"Воспитание моральных качеств у детей, необходимых для жизни в обществе"

Автор: Кукушкина Инна Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ЦДТ № 6
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание моральных качеств у детей, необходимых для жизни в обществе"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр детского творчества №6

Методическая разработка

«Воспитание моральных качеств у детей,

необходимых для жизни в обществе»

Подготовила:

Концертмейстер высшей квалификационной категории

Кукушкина Инна Николаевна

г. Ульяновск – 2014 г.


Воспитание моральных качеств у детей,

необходимых для жизни в обществе

Цель:
доступно и увлекательно сформировать представление о моральных ценностях, выработать навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе
Задачи:
- Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. - Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. - Учить детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих (родственников, сверстников). - Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом.
Актуальность
данной методической разработки заключается в формировании представлений о нормах морали, которые бы обеспечили дошкольнику овладение способами саморегуляции поведения и деятельности.
Введение
Человек явился в мир. Интересный человек, новый, непохожий ни на кого. Что из него получится и кем он вырастет - это во многом зависит от родителей. Конечно, папа и мама хотят всего одного - чтобы их чадо было самым-самым! Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие - результат большого труда родителей и педагогов. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребенка, и каждое ваше доброе слово - это уже надежный кирпичек в фундаменте. Ребенок, только родившись, становится полноправным членом общества. Пускай в начале это общество состоит из папы и мамы, затем - воспитательницы в детском саду, педагогов и первых друзей, но, даже, не научившись еще разговаривать, маленький человечек учится общаться, понимает, что вокруг него существует много разных людей. От родителей во многом зависит то, как ребенок будет относится к
окружающим, с каким сердцем придет к людям. Конечно, нравственное воспитание неразрывно связано с эстетическим, трудовым, экологическим, музыкальным воспитанием, а так же с изобразительной деятельностью, развитием речи и др. Малыш, который живет среди красивых вещей и видит волнующие его душу картины, наполняется добром и светом, радостью и любовью, открывает для себя интригующий и увлекательный мир.
Малыш, как губка, впитывает атмосферу, которая царит в семье. Если в семье

не шумят, когда кто-то отдыхает, не говорят на повышенных тонах, заботятся

друг о друге, то ребенок воспринимает это и сам в будущем будет копировать

эту модель поведения, даже если ему не будут специально говорить, что нужно

уступать, жалеть, сочувствовать.
Доброте нужно учиться не словами, а сердцем.
Чем больше любви и тепла вы отдадите ребенку, тем чище и лучше он

вырастет.
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. В процессе нравственного воспитания у ребенка развивается гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально- общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действий других детей. Опираясь на эти принципы, педагог формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты. Задачи, которые ставит перед собой педагог для разных возрастных групп:
2-3 года
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том,
что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение к родителям. Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
3-4 года
Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
4-5 лет
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; образа Я. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.
5-6 лет
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; Q привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружаюшим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
6-7 лет
Продолжать воспитывать дружеские взаимотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договориться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Методические рекомендации
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а так же способствуют усвоению этических норм (то есть складывается новый тип личностного поведения). Значительная роль в этом процессе принадлежит игре как ведущему виду деятельности в развитии ребенка. Ученые Д.В. Менеджерицкая, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская и другие утверждали, что
развитие дошкольника зависит от

сформированности его деятельности, ее содержательности, степени активности

в ней ребенка.
Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики
ума (например,

ребенок быстро переключается на новую роль).

В играх в дочки-матери, «Помогаем маме», детский сад, больницу,

магазин
и другие находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В период, когда
дети овладели сюжетно-ролевой игрой
, взрослый присутствует в игре опосредованно, через роль, которую берет на себя ребенок. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.
Каждый возрастной период

имеет свои особенности.

Без игры нет детства.
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясным, что они играют
«в настоящую жизнь».

Конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных по возрасту детей разные. Но если трехлетний ребенок уже знает свой дом, двор, улицу, если книги и сказки начинают входить в его жизнь,
ему есть во что

играть.
Вот дочка, как мама, ласково напевает, укладывая куклу… Чтобы
обогатить
игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать к посильному участию всех домашних, делать, читать и рассказывать ему сказки, рассказы, стихи, рассматривать с ним картины, слушать музыку. Если ребенок повторяется в игре, не вносит ничего нового, играет вяло, ему нужны
новые впечатления.

