Напоминание

Специфика организации исследовательской и проектной деятельности студентов системы СПО на этапе производственной практики по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"

Автор: Игнатенко Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 8" СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: научная статья
Тема: Специфика организации исследовательской и проектной деятельности студентов системы СПО на этапе производственной практики по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Специфика организации исследовательской и проектной деятельности

студентов системы СПО на этапе производственной практики по

специальности «Дошкольное образование»

Игнатенко Елена Евгеньевна

преподаватель

СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»

Калмыкова Анастасия Григорьевна

преподаватель

СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»

Одним из определяющих факторов

в

подготовке

современного

специалиста

в

области

дошкольного

образования,

обладающего

способностью

творчески

осуществлять

функции

своей

деятельности,

является

учебно-исследовательская

и

научно-исследовательская

работа

студентов,

в

процессе

которой

осваиваются

не

только

навыки

исследовательской, экспериментально-конструкторской деятельности, но и

формируется

личность

будущего

специалиста,

творческого,

саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования –

формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в

профессиональном образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи::

единство

и

активное

взаимодействие

научно-исследовательской,

инновационнно-проектной и образовательной деятельности; направленность

на социальное и духовное развитие личности; концентрация усилий и

ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных

направлениях; поддержка и развитие научного творчества студентов;

поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить

высокий

уровень

проводимых

исследований;

доведение

результатов

исследований и проектов до применения в практической деятельности,

используя при этом издательскую деятельность и возможности сети

Интернет; ориентация творческих коллективов (групп) на проведение

полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием

готовой продукции; развитие многообразия форм организации научно-

исследовательской и творческой деятельности.

Исходя из поставленных государством целей и задач, начинать работу

по

реализации

научно-исследовательского

обучения

надо

с

периода

педагогической практики. Главная особенность исследовательского обучения

на этапе дошкольного образования - активизировать деятельность детей,

придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом,

передать

учащимся

инициативу

в

организации

детской

и

своей

познавательной деятельности.

Инновационная деятельность в аспекте обновления педагогического

процесса в дошкольном учреждении рассматривается сегодня как главный

фактор формирования профессиональной культуры (К. Ангеловски, В. И.

Андреев, В.Н. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин), как основной

путь сплочения творческого педагогического коллектива

и база

его

оптимального саморазвития (В.И. Андреев, B.C. Лазарев, Н.М. Таланчук,

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.).

В связи с этим в настоящее время в педагогическом процессе системы

СПО широко используются профессиональная образовательная траектория -

путь

реализации

личностного

потенциала

каждого

обучающегося

в

образовании, которая отличается от персонализированного обучения, в

котором траекторию своего обучения определяет сам обучающийся, тем, что

в

этом

случае

в

формировании образовательной траектории участвуют

педагоги, одной из форм которых является участие в исследовательской

деятельности образовательных учреждений. [1]

Грамотная

организация

практики

в

ДОУ,

вовлечение

будущих

специалистов во все стороны деятельности дошкольного учреждения,

руководство

практикой

творческими

педагогами;

повышает

авторитет

будущей профессии, объективнее, осознаннее становятся выбор будущего

профессионального

пути

студента.

В

настоящее

время

развитое

исследовательское

поведение

рассматривается,

как

неотъемлемая

характеристика личности будущего специалиста, входящая в структуру

представлений о профессионализме и компетентности о его будущей

профессии,

как

стиль

работы

современного

педагога.

Поэтому

от

современного

образования

требуется

уже

не

простое

фрагментарное

включение

методов

исследовательского

обучения

в

образовательную

практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских

способностей, специально организованное обучение студентов умениям и

навыкам исследовательской деятельности.[2] Именно поэтому новый этап

реформирования российской образовательной системы не случайно назван

инновационно -технологическим. Практику учебных заведений все активнее

обеспечивает педагог-новатор. Общественное мнение все более склоняется к

поддержке массового инновационного движения как высшего уровня

творчества. Ученые отмечают при этом следующие тенденции: растет

привлекательность инновационной деятельности не только за счёт её

продуктивных результатов, но и активизации интереса к обучению и

предмету,

преподаваемому

творческими

педагогами;

повышается

их

авторитет, объективнее становятся их притязания и эффективней процесс

формирования

будущих

педагогических

кадров

дошкольных

образовательных учреждений.

