Напоминание

"Распевка, как подготовка к работе над вокальными произведениями"

Автор: Овчинникова Юлия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1 имени Колесникова Е.А."
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Распевка, как подготовка к работе над вокальными произведениями"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская Музыкальная Школа №1 имени Колесникова Е.А.»

Методическая разработка

«Распевка, как подготовка к работе над вокальными

произведениями».

Преподаватель академического пения

Овчинникова Юлия Александровна

2022 год

Данное

учебное

занятие

предназначено

для

последовательного

формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа в неделю. Возраст

учащихся 9-11 лет.

Цели занятия:

1.формирование у учащихся исполнительских вокальных навыков и умений.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

1 развивать певческие навыки (имеются ввиду устойчивое певческое дыхание

на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, чёткая и

ясная дикция, правильное артикулирование).

2. добиваться устойчивого интонирования

3. добиваться правильного певческого дыхания

4. добиваться кантилены в пении

Методы

обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная

Оборудование: фортепиано, планшет, ноты песен «Слякоть», «Карусель

мелодий».

Этапы и хронометраж занятий

1

занятие – 40 минут

1.Организационный этап.

Поверка готовности к уроку. Правильная

певческая позиция – 1 мин.

II

. Подготовительный этап:

гимнастика артикуляционного аппарата,

фонетические

упражнения

,

дыхательная

гимнастика,

вокально

интонационные упражнения – 10 мин.

III

. Работа над вокализами – 5 мин.

Основной этап - работа над репертуаром (работа над звукообразованием,

звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением).

1.

Пропевание музыкальных произведений на гласный звук – 3 мин.

2.

Разбор художественного текста исполняемых произведений – 3 мин.

3.

Работа над художественно – выразительными средствами исполняемых

произведений – 2 мин.

Динамическая пауза – между песнями 5 минут на отдых – массаж лица, шеи,

спины

IV

. Рефлексивный этап

: самооценка детей о своей работоспособности,

эмоциональном состоянии – 2 мин.

V

. Итоговый этап

: Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика –

5 мин.

VI

. Заключительный этап

: задание на дом, сообщение о следующем занятии

– 4 мин.

Содержание учебного занятия:

1.Организационный этап:

- Общение с учащимися

Правильная певческая позиция: стоять надо прямо, грудь свободна, плечи

развёрнуты и опущены вниз, хороший упор на одну или обе ноги, свободные

руки. Голову нужно держать прямо. Сильный подъём головы ведёт к

напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть

свободно от гримас. Улыбке на лице и в глазах сопутствует ощущение

приподнятости, столь необходимое для проведения урока.

Подготовительные упражнения.

2. Подготовительный этап:

Перед тем как начать петь мы должны

подготовить свой голосовой аппарат. Каждый урок мы начинаем с

артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических

упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы,

твёрдое и мягкое нёбо, нижняя челюсть).

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

- четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до

отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

- Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы

жуя его.

- Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым

ртом. То же в противоположном направлении.

- Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую

щёку, пытаясь как-бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ

- Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите

боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно - фонетические упражнения.

1.Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти

вперёд-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении

согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г,

В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Исходное положение такое же, как и в 1упражнении.

3. Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая)

восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в

фальцетный регистр и из фальцетного – в грудной с характерным переломом

голоса.

У-у, у-о, о-а.

Скороговорки:

1.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.

Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнение на дыхание.

- С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

- Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи

опущены.

1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на сссс,

воздух выходит, шарик остаётся).

2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперёд, вдох – кисти противоход,

закрепка, выдох на «ррррр»).

4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно

друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз.

Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к»,

и «г».

Внимание педагога должно быть направлено на:

свободу мышц

правильность осанки

активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры

умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох

работу резонаторной системы

общую внятность речи

ритмическую точность

Вокально-интонационные упражнения

Цели вокально-интонационных упражнений:

сформировать навык правильного певческого дыхания

формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука

добиться определённости в атаке звук

уточнить интонацию в момент атаки звука

- Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической

секвенции

1.Пение с закрытым ртом необходимо для выравнивания тембрового

звучания, слуховой настройки. Петь упражнение нужно слегка разомкнув

зубы (рот закрыт), с высоким нёбом, с ощущением звука в верхнем

резонаторе, на сонорный согласный звук «М». При пении почувствовать

лёгкую вибрацию и лёгкое щекотание губ.

2. Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполнением звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет способствовать

исполнение на легато, на одной ноте.

4. Упражнение, основанное на звуках трезвучия.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового

звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

5.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить

за

чётким

произношением

слогов,

толчкообразной

работой

диафрагмы, гортань остаётся в среднем положении и не поднимается за

звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

Работа над вокализами.

- пение вокализов на гласный звук

- пение вокализов с названием нот

- проигрывание вокальной строчки вокализов на фортепиано

Главным условием при пении вокализов должно быть требование, чтобы они

были исполнены музыкально и выразительно.

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Карусель мелодий» и «Слякоть».

- пропевание песен под аккомпанемент фортепиано

- работа над чистотой интонации

- работа над чётким произношением слов

- работа над правильным звуковедением

В песне «Слякоть» сложный пунктирный ритм, важно, чтобы ученик его

усвоил. Согласные звуки произносятся легко, чётко, ясно и энергично.

Обратить внимание на такие слова, как «приличном», «громада», «облаков»,

«каблуков», «прогуляться», «порезвиться», «опять» и т.д.

Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов,

следить за чётким произношением согласных в середине слов в быстром

темпе.

Особое внимание уделяется работе над чистой интонацией в песне «Карусель

мелодий». Главная задача ученика – слушать себя и концертмейстера.

Большое внимание уделяется работе над

интонацией и работе над

звукообразованием, так как у каждого ученика свой тембр голоса и свои

недостатки.

Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит

красота тембра. У обучающихся первого и второго года обучения школьного

возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой»

гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания

(позиции) на всех звуках певческого диапазона.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот,

свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие

каждый звук. На начальном этапе следует обращать внимание на то, чтобы

учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или

небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

5 минут отдыха

Массаж лица

- Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых

пальцев.

Удары

должны

быть

достаточно

сильными,

чтобы

лицо

«загорелось».

- Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней

челюстью круговое движение вперёд-вправо-назад-влево-вперёд.

Массаж спины

1.Работа над движениями в песне «Слякоть»

2. Повторение песни «Новый день»

Рефлексивный

этап:

самооценка

детей

о

своей

работоспособности,

эмоциональном состоянии

- Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?

Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца с движениями.

Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика.

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии.