Автор: Исак Екатерина Валерьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ п Высокогорный
Населённый пункт: П. Высокогорный
Наименование материала: Статья
Тема: Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения
Школьная физическая культура и социализация подрастающего
поколения
Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый
жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на
самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация
достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо
людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что
добыто современной наукой.
Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества,
которые
непосредственно
связаны
с
образованием,
воспитанием,
формированием человека как личности с его социализацией.
Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в
40-х годах ХХ века, сейчас ими оперируют и отечественные философы,
социологи, педагоги и психологи.
Социализация
-
это
сложный
процесс
включения
индивида
в
общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения,
социальные
нормы
и
ценности,
необходимые
для
успешного
функционирования
в
данном
обществе,
«магистральный»
путь
формирования и развития личности.
Система образования как основной социальный институт обеспечивает
процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее
значение
для
сокращения
культурного
разрыва
между
различными
социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в
улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно
творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью
только в результате взаимодействия индивидов.
В системе образования физическая культура - явление особенное.
Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура
способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой
другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в
развитии личности. Общеизвестно, что три основных компонента структуры
личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства
личности - могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом
физической культуры.
Структура
физической
культуры
школы
включает
в
себя
три
относительно
самостоятельных
блока:
физическое
воспитание,
спорт,
активный досуг.
Как
существенная
часть
целостной
системы
образования
она
побуждает индивида к конструктивному действию в различных областях
общественной жизни.
Школьную физическую культуру следует понимать как важный
элемент процесса (со своим результатом) определенного этапа социализации.
И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие предполагает
укрепление ее здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное
поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и положительное
воздействие физической культуры на становление личности учащегося.
В этом большую роль играет педагог. Сегодня школьная физическая
культура все больше становится ответственной за формирование у учащихся
ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего
поколения России эта ориентация - как проблема жизни и смерти, ибо она
противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой
зависимости.
Работа кружков, спортивных секции, спортивных школ, в виду слабой
материально-технической
базы
не
решает
организацию
спортивной
занятости учащихся. Ощущение неопределенности, отсутствие ценностных
ориентаций, предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов
на досуговую деятельность должно успешно нейтрализовано в школах
должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной
организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой. Эти
занятия, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные,
учат школьника ценить время, организовывать распорядок дня, на практике
подкрепляют
представления
о
самоконтроле,
самокритике,
без
чего
нормальная социализация личности невозможна.
Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на
только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в
сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям
действительности.
Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно
считать одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты
характера, научиться анализировать и не повторять свои ошибки и просчеты.
Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя,
тренера
формируют
здоровое
честолюбие,
чувство
собственного
достоинства. Способность держать удар, причем не только в спортивном
зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно
для подрастающего поколения в современной России.
Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для
формирования
основополагающих
личностных
свойств,
таких
как
трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.
Естественно,
не
следует
преувеличивать
роль
школьной
физической
культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности,
однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления
энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая
позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас
становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления
и назидания других педагогов, да и собственных родителей.
Если школьная физическая
культура будет иметь возможность
формировать у учащихся потребности к постоянному саморазвитию,
самосовершенствованию,
если
у
нее
будет
в
достатке
времени
и
материальных
средств
для
противостояния
негативным
воздействиям
внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче
осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу,
равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу
и счастье.
Занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в
нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения,
ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов
социализации личности.
В нашу эпоху роль школьной физической культуры в позитивной
социализации подрастающего поколения
возрастает, и
исключительно
важно, чтобы государственные общественные и частные структуры страны
объединили свои действия в ее постоянной поддержке.
Статью
подготовила
Кравчук
Татьяна
Михайловна,
учитель
физической культуры МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской
области.
Список литературы:
Научно-методический журнал «физическая культура», 2003. Минобр. РФ.
Журнал «Спорт и личность», Москва, Молодая гвардия, 1994.г