Автор: Астафьева Лидия Александровна
Должность: преподаватель правовых дисциплин, руководитель службы мпак
Учебное заведение: ГБПОУ "ТСЭК"
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Формирование правовой компетенции педагога
Астафьева Лидия Александровна
преподаватель правовых дисциплин
Социально-экономический колледж
г. Тольятти, Самарской области
Формирование правовой компетенции педагога
«Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционируют в
правовом контексте, в этой связи специалисты любого профиля подготовки
должны адекватно ориентироваться в системе правовых знаний с целью
наиболее оптимального их применения».
Лазарова Н.Ч.
Педагог в своей профессиональной деятельности должен обладать
многими компетенциями, но одной из важнейших является правовая
компетенция. Следует отметить, что данная компетенция является одним из
важнейших инструментов в процессе реализации государственной политики
по
формированию
высокого
уровня
правовой
культуры,
а
также
формирования у граждан чувства уважения к закону. Кроме того, роль
педагога заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во
многом зависит именно от него, так как он создает особое правовое
пространство развития личности учащегося.
Существуют различные подходы к пониманию сущности правовой
компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью
следует понимать совокупность социально-психологических характеристик,
способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок,
личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять
социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В.,
правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки
специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и
умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции
специалиста в целом.
Правовая
компетентность
педагога
-
это,
прежде
всего,
интегрированное личностное качество специалиста сферы образования,
отражающее
единство
его
теоретико-правовой
подготовленности
и
практической способности к правомерной реализации профессиональной
деятельности,
осуществлению
правового
воспитания,
защите
прав
и
интересов детей. Следует отличать правовая компетентность педагога от
правовой компетентности специалистов других отраслей общественного
производства, поскольку она:
предполагает знание правовых норм и опыт их реализации не
только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере
образования;
обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в
процессе регулирования образовательных отношений;
служит средством развития правовой культуры учащихся;
включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом
соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
является предпосылкой правомерного поведения педагога в
процессе его профессиональной деятельности;
позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать
профессиональные права педагога.
Многочисленные исследования правовой компетентности позволяют
определить ее содержание и методику формирования, а также изучение
теоретических подходов к формированию, как самой компетентности, так и
отдельных ее составляющих. В отечественной педагогике исследователями
уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и
правосознания
будущих
педагогов,
которые,
безусловно,
являются
составляющими правовой компетентности, но не исчерпывает ее. Так, Т.В.
Хасия отмечает, что «практически отсутствуют современные научные
исследования по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в
педагогическом вузе, по построению процесса правового обучения педагогов
на основе принципов непрерывности и преемственности, а также по
специфике правового сопровождения педагогов в период профессионального
становления».
Следует обратить внимание на тот факт, что различные подходы к
вопросу определения правовых компетенций содержатся в педагогических
исследованиях таких авторов, как А.С. Аникина, А.В. Коротун, С.А.
Куприянова, О.Ю. Назарова, Н.H. Сапрыкина, С.А. Рудых, Н.М. Шибанова.
«Значимым
представляется
тот
факт,
что
большинство
авторов
рассматривают
правовые
компетенции
как
сложные,
целостные
интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний,
умений, навыков и качеств личности и частных компетенций».
Продолжает
расширяться
спектр
исследований
формирования
и
развития правовых компетенций будущего педагога. Так в ряде исследований
обосновано понятие нормативно-правовой компетентности студентов и
работающих педагогов; установлено содержание ведущих трудовых функций
нормативно-правовой компетентности на базовом и специальном уровнях;
разработана модель формирования нормативно-правовой компетентности
педагога.
В соответствии с правовым регулированием правовая компетентность -
это готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной
деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для
решения соответствующих профессиональных задач. Поэтому на основе
данного
определения,
правовая
компетентность
педагога
полностью
выражена в его готовности работать с нормативными актами. Следовательно,
педагог, обладающий правовой компетентностью, должен быть готов к
выполнению следующих функций:
осуществление нормативно-правового обеспечения проектирования и
реализации образовательного процесса;
разработка на основе типовых нормативно-правовых документов
совокупности локальных актов образовательных организаций;
анализ устава и других правовых, финансово-хозяйственных актов
образовательных организаций в части соблюдения прав граждан на
получение образования;
участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;
осуществление
сравнительного
анализа
правового
статуса
участников
образовательного процесса;
разработка должностных инструкций работников образовательных
организаций;
определение
характеристик
квалификационных
категорий
педагогических работников.
Но, следует отметить, что готовность и способность педагога работать
с нормативными документами является не единственной составляющей его
правовой компетентности. Многие ученые сходятся во мнении, что правовая
компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании
социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в
соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и
правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и
способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и
модели правомерного поведения обучающимся.
