Автор: Ермолаева Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГКОУ УР "Воткинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Воткинск
Наименование материала: "Тьюторское сопровождение"
Тема: "Тьютор-новая профессия в образовании"
Тьютор-новая профессия в образовании.
В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в
2008 год. Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского
языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего
места в жизни . Одновременно тьютор может курировать не более двух
подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого
выпуска. За это время тьютор устанавливает не только доверительные, но и очень
эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать
индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка —
физических, интеллектуальных, психологических.
И так как профессия тьютера в образовательном пространстве встречается еще не
очень часто их задачи и способы их решения часто путают с другими
педагогическими специальностями.
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы
их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога
состоит в изучении психофизических особенностей,
системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции
недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего
ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление
о будущем. Эпигенетические исследования показывают, что независимо от
унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности в развитии.
Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно
изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку
возможности для такого взаимодействия
Чем тьютор отличается от психолога. Школьный психолог оказывает
психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях.
При этом применяются психологические методы.
Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего
педагог и в тьюторском сопровождении используется прежде всего педагогический
инструментарий.
Чем тьютор отличается от учителя или репетитора
Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках
определённой программы.
Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не
объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт
среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.
Чем тьютор отличается от куратора
Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть
сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного
предмета, учебной мотивацией.
Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального
образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное
обучение. Вот их особенности:
Формальное обучение связано с получением документов установленного
образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и
дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по
времени.
Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов.
Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-
классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на
образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет
временных ограничений и может продолжаться всю жизнь.
Отношения школьника и тьютора это совершенно особые отношения. Взрослый
выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит
структурировать и дробить дела, он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и
самоконтролю. Действительно профессия тьютора включает в себя множество
обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым
учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога
актуализации разных методов в зависимости от характера ребенка, учебных целей и
задач. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей
школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в
среднем и старшем звене , но не зависимо от возраста подопечного основная задача
тьютора -это решение проблем межличностного взаимодействия. Бывают дети,
которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это влияет
на процесс обучения и успешность в освоении учебной программы. Помощь
тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять
проблему, адаптировать ребенка в школьном коллективе.
Профессия тьютора стала востребована во многих учебных заведениях, и в
ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Должность тьютора
относится к самому высокому - четвертому квалификационному уровню (Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н).
Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области
воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское
сопровождение обучающихся».
В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в
свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.
Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного
(педагогического) образования, но и дополнительного профессионального
образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной
организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января
2017 г. N 10н), которое тьюторы получают на курсах переподготовки и курсах
повышения квалификации. Также одним из требований к квалификации тьютора
является стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Рассмотрим какие задачи выполняет тьютор в школе.
Задачи тьютора в инклюзивном образовании.
Отдельный вид тьюторов — специалисты сопровождения в инклюзивном
образовании, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья
адаптироваться в обществе, организуют их учёбу, находят сильные стороны и
помогают их развить. В обязанности тьютора, работающего с такими детьми входит:
Создание условий, при которых ребенку будет комфортно находиться в школе.
Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе.
Организация пространства школы с учетом ОВЗ ребенка, в том числе
обеспечение удобной навигации по учебному заведению с помощью
указателей, разметки, текстовых табличек и пиктограмм, пандусов.
Обеспечение особого школьного режима для ребенка.
Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, родителями,
одноклассниками ученика для создания и поддержания комфортной
психологической атмосферы.
Обеспечение условий для социализации ребенка. Необходимо помочь
подопечному войти в коллектив, установить и поддерживать дружеские
отношения с одноклассниками.
Обеспечение условий для усвоения образовательной программы. Нужно
адаптировать программы и учебный материал с учетом физических и
психических возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, помогать
преодолевать возникающие трудности в учебе. Образовательный маршрут
постоянно корректируется в зависимости от достигнутых результатов. Для
успешной реализации учебного плана тьютор обеспечивает взаимодействие
учителей, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов друг с
другом, с родителями.
О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор одной из таких школ
Анна Лешкевич:
«В нашей школе , где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями
здоровья), должность тьютора появилась год назад. Школьникам с ОВЗ тьютор
просто необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение
самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.
Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный
процесс детей с особенностями развития.
Что он делает?
Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.
Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он
моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал
доступными для него способами (с помощью жестов, различного наглядного
материала), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него
задания.
Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона.
Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом
наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко
держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы
не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он
резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга —
прямоугольник и пусть у него получается квадратный слон, но мой подопечный
видит, что он включен в рабочий процесс и что я — не тетенька, которая приставлена
к нему, чтобы делать все за него. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна
моя помощь.
Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном
мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.
И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не
справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс.
Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но
если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело
самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку
ненужными».
Это и есть конечная цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока
маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, без которой не всегда
получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, и главная задача
тьютора , работающего с такими детьми научить его чувствовать себя полноценным
и нужным в социуме человеком. Грамотный и опытный тьютор сделает все для того,
чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают
профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.
Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться
тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты
считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для
этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы
— без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а
ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи.
Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае
родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.
Задачи тьютора в общеобразовательной школе.
И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает
наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направить вектор
его развития по пути наибольшей эффективности. В общеобразовательной школе
тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с
талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они
теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в
дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая
его способности. Именно тьютор должен помочь одаренному учащемуся оценить
свои способности, определить свои интересы, вычислить все «плюсы» и «минусы» и
на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет
интересна и комфортна именно для этого ребенка и даст максимальные результаты в
его дальнейшей жизни. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих
перед ответственным выбором будущей профессии
Таким образом тьютор в общеобразовательной школе выполняет следующие
задачи:
- Помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в
школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
- Способствует установлению контактов со сверстниками;
- Учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам
их оптимального разрешения;
- Составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.
И именно тут возникает главная сложность. В коррекционной школе или на
домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой
системой, а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти
определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому,
чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование
для каждого ребенка?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что
российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на
построение системы открытого образовательного пространства, для чего расширяет
число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые
образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.
Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной
программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов,
индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая
практика, и нам от нее не уйти.
ГКОУ УР «Воткинская школа для учащихся с ОВЗ»
Тема доклада:
« Тьютор- новая профессия в образовании.»
Подготовила: Ермолаева Татьяна Валерьевна
Воткинск 2022г.