Автор: Колосова Тамара Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ 22
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Тема: ресурсное картирование
Колосова Т.Н., учитель английского языка, классный руководитель 10
класса.
В
данной
статье
рассматривается
технология
профессионального
самоопределения старшеклассников – ресурсное картирование в форме мастер-
класса.
«Ресурсное картирование в современной школе: что, зачем и как?»
За последние два десятилетия в динамично развивающемся российском
обществе
сформировался
запрос
на
подготовку
самостоятельных,
инициативных и коммуникабельных людей. Работодатели охотнее берут
выпускников, способных и готовых работать в ситуации неопределенности,
эффективно решать проблемы, продуктивно взаимодействовать в деловой
среде, успешно разрабатывать и реализовывать свои проекты. Однако, в
большинстве случаев, в средней общеобразовательной школе очень сложно
осуществить
переход
на
индивидуализированный
процесс
обучения.
Необходимо
полностью
менять
организационно-управленческие
условия,
которые включают в себя учебные планы, образовательные программы и
наличие штата учителей с тьюторскими компетенциями для сопровождения
выбора детей.
Поэтому мы считаем, что в условиях академической школы можно
использовать отдельные тьюторские технологии для решения конкретных
задач.
Проблема состоит в том, что осознание разнообразных образовательных
возможностей остается для старшеклассника всего лишь потенциальной
возможностью, а для реализации собственного индивидуального опыта,
необходимы сущностные изменения в организации современного предметного
обучения. При построении учебных предметов в антропологическом подходе
становится ведущим опыт собственного индивидуального освоения, а общие
культурные формы освоения – «фоновыми».
В качестве мощного средства для создания открытости образования,
вариативности его различных форм и расширения границ самого процесса
обучения, может выступить карта.
Карта имеет следующие характеристики:
- топика (наличие различных пространственных объектов),
-направленность
(центральное
и
удаленное
от
центра
положение
объектов),
- масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).
Карта может стать для ребенка личностно-значимым психологическим
средством, позволяющим ему увидеть себя и свое действие «по-новому»: в
другом масштабе и в другом контексте, если на векторах расширения
обозначить ресурсы, личностно-значимые для ребенка.
Построение личностно-ресурсной карты позволяет ученику увидеть своё
место в построенном им же самим воображаемом пространстве (обозримом
будущем).
В идеале, личностно-ресурсная карта должна стать программой развития
ребенка на ближайшее будущее.
Таким образом, в данном случае карта, так же как и слово, начинает
выступать в качестве обобщения для человека, так как через нее он может
видеть место своего действия в более широком контексте, видеть его
частичность относительно Целого, понимать специфику собственного действия
в мире Общего.
Относясь к процессу построения личностно-ресурсных (антропных) карт,
как
к
важному
дидактическому
средству,
реализующему
идею
опосредствования
и
осуществляющему
переход
от
низших
к
высшим
психическим функциям (а тем самым задающим шаг развития человека), мы
рассматриваем в системе современного образования работу с ресурсной картой,
как принципиально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.
Таким образом, картирование (работа с картой) может стать современным
дидактическим
средством
совместной
работы
педагога
и
учащегося,
отражающим возможные направления индивидуального образовательного
движения
школьника,
пространство
его
самоопределения
и
целей,
образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт
(карты
познавательного
интереса,
образовательных
маршрутов
и
т.д.).
Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов
движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте.
На каждом из этапов продвижения, преподаватель и ученик в совместных
действиях фиксируют динамику процесса становления школьником выбора у
каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во
Культурно-предметный вектор
Антропологический вектор
вевевекторвекторвектор
Социальный
вевекторвектор
внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
Продуктом совместного действия на каждом из этапов работы тьютора и
тьюторанта является заполнение определенной специально структурированной
ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального
проекта, исследования или образовательной программы.
Ресурсная карта
применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной,
подростковой и старшей школе, а также в вузе и сфере дополнительного
образования.
Таким образом, сегодня в условиях современного образования тьютор или
педагог с тьюторской компетентностью может помочь ребенку в работе с
«личностно-ресурсной» картой как основой для дальнейшего построения им
своей собственной индивидуальной образовательной программы, фактически
на каждом этапе школьного обучения:
В начальной школе – картирование своих познавательных интересов,
В
подростковой
школе–картирование
различных
проектов
и
исследовательских работ,
В старшей школе – картирование предпрофессиональных интересов.
Для организации этой работы тьютор или педагог с тьюторской
компетентностью может использовать ресурсную схему, которая позволяет ему
реализовать принцип «расширения» образовательного пространства каждого
учащегося и тем самым помогает тьюторанту в работе с его «личностно-
ресурсной» картой. Эта схема представляет собой модель тьюторского
сопровождения, как максимального открытия перед школьником возможностей
окружающего
мира.
Специальная
работа
с
этими
потенциальными
возможностями как ресурсным расширением помогут, тьюторантам во-первых,
развивать свой познавательный интерес, во-вторых, формировать культуру
работы с собственным образованием, выстраивая затем свою индивидуальную
образовательную программу.
Работу тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно
перпендикулярных координатных осей:
X, Y, Z, - задающих соответственно вектора тьюторского действия.
Х – вектор социального расширения,
Y - вектор культурно-предметного расширения,
Z –вектор антропологического расширения .
Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.
1. Х –вектор социального расширения.
Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством
образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных
образовательных учреждений.
Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры, учащийся
часто
даже
не
предполагает
наличие
образовательных
возможностей
инфраструктуры образовательного учреждения в целом. Задача тьютора
состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать
всю инфраструктурную карту образовательных предложений с точки зрения их
ресурсности для реализации его индивидуальной образовательной программы.
2. Y - вектор культурно-предметного расширения.
Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным
материалом», выбранным его тьюторантом. Так как предметные границы
всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе в предмете,
осваиваемом
учащимся
(биология,
математика,
литература…),
зачастую
необходимо привлекать знания других предметных областей и тем самым
расширять
границы
самого
предметного
знания.
Изменение
границ
предметного
знания
становится
направлением
специальных
тьюторских
консультаций
и
вносит
коррективы
в
реализацию
индивидуальной
образовательной программы каждого учащегося.
3. Z – вектор антропологического расширения.
Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной
программы, каждый учащийся должен понимать, какие требования реализация
этой программы предъявляет именно к нему и на какие свои качества он уже
может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить
антропологические требования конкретной индивидуальной образовательной
программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся:
принимать данный антропологический вызов или корректировать свою
образовательную программу на основании уже сформированных у себя ранее
качеств.
Таким образом, работа тьютора в каждом из указанных нами выше
направлений
(социальном,
предметном,
антропологическом)
позволяет
школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать
строить свою собственную «личностно-ресурсную » карту.
В заключение можно сказать, что карта, являясь, на наш взгляд, не менее
культурно значимым дидактическим средством, чем слово, имеет огромный
потенциал
в
развертывании
дальнейших
психолого-педагогических
исследований, касающихся данной проблематики.
Организация личностно-ресурсного картирования в школе:
-начальная школа – картирование стихийных познавательных интересов;
- подростковая школа – картирование проектов и исследовательских работ;
- старшая школа – картирование предпрофессиональных интересов.
Картирование – это процесс создания карты, а не только сама карта.
Через образное мышление (т.е. пользуемся двумя полушариями).
Основное
назначение
любой
карты
(географической,
исторической,
банковской, игральной и т.д.) – отображение уже существующей реальности.
Технология личного картирования позволяет сделать заказ на завтра с
точки зрения своей собственной задачи. Ты видишь, где ты сейчас и видишь
направление, куда двигаться.
Методика построения личностно-ресурсной карты.
1.Записать важный вопрос, который вы хотите проработать (зафиксировать
время и место, когда у вас появился этот вопрос) в любой точке листа и
возвращаться к нему периодически, когда у вас появятся новые мысли (любые,
даже незначительные).
2.Найти наиболее комфортного и безопасного человека и провести диалог
на уточнение и углубление вопроса, который я положила себе на рассмотрение.
Ваш партнер задает вопросы на уточнение:
«Почему…?»
«Где…?»
«Когда…?»
Вы фиксируете свои ответы.
3.
Вернитесь
к
своему
запросу.
Хотите
ли
вы
его
дополнить,
переформулировать,
пересмотреть?
4.Постройте синквейн к своему вопросу (это белый стих из 5 строчек,
отображающие ваш запрос):
-1существительное,
-2 прилагательных,
-3 глагола-действия,
-4 Одно предложение на тему,
-5
Существительное-синоним
на
тему
(т.е.
синоним
первого
существительного).
4.Выберите незнакомого человека. Предъявите свой синквейн и объясните,
почему там такие слова. Партнер задает вопрос «Почему…?», т.е. использует
прием доведения до точки.
5. Вернитесь к своему вопросу и зафиксируйте изменения (если они
появились).
6. Возьмите лист для построения своей личностно-ресурсной карты.
Подберите 1 существительное, 1 глагол, 1 прилагательное, для отображения
вашей темы + 1 значок для каждого понятия.
7.Работа над личностно-ресурсной картой предполагает работу в трех
направлениях:
8. Нарисуйте векторы в соответствии со своим вопросом (хотя бы по 1
ресурсу) + значок к каждому ресурсу.
9. Теперь задайте себе вопрос на уточнение и добавьте по 3 ресурса к
каждому направлению, стараясь предельно конкретно определить свои шаги.
10.
Задайте
себе
вопрос
на
уточнение,
что
является
для
меня
приоритетным, что во вторую, третью очередь я буду делать и соедините
линией свои шаги по степени очередности (ресурсы, способы действий, места).
Т.е. у вас вырисовывается маршрут к приближению вашей цели. У вашей
карты должно получиться название и векторность: Я здесь и сейчас. Через
какое время я приближусь к своей задаче, по какой траектории?
11. Карту необходимо проговорить в малой группе на уточнение.
Важно: Шаг 1.Через что я смотрю (т.е, какой смысл я вкладываю в свой
вопрос?) Про себя любимого, сам с собой. Затем отзеркаливание от другого
через вопрос «А почему…?»
Шаг 2. Выберите 1 ресурс (вектор). Зафиксируйте свою мысль. Работа в
паре или в группе. Отзеркаливание, партнер задает вопрос «А почему…?».
Также и с другими ресурсами.
Карта становится ресурсом, если она:
- присутствует в пространстве,
- фокусируется по векторам,
- если периодически она становится предметом обсуждения с другим,
- если работать с ней в стратегии черновика:
Пойти учиться на ядерщика/ физика/ врача/ медбрата
12. Итог работы: каждая группа защищает свою карту, обосновывая
пространственные и текстовые символы на карте.