Напоминание

Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения

Автор: Исак Екатерина Валерьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ п Высокогорный
Населённый пункт: П. Высокогорный
Наименование материала: Статья
Тема: Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Школьная физическая культура и социализация подрастающего

поколения

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый

жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на

самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация

достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо

людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что

добыто современной наукой.

Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества,

которые

непосредственно

связаны

с

образованием,

воспитанием,

формированием человека как личности с его социализацией.

Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в

40-х годах ХХ века, сейчас ими оперируют и отечественные философы,

социологи, педагоги и психологи.

Социализация

-

это

сложный

процесс

включения

индивида

в

общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения,

социальные

нормы

и

ценности,

необходимые

для

успешного

функционирования

в

данном

обществе,

«магистральный»

путь

формирования и развития личности.

Система образования как основной социальный институт обеспечивает

процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее

значение

для

сокращения

культурного

разрыва

между

различными

социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в

улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно

творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью

только в результате взаимодействия индивидов.

В системе образования физическая культура - явление особенное.

Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура

способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой

другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в

развитии личности. Общеизвестно, что три основных компонента структуры

личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства

личности - могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом

физической культуры.

Структура

физической

культуры

школы

включает

в

себя

три

относительно

самостоятельных

блока:

физическое

воспитание,

спорт,

активный досуг.

Как

существенная

часть

целостной

системы

образования

она

побуждает индивида к конструктивному действию в различных областях

общественной жизни.

Школьную физическую культуру следует понимать как важный

элемент процесса (со своим результатом) определенного этапа социализации.

И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие предполагает

укрепление ее здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное

поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и положительное

воздействие физической культуры на становление личности учащегося.

В этом большую роль играет педагог. Сегодня школьная физическая

культура все больше становится ответственной за формирование у учащихся

ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего

поколения России эта ориентация - как проблема жизни и смерти, ибо она

противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой

зависимости.

Работа кружков, спортивных секции, спортивных школ, в виду слабой

материально-технической

базы

не

решает

организацию

спортивной

занятости учащихся. Ощущение неопределенности, отсутствие ценностных

ориентаций, предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов

на досуговую деятельность должно успешно нейтрализовано в школах

должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной

организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой. Эти

занятия, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные,

учат школьника ценить время, организовывать распорядок дня, на практике

подкрепляют

представления

о

самоконтроле,

самокритике,

без

чего

нормальная социализация личности невозможна.

Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на

только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в

сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям

действительности.

Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно

считать одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты

характера, научиться анализировать и не повторять свои ошибки и просчеты.

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя,

тренера

формируют

здоровое

честолюбие,

чувство

собственного

достоинства. Способность держать удар, причем не только в спортивном

зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно

для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для

формирования

основополагающих

личностных

свойств,

таких

как

трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.

Естественно,

не

следует

преувеличивать

роль

школьной

физической

культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности,

однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления

энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая

позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас

становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления

и назидания других педагогов, да и собственных родителей.

Если школьная физическая

культура будет иметь возможность

формировать у учащихся потребности к постоянному саморазвитию,

самосовершенствованию,

если

у

нее

будет

в

достатке

времени

и

материальных

средств

для

противостояния

негативным

воздействиям

внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче

осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу,

равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу

и счастье.

Занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в

нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения,

ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов

социализации личности.

В нашу эпоху роль школьной физической культуры в позитивной

социализации подрастающего поколения

возрастает, и

исключительно

важно, чтобы государственные общественные и частные структуры страны

объединили свои действия в ее постоянной поддержке.

Статью

подготовила

Кравчук

Татьяна

Михайловна,

учитель

физической культуры МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской

области.

Список литературы:

Научно-методический журнал «физическая культура», 2003. Минобр. РФ.

Журнал «Спорт и личность», Москва, Молодая гвардия, 1994.г