"Программа психолого-медико-педагогического консилиума"

Автор: Жукова Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Иогачская СОШ"
Населённый пункт: с.Иогач
Наименование материала: Программа школьного ПМПк
Тема: "Программа психолого-медико-педагогического консилиума"
Дата публикации: 14.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иогачская средняя общеобразовательная школа»
Программа

Психолого-медико-педагогического

консилиума
Составители: Жукова Татьяна Викторовна с.Иогач 2015г.
Содержание:
I Концепция ПМПк
1.Актуальность ПМПк…………………………………………………………3 2.Паспорт ПМПк………………………………………………………………4 II Положение о ПМПк Раздел 1. Общие положения…………………………………………………5 Раздел 2. Цели и задачи ПМПк………………………………………………7 Раздел 3. Структура ПМПк………………………………………………........9 Раздел 4. Организация работы ПМПк………………………………………15 Раздел 5. Порядок проведения заседаний консилиума……………………20 Раздел 6. Права и обязанности членов ПМПк……………………………...22 Раздел 7. Кадровый состав ПМПк МОУ «Иогачская СОШ»……………...24 I. Концепция ПМПк.
1.Актуальность ПМПк
Специфика сопровождения ребёнка в образовательном учреждении такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития школьников. Сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе обеспечивают классные 2
руководители, учитель, заместитель директора по воспитательной работе, психолог,социальный педагог, логопед, родители. Использование метода сопровождения развития ребёнка осуществляется только при комплексном подходе. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-медико-педагогического сопровождения. В связи с большим числом детей с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих трудности в обучении и общении, которые нуждаются в помощи не одного, а сразу нескольких специалистов, актуальным вопросом становится создание ПМПк в образовательных учреждениях. 2.
Паспорт ПМПк.

Наименование
: Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) МОУ «Иогачская СОШ».
Статус
: школьный ПМПк.
Кадровый состав:
-руководитель-Жукова Т.В.;
-
педагог- организатор; -педагог-психолог; -учитель-логопед; -социальный педагог; -медицинский работник; -учитель физической культуры 3

Категории детей, охваченные работой ПМПк:
-дети, имеющие заключения ЦПМПК; -дети, имеющие затруднения в общении; -дети-инвалиды; -дети, находящиеся под опекой; -дети из неблагополучных семей.
II. Положение ПМПк

Раздел 1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регулирует деятельность психолого – медико- педагогического консилиума в образовательном учреждении. 1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем – ПМПк) создается в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901- 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». 1.3. Психолого-медико-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другими 4
действующими законодательствами в сфере образования, защиты прав детей, а также Уставом образовательного учреждения. 1.4.ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с трудностями школьной, социальной адаптации и обучения. Деятельность ПМПк направлена на решение задач своевременного выявления детей с проблемами в развитии, трудностями обучения и адаптации и организации им квалифицированной специализированной помощи специалистов разного профиля, исходя из индивидуальных особенностей развития школьника. 1.5. Руководство ПМПк осуществляет председатель, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. В ПМПк входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник, учителя физической культуры, заместитель директора по воспитательной работе. Все специалисты ПМПк осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где чётко определены функции всех специалистов. К деятельности ПМПк могут привлекаться учителя, классные 5
руководители. 6 По л о жен и е о сл ужб е ко мп л ексн о го со п р о во ж ден и я в ш ко л е По л о жен и е о сл ужб е ко мп л ексн о го со п р о во жд ен и я в ш ко л е До л жн о ст н ые и н стр укц и и сп ец и ал и с то в ПМПк До л жн о стн ые и н стр укц и и сп ец и ал и сто в ПМПк

