Напоминание

Платформы для реализации модели "перевернутого обучения"

Автор: Рябыко Ольга Александровна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: Платформы для реализации модели "перевернутого обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Платформы для реализации модели «перевернутого обучения»

Аннотация:

в

данной

статье

приведен

анализ

платформ

для

реализации модели «перевернутого обучения».

Ключевые

слова:

«перевернутое

обучение»,

платформа

дистанционного обучения, информационные технологии.

Основной базой для «перевернутого обучения» является учебная среда

(платформа)

система

управления

обучением,

ориентированная

на

организацию взаимодействия между преподавателем и учениками

1

.

Выбор

программно-технического

оснащения

процесса

обучения

(платформы) становится нетривиальной задачей, кардинально влияющей как

на последующее существование обучения, так и на подготовку и доставку до

учащихся учебных материалов и других учебных ресурсов,

называемых

«контентом».

Выбор платформы и работа с ее применением кардинально меняет

организационную и технологическую составляющую процесса обучения,

заставляет изменять под себя процессы, унифицировать стадии от рождения

до использования обучающего курса, вовлекает новых субъектов процесса –

автор, дизайнер, методист, корректор, учитель (тьютор), администратор

курса, что заставляет формализовать, синхронизировать их действия.

Ограничимся лишь перечислением наиболее известных платформ

дистанционного

обучения:

«Доцент»,

«WebTutor»,

«Прометей»,

«Competentum.Magister», «REDCLASS», «Adobe Connect», «Moodle».

Все

перечисленные выше системы, кроме «Moodle», являются коммерческими.

Проведем сравнительную характеристику данных СДО и СДО,

построенной

на

основе

CMS

Joomla,

дополненной

компонентом

дистанционного обучения SP LMS (Приложение 1).

1

Долженкова, В.В. К вопросу об особенностях современного дистанционного обучения / В.В.

Долженкова // Stephanos. – 2016. – №4 (18). – С. 71.

Автоматизированная система дистанционного обучения

«Доцент»

(Дистанционный Обучающий Центр) разработана компанией «Униар». Она

представляет

собой

комплекс

высокоэффективных

программно-

методических

средств

дистанционного

обучения,

переподготовки

и

тестирования.

СДО

«Доцент»

предусматривает

следующие

способы

обучения

посредством применения дистанционного образования:

-

возможность

самостоятельного

изучения

учебных

материалов

слушателями, а также возможность поиска дополнительных материалов в

документарной базе знаний;

-

возможность

слушателям

самостоятельно

записываться

на

индивидуальные консультации с преподавателем;

-

возможность

рассылать

приглашения

на

консультации

преподавателем;

- возможность преподавателям проводить консультации в on-line

режиме в виде телеконференций.

В

СДО

«Доцент»

имеются

средства

автоматического

контроля

выполнения тестов. Итоговые работы учащихся

пересылают учителям

файлами, либо демонстрируют их в режиме совместного использования

приложений

2

.

Основными достоинствами СДО «Доцент» являются

3

:

- возможность одновременной работы с одним и тем же обучающим

курсом неограниченному числу пользователей;

-

простота

подключения

новых

обучающих

курсов

(или

их

фрагментов), подготовленных в других инструментальных средах;

- невысокие требования к клиентскому компьютеру и навигатору;

- индивидуальная генерация тестов;

2

Михеева А.Ф., Шакирова А.Ф. Реализация облачных технологий в образовании // Облачные и

инновационные технологии в сервисе и образовании Сборник научных трудов // Под ред. И.Т.

Насретдинова. – Казань: ООО «Печать-Сервис-XXI век», 2017. – С. 84.

3

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения / А.Г. Тайзетдинова //

Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 33.

- графическая оболочка для подготовки тестов.

Систему дистанционного обучения WebTutor отличает модульный

подход, позволяющий создавать на базе набора программных модулей гибко

настраиваемые системы, функционал которых зависит от поставленной

задачи.

В интересующей нас сфере образования WebTutor позволяет:

- планирование и проведение дистанционного обучения; анализ

результатов дистанционного обучения (модуль Дистанционное обучение);

- планирование и проведение многопользовательского электронного

тестирования; анализ результатов тестирования (модуль Тестирование);

- учет и планирование очных и дистанционных учебных мероприятий

(модуль Учебный центр).

Для работы с системой используются два типа пользовательских

интерфейсов. Первый это браузер - интерфейс для всех пользователей

портала. Требования к дополнительным компонентам не предъявляются (за

исключением требований, предъявляемых электронными учебными курсами,

устанавливаемыми в системе).

Второй

интерфейс

это

специальное

приложение

WebTutor

Administrator для администраторов системы, предназначен для настройки

параметров системы, портала, формирования отчетов, загрузки электронных

курсов

4

.

Достоинствами

данной

системы

можно

назвать

возможность

самостоятельного создания учебных курсов, и учебных программ из курсов,

реализацию модуля управления процессом обучения, а также удобный и

гибкий модуль анализа результатов обучения.

СДО «Прометей» – это программная оболочка, которая не только

обеспечивает дистанционное обучение и тестирование учащихся, но и

позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения,

4

Жданова, И.В. Загрузка дистанционного курса в СДО Webtutor / И.В. Жданова // Инновационные подходы

к решению технико-экономических проблем / Глав. ред И.Г. Игнатова. – М.: Изд-во НИУ МИЭТ, 2016. – С.

32.

что способствует быстрому внедрению дистанционного обучения и переходу

к широкому коммерческому использованию

5

.

Интерфейс переведен на несколько национальных языков, среди

которых русский, украинский, казахский, узбекский (латиница и кириллица)

и английский.

Основными достоинствами СДО «Прометей» являются

6

:

- организация регистрации на курсы по типу электронного магазина;

- использование календарных планов изучения курсов;

- гибкая подсистема учета платежей (расходов);

- подсистема регистрации/выдачи сертификатов;

- вхождение учащегося в любое количество групп с одним логином;

- возможность сочетания ролей;

- сохранение истории взаимодействия со слушателем;

- составление программы обучения, объединяющей несколько курсов.

Для автоматизации обучения и проверки качества знаний через

локальную

сеть

или

Интернет

предназначен

программный

комплекс

компании

«ФИЗИКОН»

СДО

«Competentum.Magister».

Система

дистанционного обучения устанавливается на сервер в локальной сети

образовательной организации, доступ в нее имеют все учащиеся через

Интернет.

Система дистанционного обучения «Competentum.Magister» имеет ряд

технических особенностей, которые позволяют ей обладать широкой

многофункциональностью. Система включает удобные средства подготовки

мультимедийных учебных материалов, планирования и контроля процесса

обучения, развитый механизм анализа показателей.

Система дистанционного обучения «REDCLASS» – это комплекс

программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения,

которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию,

5

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения / А.Г. Тайзетдинова //

Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 33.

6

Там же.

контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также

вырабатывать

практические

навыки

по

эксплуатации

и

управлению

программными продуктами, оборудованием и технологиями.

«REDCLASS» обладает следующими средствами:

1. Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять

навыки

работы

слушателей

с

системами,

обладающими

оконным

интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения

пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в

Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать

упражнения

с

разветвленным

сценарием

выполнения

и

различными

системами оценивания действий пользователей.

2. Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность

работы

с

реальными

(не

эмулированными)

программно-аппаратными

комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в

учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего

места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной

работы, не ограниченной возможностями эмулятора.

3. Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного

контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в

автономной среде, именуемой Авторской системой.

4. Система тестирования предназначена для контроля успеваемости

слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие

осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а

также самооценку.

5. Система управления процессом обучения позволяет организовать

процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями

Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами

(режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.).

Следующая система – «LMS Moodle» (Learning Management System

Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) – является в

настоящее время наиболее перспективной платформой дистанционного

обучения.

Кроссплатформенная система «Moodle» распространяется на основе

лицензии GNU General Public License, которая гарантирует свободу ее

использования и распространения. Автором системы был Мартин Догиамас

(Martin Dougiamas), администратор СДО «WebCT» Университета Куртина

(Curtin), Австралия

7

.

Развитие и поддержку системы обеспечивают тысячи программистов

из многих стран мира, в том числе из России. Общее число пользователей

превысило 24 млн. Количество пользователей Moodle на некоторых серверах

достигает 40 тыс. человек.

