"Степ - аэробика для дошколят"

Автор: Лысяная Ольга Викторовна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 83
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Степ - аэробика для дошколят"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 83 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СТЕП-АЭРОБИКА для дошколят» (2 года обучения) Руководитель: Лысяная Ольга Викторовна, Инструктор физической культуры Рыбинск 2015

Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего "Я", а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника - насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. Вот почему занятия степ – аэробикой являются важным фактором формирования личности ребенка дошкольника. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется на занятиях степ – аэробикой. Выполнение упражнений ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. На занятиях степ - аэробикой дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду – одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие. Степ-аэробика для детей — это аэробные циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости и оздоровления организма ребенка. Для них характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. 2
Дополнительная образовательная программа по степ – аэробике реализуется в физкультурно–спортивной направленности. Программа «Степ - аэробика» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма. С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме. Направленность упражнений «Степ - аэробики»: укрепление мышц рук и плечевого пояса укрепление мышц брюшного пресса; укрепление мышц спины и таза; укрепление мышц ног и свода стопы; увеличение гибкости и подвижности суставов; развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата; формирование осанки; развитие ловкости и координации движений; развитие подвижности и музыкальности расслабление и релаксация; профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Актуальность и новизна предполагаемой программы заключается в физкультурно – оздоровительном развитии дошкольников, в потребности в здоровом образе жизни, формирование личности дошкольников. Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на степах. Занятия степ - аэробикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Предполагается, что освоение танцевальных комплексов поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний. 3
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия степ – аэробикой оказывают оздоровительный эффект, способствуют развитию уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений, у детей формируется устойчивое равновесие, потому что дети занимаются на уменьшенной площади опоры, воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, сила.
Целью
программы является приобщение к здоровому образу жизни, формирование потребности в двигательной активности, развитие физических качеств дошкольников. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
Обучать дошкольников навыкам выполнения циклических упражнений на степах. Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые движения. Закреплять навыки основных видов движений: ходьбы, прыжков, статического равновесия. Улучшать музыкальную и двигательную память детей. Расширять двигательный опыт детей.
Развивающие:
Развивать двигательную активность детей. Формировать правильную осанку. Укреплять костно–мышечный корсет, сердечно – сосудистую, дыхательную систему Развивать координацию движений. Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др). Развивать подвижность в суставах, формировать свод стопы.
Воспитательные:
Формировать интерес детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Способствовать гармоничному развитию личности. Воспитывать взаимную ответственность, возможность самоутверждения, уверенность, инициативность, формировать чувство товарищества. Дополнительная образовательная программа является адаптированной, составлена на основе авторской программы Данная программа адаптирована для детей дошкольного возраста, предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных навыков саморегуляции, повысить уровень развития общей выносливости и способствать развитию такого интегративного качества, как «потребность в двигательной активности». Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-7 лет. В кружок дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в умении овладеть простыми циклическими упражнениями. Знание этих возможностей помогает педагогу подобрать специальные комплексы упражнений и музыкального сопровождения к занятиям, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься аэробикой на степах. 4
Занятия степ – аэробикой доставляют детям огромную радость, бодрость и положительный эмоциональный заряд. Программа рассчитана на 2года обучения. В учебном плане на первом году обучения предусмотрено 36 часа учебных занятий по 25 мин. Во 2-й год обучения реализуется по 36 часов учебных занятий по 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основной формой образовательного процесса является непосредственно организованная деятельность (занятие), которая включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: открытые просмотры для родителей, показательные выступления на праздниках, степ – развлечения.
Планируемые результаты обучения
Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны: научиться выполнять базовый шаг, в центр степ – платформы; ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку; уметь выполнять движения четко, ритмично, под музыку; делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами. в конце 2 года обучения: уметь выполнять несколько простых движений подряд; выполнять движения в быстром темпе; владеть навыками движений с различными атрибутами; повысить уровень исполнительской выразительности.
Общие критерии оценивания результатов
- Владение движениями по программе. - Активность. Участие в открытых просмотрах, праздниках. - Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Способы диагностики и контроля результатов

Диагностика
: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: степ – тест. (Приложение) Цель: определение возрастной динамики функционального состояния, работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания. Данное тестирование обязательно для детей, занимающихся спортом, так как оно позволяет дать качественную оценку реакции системы кровообращения при физической нагрузке. Используется дозированная физическая нагрузка: восхождение на ступеньку в течение 2 минут с частотой 30 подъемов в минуту. Высота ступеньки подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от длины его ноги.

