Автор: Полынская Линда Леонардовна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Аист"
Населённый пункт: п.Солнечный, Сургутский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Маша и медведь"
Цель: обучение родителей выполнять правильно и грамотно домашние
логопедические задания (повышение родительской компетенции в области логопедии)
Задачи:
образовательные:
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
,
согласование притяжательных
местоимений «мой», «моя» с именем существительным)
Совершенствовать слоговую структуру слова
развивающие:
развивать диалогическую речь;
развивать речевой слух, мышление, артикуляционную общую и тонкую
моторики;
воспитательные:
воспитывать культуру общения и поведения на занятии;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.
ОРГ . Момент (родители и дети становятся в круг)
Логопед . Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Не теряя ни минутки,
Приглашаем мы вас в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2.
«Давайте познакомимся» - (стоя в кругу) дети ласково, по слогам называют
свои имена. А всех мам дети ласково называют МА-МО-ЧКА!
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому, догадайтесь сами.
(на экране выставлена картинка по сказке «Три медведя»
Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у мишек похлебала,
Стульчик маленький сломала.
Как называется сказка, где все это произошло? ("Три медведя" )
Логопед: (предложить всем участникам сесть на стульчики)
Маша очень огорчилась, что сломала маленький стульчик и решила пойти к
медведям попросить прощение у медвежонка. Прийти в гости к медвежонку без
подарков – не красиво, не правильно. Но где же мы возьмем подарки?
Маша: Не печальтесь друзья! Всему свое время.
Логопед: Маша решила красиво сказать
И стала она язык тренировать
А мы с вами будем ей помогать!
3.Артикуляционная гимнастика (пособие)
Логопед:
Чтобы ротик был в порядке,
Приглашаю на зарядку
И не ручки, не животик,
А болтливый ротик.
Логопед: В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка.
И немножко шалунишка (Упр. «Лопаточка»)
Язычок: Я - Веселый Язычок
Повернусь Я на бочок.
Посмотрю я влево, посмотрю я вправо...
Посмотрю я влево, посмотрю я вправо...
Логопед: Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок: На качелях я качаюсь
Вверх, вниз Вверх, вниз
Снова вверх я поднимаюсь
Опускаюсь снова вниз. (Упр «Качели»)
Логопед: Пора на прогулку. Вышел Язычок, а там стоит его любимая лошадка.
Язычок: Скачет белая лошадка
По дорожке ровной, гладкой.
Цок да цок - стучат копытца,
Далеко лошадка мчится. (Упр «Лошадка»)
Логопед: Посмотрел на себя Язычок в зеркало и увидел, что губы выпачканы
вареньем.
Язычок: Ох, и вкусное варенье
Осталось на губах
Язычок я подниму И варенье оближу.
Язычок я подниму И варенье оближу. «Вкусное варенье»)
Логопед: Теперь Язычку нужно почистить зубки.
Язычок: Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите, Чистим верхние…. и нижние,
Верхние…. и нижние,
Ведь они у нас не лишние. (Упр «Чистим зубки»)
Логопед: Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Логопед : Но только Маша вышла из дома, как началась вьюга, метель!
(тренажёры для дыхания)
Логопед : Теперь пора нашим пальчикам потрудиться. Пальчиковая игра
«Сидели три медведя» .
Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на
правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).
Логопед Л.: Вьюга замела все дорожки. Чтобы не сбиться с пути, нам нужна карта.
Карта не простая, песочная.
Дети рисуют на песке
Появляется Сорока на экране
Кар-кар! Я каркаю, летаю
Всех в лесу пугаю и с пути сбиваю!
Кар-кар-кар!
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец!
Если отгадку вы не найдете
К медведям в домик - не попадете!
Игровое упражнение «Подскажи словечко»
(Дети договаривают слово, педагог выставляет на экран картинку с изображением
животного)
1. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это… (белка)
2. Шубка – иголки.
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?... (Ёж)
3. Стройный, быстрый.
Рога ветвисты.
Пасётся весь день.
Кто же это?...(олень)
4. Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной …(медведь)
5. Замер серый на тропинке.
Уши вытянул вдоль спинки.
Сумку я раскрыл: «Влезай-ка!»
Вмиг в кусты метнулся …(зайка)
6. Зверь хитрющий в шубке модной
Рыщет по лесу голодный.
Не найдёт еды в лесу –
Жди в курятнике …(лису)
Сорока: Спасибо ребята! С заданием вы справились. Получайте за это подарки.
Приготовить (бочонок меда и мягкие игрушки)
Логопед: Бочонок меда – отличный подарок медвежонку (отдаем Маше) А вам мягкие
игрушки. Но только вы должны правильно выбрать. Мальчики берут игрушки, про
которые можно сказать «Мой», а девочки – «Моя».
Игра «Мой, моя» (Дети выбрали правильно игрушки.)
Пришли к приготовленному, заранее медвежонку.
Маша: Мишка, ты меня прости!
Стульчик я твой поломала,
Больно на пол я упала!
Только знай, не буду больше!
В гости я к тебе пришла
И медок вот принесла!
Все медведи – сладкоежки,
любят, есть медок без спешки,
Как наешься - без тревоги,
косолапый, спит в берлоге.
Логопед: Медвежонок благодарит Машу за хороший поступок. А все игрушки,
которые вы принесли, он дарит вам.
Логопед: Занятие наше закончено, спасибо за внимание!
Итог мастер- класса
- Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе
разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы использую в своей работе и
могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей
повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер – класса предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук».
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет
его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и
подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж
мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Ела Маша и пила,
На кроватку прилегла.
И уснула сладким сном.
Тише, тише, не шумите,
Машу вы не разбудите.
-Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.)
Увидела медведей - испугалась. (Мимикой и движениями показывают испуг.)
-Вот мы и прошли с вами до конца сказки вместе с Машенькой.
1.Игры, направленные на подготовку ребенка к изучению грамоты.
Чтобы ребенку было легко освоить письменную речь в школе, прежде всего, ему
необходимо уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости. В этом ребенку может
помочь игра «Рыбка прячется», давайте вместе в неё поиграем.
Я предлагаю Вам заглянуть в гости к одной маленькой рыбке (каждый родитель получает
фигурку рыбки) Давайте нарисуем на поверхности планшета с песком водоросли и
посмотрим, где же прячется рыбка.
Рыбка прячется в правом верхнем углу, рыбка прячется в левом нижнем углу и т.д.
(родители перемещают рыбку согласно инструкции).
Аналогично этой игре, можно построить домик для геометрических фигур.
Предложите ребенку помочь построить домики для геометрических фигур в «Песочной
стране». Но есть два условия:
Физкультминутка «Три медведя»:
Три медведя шли домой . /ходьба на месте
Папа был большой –большой, /поднять руки вверх, встать на носочки
Мама с ним, поменьше ростом, /руки, согнутые в локтя,. перед грудью
А сынок – малютка просто. /присесть
Очень маленький он был, /покачивания из стороны в сторону