Напоминание

"Музыкальные профессии"

Автор: Романова Наталия Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 20 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Челябинская обл., г. Кыштым
Наименование материала: Образовательная и просветительская программа
Тема: "Музыкальные профессии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Золотой петушок» (МДОУ д/с № 20)
Образовательная и просветительская программа

по профессиональной ориентации воспитанников

дошкольного учреждения(подготовительная группа)
«Музыкальные профессии». Составитель: музыкальный руководитель Высшей категории Романова Наталия Борисовна г. Кыштым 2015

Пояснительная записка.
Программа «Музыкальные профессии» разработана для детей подготовительной к школе группе общеобразовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию (музыка). По функциональному предназначению – учебно-познавательная, по времени реализации – 1 год.
Актуальность программы
Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественно – эстетического развития (музыка), способных решать современные задачи эстетического восприятия, ориентироваться в музыкальной сфере, развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение понимать красоту звучащей музыки и её создателей, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности и самореализации личности. Программа позволяет получить краткое музыкальное образование о создателях и исполнителях музыкальных произведений, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ознакомиться с музыкальными профессиями, ориентироваться в многообразии выбора. Программа призвана обеспечить ознакомление дошкольников с музыкальными профессиями. Данная программа будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора музыкальной профессии, желания обучаться в музыкальной школе, колледже, институте искусств, стремление к музицированию. Содержание реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает три раздела: "История происхождения музыкальных инструментов", "Создатели и исполнители",
«
Организаторские способности и талант».В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания образовательной программы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию (музыка) в разделе: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, с другой стороны, полученные знания дадут возможность ребёнку быть создателем небольших музыкальных миниатюр и исполнителем их на разных музыкальных инструментах. Программа включает новые для дошкольников знания (музыкальные профессии, классификация музыкальных инструментов, музыкальные произведений в современной обработке).
Цели, задачи, основные принципы:


Цель
– формирование интереса и положительной мотивации дошкольников к художественно-эстетическому развитию(музыка), путем ознакомления с музыкальными профессиями, современными направлениями в музыке, формирование целостного представления о роли музыкального искусства в развития личности ребёнка, приобщение к исполнительству.
Задачи:
 Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с музыкальными профессиями и средствами музыкальной деятельности;  Обогатить кругозор ребёнка в области слушания современных композиторов и исполнителей;  Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения и игре на духовых, струнных и клавишных инструментах;  Развивать музыкальность детей: сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, певческий голос;  Создать условия для положительной мотивации музыкального направления.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В дошкольном возрасте складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребёнка. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к изучаемым музыкальным профессиям.

Учебно-методический план

Сентябрь:
1. Тема: Музыкальная мастер Цель: познакомить детей с профессией - музыкальный мастер. Методы и приёмы:  Просмотр презентации «Известные музыкальные мастера»: Андреа Амати, Антонио Страдивари, Адольф Сакс, Барталамео Кристофоре, Иван Батов, Иван Краснощёков, Семён Налимов 2. Тема: Музыкальный мастер клавесина. Цель: обогатить знание детей о разновидности клавишных инструментов Методы и приёмы:  Выставка клавишных музыкальных инструментов  Слушание звучания клавишных музыкальных инструментов. 3. Тема: Музыкальный мастер скрипки. Цель: познакомить детей со знаменитыми мастерами создания скрипки (Амати, Страдивари), которые представляют ценность и в наши дни. Методы и приёмы:  Просмотр презентации оАндреа Амати, Антонио Страдивари  Слушание звучания скрипки.  Музыкально-дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель: учить детей определять последовательность событий. 4. Тема: Музыкальный мастер саксофона. Цель: познакомить с Адольфом Саксом - мастером саксофона Методы и приёмы:  Просмотр презентации о Адольфе Саксе  Познавательная информация «Саксофон»  Слушание звучания саксофона.  Музыкально-дидактическая игра «Узнай духовой музыкальный инструмент» Цель: закреплять умение детей по картинке давать название духового музыкального инструмента
Октябрь.
1. Тема: Духовые музыкальные инструменты Цель: закрепить название духовых музыкальных инструментов.
Методы и приёмы:  Просмотр дидактического материала «Духовой музыкальный инструмент» (история устройство, как используется)  Работа с карточками: подбери духовые музыкальные инструменты для оркестра. Организация оркестра.  Игра «Сложи картинку» Музыкально-дидактическая игра «Угадай духовой музыкальный инструмент на слух». Цель: развивать внимательность.  Музыкально-дидактическая игра «Найди духовой музыкальный инструмент» Цель: учить детей отличать духовые инструменты от других музыкальных инструментов и называть духовой инструмент.  Загадки. Цель: закреплять умение внимательно слушать и быстро отвечать. 2. Тема: Ударные музыкальные инструменты и их исполнители Цель: закрепить название ударных музыкальных инструментов Методы и приёмы:  Работа с карточками: подбери ударные музыкальные инструменты для оркестра. Оркестр.  Музыкально-дидактическая игра «Узнай ударнный музыкальный инструмент»  Загадки  Игра на музыкальных инструментах «Скок-поскок» 3. Тема: Струнные музыкальные инструменты. Цель: закрепить знание струнных музыкальных инструментов Методы и приёмы:  Работа с карточками: подбери струнные музыкальные инструменты для оркестра. Оркестр.  Карточная викторина. Цель: формировать умение быстро отвечать на вопросы по теме: «Струнные музыкальные инструменты»  Лото «Струнные музыкальные инструменты»Цель: учить детей сопоставлять изображение музыкальных инструментов на личной карточке с инструментом на общей карточке.  Игра на музыкальных инструментах «Калинка» 4. Тема: Клавишные музыкальные инструменты Цель: обогатить представление детей о клавишных инструментах
 Просмотр дидактического материала: « Клавишные музыкальные инструменты»  Работа с карточками. Цель: учить подбирать клавишные музыкальные инструменты для оркестра и знать их нахождение в оркестре.  Игра простейших мелодий на клавишных музыкальных инструментах  Музыкально-дидактическая игра «Разрезные карточки». Цель: закреплять умения из частей создавать музыкальный клавишный инструмент и дать ему название.  Загадки про музыкальные инструменты.
Ноябрь.
1. Тема: Музыкальная профессия – дирижёр Цель: познакомить детей с музыкальной профессией - дирижёр. Методы и приёмы:  Презентация «Дирижёр»  Музыкально-дидактическая игра «Кто, на чём играет» Цель: учить детей по картинке назвать музыкальный инструмент и музыкальную профессию. 2. Тема: Музыкальная профессия – дирижёр военного оркестра Цель: познакомить детей с музыкальной профессией - дирижёр военного оркестра. Методы и приёмы:  Беседа по иллюстрации «Военный оркестр» (какие инструменты, где располагаются)  Прослушивание записей военного оркестра 3. Тема: Музыкальная профессия - дирижёр симфонического оркестра Цель: познакомить детей с музыкальной профессией – дирижёр симфонического оркестра. Методы и приёмы:  Беседа по иллюстрации «Симфонический оркестр» (какие инструменты, где располагаются)  Прослушивание записей из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица»  Музыкально-дидактическая игра «Разбросанный ветром оркестр». Цель: учить детей, опираясь на знания располагать правильно инструменты в оркестре.
