Напоминание

"Практические приемы формирования учебной мотивации у младших школьников"

Автор: Соколенко Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 60"
Населённый пункт: город Ростов на Дону, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практические приемы формирования учебной мотивации у младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Практические приемы формирования учебной мотивации у младших школьников.
Стремление учиться заложено в самой природе человека. В начале своей школьной жизни, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы “доставить радость родителям”, “хочу больше знать”, “на уроке интересно”. Ребенок получил оценку “5”. Часто можно услышать: “Вот мама будет рада, расцелует меня”. Наверное, в любом классе на предложение учащимся: “Поднимите руки те, кто хотел бы учиться хорошо”, поднимется лес рук. Желание есть. Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению. В ходе учебного процесса каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одна из причин этого видится в различном уровне сформированности учебной мотивации. Известно, что научить - это дать учащимся знания, умения и навыки, однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний. В начальных классах очень важно у детей развить самостоятельность. Самостоятельность учащихся - залог их успешного обучения в среднем звене. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности младшего школьника зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Основными условиями проявления самостоятельности являются: - Учет учителем степени сформированности учебных умений ребенка. - Мотивированность учебного труда. Мотивация учения обеспечивается четким представлением учащимися о нужности и значимости выполняемой ими работы. - Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. Мотивировать детей на учебную деятельность - значит так затронуть их интересы, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Главное помочь получить им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности. Для формирования положительной мотивации используют различные приемы: подбор интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения. Подбирают задания, которые требуют конкретного ответа. Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных стремления к поиску. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности: – создание условий для возникновения проблемных ситуаций; – выбор частично-поисковых и исследовательских приемов; – подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ; – подача учебного материала в игровой форме, через сказочного посредника; – использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях; Такие занятия очень нравятся детям. Они смеются и огорчаются вместе с персонажами, готовы всегда прийти на помощь любимому герою. Герои становятся образцом для подражания, а это позволяет оказывать влияние на детей, формировать их нравственное поведение. – создание ситуации успеха через выполнение заданий; Если ребенок в настоящий момент не находится в ситуации успеха в учебной деятельности, нужно помочь ему реализоваться в чем то другом, создать ситуацию успеха для
него. Это может быть организующая деятельность, уход за комнатным растением в зеленом уголке. – соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; – разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, детские научно- практические конференции, экскурсии заочные и настоящие. На экскурсии в природу ребенок имеет возможность рассмотреть, потрогать руками, понюхать цветок и испытать радость от увиденной красоты. Дети этого возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям, развивать эстетический вкус, создавать условия для раскрытия способностей ребенка. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий: 1. Учебная задача должна совпадать с игровой; 2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию; 3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Приемы, которые можно использовать для повышения интереса к учебному

материалу:
1. Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта в конце или на следующем уроке. 2. Приём «Фантастическая добавка». Дети любят фантазировать, нужно дать им такую возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают. РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/ 3. Приём «Удивляй». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Пример. Начальная школа. Введение в «Натуральные числа». Попросить детей назвать самое большое число. Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно. 4. Приём «Лови ошибку». Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку, но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы. 5. Прием “Свобода выбора” . На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из учебника. Прием безотказный – дети довольны тем, что вправе сами сделать выбор. 6. Прием “Драматизации и театрализации” В учебниках много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Можно разыграть сценки на учебную тему по любому предмету. 7. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга. Дети отгадывают персонажа сказки, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
8. «Уроки – игры». При проведении “уроков-игр” дети чувствуют себя намного увереннее и на основных уроках, у них уходит боязнь школы, дети становятся организованнее, лучше принимают учебную задачу. Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. 9. Групповые задания. Дети любят работать вместе. Каждый получает определенное задание в группе и старается выполнить свое задание качественно, чтобы не подвести своих товарищей. В группах дети учатся общению, чуткому отношению друг к другу, приобретают навыки работы в коллективе. Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование. Прием “Найди красивые…” Например: Найди у себя самую красивую букву, самую красивую цифру,… Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков- исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Нужно создать такие условия, при которых дети будут чувствовать, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.