Напоминание

ресурсное картирование

Автор: Колосова Тамара Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ 22
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Тема: ресурсное картирование







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Колосова Т.Н., учитель английского языка, классный руководитель 10

класса.

В

данной

статье

рассматривается

технология

профессионального

самоопределения старшеклассников – ресурсное картирование в форме мастер-

класса.

«Ресурсное картирование в современной школе: что, зачем и как?»

За последние два десятилетия в динамично развивающемся российском

обществе

сформировался

запрос

на

подготовку

самостоятельных,

инициативных и коммуникабельных людей. Работодатели охотнее берут

выпускников, способных и готовых работать в ситуации неопределенности,

эффективно решать проблемы, продуктивно взаимодействовать в деловой

среде, успешно разрабатывать и реализовывать свои проекты. Однако, в

большинстве случаев, в средней общеобразовательной школе очень сложно

осуществить

переход

на

индивидуализированный

процесс

обучения.

Необходимо

полностью

менять

организационно-управленческие

условия,

которые включают в себя учебные планы, образовательные программы и

наличие штата учителей с тьюторскими компетенциями для сопровождения

выбора детей.

Поэтому мы считаем, что в условиях академической школы можно

использовать отдельные тьюторские технологии для решения конкретных

задач.

Проблема состоит в том, что осознание разнообразных образовательных

возможностей остается для старшеклассника всего лишь потенциальной

возможностью, а для реализации собственного индивидуального опыта,

необходимы сущностные изменения в организации современного предметного

обучения. При построении учебных предметов в антропологическом подходе

становится ведущим опыт собственного индивидуального освоения, а общие

культурные формы освоения – «фоновыми».

В качестве мощного средства для создания открытости образования,

вариативности его различных форм и расширения границ самого процесса

обучения, может выступить карта.

Карта имеет следующие характеристики:

- топика (наличие различных пространственных объектов),

-направленность

(центральное

и

удаленное

от

центра

положение

объектов),

- масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).

Карта может стать для ребенка личностно-значимым психологическим

средством, позволяющим ему увидеть себя и свое действие «по-новому»: в

другом масштабе и в другом контексте, если на векторах расширения

обозначить ресурсы, личностно-значимые для ребенка.

Построение личностно-ресурсной карты позволяет ученику увидеть своё

место в построенном им же самим воображаемом пространстве (обозримом

будущем).

В идеале, личностно-ресурсная карта должна стать программой развития

ребенка на ближайшее будущее.

Таким образом, в данном случае карта, так же как и слово, начинает

выступать в качестве обобщения для человека, так как через нее он может

видеть место своего действия в более широком контексте, видеть его

частичность относительно Целого, понимать специфику собственного действия

в мире Общего.

Относясь к процессу построения личностно-ресурсных (антропных) карт,

как

к

важному

дидактическому

средству,

реализующему

идею

опосредствования

и

осуществляющему

переход

от

низших

к

высшим

психическим функциям (а тем самым задающим шаг развития человека), мы

рассматриваем в системе современного образования работу с ресурсной картой,

как принципиально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.

Таким образом, картирование (работа с картой) может стать современным

дидактическим

средством

совместной

работы

педагога

и

учащегося,

отражающим возможные направления индивидуального образовательного

движения

школьника,

пространство

его

самоопределения

и

целей,

образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт

(карты

познавательного

интереса,

образовательных

маршрутов

и

т.д.).

Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов

движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте.

На каждом из этапов продвижения, преподаватель и ученик в совместных

действиях фиксируют динамику процесса становления школьником выбора у

каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во

Культурно-предметный вектор

Антропологический вектор

вевевекторвекторвектор

Социальный

вевекторвектор

внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и

профильного обучения.

Продуктом совместного действия на каждом из этапов работы тьютора и

тьюторанта является заполнение определенной специально структурированной

ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального

проекта, исследования или образовательной программы.

Ресурсная карта

применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной,

подростковой и старшей школе, а также в вузе и сфере дополнительного

образования.

Таким образом, сегодня в условиях современного образования тьютор или

педагог с тьюторской компетентностью может помочь ребенку в работе с

«личностно-ресурсной» картой как основой для дальнейшего построения им

своей собственной индивидуальной образовательной программы, фактически

на каждом этапе школьного обучения:

В начальной школе – картирование своих познавательных интересов,

В

подростковой

школе–картирование

различных

проектов

и

исследовательских работ,

В старшей школе – картирование предпрофессиональных интересов.

Для организации этой работы тьютор или педагог с тьюторской

компетентностью может использовать ресурсную схему, которая позволяет ему

реализовать принцип «расширения» образовательного пространства каждого

учащегося и тем самым помогает тьюторанту в работе с его «личностно-

ресурсной» картой. Эта схема представляет собой модель тьюторского

сопровождения, как максимального открытия перед школьником возможностей

окружающего

мира.

Специальная

работа

с

этими

потенциальными

возможностями как ресурсным расширением помогут, тьюторантам во-первых,

развивать свой познавательный интерес, во-вторых, формировать культуру

работы с собственным образованием, выстраивая затем свою индивидуальную

образовательную программу.

Работу тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно

перпендикулярных координатных осей:

X, Y, Z, - задающих соответственно вектора тьюторского действия.

Х – вектор социального расширения,

Y - вектор культурно-предметного расширения,

Z –вектор антропологического расширения .

Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.

1. Х –вектор социального расширения.

Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством

образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных

образовательных учреждений.

Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры, учащийся

часто

даже

не

предполагает

наличие

образовательных

возможностей

инфраструктуры образовательного учреждения в целом. Задача тьютора

состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать

всю инфраструктурную карту образовательных предложений с точки зрения их

ресурсности для реализации его индивидуальной образовательной программы.

2. Y - вектор культурно-предметного расширения.

Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным

материалом», выбранным его тьюторантом. Так как предметные границы

всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе в предмете,

осваиваемом

учащимся

(биология,

математика,

литература…),

зачастую

необходимо привлекать знания других предметных областей и тем самым

расширять

границы

самого

предметного

знания.

Изменение

границ

предметного

знания

становится

направлением

специальных

тьюторских

консультаций

и

вносит

коррективы

в

реализацию

индивидуальной

образовательной программы каждого учащегося.

3. Z – вектор антропологического расширения.

Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной

программы, каждый учащийся должен понимать, какие требования реализация

этой программы предъявляет именно к нему и на какие свои качества он уже

может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить

антропологические требования конкретной индивидуальной образовательной

программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся:

принимать данный антропологический вызов или корректировать свою

образовательную программу на основании уже сформированных у себя ранее

качеств.

Таким образом, работа тьютора в каждом из указанных нами выше

направлений

(социальном,

предметном,

антропологическом)

позволяет

школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать

строить свою собственную «личностно-ресурсную » карту.

В заключение можно сказать, что карта, являясь, на наш взгляд, не менее

культурно значимым дидактическим средством, чем слово, имеет огромный

потенциал

в

развертывании

дальнейших

психолого-педагогических

исследований, касающихся данной проблематики.

Организация личностно-ресурсного картирования в школе:

-начальная школа – картирование стихийных познавательных интересов;

- подростковая школа – картирование проектов и исследовательских работ;

- старшая школа – картирование предпрофессиональных интересов.

Картирование – это процесс создания карты, а не только сама карта.

Через образное мышление (т.е. пользуемся двумя полушариями).

Основное

назначение

любой

карты

(географической,

исторической,

банковской, игральной и т.д.) – отображение уже существующей реальности.

Технология личного картирования позволяет сделать заказ на завтра с

точки зрения своей собственной задачи. Ты видишь, где ты сейчас и видишь

направление, куда двигаться.

Методика построения личностно-ресурсной карты.

1.Записать важный вопрос, который вы хотите проработать (зафиксировать

время и место, когда у вас появился этот вопрос) в любой точке листа и

возвращаться к нему периодически, когда у вас появятся новые мысли (любые,

даже незначительные).

2.Найти наиболее комфортного и безопасного человека и провести диалог

на уточнение и углубление вопроса, который я положила себе на рассмотрение.

Ваш партнер задает вопросы на уточнение:

«Почему…?»

«Где…?»

«Когда…?»

Вы фиксируете свои ответы.

3.

Вернитесь

к

своему

запросу.

Хотите

ли

вы

его

дополнить,

переформулировать,

пересмотреть?

4.Постройте синквейн к своему вопросу (это белый стих из 5 строчек,

отображающие ваш запрос):

-1существительное,

-2 прилагательных,

-3 глагола-действия,

-4 Одно предложение на тему,

-5

Существительное-синоним

на

тему

(т.е.

синоним

первого

существительного).

4.Выберите незнакомого человека. Предъявите свой синквейн и объясните,

почему там такие слова. Партнер задает вопрос «Почему…?», т.е. использует

прием доведения до точки.

5. Вернитесь к своему вопросу и зафиксируйте изменения (если они

появились).

6. Возьмите лист для построения своей личностно-ресурсной карты.

Подберите 1 существительное, 1 глагол, 1 прилагательное, для отображения

вашей темы + 1 значок для каждого понятия.

7.Работа над личностно-ресурсной картой предполагает работу в трех

направлениях:

8. Нарисуйте векторы в соответствии со своим вопросом (хотя бы по 1

ресурсу) + значок к каждому ресурсу.

9. Теперь задайте себе вопрос на уточнение и добавьте по 3 ресурса к

каждому направлению, стараясь предельно конкретно определить свои шаги.

10.

Задайте

себе

вопрос

на

уточнение,

что

является

для

меня

приоритетным, что во вторую, третью очередь я буду делать и соедините

линией свои шаги по степени очередности (ресурсы, способы действий, места).

Т.е. у вас вырисовывается маршрут к приближению вашей цели. У вашей

карты должно получиться название и векторность: Я здесь и сейчас. Через

какое время я приближусь к своей задаче, по какой траектории?

11. Карту необходимо проговорить в малой группе на уточнение.

Важно: Шаг 1.Через что я смотрю (т.е, какой смысл я вкладываю в свой

вопрос?) Про себя любимого, сам с собой. Затем отзеркаливание от другого

через вопрос «А почему…?»

Шаг 2. Выберите 1 ресурс (вектор). Зафиксируйте свою мысль. Работа в

паре или в группе. Отзеркаливание, партнер задает вопрос «А почему…?».

Также и с другими ресурсами.

Карта становится ресурсом, если она:

- присутствует в пространстве,

- фокусируется по векторам,

- если периодически она становится предметом обсуждения с другим,

- если работать с ней в стратегии черновика:

Пойти учиться на ядерщика/ физика/ врача/ медбрата

12. Итог работы: каждая группа защищает свою карту, обосновывая

пространственные и текстовые символы на карте.