Основными

достоинствами

системы

дистанционного

обучения

являются

8

:

- ориентированность на сотрудничающие технологии обучения;

- наличие широких возможностей для коммуникации;

- возможность создания и хранения портфолио каждого обучающегося;

- возможность использования любой системы оценивания;

- презентация материала в любом виде (картинка, видео, аудио, текст);

- разнообразные учебно-методические материалы (рабочие тетради,

лекции, практические задания, уроки, тесты);

- создание собственного, сложного и интегрированного курса по

выбранной дисциплине.

Система поддерживает около 20 деятельностных элементов (форумы,

глоссарии, задания, тесты, scorm-пакеты, базы данных и т.д.), и каждый

элемент за счет богатых настроек может использоваться очень разнообразно.

Основное

преимущество

деятельностного

подхода

проявляется

при

объединении

элементов

в

последовательности

и

группы,

помогая

выстраивать образовательную траекторию и проводить по ней обучающихся

7

Колокольникова, А.И. Базовый инструментарий Moodle для развития системы поддержки обучения / А.И.

Колокольникова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – С. 15.

8

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения / А.Г. Тайзетдинова //

Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 34.

таким образом, что каждый деятельностный элемент может учитывать

результаты предыдущих.

Очень важным элементом системы интерактивного обучения «Moodle»

является

блок

контроля

знаний.

Эффективная

реализация

функций

тестирования подразумевает возможность быстрого создания отчетов по

результатам прохождения тестов учащимися

с различными наборами

контролируемых

данных

(статистика

результатов

тестирования

определенной группы обучающихся, статистика процента правильных

ответов на конкретный вопрос для контроля его корректности)

9

.

Важной информацией, регистрируемой при тестировании, является

учет времени, затраченного на обдумывание каждого вопроса, количество

отвечавших на данный вопрос и процент правильных ответов на него. На

основании этих параметров реализуется объективная оценка сложности

вопроса. Такая оценка позволяет динамически создавать равнозначные по

сложности тесты с помощью случайной выборки набора вопросов из базы

данных. При наличии в базе данных достаточно большого числа вопросов по

изучаемому материалу появляется возможность многократного тестирования

каждого обучаемого с предоставлением ему только тех вопросов, на которые

он либо еще не отвечал, либо ответил неправильно.

«AdobeConnect»

– гибкая

система

распределенного обучения

и

общения с использованием технологий веб-коммуникаций, позволяющая

обеспечивать возможность преподавания, обучения и совместной работы на

любом расстоянии в Интернете

10

.

Система «AdobeConnect» предусматривает наличие двух основных

модулей: AdobeConnectMeeting и AdobeConnectTraining.

AdobeConnectMeeting

виртуальная

классная

комната,

модуль

вебконференцсвязи, обеспечивающий: многоточечную трансляцию аудио- и

9

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения / А.Г. Тайзетдинова //

Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 34.

10

Попов, П.П. Возможности дистанционных образовательных технологий на базе Moodlе, Аdobe Connect,

Моосs в развитии инновационного мышления субъектов образовательного пространства / П.П. Попов, И.И.

Черкасова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №3. – С. 211.

видео-контента; загрузку и воспроизведение видеофрагментов в формате

FlashVideo (FLV); демонстрацию презентации PowerPoint с сохранением

анимационных эффектов; совместную работу над документами; инструменты

для общения и др.

AdobeConnectTraining

модуль

дистанционного

обучения,

обеспечивающий:проигрывание

электронных

курсов,

проведение

дистанционного тестирования;создание учебных планов, совмещающих

занятия

в

реальном

временипод

руководством

преподавателя

и

самостоятельное

обучение;

детализированную

отчетность

в

разрезе

обучаемого/группы/программы/курса/виртуального класса и др.

11

СДО «CMS Joomla + SP LMS» составлена с учетом требований школ,

университетов,

компаний

и

других

образовательных

учреждений.

Предназначена для разработки онлайн-курсов и создания электронных

обучающих материалов на любую тематику.

Joomla! – система управления содержимым (CMS), написанная на

языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных

СУБД MySQL или другие стандартные промышленные реляционные СУБД.

Является свободным программным обеспечением, распространяемым под

лицензией GNU GPL.

