"Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной". (Мир фразеологизмов)
Автор: Моисеева Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №23 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной". (Мир фразеологизмов)
План-конспект занятия.
1.
ФИО (полностью)
Моисеева Наталья Анатольевна
2.
Место работы
МБОУ «Школа №23»
3.
Должность
Учитель начальных классов
4.
Направление внеурочной деятельности
Кружок
«Истоки»
5.
Класс
4
6.
Тема
«Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной".
(Мир фразеологизмов)
7.
Цель занятия:
развивать навыки правильного употребления
фразеологизмов в устной и письменной речи;
8.
Задачи
воспитывать интерес к родному
языку, истории и культуре русского
народа.
развивать умение правильно
употреблять фразеологизмы в речи и
толковать их значения;
9.
УУД
Регулятивные - принимают и сохраняют
учебную задачу, соответствующую этапу
обучения;
познавательные - используют различные
способы поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое
мнение и аргументировать свою точку
зрения , допускать существование различных
точек зрения, принимать позицию партнера (
оппонента);
личностные - осознают свои возможности в
учении, способны адекватно судить о
причинах своего успеха или неуспеха в
учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.
10.
Форма занятия
Внеурочная деятельность
11.
Оборудование
Презентация; корзины, рисунки с ложками и
баклушами, карточки, задания с ключами.
Технологическая карта
Этапы
занятия
по
характе
ру
Задачи этапов
Способы
взаимодей
ствия
(методы)
Личностны
е
результаты
Содержание этапа
1 этап
Эмоцио
нально-
установ
очный
Для
учител
я
Для
учащи
хся
Организация
межличност
ного
взаимодейст
вия
Вступление
в
межличност
ный контакт
для решения
практически
х и
жизненных
задач
Проблемна
я ситуация
Принятие
образа
«хорошего
ученика»
Прочитайте строки из произведения Петра Вяземского
«Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной".
Как вы думаете, что хотел сказать нам автор?
На кружке «Истоки» мы с вами говорили на разные темы. Вспомните на какие?
Что объединяет все эти темы?
Как вы думаете, чему будет сегодня посвящено наше занятие?
2 этап
Пропеде
втическ
ий
Для
учител
я
Для
учащи
хся
Создание
условий для
успешного
включения в
деятельност
ь
Подготовка
к
деятельност
и и выбор
способов её
реализации
Беседа
(сократиче
ская)
Мотивацио
нный
Мотивация
учебной
деятельност
и (учебно-
познаватель
ная и
внешняя)
Ориентация
на развитие
навыков
сотрудничест
ва с
учителем,
сверстниками
в процессе
выполнения
совместной
деятельности
на занятии;
Сегодня на занятии предлагаю вам заглянуть в тайники прошлого нашего
народа. Помогут нам в этом ключики, которые лежат у вас на столе. Ключики не
простые, а с заданием.
Работать мы будем вместе, а ведь у каждого из нас своё мнение, свой темп
работы. Думаю, нам нужно вспомнить правила работы в группах.
Задание. Из каждой строчки выпишите только те буквы, которые не повторяются.
И прочитайте, что у вас получилось. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Как называется это выражение? (фразеологизм) Догадались, что будет нашими
ключиками?
Объясните, как вы его понимаете. Можете ли вы применить это крылатое
выражение к какому-либо отрезку вашего времени?
3 этап
Деятель
ностный
Для
учител
я
Для
учащи
хся
Скрытое
руководство
деятельност
ью
учащихся
Последовате
льная
реализация
компонентов
определённо
й
деятельност
и
Сравнител
ьно-
результати
вный
Наблюдени
е
Практичес
кая работа
Формирован
ие
эстетически
х
потребносте
й, ценностей
и чувств.
Эмпатия
как
понимание
чувств
других
людей и
сопереживан
ие им.
Осознание
своей
этнической
принадлежн
ости.
Чтобы заглянуть в прошлое нашего народа, нужно разгадать, что написано на
ключах.
1ключ. Замени выделенное выражение в предложении фразеологизмом.
Как не смешно, но вы во второй раз совершаете одну и ту же ошибку (наступать
на одни и те же грабли)
Как вы понимаете этот фразеологизм? Приведите пример, как можно его
использовать в своей речи. А вы на грабли наступали?
Язык рассказывает нам о жизни народа в далёком прошлом. Посмотрите, какие
раньше использовали фразеологизмы при описании человека:
У него золотое сердце
Добрый
Светлая голова
Умный
Работает засучив рукава
Трудолюбивый
Попробуем объяснить, что хотел сказать народ про человека?
А теперь замените крылатые выражения синонимами.
Какой из видов описания человека вам больше нравится? Почему?
Ключ2.На обратной стороне ключа задание. Что изображено? Найдите
одинаковые предметы. Каким крылатым выражением мы можем заменить
словосочетание одинаковые сапоги (два сапога пара) Объяснить значение
выражения. Привести пример. Есть у нас в классе такие друзья?
Язык отражает обычаи, традиции и быт народа. Заглянем в следующий тайник .
Предлагаю вам искупать ребёнка. Что приговаривают ваши родители, когда
купают малышей? Может кто-то знает выражение, которое использовали в
старину. Почему его стал использовать народ в своей речи? Вот так и появился
обычай .
