Напоминание

Виды занятий самостоятельной работы студентов по овладение учебным содержанием

Автор: Пухляр Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский технический колледж"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Виды занятий самостоятельной работы студентов по овладение учебным содержанием







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

«___» ______________ 2020 г.

____________ С.А. Казарбина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВИДЫ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ПО ОВЛАДЕНИЮ УЧЕБНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

г. Хабаровск

2020 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

«Экономика и делопроизводство»

№ 2 от «19» _октября_ 2020 г.

Председатель цикловой комиссии

Ю.Б. Соколова _____________

ОДОБРЕНА

на заседании методического совета

№ ___ от «__» ________ 2020 г.

Руководитель информационно-

методической службы

_____________Т.А. Соловьева

Составитель: Пухляр И.Н., преподаватель

В памятке «Виды заданий самостоятельной работы студентов по овладению учеб-

ным содержанием» представлены виды заданий самостоятельной работы студентов по

овладению учебным содержанием.

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации самостоя-

тельной работы студентов, технологического обеспечения процесса самостоятельной ра-

боты в условиях балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающих-

ся.

Методическая разработка предназначена для преподавателей колледжа и может ис-

пользоваться в учебном процессе очной и заочной формы обучения.

3

Самостоятельная работа обучающихся является одним из видов и форм организа-

ции учебно-профессиональной деятельности, способствующей формированию общих и

профессиональных компетенций в процессе реализации основной профессиональной об-

разовательной программы, обеспечивающей развитие личностных качеств обучающихся и

повышение их трудовой и профессиональной мобильности.

Эта форма организации деятельности способна обеспечивать самостоятельный по-

иск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала

в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студен-

тов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навы-

ков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональ-

ной организации учебного труда.

Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обу-

чающихся по освоению содержания основной профессиональной образовательной про-

граммы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле

преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды заданий самостоятельной работы студентов по овладению учебным содержанием

Вид

Результат

Характеристика

Освоение содержание текста

Конспектирование

Конспект

Краткое письменное изложение основного содержания

текста, исключается второстепенная информация объ-

яснительного,

разъяснительного,

иллюстративного

характера.

Типы конспектов: плановый (вопросно-ответный – даёт

точные ответы на пункты плана, выраженные в вопро-

сительной форме; схематичный – отражает логическую

структуру и взаимосвязь отдельных положений); тек-

стуальный (создан в основном из цитат); сводный (со-

четает выписки, цитаты, иногда тезисы, часть текста

может быть снабжена планом); тематический (обзор-

ный или хронологический, даёт более или менее исчер-

пывающий ответ на поставленный вопрос или характе-

ристику темы)

Ментальные

карты

В центре листа рисуется центральный образ (объект

изучения), символизирующий основную идею.

Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения,

расходятся от центрального образа в виде ветвей перво-

го и второго уровней.

На каждой линии записывается одно ключевое слово.

Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и

другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми слова-

ми

Составление плана

работы

План

Перечень названий составных частей, основных мыс-

лей, положений, расположенных в последовательности,

отражающей логику работы; каждый пункт плана охва-

тывает определенный вопрос и имеет логическую за-

вершённость; может предполагать нумерацию; может

быть простым (включает пункты) и сложным (включает

пункты и подпункты)

Составление

содержания

Содержание

работы

Перечень рубрик (глав, параграфов) работы, в которых

кратко, точно отражено её содержание и представлена

её структура, включает указание страниц, где они поме-

щены

Цитирование

(Выписки из текста)

Цитаты

(выписки)

Дословные выдержки из текста какого-либо произведе-

ния, которые отражают ценность данного материала,

интерес к содержанию, содержат указание на источник

и страницу. Оформляются как прямое и непрямое цити-

4

рование. Выписки могут содержать комментарии (мне-

ние, отношение, развитие мысли, собственные идеи и

т.п.), оформляться на отдельных карточках и системати-

зироваться по темам, проблемам и т.п.

