"Некоторые методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках иностранного языка для повышения интереса"

Автор: Слободянюк Александра Валентиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка методов работы со слабоуспевающими учащимися на уроках англ. языка
Тема: "Некоторые методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках иностранного языка для повышения интереса"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с УИТП»
Некоторые методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках иностранного

языка для повышения интереса
Слободянюк Александра Валентиновна, учитель английского языка

Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..3 – 4 с. Классы КРО как своевременная помощь слабоуспевающим детям……………….. 5 – 6 с. Поэтапный метод работы…………………………………………………………………………………………….…6 – 8 с. Использование некоторых приёмов на уроке……………………………………………………………….8 – 9 с. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….…………..10 с. Список использованной литературы………………………………………………………………………………..11 с. 2

Введение
За последние 20 лет условия работы учителя иностранных языков существенно изменилось. Появилась свобода выбора учебных пособий, программ, что, в свою очередь, накладывает на учителя множество дополнительных обязательств: необходимость грамотно выбирать общую стратегию обучения, конкретные формы и приёмы, создание атмосферы заинтересованности и положительного эмоционального настроя. На работу всех учеников в ходе урока. Это задача не из легких, даже опытному учителю при выборе методов и приёмов обучения, особенно со слабоуспевающими учениками. Здесь, в первую очередь, необходимо учесть психоэмоциональные особенности детей. Психологи подразделяют три модальности восприятия: аудиальная, визуальная и кинетическая. Дети-аудиальщики воспринимают информацию на слух – это обычно сильные дети, у них больше развита слуховая память. Визуальщики – доминирует зрительная память. У кинестетиков восприятия связаны через ощущения и чувства, у них преобладает тактильная память. У значительного количества наших учеников преобладают зрительная и тактильная память. Мы, учителя, должны обращать внимание и на эти факторы, чтобы меньше было слабоуспевающих в учебном процессе. Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения может быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срока освоения образовательного стандарта. Важнейшим принципом при выборе сроков, содержания и целей обучения являются принцип доступности учебного материала. Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. Существует два комплекса причин, обуславливающих возникновения у детей отклонений в развитии – врождённые и приобретённые. Врожденные аномалии связаны со здоровьем матери и ребёнка и генетическими факторами (наследственностью) и нарушением экологии. Врожденные аномалии также связаны с алкоголизмом, курением и употреблением наркотических средств матерью во время беременности. Приобретённые детские аномалии возникают как следствие родовых травм и инфекционных заболеваний. 3
Не проходят бесследно для ребёнка резко неблагоприятные условия его жизни, которые затормаживают физическое, интеллектуальное и личностное развитие. Дети с отклонениями в развитии подразделяются на такие категории: 1. Умственно отсталые дети (дети-олигофрены) – ученики специальной школы; 2. Дети с ЗПР 1 – легкое отклонение в развитии, т.е. дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития; 3. Дети «группы риска», дети соматически ослабленные из-за хронического или длительного заболевания, а также педагогически запущенные дети. Для детей 2-й и 3-й категории характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивность и гиперактивности), ослабленная память и низкий образовательный уровень. _____________________________ 1 ЗПР(задержка психического развития)- понятие психолого-педагогическое, оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка.
Классы КРО как своевременная помощь слабоуспевающим детям
4
Сложившиеся в последние годы положение в практике общеобразовательных школ требует пристального внимания к проблеме детей с трудностями в обучении, охране их соматического и психологического здоровья, поиску дифференцированных форм организации обучения, обеспечивающего полноценное образование и развитие личности. Используя приказ МО РФ №333 от 8 сентября 1992 г. педагогические коллективы стали активно открывать классы компенсирующего обучения, не исключением стала и наша школа №8. В школе первые классы выравнивания появились в 1994 г. Все дети были отправлены на психолого-медико-педагогическую консультацию. По результатам были открыты классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения, и функционирует до 9 класса. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальных школах. Сейчас в нашей школе семь классов коррекционно-развивающиего обучения, из них пять классов с пятого по девятый классы. Классы КРО 2 – это форма активной своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации в школе. Основная цель работы в этих классах – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Перед учителями школы, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос – чему и как учить детей в классах КРО. У детей в таких классах наблюдаются недостатки всех видов запоминания, т.е. памяти. Одна из основных причин познавательная активность. Они хуже воспроизводят словесный материал и затрачивают на его припоминание больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Необходимо при ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении знаний постепенно переходить к словесным методом. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что дети плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного. Таким детям легче выполнить задания по инструкции, чтобы ребенок проявил достаточную активность в работе и не потерял интерес к заданию. Необходимо развивать навыки самоконтроля. На первый год, работая в классах коррекции, мы пришли к твердому убеждению, что обучать иностранному языку в этих классах необходимо. Они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития. _________________________________ 2 КРО – классы развивающего обучения
