Автор: Игнатенко Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 8" СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: научная статья
Тема: Специфика организации исследовательской и проектной деятельности студентов системы СПО на этапе производственной практики по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Специфика организации исследовательской и проектной деятельности
студентов системы СПО на этапе производственной практики по
специальности «Дошкольное образование»
Игнатенко Елена Евгеньевна
преподаватель
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»
Калмыкова Анастасия Григорьевна
преподаватель
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»
Одним из определяющих факторов
в
подготовке
современного
специалиста
в
области
дошкольного
образования,
обладающего
способностью
творчески
осуществлять
функции
своей
деятельности,
является
учебно-исследовательская
и
научно-исследовательская
работа
студентов,
в
процессе
которой
осваиваются
не
только
навыки
исследовательской, экспериментально-конструкторской деятельности, но и
формируется
личность
будущего
специалиста,
творческого,
саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования –
формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в
профессиональном образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи::
единство
и
активное
взаимодействие
научно-исследовательской,
инновационнно-проектной и образовательной деятельности; направленность
на социальное и духовное развитие личности; концентрация усилий и
ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных
направлениях; поддержка и развитие научного творчества студентов;
поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить
высокий
уровень
проводимых
исследований;
доведение
результатов
исследований и проектов до применения в практической деятельности,
используя при этом издательскую деятельность и возможности сети
Интернет; ориентация творческих коллективов (групп) на проведение
полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием
готовой продукции; развитие многообразия форм организации научно-
исследовательской и творческой деятельности.
Исходя из поставленных государством целей и задач, начинать работу
по
реализации
научно-исследовательского
обучения
надо
с
периода
педагогической практики. Главная особенность исследовательского обучения
на этапе дошкольного образования - активизировать деятельность детей,
придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом,
передать
учащимся
инициативу
в
организации
детской
и
своей
познавательной деятельности.
Инновационная деятельность в аспекте обновления педагогического
процесса в дошкольном учреждении рассматривается сегодня как главный
фактор формирования профессиональной культуры (К. Ангеловски, В. И.
Андреев, В.Н. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин), как основной
путь сплочения творческого педагогического коллектива
и база
его
оптимального саморазвития (В.И. Андреев, B.C. Лазарев, Н.М. Таланчук,
М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.).
В связи с этим в настоящее время в педагогическом процессе системы
СПО широко используются профессиональная образовательная траектория -
путь
реализации
личностного
потенциала
каждого
обучающегося
в
образовании, которая отличается от персонализированного обучения, в
котором траекторию своего обучения определяет сам обучающийся, тем, что
в
этом
случае
в
формировании образовательной траектории участвуют
педагоги, одной из форм которых является участие в исследовательской
деятельности образовательных учреждений. [1]
Грамотная
организация
практики
в
ДОУ,
вовлечение
будущих
специалистов во все стороны деятельности дошкольного учреждения,
руководство
практикой
творческими
педагогами;
повышает
авторитет
будущей профессии, объективнее, осознаннее становятся выбор будущего
профессионального
пути
студента.
В
настоящее
время
развитое
исследовательское
поведение
рассматривается,
как
неотъемлемая
характеристика личности будущего специалиста, входящая в структуру
представлений о профессионализме и компетентности о его будущей
профессии,
как
стиль
работы
современного
педагога.
Поэтому
от
современного
образования
требуется
уже
не
простое
фрагментарное
включение
методов
исследовательского
обучения
в
образовательную
практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских
способностей, специально организованное обучение студентов умениям и
навыкам исследовательской деятельности.[2] Именно поэтому новый этап
реформирования российской образовательной системы не случайно назван
инновационно -технологическим. Практику учебных заведений все активнее
обеспечивает педагог-новатор. Общественное мнение все более склоняется к
поддержке массового инновационного движения как высшего уровня
творчества. Ученые отмечают при этом следующие тенденции: растет
привлекательность инновационной деятельности не только за счёт её
продуктивных результатов, но и активизации интереса к обучению и
предмету,
преподаваемому
творческими
педагогами;
повышается
их
авторитет, объективнее становятся их притязания и эффективней процесс
формирования
будущих
педагогических
кадров
дошкольных
образовательных учреждений.
При проведении практики необходимо учитывать, что в процессе её
прохождения
студент
должен
разработать
тему
выпускной
квалификационной работы программу констатирующего, формирующего и
контрольного эксперимента, провести все этапы исследовательской работы,
мониторинг.
В результате проведения исследовательской деятельности студенты
должны
продемонстрировать
знания
и
умения:
основных
этапов
педагогического
исследования
и
методику
их
проведения;
знать
историографию
исследуемой
проблемы
выпускной
квалификационной
работы (идеи, подходы); общепедагогические, методические и другие
научные положения, характеризующие предмет исследования выпускной
квалификационной работы; требования содержательного, стилистического,
технического характера, предъявляемые к выпускным квалификационным
работам; методы педагогического исследования; разрабатывать способы
решения
выделенной
проблемы,
определять
оптимальные
пути
ее
разрешения;
оформлять
результаты
констатирующего
эксперимента;
планировать и проводить формирующий эксперимент с целью проверки
научного предположения; осуществлять анализ результатов формирующего
эксперимента (составление протоколов, записей бесед и т.д.); проводить
контрольный этап эксперимента (оформление результатов в таблицах,
схемах, диаграммах и т. д.) определять методы исследования в соответствии
с задачами предстоящей опытноэкспериментальной работы; осуществлять
анализ документации учреждения (годовой, календарный и перспективный
планы и др.) с целью изучения опыта работы ДОУ по определенной теме;
реализовывать творческие или исследовательские проекты. [4]
Цель инновационной деятельности в ДОУ: создание условий для
развития
творческой
личности
дошкольника,
её
самоопределения
и
самореализации, формирование у ребёнка основы культуры мышления,
развития умений и навыков исследовательского поведения; развитие умения
самостоятельно, творчески мыслить; определение механизмов и технологий,
обеспечивающих эффективность, целостность, системность, преемственность
процесса творческого образования, воспитания, развития детей; обеспечение
эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья
через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы
ДОУ; создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий
по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.
