3 54,0 61,0 69,6 76,5 84,7 16
17 лет 49,3 54,6 59,8 66,3 74,0 80,1 87,8
Метод Поля Брока
Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:
Идеальный вес (кг) = рост (см) - 100
Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом: Для мужчин
Идеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) - 100)
Для женщин
Идеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) - 100)
Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д. По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины, и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле
=
Вес (кг)

Рост

2

(м)
Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст - если 30-40; III ст - если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.
Вес тела и тип телосложения
Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по-разному. Идеальный вес взрослого человека в 17
зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.
Отклонение от массы тела
Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:
Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес - Реальный вес
Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела. В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:
Отклонение от идеального веса тела (%)
=
(Идеальный вес - Реальный вес) · 100%

идеальный вес

Идеальный вес
Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% - 2 степени; на 50-100% - 3 степени; более чем на 100% - 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% - это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% - 2 степени; более 30% - 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).
Измерение окружности грудной клетки
Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами. Возрастные нормативы окружности грудной клетки указаны в таблицах. Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (юноши). Возраст Центили 3 10 25 50 75 90 97 18
0 31,7 32,3 33,5 34,8 36,6 36,8 37,8 1 мес. 33,3 34,1 35,2 36,5 37,9 38,9 40,2 2 мес. 35,0 35,7 36,9 38,3 39,8 40,8 42,0 3 мес. 36,5 36,5 37,2 38,4 39,9 41,6 42,7 4 мес. 37,9 38,6 39,8 41,4 43,4 44,6 45,9 5 мес. 39,3 40,1 41,2 42,9 45,0 45,7 47,6 6 мес. 40,6 41,4 42,5 44,3 46,3 47,6 49,0 7 мес. 41,7 42,5 43,6 45,5 47,5 48,9 50,7 8 мес. 42,7 43,5 44,6 46,4 48,5 49,9 51,1 9 мес. 43,6 44,4 45,4 47,2 49,3 50,8 52,0 10 мес. 44,3 45,1 46,1 47,9 50,0 51,4 52,8 11 мес. 44,8 45,6 46,6 48,4 50,6 52,0 53,5 12 мес. 45,3 46,1 47,0 48,7 51,0 52,5 54,1 15 мес. 46,0 46,8 47,9 49,8 51,9 53,4 55,1 18 мес. 46,5 47,4 48,6 50,4 52,4 53,9 55,6 21 мес. 47,0 47,9 49,1 50,8 52,9 54,3 56,0 24 мес. 47,6 48,4 49,5 51,4 53,2 54,7 56,4 19
27 мес. 47,9 48,7 49,9 51,7 53,4 55,2 56,8 30 мес. 48,2 49,0 50,3 52,0 53,9 55,5 57,3 33 мес. 48,4 49,3 50,5 52,3 54,2 55,8 57,7 3 года 48,6 49,7 50,8 52,3 54,6 56,4 58,2 3.5 года 49,2 50,3 51,5 53,1 55,0 57,1 59,0 4 года 50,0 51,2 52,4 53,8 55,8 58,0 59,9 4,5 года 50,8 52,0 53,3 54,7 56,9 59,0 61,2 5 лет 51,3 52,8 54,0 55,6 58,0 60,0 62,6 5.5 лет 52,2 53,5 55,0 56,6 59,1 61,3 63,7 6 лет 53,0 54,4 56,0 57,7 60,2 62,5 65,1 6.5 лет 53,8 55,2- 57,0 58,8 61,3 63,8 66,4 7 лет 54,6 56,2 57,9 59,8 62,3 65,1 67,9 8 лет 56,2 58,0 60,0 61,9 64,8 67,8 70,8 9 лет 57,7 59,6 61,9 64,1 67,0 70,6 73,6 10 лет 59,3 61,4 63,8 66,4 69,8 73,6 76,8 11 лет 61,1 63,0 66,0 68,9 74,9 76,2 79,8 20
12 лет 62,6 65,0 68,0 71,1 72,1 79,0 82,8 13 лет 64,7 67,3 70,2 73,5 78,2 82,1 87,0 14 лет 67,0 69,9 73,1 76,6 81,7 86,3 91,0 15 лет 70,0 72,9 76,3 80,2 85,7 90,1 94,3 16 лет 73,3 76,2 80,0 84,5 89,9 93,6 97,0 17 лет 77,0 80,0 82,9 87,2 92,2 95,5 98,4 Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (девушки). Возраст Центили 3 10 25 50 75 90 97 0 31,0 32,0 32,8 34,0 35,2 36,0 37,0 1 мес. 33,0 34,0 34,9 35,9 37,1 38,1 39,0 2 мес. 34,6 35,6 36,6 37,7 38,8 39,9 40,9 3 мес. 36,3 37,3 38,3 39,4 40,5 41,4 42,8 4 мес. 38,0 38,9 39,8 40,9 42,1 43,0 44,3 5 мес. 39,5 40,3 41,2 42,3 43,5 44,5 45,7 6 мес. 40,7 41,6 42,4 43,5 44,7 45,8 47,1 21
7 мес. 41,8 42,7 43,6 44,6 45,8 47,2 48,5 8 мес. 42,8 43,7 44,6 45,7 46,9 48,3 49,8 9 мес. 43,6 44,5 45,5 46,6 47,8 49,3 50,9 10 мес. 44,3 45,2 4,6,2 47,2 48,6 50,1 51,7 11 мес. 45,0 45,8 46,8 47,8 49,3 50,8 52,3 12 мес. 45,5 46,3 47,2 48,3 49,9 51,4 52,8 15 мес. 46,4 47,3 48,0 49,3 50,8 52,3 53,9 | 18 мес. 47,1 47,8 48,7 49,9 51,3 52,9 54,5 21 мес. 47,5 48,2 49,1 50,4 51,9 53,5 55,0 24 мес. 47,8 48,5 49,5 50,2 52,5 54,0 55,6 27 мес. 47,9 48,8 49,8 51,3 53,0 54,5 56,2 30 мес. 48,0 49,0 50,0 51,5 53,3 54,9 56,8 33 мес. 48,1 49,0 50,0 51,8 53,6 55,5 57,2 3 года 48,2 49,1 50,3 51,8 53,9 56,0 57,6 3.5 года 48,6 49,7 50,9 52,5 54,3 56,2 57,8 4 года 49,2 50,4 51,6 53,2 55,1 56,9 58,6 22
4.5 года 49,6 51,0 52,3 54,0 55,8 57,8 59,7 5 лет 50,4 51,6 53,0 54,8 56,8 58,8 61,0 5.5 лет 50,8 52,4 53,8 55,7 57,8 60,0 62,2 6 лет 51,5 53,0 54,7 56,6 58,8 61,2 63,6 6.5 лет 52,3 53,8 55,5 57,5 59,8 62,4 64,7 7 лет 53,2 54,6 56,4 58,4 61,0 63,8 66,5 8 лет 54,7 56,3 58,2 60,8 64,2 67,6 70,5 9 лет 56,3 58,0 60,0 63,4 67,7 71,4 75,1 10 лет 58,0 60,0 62,0 66,0 71,3 75,5 78,8 11 лет 59,7 62,2 64,4 68,7 74,5 78,6 82,4 12 лет 61,9 64,5 67,1 71,6 77,6 81,9 86,0 13 лет 64,3 66,8 69,9 74,6 80,8 85,0 88,6 14 лет 67,0 69,8 73,0 77,8 83,6 87,6 90,9 15 лет 70,0 72,9 76,3 80,4 85,6 89,4 92,6 16 лет 73,0 75,8 78,8 82,6 87,1 90,6 93,9 17 лет 75,4 78,0 80,6 83,8 88,0 91,0 94,5 23
Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть
экскурсией грудной клетки
во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.
Экскурсия грудной