5

Структура программы
Программа имеет поэтапную структуру.
Первый год обучения.
«Волшебные ступеньки» Ознакомление детей со строением своего организма, с правилами техники безопасности, разучивание не сложных комплексов упражнений на степах, приобретаются основы выполнения простых циклических упражнений на степах.
Второй год обучения

.
«Раз, два – заниматься нам пора» приобретаются навыки выполнения более сложных циклических упражнений, выполнение упражнений, как по показу, так и самостоятельно.
Структура занятия степ – аэробикой.
- подготовительная часть (разминка)- 5-7 минут; - основная часть – 15-20 минут; - заключительная часть – 4-6 минут. Время Содержание Темп музыки Контроль нагрузки Подготовительная часть 5-7 мин. Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. 120 акцентов в минуту Внешнее проявление, самооценка. Аэробная часть (основная) 15-20 Комбинации из элементов степ - аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру 130-140 Пульс, дыхание, внешнее проявление. Заключительная часть 4-6 мин. Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – стрейчинг, выполняются в положении сидя, лёжа, стоя. Медленная, танцевальна я музыка. Внешнее проявление, самооценка. 6

Условия реализации программы
Условия реализации программного материала: -кружковая работа рассчитана на учебный год (октябрь-май) -занятия проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут -форма занятий - групповая, подгрупповая При формировании групп необходимо учитывать: возраст занимающихся принадлежность к медицинской группе психофизиологические особенности ребенка