При проведении практики необходимо учитывать, что в процессе её

прохождения

студент

должен

разработать

тему

выпускной

квалификационной работы программу констатирующего, формирующего и

контрольного эксперимента, провести все этапы исследовательской работы,

мониторинг.

В результате проведения исследовательской деятельности студенты

должны

продемонстрировать

знания

и

умения:

основных

этапов

педагогического

исследования

и

методику

их

проведения;

знать

историографию

исследуемой

проблемы

выпускной

квалификационной

работы (идеи, подходы); общепедагогические, методические и другие

научные положения, характеризующие предмет исследования выпускной

квалификационной работы; требования содержательного, стилистического,

технического характера, предъявляемые к выпускным квалификационным

работам; методы педагогического исследования; разрабатывать способы

решения

выделенной

проблемы,

определять

оптимальные

пути

ее

разрешения;

оформлять

результаты

констатирующего

эксперимента;

планировать и проводить формирующий эксперимент с целью проверки

научного предположения; осуществлять анализ результатов формирующего

эксперимента (составление протоколов, записей бесед и т.д.); проводить

контрольный этап эксперимента (оформление результатов в таблицах,

схемах, диаграммах и т. д.) определять методы исследования в соответствии

с задачами предстоящей опытноэкспериментальной работы; осуществлять

анализ документации учреждения (годовой, календарный и перспективный

планы и др.) с целью изучения опыта работы ДОУ по определенной теме;

реализовывать творческие или исследовательские проекты. [4]

Цель инновационной деятельности в ДОУ: создание условий для

развития

творческой

личности

дошкольника,

её

самоопределения

и

самореализации, формирование у ребёнка основы культуры мышления,

развития умений и навыков исследовательского поведения; развитие умения

самостоятельно, творчески мыслить; определение механизмов и технологий,

обеспечивающих эффективность, целостность, системность, преемственность

процесса творческого образования, воспитания, развития детей; обеспечение

эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья

через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы

ДОУ; создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий

по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

С 2007 года СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» заключил

договор о совместной деятельности с ГБДОУ детский сад № 50 Приморского

района

Санкт-Петербурга

в

целях

реализации

системы

образования,

обучения и студентов по специальности среднего профессионального

образования 050144 «Дошкольное образование», где студенты колледжа

проходят

учебную

и

производственную

практику,

а

также

могут

осуществлять в рамках написания выпускных квалификационных работ

исследовательскую деятельность на этапе ДОУ.

Исследовательскою

работу

студентов

в

рамках

выпускных

квалификационных работ курируют грамотные и опытные педагоги, которые

не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и

разрабатывают педагогические инновации творчески и грамотно руководят

педагогической

практикой

студентов,

активно

привлекая

их

к

исследовательской деятельности. В ходе исследования студенты осваивают

следующие группы методов - это теоретические (анализ литературы,

моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование

результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой

работы) и эмпирические (диагностические методы, анкетирование, беседы,

экспертная

оценка,

анализ

детских

творческих

работ,

наблюдение,

обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов

профессиональной позиции педагога-воспитателя).

Главная особенность организации опытно-экспериментальной работы

на базе практики ГБДОУ № 50 Приморского района СПб: активизировать

работу студентов, придав ей исследовательский, творческий характер и,

таким образом, передать будущим педагогам инициативу в организации

своей будущей профессиональной деятельности, предусмотреть создание

таких условий непрерывного самообразования, которое приводят к более

эффективному

развитию

у

студентов

научно-исследовательской

деятельности.