С 2007 года СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» заключил
договор о совместной деятельности с ГБДОУ детский сад № 50 Приморского
района
Санкт-Петербурга
в
целях
реализации
системы
образования,
обучения и студентов по специальности среднего профессионального
образования 050144 «Дошкольное образование», где студенты колледжа
проходят
учебную
и
производственную
практику,
а
также
могут
осуществлять в рамках написания выпускных квалификационных работ
исследовательскую деятельность на этапе ДОУ.
Исследовательскою
работу
студентов
в
рамках
выпускных
квалификационных работ курируют грамотные и опытные педагоги, которые
не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и
разрабатывают педагогические инновации творчески и грамотно руководят
педагогической
практикой
студентов,
активно
привлекая
их
к
исследовательской деятельности. В ходе исследования студенты осваивают
следующие группы методов - это теоретические (анализ литературы,
моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование
результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой
работы) и эмпирические (диагностические методы, анкетирование, беседы,
экспертная
оценка,
анализ
детских
творческих
работ,
наблюдение,
обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов
профессиональной позиции педагога-воспитателя).
Главная особенность организации опытно-экспериментальной работы
на базе практики ГБДОУ № 50 Приморского района СПб: активизировать
работу студентов, придав ей исследовательский, творческий характер и,
таким образом, передать будущим педагогам инициативу в организации
своей будущей профессиональной деятельности, предусмотреть создание
таких условий непрерывного самообразования, которое приводят к более
эффективному
развитию
у
студентов
научно-исследовательской
деятельности.
Практическая значимость результатов исследования по теме выпускной
квалификационной работы определяется тем, что разработанные в ходе
исследования рекомендации к занятиям и творческие задания для детей,
апробированные
программы
кружковой
работы,
упражнения,
обеспечивающие
качественно
новый
образовательный
эффект,
имеют
практическую ценность для развития у детей способности к творческой
деятельности.
Практика
опытно-экспериментальной
работы
студентов
состоит в том, что основное содержание работы в рамках ВКР - проведение
студентами
самостоятельных
исследований
и
выполнение
творческих
проектов.
Показателем грамотной организации исследовательской деятельности
студентов стал показатель степени самостоятельности студента в процессе
учебно-исследовательского
поиска.
Формы
организации
и
методы
исследовательской деятельности студентов, это – коллективная работа и
индивидуальная
работа,
работа
в
проблемно
-творческих
группах
с
педагогами ДОУ, самостоятельная работа.
В основе системы исследовательской работы студентов ПК № 8
эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-
взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно -
образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и
воспитанника. Проекты, создаваемые студентами в рамках ВКР и ОЭП
прежде
всего,
направлены
на
решение
творческой
проблемы,
исследовательской задачи, экспериментирование и поиск.
Результатами исследовательской работы студентов на базе практики
можно считать: разработку серии творческих заданий и упражнений для
развития умений и навыков дизайн-деятельности дошкольников, организация
и проведение исследовательских проектов по теме ОЭР на базе ДОУ,
практико-ориентированное
взаимодействие
с
педагогами
ГБДОУ,
проведение мастер-классов в совместной детско-родительской продуктивной
деятельности,
представление
своего
исследовательского
опыта
на
методических семинарах ОЭП в рамках работы Н М Ц Приморского района,
на
городских
семинарах,
круглых
столах,
публикация
своего
исследовательского опыта, результатов ВКР по теме ОЭП, работу над
созданием первого совместного опыта описания исследовательских работ.
Творческой группой педагогов-экспериментаторов и студентами СПб
ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» были проведены такие значимые
мероприятия, как:
семинар «Художественно творческое развитие дошкольников в
процессе дизайн - деятельности»;
круглый стол по теме эксперимента;
участие в творческих и проблемных группах по разработке отдельных
этапов творческих проектов и мастер-классов;
«Копилка» педагогического мастерства «Организация детской дизайн
- деятельности».
В перспективе итогом исследовательской деятельности студентов
участие в разработке презентационных материалов по теме ВКР, которая
соответствует
теме
ОЭР,
использование
инновационных
технологий,
интерактивных форм, распространение опыта работы на районном и
городском уровне; методическое оформление материалов формирующего
этапа ВКР, дающих возможность их использования в практике ДОУ.
Мониторинг исследовательской деятельности на базе практики показал, что
активизации и самостоятельности студентов при проведении исследования
по теме ВКР, была уверенность, что их исследования не останутся без
внимания, результаты изысканий будут представлены педагогическому
коллективу, что все новое, найденное, будет востребовано в практике ДОУ,
будет интересно детям и коллегам.
Принимая активное участие в исследовательской деятельности, в ОЭР
ДОУ, у студентов формируются навыки профессионального общения,
умения
применять
полученные
в
исследовательской
деятельности
практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых
способов решения творческих, профессиональных задач.
Список литературы:
1. Гавров С.Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации
личности // Вестник УРАО. – 2008. – С. 21–29.
2.
Гаврилов
А.
С.
Организация
и
финансирование
научно-
исследовательских работ. – М., 2011. – С. 54.
3. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И. В., Масленников В. В.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России:
монография: в 3 ч. – М., 2007. – С. 42.
4.
Дубровина
О.
С.
Использование
проектных
технологий
в
формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся //
Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар.
заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 124–
126.
5. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО
по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С.
629–632.