Автор: Даутова Гульгиза Идрисовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Психологические детерминанты девиантного поведения
несовершеннолетних
Склонность
подростков
к
девиантному
поведению
-
сложное
многогранное
явление,
имеющий
свою
специфику
с
учетом
возрастных
особенностей и вопросы, требующие решения.
В научной литературе наблюдается широкий интерес изучения вопросов
психологической детерминации девиантного поведения несовершеннолетних
и специфических особенностей психолого-педагогической работы с ними.
Девиантное
поведение
—
это
устойчивое
поведение
личности,
отклоняющееся
от
наиболее
важных
социальных
норм,
причиняющее
реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся
социальной дезадаптацией.
Проблема
девиантного
поведения
личности
обусловлена
многогранностью,
многоликостью,
масштабностью
и
глобальностью
его
проявлений.
Девиантное
поведение
охватывает
все
слои
общества
и
становится
традиционным явлением
независимо
от
возраста,
пола,
рода
занятий, профессии, специальности, уровня образования и воспитанности,
национальной принадлежности и вероисповедания. В настоящее время, оно в
большей
мере
проявляется
не
только
как
патологическое,
социальное,
биологическое, но и психологическое явление.
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не
может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни
противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет
возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основные
причины
девиантного
поведения
закладываются
в
подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только
осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она
проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других.
Как пишет М.Ю.Кондратьев: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться,
запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или
преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается
обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны,
испытание своего характера, смелости и силы духа. При этом человек часто
делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как
девиантное поведение.
Причиной
девиантного
поведения
также
являются
особенности
взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык
девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие
сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую
попадает в плохие компании.
Одно из главных причин отклонений у подростков носит социальный
характер и это недостатки воспитания. Если взглянуть на цифры то, от 25 %
до 75 % детей являются семьями с одним родителем, около 65 % имеют
серьезные расстройства личности.
Социально-психологические
детерминанты
девиантного
поведения
связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего
окружения и, прежде всего, в семье. Если же семейная жизнь в чем-то
неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в
усвоении культурных норм.
Однако также
имеются случаи проявления девиаций
и у
детей из
совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья
— далеко не
единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации
личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены
или
отброшены
индивидом
в
ходе
его
взаимодействия
с
различными
проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия»
(А.Бандура) и социальным окружением.
Специалисты
считают,
что
девиантное
поведение
невозможно
искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе
на
фоне
кризиса,
когда
люди
не
удовлетворены
качеством
жизни,
не
востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы,
падают
духом и
чувствуют
растерянность.
В
результате
они
становятся
безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Детерминанты
(от
лат.
determinare
-
определять)
–
это
комплексы
явлений,
совместное
действие
которых
порождает
определений
процесс
(явление) и которые можно классифицировать по источникам или природе
возникновения, уровню функционирования и содержанию.
Анализ
научной
литературы
позволяет
выделить
следующие
детерминанты, способствующие формированию отклоняющегося поведения
подростков:
1)Биологический
фактор
отвечает
за
следующие
характеристики
индивидуального бытия: индивидуальные особенности процесса онтогенеза;
гендерные различия; физическую конституцию; здоровье и выносливость;
состояние и типологические свойства нервной системы.
Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка
психопатологии или
акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт
характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях,
психопатии,
неврастении,
пограничных
состояниях,
повышающих
возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции
подростка.
2)
Индивидуально-личностные
детерминанты
отклоняющегося
поведения
представляют
собой
возрастные
и
характерологические
особенности личности.
Поведение
молодых
людей
в
значительной
степени
определяется
характерными
для
разных
этапов
этого
периода
жизни
реакциями
эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации,
сексуального влечения, формирования самосознания.
3)
Аксиологические
(ценностные)
детерминанты
отклоняющегося
поведения. Современный социум к числу приоритетных установок относит:
- ценность социального успеха, который ассоциируется в большинстве
случаев с материальным благополучием;
-
идеал
силы,
мужественности,
конкурентности
и,
как
вариант,
–
женской эмансипации;
- рациональный, прагматичный подход к жизни (прагматизм).
Эти установки за сравнительно короткий промежуток времени стали
предметом стремления, интереса, потребности, т. е. социально значимыми
ценностями [4].
4)
Социально-педагогические
детерминанты
отклоняющегося
поведения.
В
целом
современная
российская
семья
переживает
социально-
аксиологический
кризис
(кризис
отношений
и
ценностей),
что
характеризуется
комплексом
следующих
объективных
и
субъективных
проблем, среди которых:
- ухудшение физического и психического здоровья детей и родителей
(каждый 5-й ребенок имеет дефицит веса; объем легких и силовых показателей
у детей за последние 10 лет сократился на 18%);
- рост числа разводов и формирование в обществе отношения к ним как
к норме (каждый шестой представитель брачного возраста в России одинок);
- резкое снижение рождаемости (однодетных семей – 65%);
- рост числа неполных семей (23%) и семей с неродными родителями;
- рост числа внебрачных детей (около 30 % детей рождается вне брака);
- перераспределение семейных ролей: снижение лидирующей роли в
семье мужчины и занятие женщиной доминирующей позиции; чрезмерная
занятость
родителей и
выполнение родительских функций бабушками и
дедушками;
-
культивирование
средствами
массовой
информации
сексуальных
отношений без любви, без ответственности перед партнером, ребенком;
-
профессиональная
неопределенность,
дезориентация
(нередко
вынужденные)
родителей
в
связи
с
интенсивными
экономическими
преобразованиями,
что
провоцирует
в
семье
конфликтность,
а
также
препятствует формированию у детей положительных образов отца, матери,
собственного будущего.
Несомненно, все
вышеперечисленные проблемы
накладываются на
атмосферу школы, которая является барометром состояния семьи и общества
в целом.
Литература:
1.
Будущее России в молодежном сознании / под ред. Р.А Зобова,
А.А. Козлова. - СПб., 2002.
2.
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1986.
3.
Кондрашенко
В.Т.
Девиантное
поведение
у
подростков:
социально-психиатрические аспекты. – Минск, 1998.
4.
Формирование смысложизненных ориентаций личности – фактор
профилактики социальных отклонений молодежи / под общ. ред. В.А. Попова.
– Владимир: ВГПУ, 2008. – 260 с.
5.
Целуйко,
В.
М.
Психология
современной
семьи:
Книга
для
педагогов и родителей. - М., 2004/