Календарно-тематическое планирование
1 год обучения месяц № занятия Тема занятия Количество часов Сентябрь Занятие №1 Вводное. Ознакомление со степами. 1 Сентябрь Занятия № 2-4 «Лесенка – чудесенка». Учимся сохранять равновесие. 3 Октябрь Занятия № 5-8 «Волшебные ступеньки» Основные шаги степ – аэробики. 4 Ноябрь Занятия № 9-12 «Скок – поскок» Учимся запрыгивать и спрыгивать со степа. 4 Декабрь Занятия № 13-16 «Пружинки» Координация движений. 4 Январь Занятия № 17-20 «Воздушный мяч» Упражнения с надувными мячами. 4 Февраль Занятия № 21-24 «Голубая вода» Упражнения с лентами. 4 Март Занятия № 25-28 «Цирковые лошадки» Упражнения для профилактики нарушений осанки. 4 Апрель Занятия № 29-30 «Путешествие в страну Выдумляндию». Импровизированные движения. 2 Апрель Занятия «Очень любим мы играть» Игровые задания на степах. 2 7
№ 31-32 Май Занятия № 33-35 Итоговые. Подготовка к показательному выступлению. 3 Май Занятие № 36 Показательное выступление детей для родителей. 1 Итог: 36 36 2 год обучения месяц № занятия Тема занятия Количество часов Сентябрь Занятие № 1 Вводное. 1 Сентябрь Занятия № 2-4 «Заниматься нам пора» Повторение основных шагов степ- аэробики. Разучивание новых видов шагов с усложнением. 3 Октябрь Занятия № 5-8 «Раз ступенька, два ступенька». Скоординированные движения рук и ног. 4 Ноябрь Занятия № 9-12 «Вот как мы умеем». Выполнение упражнений в парах. 4 Декабрь Занятия № 13-16 «Мы спортсмены». Упражнения с гантельками. 4 Январь Занятия № 17-20 «Волшебный цветок». Упражнения с цветами. 4 Февраль Занятия № 21-24 Упражнения для профилактики плоскостопия. 4 Март Занятия № 25-28 «Музыка цвета» Упражнения с разноцветными полотнами. 4 Апрель Занятия № 29-32 Игровые упражнения на степах. 4 Май Занятия № 33-35 «Веселые артисты». Подготовка к показательным выступлениям. 3 Май Занятие № 36 Итоговое. Показательное выступление на выпускном вечере. 1 Итог: 36 36
Содержание программы
1 год обучения. Месяц № занятия Цели Содержание 8
Тема сентябрь Вводное №1 Знакомство детей со степами, с техникой безопасности на занятиях. Беседа с детьми о правилах поведения при выполнении упражнений на степах. сентябрь Занятие № 2 "Лесенка - чудесенка" Обучение умению сохранять равновесие, стоя на 2 ногах на степе. Развитие мышечной силы ног. Разминка. Основная часть. ОРУ без предметов. Упражнения на равновесие. Базовые шаги. Подвижная игра "Передай мяч" Заключит. часть. Игра м/п "Найди и промолчи сентябрь Занятие № 3 "Лесенка - чудесенка" Формирование умения выполнять основной шаг степ - аэробики. Развитие чувства равновесия. Разминка. Основная часть. ОРУ без предметов. Упражнения на равновесие. Базовые шаги. Подвижная игра "Передай мяч" Заключит. часть. Игра м/п "Найди и промолчи" сентябрь Занятие № 4 "Лесенка- чудесенка" Развитие координации движений. Формирование правильной осанки. Разминка. Основная часть. ОРУ без предметов. Упражнения на равновесие. Базовые шаги. Подвижная игра "Передай мяч" Заключит. часть. Игра м/п "Найди и промолчи октябрь Занятие № 5-6 "Волшебные ступеньки" Обучение приставному шагу с касанием на платформе. Развитие гибкости суставов. Разминка. Основная часть. ОРУ на степах без предметов. Приставные шаги с касанием на платформе (полу). П/ и "Не оставайся на полу" Заключит. часть. Самомассаж рук и ног "Черепаха " октябрь Занятие № 7-8 «Волшебные ступеньки» Развитие ловкости и координации движений во время бега змейкой между степами. Разминка. Основная часть. ОРУ на степах без предметов. Бег змейкой между степов. Приставные шаги с касанием на платформе (полу). П/ и "Не оставайся на полу" Заключит. часть. Самомассаж рук и ног "Черепаха ноябрь Занятие № 9-10 «Скок-поскок» Обучение прыжкам на степ и со степа. Развитие силы ног. Разминка. Комплекс упражнений на степах № 2 Запрыгивание и спрыгивание со степа. Бег змейкой между степов. 9
П/и «Лиса и куры»( с использ. Степов) Заключительная часть. Игра м/п «Найди и промолчи» ноябрь Занятие № 11-12 «Скок – поскок» Разучивание шагов с подъемом на платформу и сгибанием ноги. Развитие координации движений. Разминка. Комплекс упражнений на степах № 2 Шаги, с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед. Бег змейкой между степов. П/и «Лиса и куры» ( с использ. степов) Заключительная часть. Игра м/п «Найди и промолчи» декабрь Занятие № 13 – 14 «Пружинки» Обучение стойке на 2 ногах на степе, поднимаясь на носки и опускаясь на полную ступню. Развитие чувства равновесия. Разминка. Комплекс упражнений на степах с гантельками № 3 Стойка на 2 ногах на степе, поднимаясь на носки и