Раздел 2. Цели и задачи

2.1. Цель ПМПк:
обеспечение диагностико - коррекционного, психолого - медико- педагогического сопровождения обучающихся (классов) с особыми образовательными потребностями исходя из реальных возможностей и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для получения ими качественного образования.
2.2.Задачи ПМПк.
-Объединить усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям. - Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии, трудностей обучения и адаптации. - Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования с целью организации коррекционного процесса обучения и реабилитационного воздействия в 7
соответствии с уровнем индивидуальных возможностей и особенностей учащегося. -Выявить актуальные и резервные возможности развития обучающихся. -Профилактика физических, эмоционально-личностных, интеллектуальных перегрузок и срывов; - Подготовка документации и направление на обследование в ЦПМПК детей, не усваивающих учебную программу, реализуемую в данном образовательном учреждении и нуждающихся в другом виде коррекционного обучения. -Организация профессионального сотрудничества и взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, правовыми и социальными органами. -Анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии, отдельных специалистов, обследовавших детей; -Консультировать родителей (законных представителей), педагогических и социальных работников, представляющих интересы ребёнка; -Участвовать в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей (законных представителей), детей. 8

Раздел 3. СтруктураПМПк
3.1.Состав консилиума: председатель консилиума (назначается руководителем О.У.), педагог организатор, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник, учителя физической культуры. Учитель, представляющий ребёнка на ПМПк, участвует в работе консилиума при обсуждении вопросов, касающихся данного ребёнка. Деятельность специалистов осуществляется на основании функциональных обязанностей. 3.2. Специалисты, включённые в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование на обследование детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.3. Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или педагогов МОУ «Иогачская СОШ» на основании договора между школой и родителями (законными представителями) обучающихся. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде. 3.4.Для обследования ребёнка на консилиуме должны быть представлены следующие документы: -свидетельство о рождении; -педагогическое представление; -психологическое представление; -логопедическое представление; -медицинское представление; 9
-сведения социального характера; -письменные работы по русскому языку, математике, собственные работы ребёнка. 3.5. На основании полученных данных (представления специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей. 3.6. В марте-апреле ПМПк анализирует результаты коррекционно- развивающего обучения каждого ребёнка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. 3.7. При необходимости углубленной диагностики и /или разрешения конфликтных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в республиканскую ЦПМПК.
3.8.Алгоритм работы ПМПк:
- построение гипотезы; -формирование проблемы (в результате диагностики); -определение путей решения проблемы; -действия (коррекция); -рефлексия проведённой работы; -корректировка путей решения проблем.
3.9
.
Функциональные обязанности ПМПк
: 10 Администрация Психолог Социальный педагог Педагог Логопед Семья ПМПк
1) Администрация: - проведение планёрок с членами ПМПк с приглашением учащихся и родителей; - проведение индивидуальной работы: беседа с учащимися, с родителями (законными представителями) детей группы риска; - рассматривание объяснительных учащихся по поводу нарушения правил поведения в образовательном учреждении. 2) Психолог: - проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с учащимися, педагогами, родителями (законными представителями); - проведение диагностики для выявления трудностей в обучении. -проведение диагностики взаимоотношений в классе; -проведение диагностики индивидуальных особенностей детей группы риска; -обработка и написание заключений по результатам диагностики; -проведение коррекционных занятий; -изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации (наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием, особенностями общения); -проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся. 3) Социальный педагог: - определение социальной среды, в которой находится ребёнок; - оказание помощи семьям в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием; - организация встреч со специалистами по установлению причин кризисных ситуаций и поиску выхода из них; - посещение квартир с целью изучения анализа ситуации, проблем социально-психологического неблагополучия, определение взаимоотношений в семье; - проведение бесед с родителями о плохом воспитании детей или невыполнении родителями главных воспитательных функций, разъяснение вреда неблагоприятного психологического климата в семье; - поиск путей оптимизации взаимоотношения школы и семьи; - проведение бесед с ребёнком, направленных на укрепления веры в себя, развитие интереса к деятельности, включение в общее дело коллектива, разработку правильного режима дня. 11
4) Педагог: - выявление причин проблем неуспеваемости; - учёт детей групп риска; - оказание помощи:  проведение индивидуальных занятий;  совместное планирование работы с другими службами школы (медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, логопед);  индивидуальный и дифференцированный подход на уроке;  беседы и консультации с родителями (законными представителями) по поводу обучения, поведения ребёнка;  вовлечение ребёнка в жизнь класса, школы, дополнительного образования. 5) Родители: - совместная деятельность с учителем; - соблюдение необходимых условий, режима для нормального развития ребёнка; - вовлечение детей в кружковую деятельность, участие в организации их досуга; - обеспечение контроля за ребёнком. 6) Заместитель директора по воспитательной работе: - организация досуга детей группы риска, через вовлечение и заинтересованность во внеклассные мероприятия, классные часы, кружковую деятельность. 7) Медицинский работник: - организация медицинского осмотра; - определение медицинской группы; - ведение статистики детей, стоящих на учёте у специалистов; - медицинское сопровождение детей, имеющих проблемы со здоровьем; - организация встречи с узкими специалистами; - оказание медицинской помощи. 8) Учитель-логопед: 12
- обследование детей с целью выявления дефектов устной и письменной речи; - диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа грамматического строя речи, связной речи с целью выявления детей с различными нарушениями речи; - формирование групп обучающихся по принципу общности дефекта; - проведение групповых и индивидуальных занятий по устранению или смягчению речевых нарушений; - проведение консультаций для учителей и родителей (законных представителей) по оказанию помощи в преодолении дефектов в устной и письменной речи.
3.10. Алгоритм работы ПМПк:

