Напоминание

Современные образовательные технологии

Автор: Плеханова Ольга Викторовнв
Должность: методист преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка на тему: «Современные педагогические

технологии»

Выполнила методист (преподаватель) федерального казенного

профессионального образовательного учреждения № 145 Федеральной службы

исполнения наказаний Плеханова Ольга Викторовна

Введение

В период активного преобразования российского общества одной из

важнейших задач является обновление системы образования, создание школы,

основанной на принципах гуманной педагогики, отвечающей запросам

формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной

личности,

способной

решать

нестандартные

интеллектуальные

и

нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.

Выполнить поставленную задачу призваны такие мероприятия как:

введение

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

в

систему

дошкольного,

общего

образования,

а

также

среднего

профессионального

и

высшего

образования,

реализация

инклюзивного

образования, развитие региональных систем оценки качества образования и

др.

Введение

новых

образовательных

стандартов

влечет

за

собой

существенные

изменения

профессиональной

деятельности

педагогов,

касающиеся, прежде всего, методики обучения и средств оценивания учебных

достижений обучающихся. Так как именно педагог является основным и

главным субъектом, призванным решать задачи развития образования. И

именно

он

является

ресурсом

повышения

качества

образования.

Следовательно,

развитие

профессиональной

компетентности

педагога

является

непременным

условием

в

процессе

совершенствования

и

модернизации образования.

Основным средством достижения новых образовательных результатов

являются современные педагогические технологии, а именно технологии

деятельностного типа.

Такие технологии позволяют перейти на качественно новый уровень

обучения.

Таким образом, в решении задачи создания новой развивающей

образовательной

среды

огромное

значение

приобретают

современные

педагогические технологии.

1. Теоретическая характеристика современных педагогических

технологий

Зародившись

более

трех

десятилетий

назад

в

США,

термин

«педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В

зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология»,

или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации

учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа

повышения

эффективности

учебного

процесса

широкое

использование

технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг.

прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной

управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке

в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через

управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение

которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Во многих международных изданиях появляется новая интерпретация

сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это не

просто исследования в сфере использования технических средств обучения

или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать

приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов,

повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и

применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых

методов.

В

настоящее

время

в

зарубежной

литературе

встречается

как

первоначальное

понимание

сущности

педагогической

технологии

(педагогическая технология как максимальное использование в обучении

возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с

идеей

управления

процессом

обучения,

то

есть

целенаправленное

конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования

всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных

форм, методой, средств, оценка текущих результатов, конфекционные

мероприятия.

С

развитием

педагогических

технологий

возникает

проблема

определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. Существует

несколько мнений по этому поводу:

1.

Технология - это методика с жестко запрограммированным

результатом,

которого

можно

достичь

и

определенными

средствами,

предназначенными для достижения этого результата.

2.

Технология и методика - равнозначные понятия, но в последнем

большее внимание уделяется личности ученика и учителя, способам их

взаимодействия.

3.

Методика - более широкое понятие, она может включать в себя

несколько технологий. В этом случае, чаще всего, методика рассматривается в

качестве целостной педагогической системы.

4.

Методика и технология - это одно и то же.

5.

Технология - это определенный способ обучения, в котором

основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство

обучения под управлением человека. При этом ведущая роль отводится

средству обучения, которое без помощи учителя выполняет функцию

обучения. Учитель не обучает, а выполняет функции стимулирования,

организации и координации деятельности учащихся.

Технология основана на закономерностях учебного процесса, как

результате научного познания процесса образования человека. Методика

опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его

артистизму, искусству.

Технология - это каркас, методика - оболочка, форма деятельности

педагога. Функция технологии в построении образовательного процесса,

обеспечивающего заданный результат.

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия

«Педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно

которому педагогическая технология - это системный метод создания,

применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий

своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают

многие авторы, в понимании и употреблении термин «педагогическая

технология»

существуют

разночтения.

В.П.

Беспалько

определяет

педагогическую

технологию

как

совокупность

средств

и

методов

воспроизведения

теоретически

обоснованных

процессов

обучения

и

воспитания,

позволяющих

успешно

реализовывать

поставленные

образовательные цели.

Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология - совокупность

психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и

компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных

средств; она есть организационно-методический инструментарий.

По

мнению

М.В.

Кларина,

педагогическая

технология

означает

системную совокупность и порядок функционирования всех личностных,

инструментальных

и

методологических

средств,

используемых

для

достижения педагогических целей.

М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагогическая

технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения

и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Исходя из данных выше определений, можно выделить основные

признаки технологии. Во-первых, технология определяется как деятельность,

деятельность учителя и учащихся. Во-вторых, эта деятельность обязательно

опирается на педагогические законы и закономерности. В-третьих, обучающая

и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются. В-

четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней

конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен

гарантировать достижение поставленных целей.