Составление

вопросов

по содержанию тек-

ста

Вопросник

Комплекс вопросов, ответы на которые позволяют

передать содержание работы в соответствии с постав-

ленной задачей (полнота содержания, выделение глав-

ного, выделение понятий и т.п.). При формулировке ис-

пользуются предложения вопросительной формы. Во-

просник может содержать различные виды вопросов,

выбор которых обусловлен требованиями (указаниями)

преподавателя

Разработка нагляд-

ного материала по

представлению

статистических

данных

Диаграмма

Геометрическое символьное изображение информации

с применением различных приемов техники визуализа-

ции (линий, геометрических фигур и условных рисун-

ков),

позволяющее

быстро

оценить

соотношение

нескольких величин. Могут быть: круговыми, линейча-

тыми, точечными, кольцевыми, лепестковыми

График

Тип

диаграмм,

представляющий

условное

про-

странственное изображение функциональных зависимо-

стей между различными количественно выраженными

сторонами предметов и явлений действительности, в

которых данные изображаются в виде точек (могут

быть соединены прямыми линиями; могут быть види-

мыми и невидимыми (ломаные линии); могут быть без

линий – точечные диаграммы). Для построения диа-

грамм-линий применяют прямоугольную систему коор-

динат. График изображает непрерывное изменение дан-

ных с течением времени в едином масштабе; категории

данных равномерно распределены вдоль горизонталь-

ной оси, а значения равномерно распределены вдоль

вертикальной оси

Гистограмма

Двухмерный график (столбчатая диаграмма), в котором

данные отображаются в виде вертикальных прямо-

угольников или трёхмерных прямоугольных столбиков;

на горизонтальной оси откладываются какие-либо пере-

менные, а высота столбиков над горизонтальной осью

характеризует значения этих переменных. Демонстри-

рует изменение данных за определённый период време-

ни или для иллюстративного сравнения объектов

Составление

глоссария

тезауруса, термино-

логического

словаря

Глоссарий,

тезаурус,

терминологи-

ческий словарь

Текст справочного характера, в котором представлены в

алфавитном порядке и разъяснены значения специаль-

ных слов, понятий, терминов, используемых в какой-

либо области знаний, по какой-либо теме (проблеме)

Анализ и оценка содержания текста

Составление

рецензии

Рецензия

Письменная работа, предполагающая разбор, деталь-

ный анализ содержания и формы, оценку текста, а так-

же указание достоинств и недостатков работы; критиче-

ский отзыв

Составление отзыва

Отзыв

Письменная работа с разбором содержания конкретного

текста, в котором даётся общая оценка, выражается

мнение, впечатление (эмоционально-оценочного, лич-

ностного отношения) от произведения без детального

анализа

Составление

аннотации

Аннотация

Краткая характеристика содержания работы, содержа-

щая перечень основных вопросов, сведения о назначе-

нии, содержании, виде, формах и других особенностях

документа. Виды аннотации: справочный, рекоменда-

тельный, общий, специализированный, групповой

5

Заполнение

(составление)

таблицы

Таблица

Форма представления материала, предполагающая его

группировку и систематизированную подачу в соответ-

ствии с выделенными заголовками граф и боковиков та-

блицы (системы горизонтальных и вертикальных граф,

снабженных краткими заголовками и порядковыми но-

мерами; выделяют основания для сравнения и представ-

ляют соответствующую специфику содержания

Обобщение и систематизация знаний

Составление

кроссвордов

Кроссворд

Игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток

заполняется перекрещивающимися словами со значени-

ями, заданными по условиям игры

Разработка

наглядного

материала,

представляющего

структуру

и взаимосвязи

объектов,

процессов, видов

деятельности

Модель

Форма наглядного представления существенной инфор-

мации о структуре и процессе функционировании

объекта, явления, системы, которая зафиксирована на

некотором языке или в некоторой форме (схемы,

конструкции и т.п.). Модели могут отличаться по

способу представления (описательные, вербальные, на-

турные, знаковые, в том числе компьютерные), по опи-

санию строения (системные – с выделением структур-

ных элементов и связей между ними, бессистемные –

без выделения структурных элементов)

Наглядный ал-

горитм

Знаковая модель, наглядно представляющая последова-

тельность выполнения действий или процедур и отра-

жающая их специфику

Схема

Чертёж, на котором условными графическими обозна-

чениями показаны составные части объекта, соедине-

ния или связи между ними без соблюдения масштаба,

может включать поясняющее словестное описание;