SP LMS предоставляет все необходимое для создания электронной

платформы обучения:

- управление курсами и уроками;

- управление профилем учителя;

- управление событиями;

- управление профилем лектора;

- lms панель управления с базовой статистикой;

- простой и отзывчивый дизайн;

-дружественный интерфейс;

11

Попов, П.П. Возможности дистанционных образовательных технологий на базе Moodlе, Аdobe Connect,

Моосs в развитии инновационного мышления субъектов образовательного пространства / П.П. Попов, И.И.

Черкасова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №3. – С. 211.

- возможность создавать и продавать онлайн курсы.

Сравнительный анализ систем дистанционного обучения показал, что

по функциональным характеристикам рассматриваемые СДО являются

схожими,

так

как

каждая

система

ориентирована

на

комфортное

дистанционное обучение: системы представляют полный набор функций,

необходимых для управления учебным процессом, реализованы модули для

создания учебных курсов, имеется возможность индивидуальной работы с

обучающимися.

Среди перечисленных СДО можно выделить «CMS Joomla + SP LMS»

и «LMS Moodle», поскольку они являются наиболее доступными в

стоимостном выражении: «LMS Moodle» и CMS Joomla – бесплатные, а

компонент SP LMS стоит 59$.

Однако, с нашей точки зрения, более предпочтительной является СДО

«CMS Joomla + SP LMS», так как ее функциональность можно увеличивать с

помощью дополнительных расширений (компонентов, модулей и плагинов),

и она проще для осуществления функций администрирования.

Анализ современных средств реализации информационных технологий

в «перевернутом обучении» позволил сделать следующие выводы:

1. При «перевернутом обучении» обучении в общеобразовательной

организации

целесообразным

является

такое

использование

информационных технологий, которое позволяет добиться максимального

качества образования и будет наиболее благоприятным для обеспечения

саморазвития,

самодетерминации

и

самореализации

личности

в

образовательной среде школы.

2.

Среди

разнообразных

систем

дистанционного

обучения

для

организации

«перевернутого

обучения»

наиболее

целесообразно

использовать СДО «CMS

Joomla

+ SP LMS», поскольку в ней имеется

возможность строить занятия учащихся любой направленности. При этом

упрощается организация совместной работы. Такая деятельность может быть

реализована вообще без очного присутствия учащихся

путем создания

документов и предоставления при необходимости доступа к файлу для

внесения изменений любому пользователю с его личным электронным

адресом.

Для обмена данными в реальном времени можно воспользоваться

личными

сообщениями

CMS

Joomla,

с

помощью

которых

имеется

возможность делиться видео или документами. С помощью указанной СДО

при наличии широкополосного доступа в сеть у учащихся

появляется

возможность безотрывной дистанционной работы в любое удобное время в

любом удобном месте.

Список литературы

1.

Долженкова,

В.В.

К

вопросу

об

особенностях

современного

дистанционного обучения / В.В. Долженкова // Stephanos. – 2016. – №4

(18). – С. 71.

2.

Жданова, И.В. Загрузка дистанционного курса в СДО Webtutor / И.В.

Жданова // Инновационные подходы к решению технико-экономических

проблем / Глав. ред И.Г. Игнатова. – М.: Изд-во НИУ МИЭТ, 2016. – С.

32.

3.

Колокольникова, А.И. Базовый инструментарий Moodle для развития

системы поддержки обучения / А.И. Колокольникова. – М.; Берлин:

Директ-Медиа, 2016. – С. 15.

4.

Михеева А.Ф., Шакирова А.Ф. Реализация облачных технологий в

образовании // Облачные и инновационные технологии в сервисе и

образовании Сборник научных трудов // Под ред. И.Т. Насретдинова. –

Казань: ООО «Печать-Сервис-XXI век», 2017. – С. 84-87.

5.

Попов, П.П. Возможности дистанционных образовательных технологий

на базе Moodlе, Аdobe Connect, Моосs в развитии инновационного

мышления субъектов образовательного пространства / П.П. Попов, И.И.

Черкасова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №3. –

С. 211.

6.

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного

обучения

/

А.Г.

Тайзетдинова

//

Инновационное

развитие

профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 33.

7.

Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного

обучения

/

А.Г.

Тайзетдинова

//

Инновационное

развитие

профессионального образования. – 2016. – №2 (10). – С. 33.