Технология обучения является как бы связующим звеном между теорией

обучения и ее практической реализацией.

2. Современные педагогические технологии

Педагогическая технология – это такое построение деятельности

педагога, в которой все входящие в него действия представлены в

определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает

достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- личностно-ориентированное обучение;

- проблемное обучение;

- открытое обучение по Ю.Л. Деражне

- разноуровневое обучение;

- коллективную систему обучения;

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,

деловых и других видов обучающих игр;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии и др.

Личностно

-

ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных,

бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

Обучающийся

в

этой

технологии

не

просто

субъект,

но

субъект

приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения

чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно - ориентированного занятия.

1.

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и

формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

2.

Продумывание

педагогом возможностей

для самостоятельного

проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы,

высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.

Организация

обмена

мыслями,

мнениями,

оценками.

Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.

Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого

студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как

области применения знаний.

5.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого студента.

Технологии личностно-ориентированного обучения:

1)

Технология разноуровнего обучения.

В педагогике изучались способности обучающихся в ситуации, когда

время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие

категории:

- малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного

уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут

справиться все остальные;

- около 90% обучающиеся, чьи способности к усвоению знаний и

умений зависят от затрат учебного времени.

2)

Технология коллективного обучения.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах

сменного состава».

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

-

в

результате

регулярно

повторяющихся

упражнений

совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

-

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация

и актуализация предшествующего опыта и знаний;

-

каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в

индивидуальном темпе;

-

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за

результаты коллективного труда;

-

отпадает

необходимость

в

сдерживании

темпа

занятий,

что

позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

-

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей

и способностей, достоинств и ограничений;

-

обсуждение

одной

информации

с

несколькими

сменными

партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно,

обеспечивает более прочное усвоение.

3)

Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в

сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать

свои успехи и успехи товарищей.

Существует

несколько

вариантов

организации

обучения

в

сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации

работы

малых

групп

-

общность

целей

и

задач,

индивидуальная

ответственность и равные возможности успеха.

Инновационные технологии

Любая

педагогическая

технология

обладает

средствами,

активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в

некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу

эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно -

опережающего

обучения,

игровые,

проблемного

обучения,

программированного обучения.

1)

Технология перспективно-опережающего обучения

Основными концептуальными положениями технологии можно назвать

личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех

как главное условие развития студентов в обучении; предупреждение ошибок,

а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е.

доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего

человека учить незнающего).

2)

Игровые технологии

В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности,

общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется

самоуправление своим поведением.

3)

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении обучающимися новых знаний

при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого

проблемных

ситуациях.

В

каждой

из

них,

обучающиеся

вынуждены

самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает студенту,

разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

Открытое обучение характеризуется как вид обучения, в котором

взаимодействие обучаемого и тьютора (преподаватель - консультант -

методист - наставник) осуществляется независимо как от их местонахождения,

так и от времени, с приоритетным использованием информационно -

коммуникационных

систем,

представляющих

возможность

каждому

обучаемому освоить необходимые учебные курсы на основе самообучения не

зависимо от возраста, занятости, места жительства, уровней общего и прочего

национального образования, сроков и времени обучения, при этом главными

компонентами познавательной деятельности учащихся являются: широкая

самостоятельность в определении содержания, форм, методов и режима

обучения, самоопределения, самоутверждение, саморегуляция, самоконтроль,

самокоррекция.

Внедрение

в

систему

образования

новейших

информационно-

коммуникационных технологий, позволяющих обеспечивать качественную

диалоговую связь тьютора и обучаемого и эффективно использовать

индивидуальный

потенциал

обучаемых

в

процессе

собственной

познавательной деятельности способствовало быстрому распространению

открытого обучения.

Открытый университет - учебное заведение открытого образования,

цель которого - профессиональная подготовка взрослого населения с

использованием технологии самообучения. В настоящее время в России

действуют множество открытых университетов, например Национальный

открытый университет ИНТУИТ, Национальный открытый университет

России (г. Санкт-Петербург), ТГУ «Открытый университет», Открытый

инновационный университет.

Централизованное обучение - форма обучения, отличительной чертой

которой является прикрепление обучаемых к образовательному учреждению,

с целью использования активных форм и методов

обучения,

информационных

и

других

современных

учебных

технологий

под

непосредственным руководством и контролем тьюторов, где в процессе

познавательной

деятельности

используются

отдельные

элементы

самообучения и самоконтроля. В процессе познавательной деятельности

обучаемым

предоставляется

конкретная

целевая

помощь

тьюторов

и

администраторов.

