Напоминание

"Дистанционное воспитание. За и против".

Автор: Коллегова Евгения Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 56
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дистанционное воспитание. За и против".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Колесо древнее. Но попробуйте

без него обойтись.

Е. Ямбург

Воспитание дистанционно. За и против.

Лет десять назад мои ученики писали сочинение на тему «Школа

будущего». Мне интересно было читать о том, что кабинеты в новой школе

оборудованы

современными

компьютерами,

учащиеся

используют

электронные учебники, планшеты, специальные для них ручки. Предметы

преподаются благодаря виртуальным системам, новым технологиям, да и

вместо учителей уроки ведут роботы. Вот прошло немного времени, и я

работаю в школе будущего: учу детей, используя цифровые дистанционные

технологии. Безусловно, они позволяют сделать учебный процесс более

интересным и продуктивным: можно отработать достаточно большой объем

материала, а для учителя преимуществом является экономия времени при

проверке заданий. Не идти со временем в ногу нельзя. Убеждаюсь, что учить

дистанционно можно и нужно, а можно ли воспитывать дистанционно?

Врач лечит тело, учитель является целителем души. Если у первого

имеются средства - лекарства, то у учителя в арсенале ничего подобного нет.

Мы, учителя, сейчас находимся в такой непростой ситуации, когда и

воспитывать приходится дистанционно.

Казалось бы, что проще: в общем чате выложил фильм, придумал вопросы к

нему. И жди ответов от учеников. И ведь пришлют! Отзывы напишут,

составят викторину. А можно придумать интересную тему и создать

замечательную интерактивную презентацию. Отправил, проинструктировал

и жди реакции от учеников. Можно в онлайн собрать возле экрана своих

учеников, предварительно задав тему, и обсуждать ее. Все вместе, как и в

классе. Можно провести тематические классные часы, беседы, виртуальные

экскурсии

просматривать

вместе.

У

меня

имеется

небольшой

опыт

внеурочной дистанционной деятельности с обучающимися. Для внеклассной

работы с детьми я старалась использовать самые интересные мероприятия,

чтобы создать условия для сплоченности коллектива, позитивного общения

детей друг с другом на расстоянии, не ощущая его, чтобы формировалось

стремление к познанию нового, а также проявление инициативы и

самостоятельности.

Первое - это актив класса смонтировал фильм о нашем классном

коллективе, в котором использовались фотографии из школьной жизни,

интересные моменты отдыха, творчества. Он вызвал бурю эмоций! Мы

вместе, хоть и на дистанте!

Провели три виртуальных экскурсии по городу Новосибирску, то есть

осуществили свои планы. Даже создали небольшой познавательный проект

«Мой неизвестный Новосибирск». Следующее мероприятие предложили

сами дети: «Простыми словами о моей маме». Все получилось отлично: и

впечатления детей, и благодарности от родителей.

Казалось бы, работа проведена большая, результат на лицо, мои ученики с

удовольствием участвовали во внеклассных делах. Хорошую поддержку я

получила от родителей: они были довольны, что дети не сосредоточены

только на учебе и не предоставлены сами себе.

Таким

образом,

дистанционная

воспитательная

работа

сохраняет

взаимопонимание

ученического

коллектива

и

создает

условия

для

доверительного общения подростков и педагога.

Я решила узнать мнение учеников об эффективности дистанционных

внеклассных мероприятий. Результат оказался неоднозначным. Кому-то

было все - равно, кто- то приветствовал такую форму общения, объясняя тем,

что сидя дома можно быть вместе с классом. Но большинство подростков

высказалось негативно: хотелось поскорее в школу, в класс, увидеться,

поговорить. Одна девочка даже ответила словами героя поэмы Лермонтова

Мцыри: «А душу можно ль рассказать?». Вот это-то и есть самое главное в

общении: обмениваться взглядами, чувствовать друг друга.

Безусловно, жизнь не стоит на месте, все меняется, и учителя учат по-

новому, воспитывают по-новому. Так можно ли воспитывать дистанционно?

Я не раз об этом задумывалась. Да, возможности цифровой образовательной

среды

велики,

но,

по

моему

убеждению,

она

не

может

заменить

традиционного общения. Чтобы донести мысль до ребенка, обязательно

нужно живое общение, «глаза в глаза». Общее дело создает особую

атмосферу, влияющую на каждого, особые взаимоотношения в детском

коллективе с его внутренними связями, с окружением. Как чувства передать

дистанционно? Можно видеть искрящиеся глаза, слышать меняющуюся

интонацию, но выстроить взаимоотношения между детьми и педагогом,

обмениваясь энергетикой, эмоциями, впечатлениями вместе переживать

радость успехов, тем самым создавая

благоприятную атмосферу для

воспитания наилучшей личности, возможно только при непосредственном

общении.

Я все-таки уверена, что цифровые технологии играют большую роль в

развитии современной школы. Она меняется в лучшую сторону, но главная

составляющая педагогики - воспитание личности - все же остается при

непосредственном воздействии педагога на ребенка.

Коллегова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы г.

Новосибирск, МБОУ СОШ № 56