клетки

= Окружность грудной клетки

на вдохе

--- Окружность грудной клетки

на выдохе
Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более – высоким ЧСС В покое После нагрузки 1 ´ 2 ´ 3 ´ Окружность грудной клетки В покое Вдох Выдох Экскурсия Артериальное давление В покое После нагрузки 1 ´ 2 ´ 3 ´
Комплекс круговой тренировки включает в себя 5 станций:

1.

Восхождение на гимнастическую скамейку

2.

Приседания

3.

Упор присев, упор лежа

4.

Прыжки со скакалкой
24

5.

Сгибание и разгибание туловища в положении сидя

Упражнения выполняются по 30 секунд (20 сек) в среднем размеренном темпе

После каждой станции учащиеся меряют ЧСС, АД, частоту дыхания и определяют скорость

восстановления после нагрузки. Все данные вписываются в индивидуальные карты

Индивидуальная карта учащегося 8 класса

Приложение №1.

Методы антропометрических измерений
Мой рост - Мой вес - Моя окружность грудной клетки -
Приложение №2.

Оценка состояния физического здоровья
Характеристика Спортсмен ы Здоровые нетренированные люди Лица с нарушениями сердечно- сосудистой системы Мои показатели Пульс в состоянии покоя 58 72 80 В состоянии после нагрузки 88 107 122 Прирост частоты сердцебиений 30 35 42 АД в состоянии покоя В состоянии После нагрузки Прирост АД
Приложение №3.

Определение частоты дыхания
25
Характеристи ка Спортсмен ы Здоровые нетренированн ые люди Мои показател и Частота дыхания в состоянии покоя 8-12 16-18 В состоянии после нагрузки до 60 Прирост частоты дыхания
Приложение №4.

Значение физической культуры

для здорового развития всех систем организма человека
Система органов человека Значение занятий физической культуры Хочу узнать Опорно-двигательная система Сердечно-сосудистая система Дыхательная система 26
27