Поэтапный метод работы
5
При преподавании иностранных языков существует множество различных методов обучения. Мы остановимся на одном из них, на коммуникативном методе Г.А. Китайгородской, доктора педагогических наук. Этот метод обучения обеспечивает обязательные и последовательное соблюдения принципа личностно-ориентированного подхода неформального общения между учителем и учениками, и между учениками. Создание непринужденной неформальной обстановки – оформление классной комнаты, расположение ученических мест полукругом и своеобразные правила поведения задает доброжелательный настрой. Помнить, что для «слабоуспевающих» необходим период вживания в материал. Не надо торопить его! По данному методу введение нового диалога имеет четырехкратное предъявление: 1. Введение в ситуацию, осмысление, проговаривание за учителем или за диктором (учитель раздает роли (фразы, предложения) учащимся); 2. Дешифровка, т.е. многократное проговаривание за учителем; 3. Произвольное запоминание (учащиеся читают свои фразы или предложения, затем учитель производит перевод этих фраз и предложений); 4. Заключительный этап введения материала – музыкальный сеанс или релаксация, учитель дает установку на расслабление, звучит спокойная музыка, и учитель в это время читает весь диалог Подобная релаксация способствует концентрации внимания на музыке, а через нее и на текст. Дети понимают его почти полностью. Это доставляет им новую радость. В конце урока учитель пишет на доске этапы работы над диалогом и объясняет детям, какую цель преследует каждый этап: 1 этап. Чтение фраз или предложений по книге, заучивание фраз или предложений. 2 этап. Чтение всего диалога, целью которого является обучение чтению. 3 этап. Заучивание диалога с разделением его на несколько частей для более слабых учеников. Цель – тренировка памяти. 4 этап. Письменный перевод своей фразы или предложения учеником. Целью является обучение переводу. 5 этап. Письмо по памяти. Цель - обучение письму. 6 этап. Составление своего, аналогичного диалога по теме. 7 этап. Контрольный диктант по лексике или диалогу. Итак, на втором уроке начинается 1 этап работы над диалогом. На этом этапе учащиеся по порядку читают свои фразы или предложения, затем стоя рассказывают наизусть свои фразы или предложения, т.е. восстанавливают весь диалог. С подобной работой все справляются и практически все получают хорошие оценки. Учитель благодарит учеников за хорошую работу. С этого урока у детей начинается успех в своей деятельности. Тут мы переходим к следующему этапу, тренировке чтения всего диалога. Начинают более сильные ученики или у кого была первая фраза или предложение. Перед 6
чтением всего диалога учитель дает установку детям, что каждый отвечает за свою фразу или предложение, т.е., что они являются консультантами. Данный этап продолжается до конца урока. Все стараются прочесть и исправить свои и чужие ошибки, т.к. на следующем уроке они будут читать на оценку. Начинается 3 этап, где по желанию ученик читает диалог на оценку. Ученик, получивший хорошую оценку, начинает 4 этап, т.е. тут же начинает заучивать диалог. Ученик, плохо прочитавший диалог или желающий получить хорошую оценку садится на место и оттачивает свое чтение, слушая при этом других. Учитель обращает внимание на правильный темп чтения для более легкого заучивания диалога. Начиная с третьего этапа, каждый ученик занят своей работой (читают, заучивают, слушают и т.д.). На следующих уроках одни сдают чтение диалога, другие рассказывают наизусть. Затем следует 4 этап – этап перевода, где ученики переводят свою фразу или предложение. Учитель требует более точного соответствия перевода. 5 этап – этап обучения письму или письму по памяти лексики или диалога. Учитель дает задание, чтобы ученик обратил внимание на написание слов или предложений на английском языке, тем самым, тренируя свою память. Подготовившийся ученик садится перед учителем и пишет по памяти заученную лексику или диалог. Закончив писать, ученик исправляет красной пастой свои ошибки, проверяя по книге. Исправив ошибки, ученик проходит к учителю на перепроверку. Если было допущено множество ошибок, то ученик повторно тренируется над диалогом. Учитель напоминает детям о ближайшей контрольной работе, чтобы не было случаев списывания. Предпоследний этап – составление своего аналогичного диалога по теме. Последний 7 этап – контрольный диктант по диалогу или по лексике. После такой поэтапной работы можно продолжить работу в виде лексических и грамматических заданий и дать развитию устной речи на знакомом диалоге. Подобный метод концентрирует внимание детей на конкретной работе и в дальнейшем стимулирует учащихся на дальнейшую заинтересованность к работе. Дети становится более внимательны к ответам других учеников, видят свои результаты на каждом этапе работы, т.к. каждый этап оценивается учителем. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят Также после этих уроков можно предложить своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. . 7