Дистанционное обучение - наиболее динамично развивающаяся форма

профессионального обучения, предусматривающая обучение на расстоянии с

использованием эффективных информационно-коммуникационных средств

доставки к обучаемым учебных материалов, отличающаяся характером

познавательной

деятельности

обучаемых,

осуществляемой

на

основе

самообучения и диалоговой связи тьютора и обучаемого, разделенных во

времени и пространстве. Дистанционное обучение, ориентированное на

обеспечении максимальной доступности и удобства обучения, проводится с

учетом приоритета интересов обучаемых на всех этапах учебного процесса и

доступа

к

международным

профессиональным

и

квалификационным

стандартам.

Гибкое обучение - форма обучения, отличающаяся комплексным

применением элементов централизованного и дистанционного обучения,

согласно

конкретным

условиям

обучающей

деятельности

тьютора

и

познавательной

деятельности

обучаемых

с

целью

максимального

использования потенциальных возможностей технологий открытого обучения.

В учебном процессе используются формы и методы, обеспечивающие

наивысшую

эффективность

обучения,

и

соответствующие

требованием

работодателей,

конкретным

условиям

познавательной

деятельности

и

потребностям обучаемых.

Виды

образовательных

технологий,

которые

целесообразно

использовать в открытом обучении представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Виды образовательных технологий, используемых в открытом

Самостоятельность в процессе обучения - это основополагающий

фактор развития технологии открытого обучения.

Таким образом, в решении задачи создания новой развивающей

образовательной

среды

огромное

значение

приобретают

современные

педагогические

технологии,

которые,

в

свою

очередь,

предъявляют

специфические требования, как к уровню профессиональной компетентности

педагога, так и к его личностным характеристикам.

Заключение

В

условия,

предъявляемые

современными

требованиями

к

образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические

технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него

компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и

социализации:

На основании изложенных сущностных характеристик педагогических

технологий, концептуальных положений новых образовательных стандартов

была

описана

специфика

и

содержание

современных

педагогических

технологий,

обеспечивающих

реализацию

системно-деятельностного

и

компетентностного

подходов

в

образовательном

процессе.

Главным

достоинством данных технологий считаем то, что они достаточно легко

вливаются в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных

занятий и никак не изменяют установленные стандарты образования. Проникая

в

реальный

процесс

обучения,

такие

технологии

помогают

достичь

поставленных

целей

по

определенному

предмету.

С

их

помощью

беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и реализуется

личностно-ориентированный

подход

к

обучающимся.

Современные

педагогические технологии помогают развиваться интеллектуально, учат

самостоятельности,

доброжелательности

в

отношениях

с

педагогом.

Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход

к развитию личности и его творческих способностей.

Вышеизложенные педагогические технологии и их многообразие не

исчерпывается

-

мы

перечислили

лишь

многократно

апробированные,

зарекомендовавшие себя наилучшим образом и потому гарантирующие успех

педагогические технологии.

Их освоение может потребовать от педагога дополнительных усилий:

подготовки дополнительного раздаточного материала, изменения способа

подачи учебной информации, перестройки собственного стиля общения с

учащимися. Но результат этих усилий - повышение качества педагогического

процесса.

Список использованной литературы

1.

Абасов, З. А. Ученик как субъект педагогической технологии / З. А.

Абасов // Школьные технологии. - 2001. - № 2. - С. 39-44.

2.

Афанасьев,

В.В.

Педагогические

технологии

управления

:

вопросы

терминологии, проектирования, классификации // Преподаватель. - 2001.-№

5.-С.14-19.

3.

Афонина, Г. М. Педагогика : курс лекций и семинарские занятия : учебное

пособие для вузов : допущено М-вом образования РФ / Г. М. Афонина ; под

ред. О. А. Абдуллиной. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 512 с.

4.

Бермус, А. Г. Современная научно-педагогическая культура / А. Г. Бермус //

Педагогика. - 2017. - N 4. - С. 21-28.

5.

Боголюбов, В. И. Инновационные технологии в педагогике / В. И.

Боголюбов // Школьные технологии. - 2015. - N 1. - С. 39-58.

6.

Бунеев, Р.Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Р. Н.

Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, С. А. Козлова, Е.Л.

Мельникова, О. В. Чиндилова. - Изд. 2-е. испр. - М.: Баласс, 2012. - 144с.

7.

Современные

образовательные

технологии

и

методы

обучения:

Методические рекомендации / сост. Шепелева Е.Ю. – Балаково: ПКТиМ,

2014г. – с.33.

8.

Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-

бакалавров,

обучающихся

по

педагогическим

направлениям

и

специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В.

Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Новосибирск: ООО

«Немо Пресс», 2018. - 140 с.

9.

Янушевский, В. Н. Метод проектов: в поисках теоретических контекстов /

В. Н. Янушевский // Школьные технологии. - 2010. - N 3. - С. 52-59.