предполагает алгоритмизирование информации, разме-

щение её в соответствии с определённым принципом

Составление

тезисов

Тезисы

Связный текст, представляющий совокупность сужде-

ний, раскрывающих основные положения работы, и

сохраняющий логику работы; при формулировке тези-

сов соблюдено требование краткости, обобщённости и

категоричности. Возможна нумерация тезисов – вари-

ант развёрнутого плана работы

Подготовка доклада

Текст доклада

Письменная форма представления доклада – развёрну-

тое устное (возможен письменный вариант) сообщение

по определённой теме, сделанное публично, в котором

обобщается информация из одного или нескольких ис-

точников, представляется и обосновывается отношение

к описываемой теме

Составление

аннотированного

каталога

Аннотирован-

ный каталог

Набор карточек, содержащих сведения о работах по

заявленной теме (виду задания), на каждой из которых

представлено библиографическое описание (сведения)

работы и аннотация

Составление биб-

лиографического

описания (каталога)

литературы по

проблеме (теме)

Библиографи-

ческий каталог

Набор карточек, на которых представлено библиогра-

фическое описание (сведения) работ, включающее эле-

менты, отдалённые друг от друга условными раздели-

тельными знаками: заглавие, ФИО участников издания,

место издательства и год издания, количество страниц,

сведения об иллюстрациях, приложениях; специальные

характеристики издания и шифры. Виды каталогов: ал-

фавитный (в соответствии с порядком фамилий авторов

и заглавий произведений); систематический (по отрас-

лям знаний с дальнейшим логическим подразделением

на научные дисциплины, отделы, подотделы и т.п.);

предметный (деление на определённые предметно-

тематические рубрики, а внутри – в алфавитном поряд-

ке); каталог журнальных и газетных статей

6

Подготовка

портфолио

Портфолио

Подборка документов, демонстрирующая возможности

и достижения, полученные студентом в процессе обуче-

ния. Виды портфолио: портфолио для учебно-исследо-

вательской практики (представлены виды знаний, кото-

рые демонстрируют готовность к данному виду практи-

ки), процессуальный портфолио (содержит материалы,

выполняемые студентами в процессе освоения дисци-

плины), тематический портфолио (содержит задания,

выполненные студентами по конкретной теме, пробле-

ме) и т.д.

Умение представлять содержание в различных видах текстов

Написание эссе

Эссе

Прозаическое

сочинение-рассуждение

небольшого

объёма со свободной композицией, отражающее инди-

видуальные впечатления и соображения по конкретно-

му поводу или вопросу и не претендующее на полноту

характеристики. Формы эссе: анализ имеющихся стати-

стических данных по изучаемой проблеме, анализ при-

меров, иллюстрирующих проблему

Составление

реферата

Реферат

Текст научного стиля, представляющий изложение в

письменной форме определённого научного материала,

раскрывающий его основное содержание

Составление

кодекса

Кодекс

Письменная форма представления совокупности норм

(принципов, конкретных представлений, законов) о

должном и допустимом поведении, рекомендуемая ин-

дивидам и требующая сознательного отношения; пред-

ставляет единую согласованную систему, созданную в

результате обобщения и систематизации

Составление

памятки,

алгоритмического

предписания

Памятка

Карточка или "книжечка", представляющая информа-

цию и содержащая короткие наставления о чём-нибудь,

руководство к чему-нибудь, краткое изложение какого-

либо вопроса или проблемы, а также самые важные све-

дения, которыми надо руководствоваться в определён-

ных жизненных ситуациях или при выполнении опре-

делённой операции.

Подготовка текста

выступления по за-

щите работы

Текст выступ-

ления по защи-

те работы

Краткое изложение содержания работы, чётко и лако-

нично характеризующее её актуальность, решаемую

проблему, задачи и компоненты работы по их решению,

полученные результаты и их обоснование, выводы, сте-

пень решения поставленных задач, значимость, поло-

жительные стороны и перспективы дальнейшего иссле-

дования

Подготовка

компьютерной

презентации работы

Компьютерная

презентация

работы

Набор слайдов, объединённых возможностью перехода

от одного слайда к другому, хранящихся в общем

файле; содержание слайдов в логической последова-

тельности раскрывает содержание всей работы (пробле-

мы)

Для заметок

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________