Автор: Стрельникова Галина Васильевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №66
Населённый пункт: г.Можайск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инструкционно-технологическая карта
Федеральная служба исполнения наказаний
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 66
Методическая разработка
Тема: « инструкционно – технологическая карта».
1.Тема: «Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлету».
2. Тема «Обработка отложного воротника, состоящего из двух деталей».
3. Тема: «Соединение отложного воротника с горловиной».
Дисциплина: производственное обучение.
Профессия: «оператор швейного оборудования».
Разработала:
мастер производственного обучения
:
Стрельникова Галина
Васильевна
Можайск 2022 год
Тема: «инструкционно-технологической карт на тему:
1. « Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту».
(приложение №1 ) 2. «
Обработка отложного воротника, состоящего из двух деталей».
( приложение №2)
3. «Соединение отложного воротника с горловиной».(приложение
№3)
1. Аннотация.
При всей доходчивости и полноте вводного инструктирования
обучающиеся , они не могут запомнить всего увиденного и
услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций
настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при
выполнении упражнений. Это восполняется мастером в ходе текущего
инструктирования учащихся. Но ведь мастер объективно не в
состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней
обучающимся:
Для избежание таких ситуаций применяется документация
письменного инструктирования — специальные письменные учебные
инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке,
структуре, правилах, критериях успешности выполняемых
упражнении.
Инструкционными картами на уроке пользуются и мастер — при
проведении вводного инструктажа, и обучающиеся — в процессе
выполнения упражнений.
2. Введение
В практике производственного обучения в учебных мастерских
характерны такие виды письменного инструктирования обучающихся:
инструкционные карты — применяются при освоении и
отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;
инструкционно-технологические и технологические карты —
применяются при освоении трудовых процессов, при
выполнении учебно-производственных работ комплексного
характера.
В инструкционных картах представлена информация двух видов:
словесная — описания наиболее рациональной последовательности
изучаемых трудовых действий; рекомендации и указания о правилах
выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности;
указания о применяемых средствах выполнения соответствующих
упражнений, а также графическая — рисунки, схемы, графики и др.,
имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом,
инструкционная карта дает достаточно развернутую ориентировочную
основу деятельности учащихся при освоении соответствующей
изучаемой трудовой операции, вида работы.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон:
«что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте — «как
делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому
элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть
сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же
время полно по содержанию.
Для использования инструкционной карты мастером у него должна
быть карта, выполненная в крупном размере (обычно 800-1000 мм),
используемая в качестве пособия при демонстрации и пояснениях
приемов и способа выполнения изучаемой операции.
Наибольший эффект дает такой способ использования
инструкционных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его
рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в
любое время и в любых условиях.
Инструкционно-технологические и технологические карты являются
фактически технологической документацией, применяемой на
предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для
учебных целей. На предприятиях технологическая документация
имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные,
операционные карты, технологические графики и т.п. Все они в более
или менее подробном изложении раскрывают последовательность
обработки, изготовления, ремонта, наладки обслуживания и т.п.
технологического оборудования. Учебные технологические карты (или
карты технологического процесса) обычно разрабатываются более
подробными, по сравнению с производственной документацией.
Обычно учебные технологические карты разрабатываются на
типичные учебно-производственные работы.
На первых этапах освоения целостных трудовых процессов, когда в
учебный процесс включаются: выполнение учебно-производственных
работ комплексного характера, применяются инструкционно-
технологические карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной
последовательности выполнения учебно-производственных работ,
приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для
правильного и качественного их выполнения, аналогичные по
назначению и формулировкам инструкционным картам. На поздних
этапах обучения широко применяются просто технологические карты
(без инструкционных пояснений). Как инструкционно-технологические,
так и технологические карты раскрывают наиболее целесообразную
последовательность выполнения технологических операций и
переходов, техническое оснащение (оборудование, инструментарий,
приспособления и т.п.), наиболее рациональные режим и параметры,
контрольно-проверочные операции, технические требования.
3. Основная часть
Воротники в легком платье и блузках из тонких тканей, могут
быть цельнокроеными, т. е. цельными по отлёту, состоять из
двух деталей и одинарными. Края воротников могут быть
обработаны обтачным швом, окантовочным, швом вподгибку
или отделаны оборкой, кружевом, кантом. Приложение №1 –
обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту.
Приложение №2 – обработка отложного воротника, состоящего из
двух деталей. Приложение №3 – соединение отложного
воротника с горловиной.
Приложение №
1
Инструкционно – технологическая карта
Тема: «Обработка отложного воротника, цельнокроеного по отлёту».
1
п/п
Содержание
операции
Вид
работ
Оборудование
инструменты
приспособления
Технические условия на выполнение
рисунок
1
2
3
4
5
6
1
Обтачать.
М
Швейная
машина.
Воротник сложить лицевой стороной
внутрь, срезы уровнять. Обтачать
боковые стороны воротника , швом
0,5 – 0,7 см. Рисунок ( а ).
