Напоминание

"Наказание и поощрение в семье"

Автор: Расулова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №12
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наказание и поощрение в семье"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разработка родительского собрания.
“Без хороших слов нет хорошего воспитания”. Н.М Карамзин. “Кто наказывает невинность, тот убивает любовь”. Песталоцци.
ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

“Наказание и поощрение в семье”.

Технологическая карта родительского собрания:
1. Изучение классным руководителем дополнительной литературы по теме. 2. Определение участников собрания, цели, времени проведения. 3. Выбор метода. 4. Проведение опроса среди учащихся. 5. Оформление лозунга, подготовка наглядности. 6. Открытие собрания, проведение беседы. 7. Формирование групп, распределение заданий. 8. Презентация групп. 9. Знакомство с содержанием ответов учащихся. 10. Подведение итогов работы групп. 11. Чтение текста “Наказание” и “Поощрение”. 12. Работа с инструкциями. 13. Подведение итогов.
Класс:
2 – 4.
Время:
февраль.
Цели:
1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания. 2. Развитие критического мышления у родителей 3. Обменяться опытом
Метод:
“Т - схема” (Средство для сравнения двух аспектов одной концепции. Универсальный графический организатор для записи двойных (да – нет, за – против) ответов или сравнений. Развивает знания, умения, навыки способствует умственному развитию.)
Участники:
родители, классный руководитель, психолог.
Подготовка:
классный руководитель проводит анонимный опрос среди учащихся.
Вопросы:

1. Наказывают ли вас родители? 2. За что наказывают? 3. Как наказывают? 4. Как часто родители вас хвалят? 5. За что хвалят? 6. Какие методы поощрения используют?
Наглядность:
лозунги “Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может справиться никакое наказание”. (П.Ф. Лесгафт), “Наказывать легче, воспитывать труднее” (пословица), а так же ватман, маркеры, скотч, памятки.
Ход собрания.

1.

Вызов:
Классный руководитель объявляет тему собрания, проводит беседу “Поощрение и наказание весьма сложный процесс педагогического воздействия на ребёнка”. Действенную силу они приобретают лишь в руках умелого воспитателя. Психологическая природа поощрения и наказания состоит в том, что как первое, так и второе вызывает у ребёнка переживание, следовательно, и самооценку своего поступка, что является необходимым условием нравственного совершенствования личности”. 2. Классный руководитель формирует из числа родителей 4 группы. 1-2 группы работают по теме “Поощрение”. Они получают тест “Поощрение”. Чтение текста. Первая группа отвечает на вопрос “Какие поощрения используют родители в семьях?” Вторая группа формирует понятие “Поощрение”, оформляет на листе бумаги. Читает текст. 3-4 группы работают по тексту “Наказание”. После чтения текста группа № 3 отвечает на вопрос “Какие виды наказания они используют в семьях?”. 4 группа формирует понятие “Наказание”, оформляет на листе бумаги. Классный руководитель организовывает презентацию групп.
Осмысление:
1. Классный руководитель знакомит родителей с содержанием ответов детей на вопросы о поощрении и наказании, не называя фамилий учащихся. 2. Классный руководитель раздаёт листы бумаги группам из числа родителей и просит вернуться к своим темам. На листах бумаги написаны слова “Поощрение” и “Наказание”. Родители заполняют
“Т - схему”


“Т - схема “Поощрение”.

Положительные

Отрицательные
1 1 2 2 3 3
“Т – схема “Наказание”.

Положительные

Отрицательные
1 1 2 2 3 3 3. Классный руководитель просит родителей перечислить положительные, отрицательные стороны поощрения, наказания, подводит итоги обсуждения.
Размышление:
1. Классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с содержанием инструкции. 2. Группы № 1 – 2 знакомятся с текстом инструкции для тех, кто хочет поощрить ребенка. (См. приложение) 3. Группы № 3 – 4 знакомятся с текстом инструкции для тех, кто хочет наказать ребенка (См. приложение). 4. Родители читают текст, вносят свои изменения, дополнения. 5. Классный руководитель просит выступить представителей групп, которые сообщают о внесённых изменениях. После собрания он вносит изменения и на очередном собрании раздаёт их инструкции. 6. Классный руководитель проводит беседу, используя памятку “Детей учит то, что их окружает”, и знакомит с правилами для родителей “Как можно поддержать ребенка”. 7. Принимается решение собрания.
Подводя итоги.


На собрании была продолжена работа по развитию критического мышления у

родителей.

Родители сделали вывод о том, что сила мягкого спокойного слова не может

сравниться ни с каким наказанием.

Были выработаны инструкции для тех, кто хочет поощрить ребёнка или его

наказать.

Родители пришли к выводу, что любое воспитательное мероприятие должно

доводиться до конца. Если взрослый человек по отношению к ребёнку не прав, он

должен вовремя осознать свою вину и извиниться.

Приложение.