 Игра на музыкальных инструментах «Вальс» Е. Тиличеевой 4. Тема: Музыкальная профессия - дирижёр оркестра народных инструментов Цель: познакомить детей с музыкальной профессией дирижёр оркестра народных инструментов. Методы и примы:  Рассматривание иллюстрации «Народный ансамбль»(какие инструменты, где располагаются)  Прослушивание записей народного ансамбля песни и пляски  Музыкально-дидактическая игра «Инструменты, соберитесь»  Игра на музыкальных инструментах «Как у наших у ворот»
Декабрь.
1. Тема: Музыкальная профессия: инструменталисты. Цель: познакомить детей с профессиями инструменталистов  Презентация «Музыкант и исполнитель»  Музыкальная игра «Кто, на чём играет». Цель: учить детей ориентироваться в музыкальных профессиях, правильно называя инструмент.  Прослушивание записи музыкантов, играющих на разных инструментах песню «Жили у бабуси»  Игра на детских музыкальных инструментах «Весёлые гуси» по цветным карточкам методика Кириловича 2. Тема: Музыкальная профессия: артисты симфонического оркестра. Цель: сопоставить звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра с исполнителями  Слушанье отрывков из звучания симфонического оркестра  Игра «Дирижёр, подбери инструменты для симфонического оркестра»  Музыкально-дидактическая игра «Инструменты, соберитесь». Цель: закреплять знания расположения инструментов в оркестре.  Игра на детских музыкальных инструментах «Вальс» 3. Тема: Музыкальная профессия - артисты народного оркестра. Цель: сопоставить звучание музыкальных инструментов народного оркестра с исполнителями  Слушание отрывков звучания народного оркестра  Работа с карточками «Дирижёр, подбери инструменты для народного оркестра»  Работа с карточками «Назови исполнителя»
 Музыкально-дидактическая игра «Инструмент замри».Цель: развивать воображение.  Игра на детских музыкальных инструментах «Светит солнышко» 4. Тема: Музыкальная профессия - аккомпаниаторы. Цель: познакомить детей с известными аккомпаниаторами  Слушанье аккомпанемента  Музыкально-дидактическая игра «Четвёртый лишний». Цель: обобщать и систематизировать знания детей о музыкальных инструментах, замечать особенности и распределять по классификации.  Игра на детских клавишных музыкальных инструментах «Маме в день восьмого марта»  Игра на ударных музыкальных инструментах «Я на горку шла», «Наш любимый детский сад» И.Якимова.
Январь.
1. Тема: Музыкальная профессия: композитор. Цель: познакомить детей с создателями музыки Методы и приёмы:  Знакомство с музыкальной профессией – композитор.  Выставка композиторов-классиков, композиторов для дошкольников, детских композиторов  Игра «Кто больше назовёт композиторов и их произведения» 2. Тема: Композиторы-классики Цель: закрепить знания о творчестве композиторов классической музыки. Методы и приёмы:  Презентация «Композиторы-классики»  Слушание произведений П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Э. Грига, Д.Б. Кабалевского, И.С. Баха.  Музыкально-дидактическая игра « Музыкальный волчок» «Угадай название музыкального произведения» 3. Тема: Детские композиторы Цель: познакомить с композиторами, пишущими для детских садов. Методы и приёмы:  Выставка портретов детских композиторов: М. Красева, Е. Тиличеева, Г. Струве, А. Филлипенко, М.Иорданский, В.Витлин, А.Александров, З.Роот.  Презентация «Композиторы для дошколят»  Пение знакомых песен 4. Тема: Известные детские композиторы
Цель: познакомить с известными композиторами детских песен.  Презентация «Известные детские композиторы»  Просмотр отрывков из мультфильмов, заставок.  Пение песен А. Пахмутовой, В.Шаинского, Г. Гладкова, А. Островского
Февраль.
