"Вычисление площади и объема"

Автор: Салова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 93
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Вычисление площади и объема"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по теме:

« Вычисление площади и объема»

Учитель математики МАОУ СОШ № 93 города Краснодара: Салова Т.В.

Класс: 5

Программа: « Математика. Сборник рабочих программ 5-9 классы. Сост.

Т.А. Бурмистрова.

Учебник: « Математика 5» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Цели урока

: закрепление изученного материала, в частности формул для нахождения

площади прямоугольника, квадрата и объема прямоугольного параллелепипеда и

куба; решение задач с применением формул площади и объема, решение задач на

развитие логического мышления, на закрепление навыка «устного счета».

Оборудование

: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,

презентация ,маршрутные листы для учащихся.

Ход урока :

1.Организационный момент

.

Объявление темы и цели урока, проверка готовности к уроку, , раздача

вспомогательного материала ( маршрутные листы), психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Изучаем маршрутный лист, разбираем задания, отвечаем на вопросы учителя:

- как возвести натуральное число в квадрат, в куб ?


- формулы для вычисления площадей прямоугольника и квадрата ?

- формулы для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, куба ?

- в каких единицах измеряется площадь, объем ?

Станция № 1 « Квадрат и куб числа».

Для успешного выполнения заданий по теме нам необходимо уметь хорошо ,

правильно и быстро считать, в частности уметь возводить в квадрат и куб натуральные

числа.

Учащиеся, участвующие в устном счете получают 1 балл.

Станция № 2 « Площадь прямоугольника и площадь квадрата».

Приложение 1. Применяем формулы S = a



b ; S = a², выполняем задания № 1- № 2 в

маршрутных листах.

Ответы: № 1 - 4 см; № 2 – 121 см². ( учащиеся сверяют ответы, выставляют баллы, 1

балл за каждую задачу )

Станция № 3 « Объем прямоугольного параллелепипеда и куба».

Приложение 2. Применяем формулы V = a



b



c ; V = a³, выполняем задания № 3 - № 4

в маршрутных листах.


Ответы: № 3 – 27 м³; № 4 – 96 м³.( учащиеся сверяют ответы, выставляют баллы, 1 балл

за каждую задачу)

Станция № 4 « Физкультминутка»

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Станция № 5« Геометрические головоломки».

Приложение 4


Учащиеся работают над заданием № 5, предлагают свои варианты решения и

записывают решение в маршрутных листах.

Приложение 5-6 (показать решение учащимся)


Ответ : № 5 – площадь квадрата 81 см²; площадь прямоугольника 81 см² (2 балла)

Приложение 3. У доски решаем задачу на тему « Занимательные квадраты»


Затем переходим к № 6 в маршрутных листах.



Ответ к № 6 (2 балла)



Станция № 6 « Геометрия на клетчатой бумаге».

У доски решаем задачи : Возьмем лист клетчатой бумаги, площадь одной клетки

(квадрат) равна 1 см². Начертим на клетчатой бумаге квадрат, площадь которого равна

4 см², 2 см².

В маршрутных листах выполняем задание № 7 (2 балла)

Станция № 7 « Домашнее задание»

На клетчатой бумаге построить квадрат площадь которого равна 18 см², 10 см²

3.Рефлексия, подведение итогов урока.

Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют их в маршрутных листах, учитель

объясняет как оценивается работа. Тем, кто не набрал нужного количества баллов не

надо расстраиваться, а надо постараться повысить результат на следующих уроках.

10-11 баллов – «5»

6-9 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

Итак, в ходе урока решены задачи с применением формул площади прямоугольника,

площади квадрата, объема прямоугольного параллелепипеда, объема куба; закреплен

навык возведения в степень натуральных чисел; закреплен теоретический материал;

подсчет баллов в конце урока дал возможность оценить уровень знаний и умений

каждого ученика.

14
3
13
9
10
11


7
17
6


Маршрутный лист учащегося

( Ф. И. )

Тема

:

« Вычисление площади и объема»



Название станции

Задания

Баллы

1

Квадрат и куб числа

Вычислить устно :2², 3², 3³, 4², 4³, 10³, 2³, 5²,

6², 5³,100², 11², 10², 9²,6³, 8²

2

Площадь прямоугольника и

площадь квадрата

Решите задачи :

№ 1. Одна сторона прямоугольника равна

12 см, а его площадь равна 48 см². Чему

равна другая сторона прямоугольника?

Решение :

№ 2. Найдите площадь квадрата со

стороной 11 см.

Решение :

3

4

Объем прямоугольного

параллелепипеда и куба

Решите задачи:

№ 3. Длина ребра куба равна 3 м. Найдите

объем куба.

Решение:

№ 4. Комната имеет форму прямоугольного

параллелепипеда. Одна сторона его

основания равна 4 м, вторая в 2 раза

больше, а высота на 1 м меньше первой

стороны. Чему равен объем комнаты?

Решение:

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


5

Геометрические головоломки

Решите задачи:

№ 5. У Сони было 3 равных куска ленты

длиной, каждый, по 9 см и шириной по 3

см. Она приложила их друг к другу –

получился квадрат, приложила по другому

– получился прямоугольник. Покажите на

рисунке как это сделала Соня и найдите

площадь квадрата и площадь

прямоугольника.

Решение:

№ 6. Заполните все клетки квадрата

числами так, чтобы при сложении чисел по

всем направлениям получилось число 30.

Решение:

6

Геометрия на клетчатой

бумаге

Решите задачи:

№ 7. Начертите на клетчатой бумаге

квадрат, площадь которого равна а) 9 см²,

б) 8 см².

Решение:

а)

б)

7

Конечная станция

( если вам понравился урок –

нарисуйте веселого

«смайлика», если нет, то

грустного)

Посчитайте количество набранных баллов,

запишите итог.



14

13

10



7

6


Урок окончен ! До свидания !