Текст “Наказание”
Не спешите с выводами, не ищите дурные мотивы в неправильных действиях ребёнка. Не вспоминайте о прежних проступках, когда ребёнок совершил новый. Не огорчайтесь, успокойтесь, разберитесь во всём что произошло. Наказание под горячую руку, только повредит воспитанию, вызовет у ребёнка озлобление, убивает его любовь к родителям. Не говорите, плохо или хорошо поступил ребенок, пока не разберётесь в мотивах его действий. Ребёнок может помогать товарищу, потому, что болеет за честь класса, но иногда и потому, что боится его, хочет стать его “другом” и пользоваться его вещами. Точно так же драка иногда возникает по благородным мотивам, а грубость говорит о чуткости ребёнка. Прежде чем выносить наказание, надо самому ребёнку дать возможность разобраться в том, что произошло, понять, в чём ошибся он сам, а в чём виноваты другие. Лучшее наказание – не ругань, не ворчание, а холодное отношение родителей к ребёнку, резкое изменение доброго отношения на скептическое, равнодушное. Наказание надо довести до конца, но принять меры к тому, чтобы впредь, исключить возможность совершать подобного рода ошибки. Помните, безнаказанность воспитывает хулигана. Принимая решение о наказании, примите во внимание три вещи:  Адекватно ли наказание поступку:  Понимает ли ребёнок, что он сделал плохо, не судите его, как взрослого:  Способны ли Вы довести воспитательные мероприятия до конца.
Текст “Поощрение”

В семейной жизни прежде всего дети воспитываются на примере отношений родителей друг к другу. Помните, что дети часто страдают не от недостатка, а от избытка внимания. Пусть Ваш ребёнок учится вместе с отцом любить мать, а с матерью – отца. Главным лицом для матери должен быть отец, а не ребёнок с его прихотями и капризы. Точно так же и для отца. Только при такой системе отношений будут действовать методы поощрения и наказания. Поскольку прежде всего воспитывают и перевоспитывают деятельность, семейные обязанности, постоянные поручения семейные традиции, постольку режим – основа семейного воспитания. Именно в связи с ним и должны применяться методы поощрение и воспитание. Делитесь с ребёнком всеми своими радостями – это лучшее поощрение. Научите его видеть счастье в том, чтобы радоваться вместе с другими, в том, чтобы отдавать, а не в том, чтобы брать. Любые меры поощрения хороши тогда, когда они не способствуют развитию пороков ребёнка, его самолюбия, заносчивости, самомнения. Приучайте ребёнка к радости победы на длительном пути, ставьте цели далёкие и близкие. Когда воспитано стремление к будущему, когда есть благородная цель, даже одобрение, доброе слово, улыбка становится средством поощрения. Когда впереди нет цели, даже награда, премия, подарок могут лишь усилить недостатки ребёнка. Ни в коем случае не применяйте денежных поощрений, подачек за хорошее поведение, иначе вы воспитаете расчётливого себялюбца.
Инструкция “Для тех, кто хочет поощрить ребёнка”


Текст

Замечания родителей
Применение поощрений требует от родителей учёта ряда Жизненных обстоятельств, индивидуальных свойств личности, только при этом условии поощрение приносит результат. Поощрение поднимает уважение ребёнка к себе, оно способствует развитию его творческих сил. Поощрение закрепляет правильное поведение ребёнка Поощрять детей нужно не только за хорошую учебу, дисциплину, работу, но и за любой благородный поступок Поощрять нужно всякое проявление детских интересов и склонностей. Это способствует развитию у них дарования. Поощрять нужно умеючи: одних больше других меньше. Одни дети чувствительны к одному средству воздействия, другие – к иному. Основные виды поощрения детей в семье – одобрение, похвала, награда. Поощрение нужно применять в меру. Чрезмерная расточительность в поощрениях снижает их воспитательную силу. Поощрение должно быть заслуженным, требующим от детей усилия, воли, старания, терпения, трудолюбия Поощрять нужно за такие поступки, в которых выражается честность, справедливость, аккуратность, отзывчивость друг к другу. Награждать детей подарками можно в исключительных случаях. Нежелательно награждать деньгами и подарками за успехи в учёбе и хорошую дисциплину.

Инструкция “Для тех, кто хочет наказать ребёнка”.

Текст

Замечания родителей
Ребёнок может воспитываться так, чтобы и мысли о наказании не возникали. Наказание должно исходить из мотива (причины) поступка, а не из его результатов. За аморальный поступок следует наказывать, но только не физически. Меру наказания надо подбирать с учётом личности ребёнка и глубины самого поступка. К мерам наказания относятся строгий выговор, временное прекращение общения с ребёнком. Наказание должно быть справедливым и заслуженным и побуждать ребёнка к исправлению. Прежде чем наказать за оценку, выясни причину получения низкого балла. Вредно постоянно наказывать ребёнка за каждый промах, каждую ошибку. Наказание должно быть своевременным. Наказывать нужно за конкретный проступок, ребёнок должен знать, за что его наказывают, что от него хотят. К допустимым наказаниям относятся -порицание по поводу неправильного поступка. -наказание в виде ограничений, лишение ребёнка какого – либо удовольствия. Физическое наказание подавляет личность, наносит ей глубокие моральные страдания, не придаёт чувство стыда и угрызения совести, вызывает агрессивные формы самозащиты, усиливает стремление поступать по-прежнему.

Памятка.

Детей учит то, что их окружает.
- Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. - Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. - Если ребёнка часто позорят – он учится быть виноватым. - Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. - Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. - Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. - Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости. - Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. - Если ребёнка часто ободряешь – он учится хорошо к себе относиться. - Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Поддержать ребёнка можно:
 Посредством отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперёд, продолжай);  Высказываний “Я горжусь тобой”, “Мне нравится, как ты работаешь”, “Я рад твоей помощи”, “Я доволен, что ты в этом участвовал”, “Я рад что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”:  Посредством прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребёнка, приблизить своё лицо к его лицу, слегка обнять его);  Посредством совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);  Выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех)