Авторы: Луковникова Ольга Юрьевна, Илья Самуилович Клейман
Должность: преподаватель
Учебное заведение: АНПОО "Национальный социально – педагогический к
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: РАБОТА С ТЕКСТОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Луковникова О.Ю.,
преподаватель,
АНПОО «Национальный
социально – педагогический
колледж»
г.Пермь
РАБОТА С ТЕКСТОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Системообразующим фактором изучения предметов и образованности
человека в целом является работа с текстом.
Если исходить из того, что текстом, устным или письменным, является
любая совокупность взаимосвязанных мыслей, оформленная речью, то
станет ясно, что вся наша жизнь как бы сопряжена с пониманием текстов.
Между тем любой педагог зачастую сталкивается с непониманием
студентами предполагаемых доступных им текстов, а подавно, и более
сложных.
Особую роль в этом играет филологическое образование. Важно
помнить слова акад. Д.С. Лихачева: "Филология есть связь всех связей. Она
нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам
науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств…
лежит слово и связь слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не
только науки, но и всей человеческой культуры" (Об искусстве слова и
филологии // О филологии, 1989).
Современные подходы к образованию отводят ведущую роль чтению и
работе с текстом в процессе обучения. Сейчас текст становится центральной
единицей обучения. Нельзя не согласиться с образным определением В.А. и
С.М. Бородиных: «Судьба чтения – судьба образования». Образовательные
стандарты нового поколения ставят задачу - не дать объем знаний, а научить
учиться на основе формирования системы универсальных учебных действий
как
основы
метапредметного
образовательного
результата.
Учебная
деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности.
Поэтому
главная
обучающая
задача
состоит
в
том,
чтобы
сформировать
приемы
понимания
текста,
которые
студент
сможет
применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст
(под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст,
привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение
пониманию
текста
решает
также
развивающие
задачи,
так
как
предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов,
участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление,
эмоции
и
т.д.),
формирование
навыков
самоконтроля,
развитие
интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
1
И, наконец, основная
задача, связанная с формированием общей
культуры студента, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его
эмоциональному
воздействию,
может
проявить
и
обосновать
свою
нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
В ФГОС общего образования введено понятие смыслового чтения как
осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно,
сжато,
выборочно
передавать
содержание
текста,
составлять
тексты
различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме,
жанру, стилю речи и др.).
На процессы понимания текстов могут существенно влиять следующие
факторы:
- определённая практика работы с текстами, при которой задачи
понимания или восприятия текстов вообще не ставятся, но только задачи
запоминания;
- ведущий тип восприятия студента и педагога, который определяет
ситуацию вокруг понимания;
- особенности текста (учебный или художественный), которые требуют
разных средств понимания;
- наличие или отсутствие средств понимания текстов, которые могут
складываться
стихийно
или
целенаправленно
формироваться
(соответственно, сами средства должны быть разными в зависимости от вида
текста);
- обыденные представления о процессах обучения и понимания
текстов, которые мешают строить нормальную ситуацию понимания текстов;
- две разные педагогические ситуации: с одними студентами мы можем
заниматься развитием средств понимания текстов, с другими вынуждены
заниматься уже коррекцией;
- наличие текстов разного уровня сложности.
Основные направления использования компьютерных технологий на
занятиях следующие: визуальная информация (иллюстративный, наглядный
материал);
интерактивный
демонстрационный
материал
(упражнения,
опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр (подготовка к тестированию);
контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая,
творческая работа студентов
Работа с различными источниками информации будет бесполезной и
неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом
причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество
информации, уложенные в голову ученика, являются целью работы на уроке,
а
то,
как
он
умеет
управлять
этой
информацией:
находить,
2
систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней
смысл, применять в жизни.
Мастерство преподавателя - это микроструктура методов, технология
занятия. Педагогу в повседневной практике нужны не столько методы,
сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться.
1. Коллективное чтение текста.
Данная форма может быть использована в
сочетании с комментированием.
2. Индивидуальное и коллективное чтение текста с предварительно
сформулированными заданиями для работы над ним
3. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
4. Составление вторичных текстов
(рефераты, конспекты, изложения,
пересказ параграфа, аннотации и др.).
5 Сообщения, доклады, рефераты.
6. Конспекты
7. Пересказ текста
8. Аннотации, петиции, заявления
9. Составление плана
10. Составление логических схем и работа с их помощью
11. Найти ошибки в тексте.
12. Заполнить пропуски в тексте.
13. Преобразование информации, данной в тексте в график, диаграмму
В
качестве
дидактического
материала
используются
тексты
информационного характера из учебников, энциклопедий, хрестоматий,
обладающие
воспитательно-развивающим
потенциалом,
влияющие
на
формирование ценностных ориентаций студентов, их правовой культуры.
Полезны также статьи из журналов, газет, из сети Интернет, отражающие
актуальные
общественные
проблемы:
межличностные
отношения,
самопознание, экологические проблемы, мир увлечений современного
подростка, выбор профессии, создание семьи и др.
При обучении студентов работе с текстом используются различные
направления учебной деятельности. Важнейшим направлением в своей
работе является словарная работа. Повышает культуру умственного труда и
расширяет словарный запас студентов работа с толковыми и другими
словарями. Часто ребята, читая текст, не осознают того, что не понимают
значения многих слов, и это очень мешает пониманию. Наблюдения за
деятельностью студентов показали, что в среднем они не видят и не осознают
своего непонимания значения от 15 до 20% слов, (например, обряд, предки,
обычаи и др.).
Эффективным направлением является обучение студентов умению
самостоятельно составлять вопросы к тексту. Умение и желание студента
задавать вопросы к тексту свидетельствуют: во-первых, об его активной
позиции во время чтения, о том, что он вступил в диалог с автором текста;
во-вторых, ставит студента в позицию исследователя текста; в-третьих,
3
развивает
у
студентов
такие
качества
как
критичность
ума
и
наблюдательность;
в-четвертых,
формирует
прогностические
умения
студентов;
в-пятых,
постановка
проблемных
вопросов,
выявляющих
причинно-следственные связи, является показателем с одной стороны
хорошего развития логического мышления студентов, а с другой, глубокого
понимания ими текста.
Важную роль в обучении пониманию обучении играет составление
плана текста. Составляя план текста, студент выполняет следующие
операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит
смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст
на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и
логическое соотнесение частей плана друг с другом. И этим операциям
студентов необходимо целенаправленно учить.
Стратегия
“сжатия
текста”
предполагает
выделение
студентом
ключевых,
опорных
слов,
составление
вопросов
различной
степени
сложности. Ценной является здесь индивидуализированная по своему
характеру
работа
по
выделению
“деталей”,
особенно
значимых
для
конкретного студента. Студентам очень нравится самостоятельно готовить
презентации на темы, посвящённые жизни и творчеству писателей и поэтов,
часы поэзии, где с вдохновением читаются стихи.
4