опускаясь на полную ступню. Шаги, с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед. П/ и "Сделай фигуру" ( с использованием степов) Заключительная часть . Игровой стрейчинг. декабрь Занятие № 15 - 16 «Пружинки» Обучение шагу, с перешагиванием через платформу. Развитие ловкости и координации движения. Разминка. Комплекс упражнений на степах с гантельками № 3 Шаги, с перешагиванием через платформу. Стойка на 2 ногах на степе, поднимаясь на носки и опускаясь на полную ступню. П/ и "Сделай фигуру" ( с использованием степов) Заключительная часть . Игровой стрейчинг. январь Занятие № 17-18 "Воздушный мяч" Обучение кружению на степ -доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны. Развитие чувства равновесия. Разминка. Комплекс упражнений на степах с надувными мячами № 4 Кружение на степ -доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны. Шаги, с перешагиванием через платформу. П/и "Пук и мухи" Заключительная часть. Пальчиковая игра "Апельсин" 10
январь Занятие № 19 - 20 "Воздушный мяч" Формирование умения бегать вокруг степов, по сигналу встать на степ. Развитие ловкости. Разминка. Комплекс упражнений на степах с надувными мячами № 4 Бег вокруг степов, по сигналу встать на степ. Кружение на степ -доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны. П/и "Пук и мухи" Заключительная часть. Пальчиковая игра "Апельсин" февраль Занятие № 21 - 22 "Голубая вода" Совершенствование умения встать на степ с предметом на голове и сойти со степа. Формирование правильной осанки. Разминка. Комплекс упражнений № 5 с лентами. С предметом на голове встать на степ, сойти со степа. Бег вокруг степов, по сигналу встать на степ. П/и "Перемени предмет" Заключительная часть. Упражнения на дыхание. февраль Занятие № 23 - 24 "Голубая вода" Обучение запрыгиванию на степ и спрыгиванию за линию на расстоянии 30 – 40 см. Развитие силы ног. Разминка. Комплекс упражнений № 5 с лентами. Запрыгивание на степ, спрыгивание за линию на расстоянии 30 – 40 см. С предметом на голове встать на степ, сойти со степа. .П/и "Перемени предмет" Заключительная часть. Упражнения на дыхание. март Занятие № 25 - 26 "Цирковые лошадки" Разучивание шага на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. Разминка. Комплекс упражнений № 6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. Запрыгивание на степ, спрыгивание за линию на расстоянии 30 – 40 см. П/и «Пчелки» Заключительная часть. Игровой стрейчинг. март Занятие № 27 - 28 "Цирковые Обучение стойке на 1 ноге, чередуя правую с Разминка. Комплекс упражнений № 6. 11
лошадки" левой. Развитие чувства ритма и равновесия. Стоять на степе на одной ноге (считая до 3-5) чередовать правую и левую ногу. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. П/и «Пчелки» Заключительная часть. Игровой стрейчинг. апрель. Занятие № 29 -32 «Путешествие в страну Выдумляндию». Умение использовать разнообразные упражнения на степах. Развитие воображения. Разминка. Комплекс упражнений № 7. Повторение знакомых детям игр и упражнений с использованием степов. Подвижная игра «Бездомный заяц» Заключительная часть. Игровой самомассаж «Ладошки» май Занятие № 33 - 35 «Веселые артисты» Совершенствование двигательных умений и навыков у детей. Подготовка к показательном выступлению перед родителями. май Занятие № 36 Итоговое. Показательное выступление для родителей. 2 год обучения. Месяц № занятия Тема Цели Содержание сентябрь Вводное №1 Повторение с детьми правил техники безопасности на занятиях по степ – аэробике. Беседа с детьми о правилах поведения при выполнении упражнений на степах. сентябрь Занятие № 2 "Заниматься нам пора" Повторение основных степ – шагов, закрепление навыков выполнения упражнений. Разминка. Комплекс упражнений без предметов. Упражнения на равновесие. Базовые шаги. Подвижная игра "Передай мяч" Заключит. часть. Игра м/п "Найди и промолчи сентябрь Занятие № 3-4 "Заниматься нам пора " Развитие координации движений. Формирование правильной осанки. Разминка. Комплекс упражнений без предметов. Упражнения на равновесие. Базовые шаги. Подвижная игра "Передай мяч" Заключит. часть. Игра м/п "Найди и промолчи 12