Использование некоторых приемов на уроке
При работе со слабоуспевающими детьми большую роль играет использование наглядных средств: рисунков, схем, картин, таблиц, фотографий и т.д., что вносит разнообразие в учебный процесс, делает его более интересным для учащихся. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление. Таким детям необходимы движения, эмоции, частая смена занятий с подвижными играми, с ритмическими движениями. К ним надо переходить при малейших признаках усталости и ослабление внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше слов и фраз были связаны с жестами со знакомой мелодией песни. Можно использовать мотив песен, например, при тренировке учащихся в спряжении глагола to be на мотив «В лесу родилась елочка» или с указательными местоимениями можно пропеть мотив «Я на горку шла»: Those; that, that, that. Those; that, that, that. These; this, this, this. These; this, this, this. You + I = We He + She = They You + He = You Misha + Nina = They Kolya + You = You Kate + I = We Также для усвоения грамматического материала можно использовать уравнения, которые способствуют лучшему запоминанию и развитию логического мышления. Дети дома делают карточки с личными местоимениями и в классе играют в игру «Кто составит больше уравнений?». После такой игры детям намного легче выполнять упражнения, где надо заменить слова местоимениями. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в классах КРО особенно продуктивна. 8
Игра вызывает большой интерес у детей с ЗПР и существенно помогает им в развитии внимания, памяти и мышления. Например , игра «Пишущая машинка» развивает память и внимание. Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения. Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит английское слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слова «напечатано». Все хлопают в ладоши. Следующая игра развивает быстроту реакции, временных представлений. Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели «времён года, месяцев на английском языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом. Для систематизации употребления притяжательных местоимений синего цвета и притяжательные местоимения красного цвета. Ход игры: разделить группу на две половины. Каждой половине дайте по набору карточек с личными и притяжательными местоимениями. Соревнование: какая команда первой выложит на полу пары этих местоимений. Похвалите команду-победительницу и подбодрите проигравших: Cheer up! Better luck next time. Учитель, используя различные виды приёмов работы на уроках, предупреждает утомляемость детей, избегает единообразия видов учебной деятельности. Каждая из этих игр обладает комплексом коррекционных свойств. Особенно важно обеспечить при этом сознательное и активное выполнение детьми предложенных заданий и игр, повысить их интерес к происходящему. 9

Заключение
Подытоживая выше сказанное о методах и приёмах обучения иностранного языка со слабоуспевающими учениками, следует заметить, что к успеху в учебной деятельности ведёт собственная активность ребёнка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития. Пробудить такую активность в школе – не просто. Но без неё ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребёнка через насилие, упреки, указы и приказы. Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности ребенка у учебно- познавательной деятельности . Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Создать хорошее настроение на уроке, атмосферу учения с удовольствием, сделать учебный материал доступным для ребёнка и заставить его поверить в свой успех –это основная задача работы учителя со слабоуспевающими детьми. Одним из основных принципов в работе со слабоуспевающими является подход к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют ни снисходительности, ни жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: а я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. 10

Список использованной литературы:
1) Вайсбурд М.Л. Методы обучения. Выбор за вами. – ИЯШ, 2000, № 2. 2) Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999. 3) Казанцев И.В. Игры на уроке немецкого языка в классах выравнивания - ИЯЩ, 1999, № 6. 4) Петрова В.Г., Белякова И.В. кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998. 5) Пискарёва В.Ф. Обучение немецкому языку в классах коррекции. – ИЯШ, 2002, № 2. 6) Филлипов В.Н., Карасёва В.Г. книга для учителя. – М., 1996. 7) Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1999. 8) Интернет - ресурсы 11