Автор: Коллегова Евгения Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 56
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дистанционное воспитание. За и против".
Колесо древнее. Но попробуйте
без него обойтись.
Е. Ямбург
Воспитание дистанционно. За и против.
Лет десять назад мои ученики писали сочинение на тему «Школа
будущего». Мне интересно было читать о том, что кабинеты в новой школе
оборудованы
современными
компьютерами,
учащиеся
используют
электронные учебники, планшеты, специальные для них ручки. Предметы
преподаются благодаря виртуальным системам, новым технологиям, да и
вместо учителей уроки ведут роботы. Вот прошло немного времени, и я
работаю в школе будущего: учу детей, используя цифровые дистанционные
технологии. Безусловно, они позволяют сделать учебный процесс более
интересным и продуктивным: можно отработать достаточно большой объем
материала, а для учителя преимуществом является экономия времени при
проверке заданий. Не идти со временем в ногу нельзя. Убеждаюсь, что учить
дистанционно можно и нужно, а можно ли воспитывать дистанционно?
Врач лечит тело, учитель является целителем души. Если у первого
имеются средства - лекарства, то у учителя в арсенале ничего подобного нет.
Мы, учителя, сейчас находимся в такой непростой ситуации, когда и
воспитывать приходится дистанционно.
Казалось бы, что проще: в общем чате выложил фильм, придумал вопросы к
нему. И жди ответов от учеников. И ведь пришлют! Отзывы напишут,
составят викторину. А можно придумать интересную тему и создать
замечательную интерактивную презентацию. Отправил, проинструктировал
и жди реакции от учеников. Можно в онлайн собрать возле экрана своих
учеников, предварительно задав тему, и обсуждать ее. Все вместе, как и в
классе. Можно провести тематические классные часы, беседы, виртуальные
экскурсии
просматривать
вместе.
У
меня
имеется
небольшой
опыт
внеурочной дистанционной деятельности с обучающимися. Для внеклассной
работы с детьми я старалась использовать самые интересные мероприятия,
чтобы создать условия для сплоченности коллектива, позитивного общения
детей друг с другом на расстоянии, не ощущая его, чтобы формировалось
стремление к познанию нового, а также проявление инициативы и
самостоятельности.
Первое - это актив класса смонтировал фильм о нашем классном
коллективе, в котором использовались фотографии из школьной жизни,
интересные моменты отдыха, творчества. Он вызвал бурю эмоций! Мы
вместе, хоть и на дистанте!
Провели три виртуальных экскурсии по городу Новосибирску, то есть
осуществили свои планы. Даже создали небольшой познавательный проект
«Мой неизвестный Новосибирск». Следующее мероприятие предложили
сами дети: «Простыми словами о моей маме». Все получилось отлично: и
впечатления детей, и благодарности от родителей.
Казалось бы, работа проведена большая, результат на лицо, мои ученики с
удовольствием участвовали во внеклассных делах. Хорошую поддержку я
получила от родителей: они были довольны, что дети не сосредоточены
только на учебе и не предоставлены сами себе.
Таким
образом,
дистанционная
воспитательная
работа
сохраняет
взаимопонимание
ученического
коллектива
и
создает
условия
для
доверительного общения подростков и педагога.
Я решила узнать мнение учеников об эффективности дистанционных
внеклассных мероприятий. Результат оказался неоднозначным. Кому-то
было все - равно, кто- то приветствовал такую форму общения, объясняя тем,
что сидя дома можно быть вместе с классом. Но большинство подростков
высказалось негативно: хотелось поскорее в школу, в класс, увидеться,
поговорить. Одна девочка даже ответила словами героя поэмы Лермонтова
Мцыри: «А душу можно ль рассказать?». Вот это-то и есть самое главное в
общении: обмениваться взглядами, чувствовать друг друга.
Безусловно, жизнь не стоит на месте, все меняется, и учителя учат по-
новому, воспитывают по-новому. Так можно ли воспитывать дистанционно?
Я не раз об этом задумывалась. Да, возможности цифровой образовательной
среды
велики,
но,
по
моему
убеждению,
она
не
может
заменить
традиционного общения. Чтобы донести мысль до ребенка, обязательно
нужно живое общение, «глаза в глаза». Общее дело создает особую
атмосферу, влияющую на каждого, особые взаимоотношения в детском
коллективе с его внутренними связями, с окружением. Как чувства передать
дистанционно? Можно видеть искрящиеся глаза, слышать меняющуюся
интонацию, но выстроить взаимоотношения между детьми и педагогом,
обмениваясь энергетикой, эмоциями, впечатлениями вместе переживать
радость успехов, тем самым создавая
благоприятную атмосферу для
воспитания наилучшей личности, возможно только при непосредственном
общении.
Я все-таки уверена, что цифровые технологии играют большую роль в
развитии современной школы. Она меняется в лучшую сторону, но главная
составляющая педагогики - воспитание личности - все же остается при
непосредственном воздействии педагога на ребенка.
Коллегова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы г.
Новосибирск, МБОУ СОШ № 56