Напоминание

Инструкционно-технологическая карта

Автор: Стрельникова Галина Васильевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №66
Населённый пункт: г.Можайск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инструкционно-технологическая карта







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Федеральная служба исполнения наказаний

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 66

Методическая разработка

Тема: « инструкционно – технологическая карта».

1.Тема: «Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлету».

2. Тема «Обработка отложного воротника, состоящего из двух деталей».

3. Тема: «Соединение отложного воротника с горловиной».

Дисциплина: производственное обучение.

Профессия: «оператор швейного оборудования».

Разработала:

мастер производственного обучения

:

Стрельникова Галина

Васильевна

Можайск 2022 год

Тема: «инструкционно-технологической карт на тему:

1. « Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту».

(приложение №1 ) 2. «

Обработка отложного воротника, состоящего из двух деталей».

( приложение №2)

3. «Соединение отложного воротника с горловиной».(приложение

№3)

1. Аннотация.

При всей доходчивости и полноте вводного инструктирования

обучающиеся , они не могут запомнить всего увиденного и

услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций

настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при

выполнении упражнений. Это восполняется мастером в ходе текущего

инструктирования учащихся. Но ведь мастер объективно не в

состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней

обучающимся:

Для избежание таких ситуаций применяется документация

письменного инструктирования — специальные письменные учебные

инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке,

структуре, правилах, критериях успешности выполняемых

упражнении.

Инструкционными картами на уроке пользуются и мастер — при

проведении вводного инструктажа, и обучающиеся — в процессе

выполнения упражнений.

2. Введение

В практике производственного обучения в учебных мастерских

характерны такие виды письменного инструктирования обучающихся:

инструкционные карты — применяются при освоении и

отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;

инструкционно-технологические и технологические карты

применяются при освоении трудовых процессов, при

выполнении учебно-производственных работ комплексного

характера.

В инструкционных картах представлена информация двух видов:

словесная — описания наиболее рациональной последовательности

изучаемых трудовых действий; рекомендации и указания о правилах

выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности;

указания о применяемых средствах выполнения соответствующих

упражнений, а также графическая — рисунки, схемы, графики и др.,

имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом,

инструкционная карта дает достаточно развернутую ориентировочную

основу деятельности учащихся при освоении соответствующей

изучаемой трудовой операции, вида работы.

Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон:

«что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте — «как

делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому

элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть

сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же

время полно по содержанию.

Для использования инструкционной карты мастером у него должна

быть карта, выполненная в крупном размере (обычно 800-1000 мм),

используемая в качестве пособия при демонстрации и пояснениях

приемов и способа выполнения изучаемой операции.

Наибольший эффект дает такой способ использования

инструкционных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его

рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в

любое время и в любых условиях.

Инструкционно-технологические и технологические карты являются

фактически технологической документацией, применяемой на

предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для

учебных целей. На предприятиях технологическая документация

имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные,

операционные карты, технологические графики и т.п. Все они в более

или менее подробном изложении раскрывают последовательность

обработки, изготовления, ремонта, наладки обслуживания и т.п.

технологического оборудования. Учебные технологические карты (или

карты технологического процесса) обычно разрабатываются более

подробными, по сравнению с производственной документацией.

Обычно учебные технологические карты разрабатываются на

типичные учебно-производственные работы.

На первых этапах освоения целостных трудовых процессов, когда в

учебный процесс включаются: выполнение учебно-производственных

работ комплексного характера, применяются инструкционно-

технологические карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной

последовательности выполнения учебно-производственных работ,

приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для

правильного и качественного их выполнения, аналогичные по

назначению и формулировкам инструкционным картам. На поздних

этапах обучения широко применяются просто технологические карты

(без инструкционных пояснений). Как инструкционно-технологические,

так и технологические карты раскрывают наиболее целесообразную

последовательность выполнения технологических операций и

переходов, техническое оснащение (оборудование, инструментарий,

приспособления и т.п.), наиболее рациональные режим и параметры,

контрольно-проверочные операции, технические требования.

3. Основная часть

Воротники в легком платье и блузках из тонких тканей, могут

быть цельнокроеными, т. е. цельными по отлёту, состоять из

двух деталей и одинарными. Края воротников могут быть

обработаны обтачным швом, окантовочным, швом вподгибку

или отделаны оборкой, кружевом, кантом. Приложение №1 –

обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту.

Приложение №2 – обработка отложного воротника, состоящего из

двух деталей. Приложение №3 – соединение отложного

воротника с горловиной.

Приложение №

1

Инструкционно – технологическая карта

Тема: «Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту».

1

п/п

Содержание

операции

Вид

работ

Оборудование

инструменты

приспособления

Технические условия на выполнение

рисунок

1

2

3

4

5

6

1

Обтачать.

М

Швейная

машина.

Воротник сложить лицевой стороной

внутрь, срезы уровнять. Обтачать

боковые стороны воротника , швом

0,5 – 0,7 см. Рисунок ( а ).