-
построение гипотезы; -формирование проблемы (в результате диагностики); -определение путей решения проблемы; -действия (коррекция); -рефлексия проведённой работы; -корректировка путей решения проблем. 3.11
. Схема сопровождения ребёнка.
13 Ребёнок Администрация Родители Психолог Социальный педагог Логопед Учитель

Раздел 4. Организация работы
4.1. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, в соответствии с планом проведения заседаний консилиума и реализации его решения. 4.2. Организация работы специалистов выстраивается поэтапно: Диагностико-консультативный этап – на этом этапе происходит комплексный сбор сведений о ребенке, проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося. Организационно-методический этап – на этом этапе проводится заседание консилиума с целью определения рекомендуемой формы обучения, формирования коррекционных групп для занятий специалистов. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В данном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Коррекционно-развивающий этап - на данном этапе организуется коррекционно-развивающая работа специалистов с нуждающимися учащимися, при планировании которой учитывается суммарная нагрузка на 14
ребенка. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы – коррекционная работа с эмоционально-волевой и личностной сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферой ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями. Контрольный этап – предполагает проведение текущей диагностики и промежуточных заседаний консилиумов с целью отслеживания динамики развития учащихся. На промежуточном консилиуме обсуждаются результаты динамического изучения ребенка, корригируются программы коррекционных занятий специалистов, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе (изменение образовательного маршрута). Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам специалистов с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами. Итоговый этап – на этом этапе по итогам года проводится завершающее заседание консилиума, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа, в случаях необходимости принимается решение об изменении образовательного маршрута. 4.3. Основными направлениями деятельности консилиума являются: - выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся; - формирование у обучающих (работники образовательных учреждений) адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей и подростков; - комплексное воздействие на личность ребенка; 15
- консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; - социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах; - охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья школьников. 4.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников образовательного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. 4.5. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется профильное заключение специалиста и разрабатываются рекомендации. 4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику уровня психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризует успешность усвоения программного материала и намечает основные направления специализированной помощи, обобщающая частные рекомендации специалистов. Заключение ПМПк носит рекомендательный характер. Протокол и коллегиальное заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами ПМПк (разборчиво). 4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. 16
4.8. В случае необходимости обследования ребенка в лечебных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссиях, бюро медико-социальной экспертизы копии заключений и рекомендаций специалистов ПМПк выдаются только родителям (законным представителям). 4.9. На заседание консилиума специалистами оформляется следующая документация: педагогическое, дефектологическое, логопедическое, психологическое представления на ребенка, предоставляются письменные работы ребенка (рабочие тетради, контрольные работы, срезы знаний), текущая успеваемость. 4.10. Специалисты обеспечивают комплексную помощь нуждающимся учащимся в динамике образовательного процесса, обеспечивая целостность решения образовательных, коррекционных, развивающих и воспитательных задач. 4.11. При необходимости углубленной диагностики, разрешения спорных вопросов, изменении образовательного маршрута (как в пределах учреждения, так и в случае изменения вида образовательного учреждения) специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в окружную (городскую) психолого-медико-педагогическую комиссию и оформляют соответствующую документацию на ребенка. 4.12. Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием детей с особыми потребностями. Плановые консилиумы проводятся не реже одного в четверть. 4.13. Консилиум осуществляет свою деятельность во взаимодействии с городской психолого-медико-педагогической комиссией. 4.14. Специалистами консилиума ведется следующая документация: - годовой план и график плановых заседаний ПМПк; 17
- журнал записи детей; - карты развития обучающихся; - журнал регистрации заключений ЦПМПК; -протоколы заседаний ПМПк; -журнал заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк; -список специалистов консилиума, расписание их работы. - протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста); - представления на учащихся; - карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программу комплексного развития). 18