октябрь Занятие № 5-6 "Раз ступенька, два ступенька" Обучение стойке на степе на двух ногах на носках, закрыв глаза. Развивать равновесие. Разминка. Комплекс упражнений на степах № 1 Стойка на степе на 2 ногах на носках с закрытыми глазами. Базовые шаги. Подвижная игра «Охотники и обезьяны» Заключительная часть. Игровой самомассаж рук и ног Ладошки» октябрь Занятие № 7-8 "Раз ступенька, два ступенька" Совершенствование выполнения шагов с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты) Разминка. Комплекс упражнений на степах № 1 Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты) Стойка на степе на 2 ногах на носках с закрытыми глазами. Подвижная игра «Охотники и обезьяны» Заключительная часть. Игровой самомассаж рук и ног Ладошки» ноябрь Занятие № 9-10 "Вот как мы умеем" Обучение выпадам в сторону и назад. Развитие гибкости суставов. Разминка. Комплекс упражнений № 2 в парах. Выпады в сторону и назад. Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты) Подвижная игра «Липкие пеньки» Заключительная часть. Пальчиковая игра «Рисунок» ноябрь Занятие № 11-12 "Вот как мы умеем" Обучение подскокам (наскок на платформу на одну ногу) Разминка. Комплекс упражнений № 2 в парах. Подскоки (наскок на платформу на одну ногу). Выпады в сторону и назад. Подвижная игра «Липкие пеньки» Заключительная часть. Пальчиковая игра «Рисунок» декабрь Занятие № 13 – 14 "Мы спортсмены" Формирование умения выполнять стойку на степе на одной ноге, закрыв глаза. Развитие координации движений, чувства равновесия. Разминка. Комплекс упражнений № 3 с гантельками. Стойка на степе на одной ноге, закрыв глаза. Подскоки (наскок на платформу на одну ногу). Подвижная игра «Пингвины на льдине» 13
Заключительная часть. Упражнения для профилактики плоскостопия. декабрь Занятие № 15 - 16 "Мы спортсмены" Формирование умения выполнять лёгкий бег на степе. Развитие костно – мышечного аппарата. Разминка. Комплекс упражнений № 3 с гантельками. Стойка на степе на одной ноге, закрыв глаза. Лёгкий бег на степе. Подвижная игра «Пингвины на льдине» Заключительная часть. Упражнения для профилактики плоскостопия. январь Занятие № 17-18 "Волшебный цветок" Обучение ходьбе на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. Разминка. Комплекс упражнений №4 с цветами. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. Лёгкий бег на степе. Подвижная игра «Лиса и тушканчик» Заключительная часть. Дыхательная гимнастика. январь Занятие № 19 - 20 "Волшебный цветок" Формирование умения бегать вокруг степов, по сигналу встать на степ. Развивать силу ног. Разминка. Комплекс упражнений №4 с цветами. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. Лёгкий бег на степе. Подвижная игра «Лиса и тушканчик» Заключительная часть. Дыхательная гимнастика. февраль Занятие № 21 - 22 "Профилактика плоскостопия" Обучение приставным шагам вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами. Способствовать формированию сводов стопы. Разминка. Комплекс упражнений № 5. Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. Подвижная игра «Космонавты» Заключительная часть. Игровой самомассаж «Снеговик» 14
февраль Занятие № 23 - 24 "Профилактика плоскостопия" Обучение стойке с предметом на голове встать на степ, оторвать одну ногу от степа, сойти со степа. Развитие равновесия. Разминка. Комплекс упражнений № 5. Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами. Стойка с предметом на голове встать на степ, оторвать одну ногу от степа, сойти со степа. Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами. Подвижная игра «Космонавты» Заключительная часть. Игровой самомассаж «Снеговик» март Занятие № 25 - 26 "Музыка цвета" Обучение шагу со степа на степ, руки вверх, к плечам. Разминка. Комплекс упражнений с цветными полотнами. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам. Стойка с предметом на голове встать на степ, оторвать одну ногу от степа, сойти со степа. Подвижная игра «Фигуры» Заключительная часть. Игровой стрейчинг. март Занятие № 27 - 28 "Музыка цвета" Совершенствование двигательных умений и навыков. Развитие координации движений. Разминка. Комплекс упражнений с цветными полотнами. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам. Стойка с предметом на голове встать на степ, оторвать одну ногу от степа, сойти со степа. Подвижная игра «Фигуры» Заключительная часть. Игровой стрейчинг. апрель. Занятие № 29 -32 "Очень любим мы играть" Формирование умения стоять на степе прыгнуть вверх и мягко приземлиться на степ. Разминка. Комплекс упражнений № 7. Стойка на степе прыгнуть вверх и мягко приземлиться на степ. Игровые упражнения «Пингвины», «Цирковые артисты» П/и «Путешествие в Москву» Заключительная часть. Дыхательная гимнастика. май Занятие № 33 - 35 "Веселые артисты" Совершенствование двигательных умений и навыков у детей. Подготовка к показательном выступлению перед родителями. май Занятие № 36 Итоговое. Показательное выступление для родителей. 15