Необходимо постепенное, систематическое правовое обучение и
воспитание в течение всего процесса обучения педагога, именно это будет
способствовать становлению необходимого уровня правовой компетентности
у будущего педагога. Однако теоретические исследования не находят
воплощения
в
рамках
реализации
современного
педагогического
образования. Дело в том, что ранее действовавшие ГОС СПО, ВПО
содержали предметный правовой блок, способствующий формированию
правовых знаний и умений у будущих педагогов, это были такие
дисциплины, как «Правоведение» и «Нормативно-правовое обеспечение
образования». Действующие ФГОС СПО и ВО предполагают, что курсы и
модули правовой направленности должны быть включены в учебные планы
образовательных учреждений, которые разрабатываются ими самостоятельно
и
должны
формировать
такую
компетентность,
как
«готовность
к
профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми
актами в сфере образования».
Учитывая значимость правовых курсов в образовательных программах
образовательных
учреждений
необходимо
подчеркнуть,
что
этого
недостаточно,
т.к.
невозможно
сформировать
у
студента
правовую
компетентность силами одной или двух дисциплин. На это указывают
следующие причины: во всех учреждениях, где обнаружили правовые курсы,
они изучаются в течение только одного семестра, на них выделено
небольшое количество часов, в качестве формы контроля выступает «зачет».
В связи этим можно сделать вывод, что правовые дисциплины сформируют
когнитивный компонент, но не успеют заложить ценностных правовых
установок. Следовательно, говорить о формировании целостной правовой
компетентности у педагога в таких условиях нельзя.
Не имея целью настоящего исследования разработку методик и
моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся
обозначением основных векторов развития современного педагогического
образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному
формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного
элемента их профессиональной компетентности.
В связи с этим следует определить основные векторы развития
современного педагогического образования, которые, будут способствовать
эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов
как составного элемента их профессиональной компетентности.
Для этого должны быть разработаны программы правового воспитания
студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования
наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна
разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств
студента,
становления
личностных
правовых
установок,
ценностей,
выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.
Также для реализации правового обучения и воспитания необходимо
создание в учебном заведении педагогических условий, выраженных в
формировании правового пространства учреждения. Такая образовательная
среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и
воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой
направленности:
создание реально действующих выборных органов студенческого и
научно-педагогического
самоуправления,
молодёжных
центров
законодательных
инициатив,
гражданско-правовых
и
патриотических
региональных
молодёжных
движений,
студенческих
общественных
юридических служб;
цикл
мероприятий
правового
информирования:
конференции,
олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам
правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и
мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции
правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты,
юридические консультации участникам образовательных отношений.
В
рамках
правового пространства образовательного
учреждения
каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права
и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими,
сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию,
защитить свои права в рамках образовательной организации.
В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и
воспитанию у выпускника - будущего педагога будет сформирована правовая
компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по
постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать
ситуация,
когда
молодой
специалист
попадает
в
образовательное
учреждение,
в
которой
также
сформировано
правовое
пространство,
включающее в себя уже перечисленные элементы правового поля, а также
более расширенный перечень мероприятий, включенных в программу
правового воспитания.
Таким образом,
правовая компетентность является неотъемлемой
частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям
государства,
а
также
исследователей,
занимающихся
проблемами
ее
определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в
себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые
установки,
связанные
с
внутренним
убеждением
в
необходимости
реализации норм права.
Несомненно, на этапе обучения педагога возможно сформировать
правовую
компетентность,
однако
средств
правового
теоретического
обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность
будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с
правовым пространством, созданным в образовательных учреждениях.
Только при реализации вышеперечисленного комплексного подхода к
формированию правовых компетенций возможно полноценное включение
педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с
правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную
деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования,
понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим
необходима
разработка
поэтапной
программы
правового
обучения
и
воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого
педагогического учебного заведения и подразумевает построение правового
пространства внутри данного учреждения, в деятельность которого будут
включены все студенты – будущие педагоги.
Список источников:
1.
Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как
планируемый
результат
профессиональной
подготовки
педагога
//
Педагогическое образование и наука. - № 2. – 2012. - C. 24-28
2.
Колдина М.И., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Теоретические
основы формирования правовых компетенций педагога профессионального
обучения // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.
3.
Лазарова
Н.Ч.
Развитие
профессиональной
правовой
компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского
государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010.
– № 3. – С. 40-44.
4.
Хасия
Т.В.
Правовая
компетентность
в
профессиональной
деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и
инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск,
2011. – Т. II. – С. 94-96.