Раздел 5. Порядок проведения заседаний консилиума
5.1.По своей организации заседания подразделяются наплановые и внеплановые. 5.2. Плановые заседания проводятся по плану, составленному на один учебный год. Периодичность проведения плановых заседаний 1 раз в четверть. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: -определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка; -выработка согласованных решений по определению коррекционной работы с детьми; -динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы. Внеплановые заседания ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей (законных представителей) ребёнка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная или положительная динамика обучения и развития ребёнка. Задачами внепланового консилиума являются: -решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; -изменение ранее проводимой коррекционной программы в случае её неэффективности. 5.3. Консилиум проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие-заместителя председателя консилиума. 19
5.4. На заседании ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании представляют заключения на ребёнка и рекомендации.По итогам консилиума выносится коллегиальное заключение. 5.5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) на руки или отправляется по почте. 5.6.Протокол ПМПк оформляется секретарём консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается всеми членами консилиума. 20

Раздел 6. Обязанности и права членов ПМПк

6.1. Специалисты ПМПк имеют право:
- вносить свои предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов у учащихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды; - вносить свои предложения по совершенствованию деятельности консилиума; - самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности; - обращаться к педагогическим работникам, администрацией МОУ «Иогачская СОШ», родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы с обучающимися. -проводить индивидуальные и групповые обследования (медицинское, логопедическое, психологическое, социального характера); - требовать от администрации школы создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; - обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, коррекционные учреждения, городскуюЦПМПК; - вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико- педагогических знаний; - обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические рекомендации.
6.2. Специалисты ПМПк обязаны
: 21
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции; - в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально- этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации; - принимать решения и вести работу в рамках, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических кадров. -оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребёнку; - разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися; - готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на ПМПк.
6.3.Ответственность специалистов ПМПк:
Специалисты ПМПк несут ответственность за: - адекватность используемых диагностических и коррекционных методов; - обоснованность рекомендаций; -конфиденциальность полученных при обследовании материалов; - соблюдение прав и свобод личности ребёнка; - ведение документации. 22

Раздел 7. Кадровый состав ПМПк

МОУ «Иогачская СОШ»
7.1. Кадровый состав членов ПМПк МОУ «Иогачская СОШ»:
-
педагог- организатор– Ф.И.О. -педагог-психолог- Ф.И.О. -учитель-логопед- Ф.И.О. -социальный педагог- Ф.И,О. -медицинский работник- Ф.И.О. -учитель физической культуры- Ф.И.О. 23