Методическое обеспечение программы

Оборудование

ТСО

Дидактический и наглядный материал
степ – скамейки кол-во 10 шт. магнитофон – 1 шт. атрибуты для сюжетных занятий, комплексов упражнений и подвижных игр. коврики кол-во 10 шт. магнитофон 1 шт. картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия картотека комплексов специального воздействия аудиотека (МР3 диски) для музыкального сопровождения 16

Литература
1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009 г. 2..Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г. 3. .Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004г. 4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. расту здоровым. М., Владос, 2004 г. 5. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007г. 6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж. ЧП Лакоценин СС 2007г. 7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, учитель, 2005г. 8. Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду. М. синтез, 2008г 9. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном и Д.,2003г. 10. «Обруч» № 2/2003 11. «Обруч» №1/2005 12. «Обруч» №5/2007. 13.. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов – на Дону.:Феникс. 13. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду.- М.: Скрипторий, 2003 17

Приложения.

Приложение № 1
Перспективный план. 1 год обучения. октябрь ноябрь декабрь январ ь февра ль март апрель май равнов есие Стоять на двух ногах на степе, закрыть глаза. Стоять на степе на двух ногах, подним аться на носки и опускат ься на всю стопу Круже ние на степ- доске в праву ю и левую сторо ны вокруг себя, руки в сторо ны. С предм етом на голове встать на степ, сойти со степа Стоять на степе на одной ноге (считая до 3-5) чередо вать правую и левую ногу. Стоять на степе на одной ноге, вторая отведе на назад. ходьба базовый шаг, приставно й шаг с касанием на платформе или на полу. шаги с подъёмо м на платфор му и сгибание м ноги вперёд шаг через платфо рму шаг на степ — со степа с хлопка ми прямы ми руками перед собой и за спиной . шаги в сторону со степа на степ. прыжк и Напрыги вание на степ, спрыгива ние со степа вперед Напр ыгива ние на степ, спрыг ивани е за лини Напрыги вание на степ и спрыгива ние за отмеченн ую линию с 18
ю на рассто янии 30 – 40 см. поворото м кругом бег Бег «змейкой» между степами Бег вокруг степов , по сигна лу встать на степ. подвиж ные игры «Не оставайся на земле» «Лиса и куры» «Сдела й фигуру » «Паук и мухи» «Пере мени предм ет» «Пчелк и» «Бездом ный заяц» «Уголк и» 2 год обучения. октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май равнов есие Стоять на степе на двух ногах на носках, закрыв глаза. Стоять на степе на одной ноге, закрыв глаза. С предмет ом на голове встать на степ, оторват ь одну ногу от степа, сойти со степа Стоя на степе прыгнут ь вверх и мягко приземл иться на степ. 19
ходьба шаги с подъёмом на платформ у и сгибание м ноги вперёд (различн ые варианты ) выпады в сторону и назад Ходьба на степе, высоко подним ая колено, одновре менно выполн яя хлопки прямым и руками перед собой и за спиной. пристав ные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворот ами. шаги со степа на степ, руки вверх , к плеча м. шаги на угол прыжк и подскок и (наскок на платфор му на одну ногу) Прыжк и, стоя боком на степе, ноги врозь - на пол, ноги вместе вернут ься в исходн ое положе ние; бег лёгкий бег на степе Бег вокруг степов, по сигналу встать на степ. подвиж ные игры Охотники и обезьяны Липки е пеньк и Пингви ны на льдине Лиса и тушкан чик Космон авты Фигу ры Путешес твие в Москву Школа мяча 20

Приложение № 2

Диагностика и контроль результатов

Диагностика
: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: степ – тест. Цель: определение возрастной динамики функционального состояния, работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания. Используется дозированная физическая нагрузка: восхождение на ступеньку в течение 2 минут с частотой 30 подъемов в минуту. Высота ступеньки подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от длины его ноги. Зависимость высоты ступеньки от длины ноги. Длина ноги (см) Высота ступеньки (см.) 53 16 55 17 58 18 60 19 62 20 65 21 67 22 70 23 72 24 Ходьба проводится под счет взрослого. Движения при пробеге имеют двухтактный характер: - ребенок ставит одну ногу всей ступней на ступеньку; - поднимает вторую ногу и приставляет к первой – в этот момент он стоит обеими ногами на ступеньке; - опускает одну ногу на пол и приставляет к ней другую. Взрослый может оказывать помощь ребенку, слегка придерживая его за руку для поддержания ритма движения и необходимой частоты. Определение физической работоспособности (RWC170) проводится с расчетным методом по формуле Л.А. Абросимовой, Е.В. Карасик: (170 – ЧСС покоя) RWC170 = -------------------------------------------- * N нагрузки, (ЧСС нагрузки – ЧСС покоя) Где N = P*n*h, P – вес ребенка (кг.), n – число подъемов на ступеньку в минуту (30), h – высота ступеньки (см.). 21
Показатели физической работоспособности детей RWC. Возраст (годы) Мальчики Девочки 6 165,6 – 256,6 178,0 –265,9 7 180,2 – 290,4 174,5 – 283,0 Оценка результатов тестирования детей дошкольного возраста (по Усакову В.И.) Наиболее простой и доступный способ определения темпов прироста показателей физических качеств, рассчитывается по формуле: 100% ( V2 – V1) W =----------------------------, S (V1 + V2) Где W – прирост показателя теста в %; V1 - исходный показатель тестирования; V2 - конечный показатель тестирования. Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста (по В.И. Усакову, 1989). Темп прироста(%) Оценка Причины прироста До 8 Неудовлетворительно Естественный рост От 8 до 10 Удовлетворительно Естественный рост и двигательная активность. От 10 до 15 Хорошо Естественный рост и система физического воспитания. Свыше 15 Отлично Целенаправленное эффективное использование естественных сил природы и физических упражнений. 22