А вот ещё одно задание. Нужны два участника. Один режет бруски. Второй
вырезает ложку. Благодаря этой работе появился фразеологизм? Что здесь
подметил народ? А кто-нибудь из нас бьёт баклуши?
Ключ3 Догадайтесь о каком предмете идёт речь по фразеологизмам- Он
может находиться в голове; его иногда ищут в поле; на него бросают слова и
деньги. (ветер)Как вы понимаете выражение: ветер в голове?
Родное слово помогает нам жить, узнавая других.
Выполните следующее задание. Соедините начало выражение с картинкой,
объяснив фразеологизм.
Хитер как лиса ….
Труслив как заяц
Нем как рыба
Колючий как ёж
Упрям как осёл
Надут как индюк
Вывод: Русский народ подмечал приметы не только в быту, но и в природе.
Задумайтесь на секунду. Кто-нибудь из вас может из данных фразеологизмов
подобрать к себе.
Кто попробует провести физкультминутку, используя данные выражения.
Ключ 4. Покажи фразеологизм. Чего душа пожелает . Объясните, как вы его
понимаете.
А в следующем тайнике мы увидим душу нашего народа. Как вы думаете, а какая
душу нашего народа?
Попробуйте вспомнить выражения, где использовано слово «душа»
Души не чаять - сильно любить,
Душа в пятки ушла - испугался,
Жить душа душу-в согласие,
Открыть душу - поделиться чувствами,
Чего душа пожелает - всё, что хочешь,
Стоять над душой – надоедать.
А как мы с вами должны сотрудничать в классе? Подберите фразеологизм. Что
значит жить душа в душу? Получается у нас так жить? Что нужно изменить?
Ключ5.Разгадай ребус.
Что означает выражение витать в облаках? Может из нас сейчас кто-нибудь
витает в облаках?
Следующий тайник самый тёмный.
Язык русского народа находил себе применение во всём, даже в играх.
Поиграем. У меня в мешке предметы. Один участник из группы достаёт предмет
и пытается вспомнить фразеологизм с этим предметом и объяснить его.
Медведь (медведь на ухо наступил), лапша (вешать лапшу на уши), тарелка (не
в своей тарелке), дудка (плясать под чужую дудку), чайная ложка (в час по
чайной ложке), кот (кот в мешке).
Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы могли употребить такие
фразеологизмы.
Ключ 6.Нарисуй фразеологизм. Кот наплакал. Объясните, как вы его
понимаете.
Как много значили и значат слова в жизни человека. Почему? Важно не обидеть
человека или вовремя его похвалить. Доброе слово освещает человека, а бранное
искажает.
Например, мы сейчас говорим бездельник, врун, ты всем мешаешь. Какими
выражениями раньше народ заменял эти нелестные слова?
Запишите (считает ворон, водит за нос, вставляет палки в колёса)
Объясните, как вы их понимаете. Составьте предложения с этими словами и
крылатыми выражениями. Давайте сравним, чтобы вам легче было услышать в
свой адрес? Предложение с нелестным словом или с фразеологизмом. Почему?
Ключ7.
Каждому из нас должен открыться последний тайник-культура речи.
Как вы понимаете это выражение.
Ключ от этого тайника у меня на столе. Вы работаете в группах, а я одна.
Надеюсь, вы мне поможете. Мы ведь с вами на дружеской ноге.
Нужно ли в речи использовать фразеологизмы или нет?
Выберите карточку с заданием. Инсценировка ситуации, используя
фразеологизмы в своей речи.
1 ситуация: Ты поссорилась с подругой. Подойди и помирись.
2 ситуация: Внучка после уроков приходит домой. Её встречает бабушка в
плохом настроении. Узнай, что ты можешь для неё сделать?
3 ситуация: Твой одноклассник опять получил двойку. Чем ему помочь?
4 ситуация: Ты пообещала маме помыть посуду. Но заигралась и забыла. Что
делать мама вернулась с работы?
5 ситуация: Навстречу тебе идёт пожилой человек и несёт тяжёлую сумку. Как ты
ему поможешь?
6 ситуация: Ты плохо вёл себя на уроке. Учитель вызвал родителей в школу. Что
будешь им говорить?
4 этап
Эмоцио
нально-
рефлекс
ивный
Для
учител
я
Неперсониф
ицированная
оценка
личностных
и
метапредмет
ных
Эмоционал
ьный
коучинг
( поддержк
а)
Рецензиров
Самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельност
и
Вы должны оценить свою работу на уроке. У каждого из вас баклуш и красивая
деревянная ложка. Два героя подойдут к каждому из вас. А вы решите. Били ли
вы баклуши на уроке или работали, засучив рукава (подсчитать количество
баклуш и ложек) Сделать вывод.
Закончите фразу (попытайтесь при помощи фразеологизмов)
Для
учащи
хся
результатов
внеурочного
занятия
Презентация
результатов
деятельност
и и
отношения к
ним
ание
экспертиза
Комментир
ование
Выступлен
ие
Сегодня на занятии….
– было интересно, потому что…(Скучен день до вечера, коли делать нечего.)
– было трудно…( Глаза боятся - руки делают)
– мне хочется больше узнать о……..