1. Тема: Музыкальная профессия: вокалист. Цель: познакомить детей с профессией вокалиста Методы и приёмы:  Побудить детей самим дать определение музыкальной профессии – вокалист и рассказать о профессиональных качествах.  Просмотр видеоролика «Голос дети»  Проведение конкурса «Февральский звездопад» 2. Тема: Музыкальные коллективы Цель: создать представления у детей о разделении вокального исполнения Методы и приёмы:  Работа по карточкам «Солист. Дуэт. Трио.Квартет»  Музыкально-дидактическая игра «Угадай, сколько поёт»  Музыкально-дидактическая игра «Поющие голоса» Цель: научить различать мужской вокал от женского и детского. 3. Тема: Хор. Цель: расширить знания детей о различных хорах: академический, народный, военный, детский, камерный; дать понятие вокалист хора - как активного вида деятельности дошкольника Методы и приёмы:  Слушание исполнения хора мальчиков «Поющие сердца»  Дать понятие распевка. Пение упражнений по развитию звуковысотного слуха упражнения из «Букваря» Е. Тиличеевой,  «Фонопедический метод развития голоса» по В.В.Емельянову Пение знакомых песен в хоровом исполнении (совместное начинание, окончание и плавное чистое звучание) 4. Тема: Ансамбли детских песен. Цель: познакомить детей с профессией вокалист детского ансамбля  Презентация «Вокальные ансамбли». Прослушивание отрывков песен известных детских ансамблей: «Непоседы», «Волшебники двора», «Барбарики»
 Пение песен из репертуара «Что такое доброта», «Неразлучные друзья», «Модница», «Бибика», «Моя мам самая лучшая», «мама будь со мною рядом», «Мы маленькие дети».  Пение и игра на ударных музыкальных инструментах «Жили у бабуси»
Март.
1. Тема: Музыкальная профессия - музыканты-педагоги. Цель: расширить кругозор ребёнка по музыкальным профессиям  Презентация «Музыканты - педагоги»  Вопросы: хотел ли стать педагогом музыки, какая музыкальная профессия тебе нравиться, почему? 2. Тема: Музыкальная профессия - музыкальный руководитель. Цель: обобщить знания о знакомой детям профессии  Занятие-фантазия на тему: «Я - музыкальный руководитель»  Открытое занятие вокально-инструментально кружка «Радуга» по методике Ю.Кириловича.  Знакомство с музыкальным руководителем и композитором детских песен Писарницкой Майи Борисовны и с её музыкальным творчеством. Пение песни Писарницкой М.Б. под аккомпанемент создателя.  Игра на музыкальных инструментах «Песня о весне» Г.Фрида 3. Тема: Музыкальная профессия - учитель музыки. Цель: познакомить детей со школьной профессией - учителем музыки.  Экскурсия в школу с посещением урока музыки.  «Фонопедические упражнения для развития голоса» по В.В.Емельянову. 4. Тема: Музыкальная профессия - педагог по вокалу. Цель: показать значимость педагога по вокалу для музыкальных данных ребёнка  Дыхательная гимнастика. Артикуляционный массаж. Скороговорки.  Просмотр видеозаписи уроков по вокалу
Апрель.
1. Тема: музыкальная профессия - организатор Цель: познакомить с профессией музыкального организатора  Определить профессиональные качества  Показать значимость организации музыкального досуга 2. Тема: Музыкальная профессия – продюсеры
Цель: познакомить с профессией продюсера, его значимость для общества, для ребёнка  Видеозаписи работы с детьми известных продюсеров М. Фадеев, Д. Билан, Пелагея 3. Тема: Музыкальная профессия – конферансье Цель: познакомить детей с работой конферансье.  Отметить профессиональные качества конферансье  Просмотр в интернете видеоролика с участием конферансье  Предложить детям попробовать выступить в роли конферансье на репетиции праздника  Разучить четверостишия о музыке, и музыкантах 4. Музыкальная профессия - ди-джей. Цель: познакомить с новой и интересной профессией  Дать знания детям о происхождении профессии и её значимости  Праздник « Мой папа ди-джеи»
Май.
1. Тема: Музыкальная профессия – музыковед Цель: знакомство детей с самой интересной и сложной музыкальной профессией  Дать понятие детям о том, что музыковед должен знать о музыке всё: об истории, о музыкальных инструментах, о создателях и исполнителях музыки. Человек – музыкальная энциклопедия.  Просмотр видеофильма «Музыкальные профессии» 2. Тема: Профессия - музыкант Цель: научить детей обосновывать свой выбор  Презентация «Моя будущая профессия» 3. Тема: Музыкальная профессия: аранжировщик. Цель: познакомить детей с создателями музыки Методы и приёмы:  Предложить сделать сравнительную характеристику композитор и аранжировщик.  Прослушивание музыкальных произведений в исполнении композитора и аранжировщика 4. Тема: Итоговое открытое занятие «Город музыкальных мастеров» Цель: создание условий для получения детьми знаний о музыкальных профессиях через применение информационных, компьютерных технологий.