Приложение № 3

Комплексы степ - аэробики для занятий оздоровительно-тренирующей

направленности

Комплекс № 1
В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться.) 2. Ходьба на степе. 3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочередно движутся вперед, вверх, вперед, вниз. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Ходьба на степе. Руки рисуют поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. 2. Шаг на степ — со степа. Кисти рук поочередно рисуют маленькие круги вдоль туловища. (№ 1 и 2 повторить 3 раза.) 3. Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки поднимаются вперед — опускаются вниз. 4. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг — присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз. 5. Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. 6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (№ 3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.) 7. Бег на месте на полу. 8. Легкий бег на степе. 9. Бег вокруг степа. 10. Бег врассыпную. (№ 7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.) 23
11. Ходьба на степе. 12. Ходьба на носках вокруг степа с поочередным подниманием плеч. 13. Шаг в сторону со степа на степ. 14. Ходьба на пятках вокруг степа с одновременным подниманием и опусканием плеч. 15. Шаг в сторону со степа на степ. 16. «Крест». Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со степа — влево; руки на поясе. 17. То же, выполняя танцевальные движения руками. 18. Упражнение на дыхание. 19. Обычная ходьба на степе. 20. Шаг со степа — на степ, руки вверх, к плечам. 21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе. 22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой. 23. Шаг на степ — со степа. 24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу. 25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз). 26. Ходьба змейкой вокруг степов (2—3 круга). 27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз). 28. Бег змейкой вокруг степов. 29. Подвижная игра «Цирковые лошадки». Правила игры. Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2—3 меньше, чем участников игры. (Игра повторяется 3 раза.) Дети убирают степы в определенное место, берут коврики, раскладывают их по кругу и садятся на них. 30. Упражнения на расслабление и дыхание. 24

