Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в 5-6 классах"

Автор: Звонкова Елена Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №63
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в 5-6 классах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в

5-6 классах

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится

в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Здоровье — самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно,

здоровье — это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая

гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и

самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического

здоровья школьников. Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по

силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах

общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка,

когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические

исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих

состояние

здоровья

ухудшается

в

4-5

раз.

Отмечается

рост

распространенности

функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития.

Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ,

«школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер. Это приводит к

необходимости в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности

учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая

поддержка. У каждого предмета своя специфика.

Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых

уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой

объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести

произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы

здоровьесберегающих технологий. Позвольте поделиться своим опытом работы. Прежде

всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и,

конечно, учащихся с ОВЗ. Предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы

напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой

тон был бодрым и дружелюбным, создавалась

приятная, располагающая к занятиям

обстановка.

Идя на урок, я всегда помню, что урок не должен быть однообразным и

монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации деятельности и

творческого

самовыражения,

должны

иметь

место

оздоровительные

моменты

(физкультминутки,

юмор,

похвала).

Но

не

забываю

высказывание

Константина

Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячу слов».

В урок включаю Активные методы релаксации. Основатель метода американский

психолог Э. Джекобсон. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации — снять

умственное напряжение, переключить внимание, дать детям небольшой отдых, вызвать

положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Активной релаксацией могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы,

заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Физкульминутка.

В уроки можно включать различные виды с использованием различного вида

движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение

служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в

единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой

зарядки:

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного

отдыха на уроке.

Имитативные — учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты

и движения.

Teacher:

Stand up! (звучит песенка)

1)

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides!

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

2)

Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное,

легко понять. Это уникальная языковая программа, сочетающая в себе использование

жестов, символов и звучащей речи. Макатон дает возможность общаться людям с

коммуникативными трудностями.

Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные

проводятся

под

музыку.

Музыкальное

сопровождение

физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние

учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию,

воспитывает ритм и культуру движений. Не стоит бояться, что если дети подвигались и

пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив

напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше. Например, разминка под

видео “Monkey dance” (kids dancing).

Игра.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра,

как одна из важнейших форм релаксации. Игра — дверь в душу ребенка. В игре ребенок

раскрывается,

т.е.

проявляет

самостоятельность,

решительность,

сообразительность,

получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов,

проявляет все свои лучшие качества.

Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции,

легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не

конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху,

вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра-пантомима: При повторении алфавита или при написании слова: изобразить букву

(нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик(и) у доски

выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении

темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. - При

изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение

дня.

Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь

купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься

объясниться с продавцом жестами, мимикой. Подобные игры используются как способ

развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных

ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить”

учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в

следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на

группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки,

использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку).

Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running,

snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть

смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию

усталости и напряжения).

Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на

английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь.

Песня.

Песня на уроке — хороший вид релаксации, она дает возможность учащимся не только

отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических

навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные,

веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании,

исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов,

повышает интерес к предмету,

развивает музыкальный слух и память,

снижает

утомляемость за счет эмоционального настроя. Музыкальные паузы тоже способствуют

релаксации во время учебного процесса. Песня хороша на всех уровнях обучения. Кроме

того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной

учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока,

когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Дыхательные упражнения.

У

учащихся

часто

страдает

осанка.

Формированию

правильной

осанки

могут

способствовать дыхательные упражнения. Занимаясь дыхательными упражнениями и

развивая силу, выносливость, эластичность, подвижность и координацию дыхательной

мускулатуры, у детей формируется мышечная свобода, которая, в свою очередь, является

основой для развития их речевого дыхания.

Упражнение «Лягушка». Тренировка свободного звучания голоса при движении.

Присесть на корточки, прыгать по кругу, как лягушка, произнося рифмовку, стихотворение,

скороговорку. Прыжок должен совпадать с произнесением ударных слогов в словах. Во

время прыжков дыхание свободное.

Down, down

Yellow and brown

The leaves are falling

Over the town.

Дети представляют, что они воздушные шарики (We are balloons). При подсчете на

каждую цифру они делают глубокий вдох: one, two, three, four - дети делают 4 глубоких

вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем учитель считает от 4

до 8, а учащиеся делают глубокий выдох «Breath out!» — four, five, six, seven, eight.

Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить

возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Зрительная гимнастика.

Полезно: смотреть вдаль на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду. Рассматривать цветные

картины, репродукции, пейзажи.

Антистрессовая релаксация

• Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.

• Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания,

медленный выдох (5-6 раз).

• Затем отдохнуть 20 секунд.

Хромотерапия ИЛИ ЦВЕТОТЕРАПИЯ – ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОМ.

Одна группа работает на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: «Жёлтый

цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет

печень и сердце, повышает аппетит». Другая группа работает на синих листах: синий цвет

ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу умиротворения, снимает

раздражительность, понижает высокую температуру при болезни. Третья группа работает

на красных листах: красный - цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и

стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу. Четвёртая группа работает на

зелёных листах (предпочтительно для ОВЗ): зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при

болезненных состояниях.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Она направлена на осознание пройденного пути. Рефлексия может осуществляться

не только в конце урока, но и на любом его этапе.

«Смайлики». Самый простой вариант - отражает настроение ребенка в течение всего

урока.

Лист самооценки. Его можно использовать, чтобы выяснить степень усвоения

материала на уроке.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок – праздник.

Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой

интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые

будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки

будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и

интересного, если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой

доброжелательства и сотрудничества, если ваши ученики будут иметь возможность

развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно,

и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на

психофизическом здоровье ваших учеников.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни

каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на

уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения

английскому языку. Хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать

необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения

здоровье детей.

Исходя из опыта учителей не одного поколения, предлагаю примерную структуру

рациональной организации урока английского языка.

1.

Плотность урока. Не менее 60% и не более 75-80%.

2.

Число видов учебной деятельности 4-7.

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин.

4.

Наличие эмоциональных разрядок (2-3).

5.

В соответствии с гигиеническими нормами. Чередование позы.

6.

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

7.

Психологический климат. Преобладают положительные эмоции - ХВАЛИТЬ УЧЕНИКА

ПРИ ВСЕХ, А ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ ОДИН НА ОДИН.

И в завершение самое время вспомнить слова Рэйчел Коуплан, консультанта по вопросам

семьи: «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью

мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами», это относится и к ученикам

и к педагогам.

Литература:

1.Амоношвили Ш.А. Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.

2.Аристова Н. А. Роль медитации в жизни /Труды второй международной научной

конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 395 с.

3. Тхить Нат Хань. Семена внимательности. Практики осознанности для детей.

М.:Издательство: "Ориенталия" 2018. — с. 16.

4. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная

кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, - 72.