Структура образовательного процесса включает следующие

компоненты:
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Музыкальные занятия. Творческие проекты «Мир музыки». Беседы. Встреча с композиторами. Вокально-речевые импровизации. Инструментальные импровизации. Рассматривание альбомов. Конкурсы. Исполнение роли: композитора, дирижёра, солиста, конферансье, аранжировщика, учителя музыки. Индивидуальная работа по усвоению нотной грамоты. Индивидуальная работа по игре на музыкальных инструментах. Вокальные упражнения. Экскурсии в музыкальную школу. Слушанье музыкальных произведений перед сном, при пробуждении, на праздниках. Музыкально- дидактические игры. Прослушивание музыкальных произведений. Создание детского ансамбля, оркестра. Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Выполнения заданий по обучению нотной грамоты и игре на музыкальных инструментах. Создание презентаций по областям изучения музыкального материала. Совместное создание домашнего оркестра. Создание презентации «Хочу быть музыкантом».
Особенности организации образовательного процесса
мероприятия Дни недели Время занятий Музыкальные занятия в разделах: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах Вторник, четверг 10.25-11.00 Музыкально-дидактические игры среда 15.45-16.05 Кружок «Семицветик» четверг 15.45-16.05

Планируемые результаты
 ребёнок способен развивать мыслительную деятельность при восприятии произведений музыкального искусства  ребёнок способен выявлять профессиональные качества исполнителя и создателя музыки  ребёнок способен формировать собственное отношение к музыкальным профессиям  ребёнок способен различать оркестровое звучание  ребёнок способен владеть упражнениями для постановки голоса  ребёнок способен владеть основами нотной грамотой  ребёнок способен исполнять и создавать музыкальные произведения  ребёнок способен организовать музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, оркестр)  ребёнок способен участвовать в музыкальных конкурсах, фестивалях. Музыкальный репертуар В целях реализации программного содержания целесообразно использовать: -для слушанья П.И. Чайковский «Детский альбом», «Мелодия», «Камаринская», отрывки из балета «Спящая красавица», отрывки из балета «Щелкунчик», «Песня жаворонка», «Подснежник», И. Бах «Шутка», «Гавот», М. Глинка «детская полька», Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля», Д. Ковалевский «Клоуны» -для пения дошкольные песни Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М.Раухвергера, М.Красева, Т.Попатенко, А.Александрова, З.Роот; - песни известных композиторов В.Я. Шаинский «Цирк», «Чему учат в школе», «Дважды два четыре», «Вместе весело шагать», «Чунга-чанга», А. Пахмутовой «Здравствуй, русская зима», «Добрая сказка», А.Островский «Малышки из книжки», «Хорошо у нас в саду», «Спят усталые игрушки», «Алёшины голаши», «Пусть всегда будет солнце», Г.Гладкова «Как львёнок и черепаха пели песню», «Голубой щенок»;
- песни детских известных коллективов «Гномики», «Что такое доброта?», «Разноцветная игра», «Радуга», «Мамочка» -для игры на детских инструментах «Светит солнышко», «Вальс», «Маме в день 8 марта» Е. Тиличеевой, «Калинка», «Жили у бабуси», «Скок-поскок», подыгрывание «Песня о весне» Г.Фрида, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Я на горку шла», «Наш любимый детский сад» И.Якушина, «Как у наших у ворот» Литература Вохринцева С. Методическое пособие «Художественно-эстетическое развитие детей » Дэержинкая И.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» Емельянов В.В. «Фонопедические упражнения» Кирилович Ю. «Обучение нотной грамоте» Комисаров, Л. Н Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Тиличеева Е. «Музыкальный букварь» Шереметьев В.А. «Хоровое пение в детском саду»