Напоминание

Формирование цифровой грамотности педагогов ПОО c использованием оборудования Центра цифрового образования детей "IT-куб"

Автор: Григорьева Екатерина Васильевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Марий Эл "ВИТТ"
Населённый пункт: г. Волжск
Наименование материала: Формирование цифровой грамотности педагогов ПОО
Тема: Формирование цифровой грамотности педагогов ПОО c использованием оборудования Центра цифрового образования детей "IT-куб"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование цифровой грамотности педагогов

Педагог, как и человек любой другой профессии, должен обладать цифровой

грамотностью, то есть базовыми знаниями, навыками и установками, необходимыми для

жизни в цифровом обществе. Уже сегодня в развитых странах без должного уровня

цифровой грамотности становится невозможным сам факт трудоустройства человека, в

том числе и педагога, не говоря о том, что цифровая грамотность — это фундамент

развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ-компетенций).

В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки,

позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех

его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей

выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучащихся, мотивировать их

к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.

Следовательно, существует необходимость развития у педагогов:

знаний в области современной компьютерной техники и программного

обеспечения, а также принципов их работы;

навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений);

установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в

отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека.

Образовательный

процесс

так

или

иначе

подразумевает

взаимодействие

нескольких групп, называемых участниками образовательного процесса, это: педагоги,

обучающиеся, администрация образовательного учреждения и родители (законные

представители). Важно на современном этапе говорить о цифровой грамотности всех

субъектов образовательного процесса. И если со стороны студента мы часто говорим о

врожденном чувстве цифровой грамотности, так как цифровые устройства и мобильные

технологии сопровождают ребенка по всей его жизни. То для адекватности в цифровом

мире и в цифровых технологиях, педагог должен иметь знания о возможностях

компьютеров (в том числе мобильных устройств) и технологий, понимать роль цифровой

образовательной среды (ЦОС), уметь анализировать информацию, проектировать и

создавать свою собственную среду, работать в сетевых педагогических сообществах,

учитывая возможности информации, ограничения, риски ее использования.

Именно на цифровой грамотности базируется цифровая компетентность, как

готовность и способность применять средства вычислительной техники, мобильные

устройства и цифровые технологии в образовательном процессе.

Современный педагогический работник должен уметь создавать адекватный

цифровой контент, используя уже известные ему цифровые среды, технологии,

рекомендуемые электронные площадки и сервисы.

Мы полагаем, что педагог системы профессионального образования работает в

условиях, обусловленные следующими обстоятельствами:

часто педагог СПО сталкивается с низким уровнем учебной мотивации студента,

это связано с переменой привычной среды обучения, новым коллективом, а в том числе и

с пробелами в знаниях школьной программы. В первой половине первого семестра

педагог прикладывает большие усилия чтобы переломить сложившуюся ситуацию ;

необходимо учитывать межпредметные связи и практическую ориентацию при

организации

образовательной

деятельности,

профессиональной

направленности

общеобразовательных и общетехнических предметов;

система обучения СПО ориентирована на большой объем самостоятельной

работы обучащихся, а также на высокий уровень самоорганизации и за результаты

собственного обучения.

Согласно требованиям профессионального стандарта, педагог СПО должен

обладать широким спектром умений и навыков.

На сегодняшний день, когда форма дистанционного формата обучения явилась

одним из способов ведения образовательного процесса, когда педагогический коллектив,

зачастую, не был готов к переводу «привычной» организации учебной деятельности в

электронный формат, говорить о формировании цифровой грамотности педагогов стало

первостепенным.

.

Одна из главных задач методической службы при поддержке администрации

образовательного учреждения должна быть направлена на формирование базы цифровой

компетентности, а именно цифровой грамотности педагога. К таким инструментам можно

отнести формирование единой информационно — электронной среды техникума; курсы

по

повышению

квалификации;

профессиональные

переподготовки,

непрерывное

обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий; обмен опытом с

коллегами на методических семинарах и пр.

В настоящее время в ГБПОУ РМЭ «ВИТТ» установлены и работают 70

компьютеров, на базе процессоров Intel и AMD, не считая оборудование Центра

цифрового образования «IT-куб». Из них используются в учебном процессе 50. Остальные

установлены на рабочие места специалистов, педагогов. Все компьютеры подключены к

сети Интернет.

Интернет-услуги техникуму на договорной основе предоставляются провайдером

публичное акционерное общество (ПАО) «Ростелеком». Скорость подключения 100

Мбит/сек.

Одной из главных проблем информатизации техникума является поддержание на

требуемом качественном и количественном уровне обеспеченности парком современных

компьютеров и программного обеспечения. В Центре цифрового образования «IT-куб»

функционируют 80 ноутбуков, в каждой лаборатории установлена мультимедийная доска.

Таким образом, мы задумались, почему бы не использовать оборудование центра для

повышения цифровой грамотности наших педагогов.

Мы провели анкетирование педагогических работников в октябре 2021 года

Вопросы анкеты были направлены на выявление готовности педагога к работе в онлайн

режиме, выявление сервисов, используемых при проведении видеоконференций, а также

сложности, возникающие при работе в формате дистанционного образования.

Кроме анкеты было проведено наблюдение в форме личных бесед и во время

консультаций по просьбе педагогов или администрации техникума.

В результате получены следующие данные (таблица 1).

Таблица 1 — Анализ сервисов видеоконференций, используемых преподавателями

в техникуме

Сервис

проведения

видеоконференций

Кол-во

Zoom

4

Skype

2

WhatsApp

5

Вконтакте

5

не провожу

5

Всего

21

С ноября 2020 года педагогические работники нашего техникума, осуществляющие

образовательную деятельность, наделены обязанностью применять электронные средства

обучения. В частности, мы говорим о единой среде взаимодействия педагога и студента..

Такой средой выступает для нас образовательная платформа на базе Moodle.

Но до сих пор у многих педагогов есть вопросы по организации работы в данной

системе.

Таким образом, мы задумались, почему бы не использовать оборудование центра

для повышения цифровой грамотности наших педагогов.

Сейчас мы разрабатываем электронные курсы для наших педагогов, среди них

Работа в сервисах электронных конференций

Использование прикладного программного обеспечения для организации

работы педагога

Организация работы на образовательной платформе Moodle.

Так, мы планируем поднять уровень цифровой грамотности наших педагогов.