2

Подрезание.

Р

Ножницы.

Не доходя шва обтачивания 0,2см.,

подрезать углы воротника.

3

Вывернуть.

Р

Колышек.

Вывернуть воротник на лицевую

сторону.

4

Выметать.

Р

Концы воротника выметать в раскол.

5

Приутюжить.

У

Утюг,

пульверизатор,

проутюжильник.

Воротник в готовом виде приутюжить

с изнаночной стороны, с лицевой

через увлажнённый проутюжильник.

Рисунок ( б ).

Приложение №2

Инструкционно – технологическая карта

Тема: «Обработка отложного воротника состоящего из двух деталей».

1п/

п

Содержание

операции

Вод

работ

Оборудование

инструменты

приспособления

Технические условия

рисунок

1

2

3

4

5

6

1

Дублировать.

У

Утюг,

пульверизатор,

проутюжильник

.

Продублировать нижний воротник

клеевой прокладкой, чтобы под

строчкой обтачивания осталось 0,1-

0,2 см. прокладки.

2

Наметать.

Р

Ручная

игла ,нитки х/б

№40

Сложить нижний и верхний

воротник, срезы уровнять,

наметать, со стороны верхнего

воротника, припосаживая в уголках

и закруглениях. Ширина шва

наметывания 0,4 -0,6 см.

3

Обтачать.

М

Швейная

машина.

Обтачать со стороны нижнего

воротника. Ширина шва

обтачивания 0,5 -0,7 см.

4

Подрезать.

Р

Ножницы.

Подрезать уголки или рассечь

закругления, не доходя шва

обтачивания 0,2 -0,3 см.

5

Вывернуть.

Р

Колышек.

Вывернуть воротник на лицевую

сторону.

6

Выметать.

Р

Ручная игла,

нитки х/б № 40.

Выметать кант из верхнего

воротника в соответствии с ТУ.

7

Приутюжить.

Р

Утюг,

Приутюжить воротник с изнаночной

пульверизатор,

проутюжильник

.

стороны, с лицевой через

увлажненный проутюжильник.

Приложение № 3

Инструкционно – технологическая карта

Тема: «Соединение отложного воротника с горловиной».

1.Оснаровить горловину и обработанный воротник.

1

п/

п

Содержание

операции

Вид

работ

Оборудование,

инструменты,

приспособления.

Технические условия на

выполнение.

Рисунок

1

Уравнивают.

Р

Визуально.

Подборт складывают с полочкой

лицевыми сторонами внутрь.

Срезы уравнивают.

2

Обтачивают.

М

Швейная

машина.

Уступы обтачивают со стороны

полочек до надсечек. Швом

шириной 0,7 см.

3

Совмещают

контрольные

точки.

Р

Булавки.

Готовый воротник вкалывают

между под бортом и горловиной

булавками совмещая контрольные

знаки.

4

Вметывают

воротник

Р

Ручная игла,

нитки х/б № 40.

По спинке в горловину вметывают

нижний воротник со стороны

основного изделия.

5

Вметывают.

Р

Ручная игла,

нитки х/б № 40.

На участке от плечевого шва до

уступа вметывают концы

воротника.

6

Делают

надсечки.

Р

Ножницы.

Со стороны верхнего воротника у

плечевых швов делают надсечки.

7

Втачивают

воротник.

М

Швейная

машина.

Со стороны верхнего воротника от

левого уступа втачивают два

воротника и подборт до надсечки,

затем отгибают верхний воротник

и втачивают в горловину спинки

только нижний воротник до

следующей надсечки, затем

втачивают воротник вместе с

правым подбортом не отрывая

нитки. Ширина шва 0,7 см.

8

Вывертывают

подборта.

Р

Ручные работы.

Вывернуть подборта на лицевую

сторону.

9

Выправляют

углы.

Р

Колышек.

Углы подбортов выправляют.

10

Отгибают шов.

Р

Ручные работы.

Шов втачивания нижнего

воротника отгибают в сторону

воротника.

11

Подгибают

срез.

Р

Ручная игла,

нитка х/б № 40.

Срез верхнего воротника по

спинке, подгибают и наметывают,

перекрывая шов втачивания на 0,2

см.

12

Настрачивают

М

Швейная

машина.

Настрачивают на 0,1 – 0,2 см. от

подогнутого края, закрывая шов

втачивания нижнего воротника.

13

Приутюживают

У

Утюг,

пульверизатор,

проутюжильник.

Воротник в готовом виде

приутюживают.

4. Приложение

Информация в инструкционно-технологических картах, словесное —

раскрытие технологической последовательности.

Возможно вместо поэтапных эскизов с картами помещать

натуральные объекты (образца) работ, обработанных на

соответствующей стадии технологического процесса. Это придает

карте большую наглядность и учебную ценность, в этих случаях

обучающиеся, не только руководствуются картой в определении

последовательности обработки или изготовления, но и имеют

возможность сравнить свою работу с образцом.