Комплекс №2
В подготовительной части этого комплекса степы расположены в ряд вдоль стены. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперед и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и. п. (10 раз) 2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (10 раз). 3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперед), одновременно опуская и поднимая плечи. 4. Повернуться кругом, повторить то же (по 12 раз). (Все повторить 3 раза и переставить степы углом для основной части занятия.) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой — правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (10—12 раз). 2. Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперед согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из положения — руки перед грудью. 3. Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые движения вперед и назад попеременно и вместе (10 раз). 4. Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки на поясе (10 —12 раз). (№ 1, 2, 3 и 4 повторить 2 раза.) 5. Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (10—12 раз). 6. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). 7. Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками. 8. Шаг со степа вправо, влево. (№ 5, 6, 7 и8 повторить 2 раза.) 9. Стоя на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок. Сохранять правильную осанку, не наклоняться вперед, стараться как можно выше поднимать ногу, оттягивая носок. 25
10. Шаг со степа вперед; чередование с наклоном вперед (10 раз). 11. Стоя на степе, поднимать поочередно согнутые в коленях ноги (10—12 раз). 12. Стоя на полу перед степом, перешагивать вперед-назад через степ; руки в замке за головой(2 раза). 13. Ходьба в колонне по одному с перешагиванием через степы. 14. Подскоки с продвижением врассыпную. 15. Повторить № 13 в обратном направлении. 16. Подскоки с продвижением врассыпную. 17. Ходьба на степе. 18. Подвижная игра «Скворечники». Правила игры . Занимать место (только в своем) скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займет степ последним, считается проигравшим. 19. Игры и упражнения на расслабление, восстановление дыхания.
Комплекс № 3
Степы расположены в хаотичном порядке. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки опущены к плечам, кисти сжаты в кулаки. 2. Шагать со степа на степ, бодро работая руками. 3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади. 4. Ходьба на степе с поворотами вокруг себя и со свободными движениями рук. (Повороты в одну и другую сторону.) 5. «Крест» (см. выше). (Повторить 2 раза.) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть левой кистью по правому плечу, а правой — по левому плечу. 2. Шаг со степа в сторону чередуется с приседанием. Одновременно руки поднимают вперед. 26
3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой. 4. Шагать со степа на степ, поднимая и опуская плечи. 5. Ходьба врассыпную переменным шагом, руки производят танцевальные движения (2 раза). 6. Сидя на степе, скрестить ноги, руки на поясе. Наклоны вправо-влево. 7. И.п. — то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение. 8. Стоять на коленях на степе, руки на поясе ; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение. 9. Ходьба на степе с интенсивной работой руками. 10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении 11. Кружение на степе, руки в стороны. Движение в одну и другую сторону. 12. Повторить № 10. 13. Кружение с закрытыми глазами. 14. Шаг на степ, со степа. 15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук. 16. Повторить № 1. 17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой. (2 раза.) 18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе, ноги врозь — на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение. 19. Шаг на степ со степа. 20. Повторить № 18 в другую сторону. 21. Ходьба на степе. 22. Подвижная игра «Физкульт-ура!» Правила игры. Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне — финиш. Дети говорят: «Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим, 27
Спорт — помощник! Спорт — здоровье! Спорт — игра! Физкульт-ура!» С окончанием слов участники игры бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.) 23. Игры и упражнения на релаксацию. Комплексы для утренней гимнастики на степах можно составлять, используя выше указанные упражнения. Например:
Комплекс утренней гимнастики на степах
(для старших дошкольников) Степы раскладывают в три ряда
1-я часть
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.
2-я часть
1. И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади. (10 раз.) 2. И.п.: основная стойка. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же — влево. (по 5 раз.) 3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук. (10—12 раз.) 4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10—12 раз). 5. Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). 6. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок. (10—12 раз.) 7. Обычные прыжки на степе чередуются ходьбой. (2 раза.)
Приложение №4
28

Картотека подвижных игр с использованием степа.
«Бездомный заяц» Цель: упражнять детей в беге врассыпную, в умении сохранять равновесие. Ход: степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один. «Лиса и тушканчик» Цель: упражнять детей в прыжках на 2 ногах, в беге, учить действовать на сигнал. Ход: выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого кто пошевелился». «Космонавты» Цель: упражнять детей в ходьбе врассыпную, учить сохранять равновесие, развивать быстроту, ловкость. Ход: степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам, На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет. После эти слов дети разбегаются и занимают «ракеты». Ребенок оставшийся без степа, пропускает игру. «Сделай фигуру» 29
Цель: упражнять детей в беге врассыпную, развивать воображение. Ход: играющий ходят (бегают) по залу между степами, в центре находится водящий. По сигналу (свисток, хлопок в ладоши) все встают на степы и замирают, приняв различные позы. Водящий выбирает того, чья фигура ему понравилась больше и меняется с ним местами. Игра повторяется с другим водящим. «Не оставайся на земле» Цель: упражнять в беге врассыпную, учить действовать на сигнал. Ход: выбирается ловишка. Дети бегают по залу. По сигналу «лови» все должны быстро подняться на степы. Ловишка ловит те, кто остался на полу. При повторении выбирается новый ловишка. Все дети участвуют в игре. «Липкие пеньки» Цель: упражнять детей в метании, в беге. Развивать быстроту, ловкость, меткость. Цель: по залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь. «Пчелка» Цель: упражнять детей в беге, развивать быстроту, ловкость, внимание. Ход: в этой игре со степами участвуют 8-9 детей («пчелки»). Количество степов – домиков на один меньше. Степы ставят по кругу. Играющие идут по внешнему кругу, проговаривая: Только солнышко проснется – Пчелка кружит, пчелка вьется Над цветами, над рекой Над травою луговой. Собирает свежий мед И домой его несет. После этих слов, дети встают на степы. Кому – то степа не хватит. 30
«Перемени предмет» Цель: упражнять детей в беге наперегонки, развивать быстроту, ловкость, координацию движений. Ход: за линией 5-6 детей, в руках у каждого предмет (мяч). На другом конце зала на степах лежат по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к степам кладут мяч, берут кубик и быстро возвращаются на свое место. Сигнал может быть (прыжками «Змейкой»). 31