Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Автор: Даутова Гульгиза Идрисовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психологические детерминанты девиантного поведения

несовершеннолетних

Склонность

подростков

к

девиантному

поведению

-

сложное

многогранное

явление,

имеющий

свою

специфику

с

учетом

возрастных

особенностей и вопросы, требующие решения.

В научной литературе наблюдается широкий интерес изучения вопросов

психологической детерминации девиантного поведения несовершеннолетних

и специфических особенностей психолого-педагогической работы с ними.

Девиантное

поведение

это

устойчивое

поведение

личности,

отклоняющееся

от

наиболее

важных

социальных

норм,

причиняющее

реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся

социальной дезадаптацией.

Проблема

девиантного

поведения

личности

обусловлена

многогранностью,

многоликостью,

масштабностью

и

глобальностью

его

проявлений.

Девиантное

поведение

охватывает

все

слои

общества

и

становится

традиционным явлением

независимо

от

возраста,

пола,

рода

занятий, профессии, специальности, уровня образования и воспитанности,

национальной принадлежности и вероисповедания. В настоящее время, оно в

большей

мере

проявляется

не

только

как

патологическое,

социальное,

биологическое, но и психологическое явление.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не

может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни

противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет

возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основные

причины

девиантного

поведения

закладываются

в

подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только

осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она

проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других.

Как пишет М.Ю.Кондратьев: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться,

запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или

преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается

обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны,

испытание своего характера, смелости и силы духа. При этом человек часто

делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как

девиантное поведение.

Причиной

девиантного

поведения

также

являются

особенности

взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык

девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие

сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую

попадает в плохие компании.

Одно из главных причин отклонений у подростков носит социальный

характер и это недостатки воспитания. Если взглянуть на цифры то, от 25 %

до 75 % детей являются семьями с одним родителем, около 65 % имеют

серьезные расстройства личности.

Социально-психологические

детерминанты

девиантного

поведения

связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего

окружения и, прежде всего, в семье. Если же семейная жизнь в чем-то

неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в

усвоении культурных норм.

Однако также

имеются случаи проявления девиаций

и у

детей из

совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья

— далеко не

единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации

личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены

или

отброшены

индивидом

в

ходе

его

взаимодействия

с

различными

проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия»

(А.Бандура) и социальным окружением.

Специалисты

считают,

что

девиантное

поведение

невозможно

искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе

на

фоне

кризиса,

когда

люди

не

удовлетворены

качеством

жизни,

не

востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы,

падают

духом и

чувствуют

растерянность.

В

результате

они

становятся

безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Детерминанты

(от

лат.

determinare

-

определять)

это

комплексы

явлений,

совместное

действие

которых

порождает

определений

процесс

(явление) и которые можно классифицировать по источникам или природе

возникновения, уровню функционирования и содержанию.

Анализ

научной

литературы

позволяет

выделить

следующие

детерминанты, способствующие формированию отклоняющегося поведения

подростков:

1)Биологический

фактор

отвечает

за

следующие

характеристики

индивидуального бытия: индивидуальные особенности процесса онтогенеза;

гендерные различия; физическую конституцию; здоровье и выносливость;

состояние и типологические свойства нервной системы.

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка

психопатологии или

акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт

характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях,

психопатии,

неврастении,

пограничных

состояниях,

повышающих

возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции

подростка.

2)

Индивидуально-личностные

детерминанты

отклоняющегося

поведения

представляют

собой

возрастные

и

характерологические

особенности личности.

Поведение

молодых

людей

в

значительной

степени

определяется

характерными

для

разных

этапов

этого

периода

жизни

реакциями

эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации,

сексуального влечения, формирования самосознания.

3)

Аксиологические

(ценностные)

детерминанты

отклоняющегося

поведения. Современный социум к числу приоритетных установок относит:

- ценность социального успеха, который ассоциируется в большинстве

случаев с материальным благополучием;

-

идеал

силы,

мужественности,

конкурентности

и,

как

вариант,

женской эмансипации;

- рациональный, прагматичный подход к жизни (прагматизм).

Эти установки за сравнительно короткий промежуток времени стали

предметом стремления, интереса, потребности, т. е. социально значимыми

ценностями [4].

4)

Социально-педагогические

детерминанты

отклоняющегося

поведения.

В

целом

современная

российская

семья

переживает

социально-

аксиологический

кризис

(кризис

отношений

и

ценностей),

что

характеризуется

комплексом

следующих

объективных

и

субъективных

проблем, среди которых:

- ухудшение физического и психического здоровья детей и родителей

(каждый 5-й ребенок имеет дефицит веса; объем легких и силовых показателей

у детей за последние 10 лет сократился на 18%);

- рост числа разводов и формирование в обществе отношения к ним как

к норме (каждый шестой представитель брачного возраста в России одинок);

- резкое снижение рождаемости (однодетных семей – 65%);

- рост числа неполных семей (23%) и семей с неродными родителями;

- рост числа внебрачных детей (около 30 % детей рождается вне брака);

- перераспределение семейных ролей: снижение лидирующей роли в

семье мужчины и занятие женщиной доминирующей позиции; чрезмерная

занятость

родителей и

выполнение родительских функций бабушками и

дедушками;

-

культивирование

средствами

массовой

информации

сексуальных

отношений без любви, без ответственности перед партнером, ребенком;

-

профессиональная

неопределенность,

дезориентация

(нередко

вынужденные)

родителей

в

связи

с

интенсивными

экономическими

преобразованиями,

что

провоцирует

в

семье

конфликтность,

а

также

препятствует формированию у детей положительных образов отца, матери,

собственного будущего.

Несомненно, все

вышеперечисленные проблемы

накладываются на

атмосферу школы, которая является барометром состояния семьи и общества

в целом.

Литература:

1.

Будущее России в молодежном сознании / под ред. Р.А Зобова,

А.А. Козлова. - СПб., 2002.

2.

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1986.

3.

Кондрашенко

В.Т.

Девиантное

поведение

у

подростков:

социально-психиатрические аспекты. – Минск, 1998.

4.

Формирование смысложизненных ориентаций личности – фактор

профилактики социальных отклонений молодежи / под общ. ред. В.А. Попова.

– Владимир: ВГПУ, 2008. – 260 с.

5.

Целуйко,

В.

М.

Психология

современной

семьи:

Книга

для

педагогов и родителей. - М., 2004/