Практическая значимость результатов исследования по теме выпускной

квалификационной работы определяется тем, что разработанные в ходе

исследования рекомендации к занятиям и творческие задания для детей,

апробированные

программы

кружковой

работы,

упражнения,

обеспечивающие

качественно

новый

образовательный

эффект,

имеют

практическую ценность для развития у детей способности к творческой

деятельности.

Практика

опытно-экспериментальной

работы

студентов

состоит в том, что основное содержание работы в рамках ВКР - проведение

студентами

самостоятельных

исследований

и

выполнение

творческих

проектов.

Показателем грамотной организации исследовательской деятельности

студентов стал показатель степени самостоятельности студента в процессе

учебно-исследовательского

поиска.

Формы

организации

и

методы

исследовательской деятельности студентов, это – коллективная работа и

индивидуальная

работа,

работа

в

проблемно

-творческих

группах

с

педагогами ДОУ, самостоятельная работа.

В основе системы исследовательской работы студентов ПК № 8

эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-

взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно -

образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и

воспитанника. Проекты, создаваемые студентами в рамках ВКР и ОЭП

прежде

всего,

направлены

на

решение

творческой

проблемы,

исследовательской задачи, экспериментирование и поиск.

Результатами исследовательской работы студентов на базе практики

можно считать: разработку серии творческих заданий и упражнений для

развития умений и навыков дизайн-деятельности дошкольников, организация

и проведение исследовательских проектов по теме ОЭР на базе ДОУ,

практико-ориентированное

взаимодействие

с

педагогами

ГБДОУ,

проведение мастер-классов в совместной детско-родительской продуктивной

деятельности,

представление

своего

исследовательского

опыта

на

методических семинарах ОЭП в рамках работы Н М Ц Приморского района,

на

городских

семинарах,

круглых

столах,

публикация

своего

исследовательского опыта, результатов ВКР по теме ОЭП, работу над

созданием первого совместного опыта описания исследовательских работ.

Творческой группой педагогов-экспериментаторов и студентами СПб

ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» были проведены такие значимые

мероприятия, как:

семинар «Художественно творческое развитие дошкольников в

процессе дизайн - деятельности»;

круглый стол по теме эксперимента;

участие в творческих и проблемных группах по разработке отдельных

этапов творческих проектов и мастер-классов;

«Копилка» педагогического мастерства «Организация детской дизайн

- деятельности».

В перспективе итогом исследовательской деятельности студентов

участие в разработке презентационных материалов по теме ВКР, которая

соответствует

теме

ОЭР,

использование

инновационных

технологий,

интерактивных форм, распространение опыта работы на районном и

городском уровне; методическое оформление материалов формирующего

этапа ВКР, дающих возможность их использования в практике ДОУ.

Мониторинг исследовательской деятельности на базе практики показал, что

активизации и самостоятельности студентов при проведении исследования

по теме ВКР, была уверенность, что их исследования не останутся без

внимания, результаты изысканий будут представлены педагогическому

коллективу, что все новое, найденное, будет востребовано в практике ДОУ,

будет интересно детям и коллегам.

Принимая активное участие в исследовательской деятельности, в ОЭР

ДОУ, у студентов формируются навыки профессионального общения,

умения

применять

полученные

в

исследовательской

деятельности

практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых

способов решения творческих, профессиональных задач.

Список литературы:

1. Гавров С.Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации

личности // Вестник УРАО. – 2008. – С. 21–29.

2.

Гаврилов

А.

С.

Организация

и

финансирование

научно-

исследовательских работ. – М., 2011. – С. 54.

3. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И. В., Масленников В. В.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России:

монография: в 3 ч. – М., 2007. – С. 42.

4.

Дубровина

О.

С.

Использование

проектных

технологий

в

формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся //

Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар.

заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 124–

126.

5. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО

по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С.

629–632.