2
Подрезание.
Р
Ножницы.
Не доходя шва обтачивания 0,2см.,
подрезать углы воротника.
3
Вывернуть.
Р
Колышек.
Вывернуть воротник на лицевую
сторону.
4
Выметать.
Р
Концы воротника выметать в раскол.
5
Приутюжить.
У
Утюг,
пульверизатор,
проутюжильник.
Воротник в готовом виде приутюжить
с изнаночной стороны, с лицевой
через увлажнённый проутюжильник.
Рисунок ( б ).
Приложение №2
Инструкционно – технологическая карта
Тема: «Обработка отложного воротника состоящего из двух деталей».
1п/
п
Содержание
операции
Вод
работ
Оборудование
инструменты
приспособления
Технические условия
рисунок
1
2
3
4
5
6
1
Дублировать.
У
Утюг,
пульверизатор,
проутюжильник
.
Продублировать нижний воротник
клеевой прокладкой, чтобы под
строчкой обтачивания осталось 0,1-
0,2 см. прокладки.
2
Наметать.
Р
Ручная
игла ,нитки х/б
№40
Сложить нижний и верхний
воротник, срезы уровнять,
наметать, со стороны верхнего
воротника, припосаживая в уголках
и закруглениях. Ширина шва
наметывания 0,4 -0,6 см.
3
Обтачать.
М
Швейная
машина.
Обтачать со стороны нижнего
воротника. Ширина шва
обтачивания 0,5 -0,7 см.
4
Подрезать.
Р
Ножницы.
Подрезать уголки или рассечь
закругления, не доходя шва
обтачивания 0,2 -0,3 см.
5
Вывернуть.
Р
Колышек.
Вывернуть воротник на лицевую
сторону.
6
Выметать.
Р
Ручная игла,
нитки х/б № 40.
Выметать кант из верхнего
воротника в соответствии с ТУ.
7
Приутюжить.
Р
Утюг,
Приутюжить воротник с изнаночной
пульверизатор,
проутюжильник
.
стороны, с лицевой через
увлажненный проутюжильник.
Приложение № 3
Инструкционно – технологическая карта
Тема: «Соединение отложного воротника с горловиной».
1.Оснаровить горловину и обработанный воротник.
1
п/
п
Содержание
операции
Вид
работ
Оборудование,
инструменты,
приспособления.
Технические условия на
выполнение.
Рисунок
1
Уравнивают.
Р
Визуально.
Подборт складывают с полочкой
лицевыми сторонами внутрь.
Срезы уравнивают.
2
Обтачивают.
М
Швейная
машина.
Уступы обтачивают со стороны
полочек до надсечек. Швом
шириной 0,7 см.
3
Совмещают
контрольные
точки.
Р
Булавки.
Готовый воротник вкалывают
между под бортом и горловиной
булавками совмещая контрольные
знаки.
4
Вметывают
воротник
Р
Ручная игла,
нитки х/б № 40.
По спинке в горловину вметывают
нижний воротник со стороны
основного изделия.
5
Вметывают.
Р
Ручная игла,
нитки х/б № 40.
На участке от плечевого шва до
уступа вметывают концы
воротника.
6
Делают
надсечки.
Р
Ножницы.
Со стороны верхнего воротника у
плечевых швов делают надсечки.
7
Втачивают
воротник.
М
Швейная
машина.
Со стороны верхнего воротника от
левого уступа втачивают два
воротника и подборт до надсечки,
затем отгибают верхний воротник
и втачивают в горловину спинки
только нижний воротник до
следующей надсечки, затем
втачивают воротник вместе с
правым подбортом не отрывая
нитки. Ширина шва 0,7 см.
8
Вывертывают
подборта.
Р
Ручные работы.
Вывернуть подборта на лицевую
сторону.
9
Выправляют
углы.
Р
Колышек.
Углы подбортов выправляют.
10
Отгибают шов.
Р
Ручные работы.
Шов втачивания нижнего
воротника отгибают в сторону
воротника.
11
Подгибают
срез.
Р
Ручная игла,
нитка х/б № 40.
Срез верхнего воротника по
спинке, подгибают и наметывают,
перекрывая шов втачивания на 0,2
см.
12
Настрачивают
М
Швейная
машина.
Настрачивают на 0,1 – 0,2 см. от
подогнутого края, закрывая шов
втачивания нижнего воротника.
13
Приутюживают
У
Утюг,
пульверизатор,
проутюжильник.
Воротник в готовом виде
приутюживают.
4. Приложение
Информация в инструкционно-технологических картах, словесное —
раскрытие технологической последовательности.
Возможно вместо поэтапных эскизов с картами помещать
натуральные объекты (образца) работ, обработанных на
соответствующей стадии технологического процесса. Это придает
карте большую наглядность и учебную ценность, в этих случаях
обучающиеся, не только руководствуются картой в определении
последовательности обработки или изготовления, но и имеют
возможность сравнить свою работу с образцом.