Автор: Григорьева Екатерина Васильевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Марий Эл "ВИТТ"
Населённый пункт: г. Волжск
Наименование материала: Формирование цифровой грамотности педагогов ПОО
Тема: Формирование цифровой грамотности педагогов ПОО c использованием оборудования Центра цифрового образования детей "IT-куб"
Формирование цифровой грамотности педагогов
Педагог, как и человек любой другой профессии, должен обладать цифровой
грамотностью, то есть базовыми знаниями, навыками и установками, необходимыми для
жизни в цифровом обществе. Уже сегодня в развитых странах без должного уровня
цифровой грамотности становится невозможным сам факт трудоустройства человека, в
том числе и педагога, не говоря о том, что цифровая грамотность — это фундамент
развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенций).
В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки,
позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех
его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей
выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучащихся, мотивировать их
к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.
Следовательно, существует необходимость развития у педагогов:
знаний в области современной компьютерной техники и программного
обеспечения, а также принципов их работы;
навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений);
установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в
отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека.
Образовательный
процесс
так
или
иначе
подразумевает
взаимодействие
нескольких групп, называемых участниками образовательного процесса, это: педагоги,
обучающиеся, администрация образовательного учреждения и родители (законные
представители). Важно на современном этапе говорить о цифровой грамотности всех
субъектов образовательного процесса. И если со стороны студента мы часто говорим о
врожденном чувстве цифровой грамотности, так как цифровые устройства и мобильные
технологии сопровождают ребенка по всей его жизни. То для адекватности в цифровом
мире и в цифровых технологиях, педагог должен иметь знания о возможностях
компьютеров (в том числе мобильных устройств) и технологий, понимать роль цифровой
образовательной среды (ЦОС), уметь анализировать информацию, проектировать и
создавать свою собственную среду, работать в сетевых педагогических сообществах,
учитывая возможности информации, ограничения, риски ее использования.
Именно на цифровой грамотности базируется цифровая компетентность, как
готовность и способность применять средства вычислительной техники, мобильные
устройства и цифровые технологии в образовательном процессе.
Современный педагогический работник должен уметь создавать адекватный
цифровой контент, используя уже известные ему цифровые среды, технологии,
рекомендуемые электронные площадки и сервисы.
Мы полагаем, что педагог системы профессионального образования работает в
условиях, обусловленные следующими обстоятельствами:
часто педагог СПО сталкивается с низким уровнем учебной мотивации студента,
это связано с переменой привычной среды обучения, новым коллективом, а в том числе и
с пробелами в знаниях школьной программы. В первой половине первого семестра
педагог прикладывает большие усилия чтобы переломить сложившуюся ситуацию ;
необходимо учитывать межпредметные связи и практическую ориентацию при
организации
образовательной
деятельности,
профессиональной
направленности
общеобразовательных и общетехнических предметов;
система обучения СПО ориентирована на большой объем самостоятельной
работы обучащихся, а также на высокий уровень самоорганизации и за результаты
собственного обучения.
Согласно требованиям профессионального стандарта, педагог СПО должен
обладать широким спектром умений и навыков.
На сегодняшний день, когда форма дистанционного формата обучения явилась
одним из способов ведения образовательного процесса, когда педагогический коллектив,
зачастую, не был готов к переводу «привычной» организации учебной деятельности в
электронный формат, говорить о формировании цифровой грамотности педагогов стало
первостепенным.
.
Одна из главных задач методической службы при поддержке администрации
образовательного учреждения должна быть направлена на формирование базы цифровой
компетентности, а именно цифровой грамотности педагога. К таким инструментам можно
отнести формирование единой информационно — электронной среды техникума; курсы
по
повышению
квалификации;
профессиональные
переподготовки,
непрерывное
обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий; обмен опытом с
коллегами на методических семинарах и пр.
В настоящее время в ГБПОУ РМЭ «ВИТТ» установлены и работают 70
компьютеров, на базе процессоров Intel и AMD, не считая оборудование Центра
цифрового образования «IT-куб». Из них используются в учебном процессе 50. Остальные
установлены на рабочие места специалистов, педагогов. Все компьютеры подключены к
сети Интернет.
Интернет-услуги техникуму на договорной основе предоставляются провайдером
публичное акционерное общество (ПАО) «Ростелеком». Скорость подключения 100
Мбит/сек.
Одной из главных проблем информатизации техникума является поддержание на
требуемом качественном и количественном уровне обеспеченности парком современных
компьютеров и программного обеспечения. В Центре цифрового образования «IT-куб»
функционируют 80 ноутбуков, в каждой лаборатории установлена мультимедийная доска.
Таким образом, мы задумались, почему бы не использовать оборудование центра для
повышения цифровой грамотности наших педагогов.
Мы провели анкетирование педагогических работников в октябре 2021 года
Вопросы анкеты были направлены на выявление готовности педагога к работе в онлайн
режиме, выявление сервисов, используемых при проведении видеоконференций, а также
сложности, возникающие при работе в формате дистанционного образования.
Кроме анкеты было проведено наблюдение в форме личных бесед и во время
консультаций по просьбе педагогов или администрации техникума.
В результате получены следующие данные (таблица 1).
Таблица 1 — Анализ сервисов видеоконференций, используемых преподавателями
в техникуме
Сервис
проведения
видеоконференций
Кол-во
Zoom
4
Skype
2
5
Вконтакте
5
не провожу
5
Всего
21
С ноября 2020 года педагогические работники нашего техникума, осуществляющие
образовательную деятельность, наделены обязанностью применять электронные средства
обучения. В частности, мы говорим о единой среде взаимодействия педагога и студента..
Такой средой выступает для нас образовательная платформа на базе Moodle.
Но до сих пор у многих педагогов есть вопросы по организации работы в данной
системе.
Таким образом, мы задумались, почему бы не использовать оборудование центра
для повышения цифровой грамотности наших педагогов.
Сейчас мы разрабатываем электронные курсы для наших педагогов, среди них
Работа в сервисах электронных конференций
Использование прикладного программного обеспечения для организации
работы педагога
Организация работы на образовательной платформе Moodle.
Так, мы планируем поднять уровень цифровой грамотности наших педагогов.