Игра «Цирк» (пример)
Четырехлетний Женя впервые с родителями побывал в цирке, вернулся оттуда радостным, изумленным. Рассказывает, что увидел. Вдруг, сказав: «Внимание, начинается цирк», - он прячется под стол и одной рукой двигает предметы. Бабушка от неожиданности удивленно вскрикивает. Мальчик в восторге. Игры в волшебство, в цирк продолжаются долго: то внезапно из-за двери появляются игрушки, то Женя начинает кувыркаться как клоун, то звери танцуют вместе с ним и др. В игре
«Цирк»
не только копирование представления о цирке, но и показ доброжелательного отношения между актерами-циркачами и артистами (звери и птицы). Они так же делают общее дело
«Добро»:
веселят, забавляют зрителей. Об этом краткая беседа родителей с ребенком. Повтор на игре в «Цирк» они тоже участвуют, чтобы у ребенка не исчез интерес к игре. Взрослые своим участие в игре показывают положительные социальные нормы. С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес, строительство дома, службу в армии и т.д. С возрастом не только появляются новые игры, но и
преобразуются
старые. В любимые игры (дочки-матери, поездка на машинах, «сражения», «строительство» и т.д.) дети обычно играют от
2-х
до
7-ми
лет и старше, потому что близки и дороги
по содержанию, всякий раз в них вносится что-либо новое, подмеченное в жизни, услышанное в случайной беседе взрослых и т.д.
Следующий пример.
Вот трехлетняя Саша сосредоточенно кормит своих «дочек» - кукол, учит их вытирать рот салфеткой, журит их за то, что они залили скатерть, затем гуляет с «дочками» во дворе, заходит в магазин. Будет ли игра развиваться дальше, зависит от вашего
отношения
к тем палочкам, камушкам, фантикам, которыми дорожат все дети и которыми так часто
раздражают
родителей. Некоторые из них
возмущаются:
«Что тебе мало игрушек?» - Да, мало! Без коробок, листов, бумажек, стульев, диванных подушек не сварить обед, не построить большой дом, корабль.
В индивидуальных играх
дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии.
Оберегайте
эти игры, относитесь к ним с уважением. Дошкольник,
самостоятельно
играя с игрушками, любит, чтобы при этом
присутствовали взрослые:
ему уютно, он чувствует не только защищенность, но и внутреннюю поддержку. Возникает
эмоциональный комфорт
не только у ребенка, но и у взрослого.
Следующий пример.

Женя (4 г. 3 мес.),
прижавшись спиной к деду, читающему книгу на диване, «путешествует на самолете», в который он помещает людей, зверей, то есть, миниатюрного фарфорового зайца, шахматных коней и др. Он изредка сообщает дедушке, что происходит на самолете и вдохновленно продолжает игру, которая длится около часа. Он предлагает разные игры.
В четыре-пять лет
дети любят
игры-соревнования
. Мальчик не захочет идти в детский сад. Ему предлагают:
«Давай обгоним дедушку! Кто быстрее

соберется».

Жена (3 г. 5 мес.) вернулся с прогулки, стоит надувшись у вешалки, недовольный тем, что по его мнению, мало погуляли. Мама удивленно: «Где же мой сынок, остался что ли на улице?» - Вот я! – радостно восклицает Женя. В процессе нравственного воспитания полезны ролевые игры, где малыши отождествляют себя со взрослыми.
Цель ролевых игр
– научить быть добрым.
Помогать – это хорошо,

помогать – это значит облегчить кому-то участь.
Например, покормили кукол – помогли маме, построили – бабушке хлопот меньше.
Игра «Помогаю маме»
Мама говорит маленькой Танюшке: «Дочка, сегодня у меня много работы, ты будешь мне помогать?» Девочка кивает головой в знак согласия. - Сейчас мы приготовим завтрак, давай накрывать на стол. Поставь чашки, теперь поставь две тарелки – тебе и мне. Положим ложки и будем есть вкусную кашу с вареньем. После завтрака: - Так, есть кашу ты мне помогала, а посуду мыть поможешь? Хорошо, смотри, что я делаю (показывает девочке, как помыть тарелку), а теперь вытрем полотенцем и поставим в шкаф. Какие мы молодцы: всю посуду перемыли, без тебя я бы никогда не справилась. Спасибо! Но это еще не все. Нам надо убрать, постирать и погладить. Давай сначала уберем твои игрушки. Девочка с маминой помощью убирает игрушки. А вот у куклы Златы платье «запачкалось» - и мама с дочкой решают, что его надо постирать. Вывод: Итак, девочка учится помогать маме. В следующий раз она уже не ждет, когда мама попросит о помощи, а предлагает ее сама.
Другой пример:
Папа маленького Саши учит сына таким образом. Идут они с мамой из магазина, мама несет в руках хлеб. Папа говорит мальчику:
- Саша, нашей маме тяжело, помоги ей. Если мы не будем помогать маме, она устанет и будет грустной. Малыш забирает у мамы хлеб и гордо шествует по улице. В другой раз он сам выхватывает у мамы пакет молока или батон. Мама улыбается: «Какой у меня помощник растет! Защита и опора моя!» Малыш счастлив, он порадовал маму. Такие сюжетно-ролевые игры необходимы для детей любого дошкольного возраста. Только они проводятся с учетом возрастных особенностей. В этих играх главную роль поручают детям, а второстепенную роль берет на себя педагог, чтобы руководить игрой, и выполнить поставленные задачи. От вас, родители, зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли она ребенка познавать, любить мир, будет ли у малыша
светлое детство,
согревающее его всю жизнь. Примеры сказок, которые можно рассказать, а затем обсудить с детьми.
Валентина Осеева

Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! Вопросы к сказке: 1. Почему старик так ответил на вопрос женщины? 2. Почему только у третьей матери он увидел сына? 3. Опишите, какой он был, какое доброе дело сделал для своей матери?
Братья Гримм

«Неблагодарный сын»
Сидел раз муж со своей женой возле дома, они положили перед собой жареную курицу и собирались ее есть. Увидал муж, что подходит к дому его старик отец, и он быстро убрал и спрятал курицу, — пожалел дать старику хотя бы кусок. Пришел старик, похлебал немного и ушел. Захотелось сыну положить опять жареную курицу на стол, но только он за нее взялся, вдруг обернулась она большой жабой, прыгнула ему в лицо, уселась на нем и уходить не захотела; а когда кто-нибудь пытался ее снять, она так злобно на него глядела, будто прыгнуть в лицо собиралась, и никто не осмелился к ней прикоснуться. И должен был неблагодарный сын эту жабу кормить каждый день, а не то бы она съела ему лицо. И вот, не имея покоя, он всё скитался по свету Вопросы к сказке: 1. Правильно ли он поступил, что пожалел отцу жареную курицу? 2. Опишите, как вы его себе представляете. 3. За что был наказан сын?
Беседа о доброте
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых людях, о хороших поступках.
Многие выдающиеся люди размышляли о добре и зле. Вот их высказывания: «Добрые люди подобны звездам: они живут, озаряя свое время»; «Тот, кто делает добро другим, сам получает радость»; «Добро – это то, чего все желают». Люди с благодарностью помнят о людях ,делающих добрые дела, и рассказывают о них детям и внукам. Потому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доброе дело два века живет», «Доброе дело лучше мягкого порога», «Доброе дело крепко». Есть и такая поговорка: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к сердцу чужие болезни и горести, стремятся помочь, чем могут. Нарисуем лучи разными карандашами. Пусть луч верности будет красным. Гостеприимство – оранжевым лучом, заботливость – зеленым, стремление помочь – голубым, щедрость – синим, любовь – фиолетовым. В самом деле, невозможно представить себе доброго человека жадным, неверным, недружелюбным или безразличным к чужому горю. - Как вы думаете, какое главное свойство доброты? Любовь! Любовь к родной земле, близким и друзьям, воспитателям и учителям, к своим домашним питомцам. Нарисуем этот луч фиолетовым. Послушайте стихотворение. Доброта Верность Гостеприимство Дружба Заботливость Любовь Щедрость Стремление помочь

Доброта
Нет ничего на свете Прекрасней доброты, Она, как солнце, светит С небесной высоты! Она нас манит нежно, Ласкает нас мечтой. Мы все живем с надеждой На встречу с добротой! Вывод: В самом деле, каждый из нас надеется на встречу с добрым человеком – другом, учителем, наставником. И надежды сбываются! НЕ даром ведь народ давно приметил: «Мир не без добрых людей!» Вопросы после беседы: Почему доброту называют «жемчужиной души»?
Использованная литература:

1. А.Я. Ворончук. Журнал «Дошкольное воспитание», №4, - 1994 г. 2. Развивающие игры для детей от года до трех лет./ Автор-составитель Е.А. Бондаренко. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк «Сталкер». – 2003 г. – 155 (5) с. – (Здоровый ребенок). 3. Беженова М.А. Развитие речи дошкольников. – Д.: Сталкер, 2000 г. - 320 с.: ил. 4. Горбунова И.И. Воспитываем положительные эмоции// Воспитатель ДОУ. 2009. №3 5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПБ., 1999. 6. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. М., 2007. 7. Усачева Т.В. Воспитание чувств.// Воспитатель ДОУ. 2009. №1. 8. Шарыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.