"Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций в процессе преподавании истории и обществознания"

Авторы: Иванова Лариса Борисовна, Карагичева Ирина Владимировна
Должности: преподаватель истории и обществознания, преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций в процессе преподавании истории и обществознания"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций в процессе преподавании истории и обществознания Авторы: Иванова Л.Б., Карагичева И.В преподаватели истории и обществознания Нижневартовск 2015
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что от того, каким выпускник колледжа придет в профессиональную деятельность, насколько он окажется готовым к активной творческой деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, зависит успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе. Для удовлетворения потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, самодеятельности, ответственности. А это невозможно сделать без обращения профессионального образования к компетентностно - ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов. На основе анализа состояния современных подходов к построению образовательного процесса в профессиональных учреждениях СПО сформулированы противоречия между: - требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника - требованиями студентов к получению конкурентоспособных умений и существующими репродуктивными технологиями профессиональной подготовки выпускников; - реальными возможностями профессиональных образовательных учреждений в создании и развитии творческой среды студенчества и затруднениями их реализации Разрешение указанных противоречий возможно при создании условий для формирования компетенций инновационными технологиями. Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему проекта: формирование ключевых компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования средствами проектно-исследовательской деятельности Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности как средства формирования общих компетенций в процессе преподавания истории и обществознания. Объект исследования: проектно-исследовательской деятельность студентов профессионального колледжа при изучении истории и обществознания. Предметом исследования является содержание и организация проектной и исследовательской деятельности как средства формирования общих компетенций при изучении истории и обществознания.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что организация системы проектно-исследовательской деятельности студентов позволит формировать ключевые компетенции. Задачи исследования: - изучить и проанализировать состояние проблемы организация проектной и исследовательской деятельности как средства формирования общих компетенций при изучении истории и обществознания; - выявить педагогические условия, развивающие общие компетенции студентов в процессе организации проектной и исследовательской деятельности; - определить способы диагностики и показателей достижения результатов; - экспериментально проверить эффективность педагогических условий организации проектной и исследовательской деятельности. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение. Основой для проведения исследования послужила научная и учебная литература, публикации на страницах педагогических журналов и Интернет-изданий. Ожидаемые результаты: реализация проекта создаст такие педагогические условия при которых, будут сформированы следующие компетенции: - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; - ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; - ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник будет 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Прогноз положительных результатов в процессе осуществления проекта: 1) повышение качества обучения за счёт: - увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5"; - увеличения количества победителей олимпиад; - увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов; 2) создание положительной мотивации обучения; 3) формирование культуры мышления, исследовательских умений; 4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества; 5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться: - в сознательном владении основами библиотечной грамотности; - в активном применении новых информационных технологий. 6) самореализация личности обучающихся. История в современном образовании в значительной степени утратила свою мировоззренческую функцию. Нередко она воспринимается современными студентами как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно, интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть интересным. Все это делает необходимым поиск новых путей развития отечественного образования, в том числе и исторического. Отсюда актуальным и значимым является обращение к изучению проблемы компетентностного подхода в преподавании истории и обществознания. Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для его формирования нужна определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту и или иную реальную ситуацию; эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя проектно- исследовательскую деятельность, как в аудиторное, так внеаудиторное время
Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется решением проблемы формирования ключевых компетенций студентов. Этот процесс окажется более эффективным, если будут созданы благоприятные условия для самореализации личности путем раскрытия ее потенциала, актуализации имеющихся способностей, проектирования педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций студентов. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие качества образования. Компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций). Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. На современном этапе под компетентностным подходом имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых компетенций. Результатом этого процесса будет формирование общей компетенции личности, что является интегрированной характеристикой личности студента. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знания, навыки, опыт отношений и опыт деятельности студента. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом, поскольку касается студента и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий. В федеральном государственном стандарте СПО выделено такие группы ключевых компетентностей: Ценностно-смысловая компетенция: Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом. Общекультурная компетенция: Это круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Учебно-познавательная компетенция: Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов. Информационная компетенция: При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция: Включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Социально-трудовая компетенция: Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально- трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области
семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Компетенция личностного самосовершенствования: Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Анализ теоретических и практических исследований в области педагогических технологий показал, что в настоящее время технологиям формирования общих компетенций учащихся посвящено много исследований, но остаются недостаточно изучены вопросы диагностики, отсутствуют общепринятые методы измерения и методическое обеспечение процесса их формирования. Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для его формирования нужна определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту и или иную реальную ситуацию; эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя исследовательскую деятельность, как в аудиторное, так внеаудиторное время. Данный проект является логическим звеном в общей системе работы колледжа над методической темой "Компетентностный подход в системе непрерывного образования как средство повышения качества подготовки квалифицированных специалистов" и ставит своей целью моделирование системы работы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций студентов в процессе преподавания истории и обществознания с использованием возможностей современных образовательных технологий. Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике. Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью студента применить полученные знания в жизни. В
данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей студентов с учётом специфики предметных областей. 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС СПО. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно учащийся –студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. В числе образовательных результатов , определенных стандартами довузовского профессионального образования нового поколения, названы о бщие компетенции, которые понимаются как « универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда ». ФГОС определяет следующие списки общих компетенций выпускников СПО :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами; Таким образом, ключевым компетенциям соответствуют общие компетенции. Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Условием успешного формирования ключевых компетенций является выбор и грамотное использование педагогических технологий и методик, отвечающих этим задачам. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести: обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов; открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция студентов; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту данного возраста; дискуссию студентов, столкновение их субъектных позиций; ролевые и деловые игры; проектную деятельность; метод анализа конкретных ситуаций. На занятиях по дисциплине «История» для реализации целей данного направления часто используются: совокупные задания исследовательского характера, адекватные содержанию учебного материала; домашние задания с элементами исследования; вариативные исследовательские задания; вовлечение студентов в конкурсы исследовательского характера, участие в научно-практических конференциях. Исходя из этого, можно сформулировать основную идею: процесс активизации познавательной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях является приоритетным в формировании компетенций. В технологическом смысле -
познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий одной из которых является технология исследовательской и проектной деятельности. Шанс выиграть конкуренцию начинающий специалист с особыми адаптивными возможностями может иметь только за счет собственных профессиональных и личностных качеств, а также качества полученных знаний и практической подготовки. В этом контексте, именно гуманитарные дисциплины призваны сформировать эти качества или общие компетенции. Образование должно быть нацелено на формирование готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Проект базируется на следующих принципах: - принцип социально-педагогического партнерства; - принцип требовательности, основанный на уважении и признании прав личности студента; - принцип оптимального сочетания педагогического руководства и актив ности студентов; - принцип приоритета общечеловеческих ценностей в выстраивании взаимоотношений личность-личность, личность- группа; - принцип учёта возрастных особенностей как основы формирования положительной мотивации к обучению ; - принцип учёта социального опыта студента. Эффективность создания условий формирования общих компетенций обеспечивается реализацией следующих подходов: - аксиологический подход - ориентация системы образования на формирование системы нравственных ценностей; - адресный подход - использование индивидуальных технологий развития с учетом особенностей тех или иных студентов (групп студентов), учёт интересов и потребностей студенческой молодёжи колледжа; - принцип модульного подхода к реализации содержания образовательного процесса; - компетентностный подход к оценке результатов; - системно-деятельностный подход - обеспечение единства воспитательных воздействий всех действующих факторов и обусловливающий активность всех участников образовательного процесса.
Методологической основой исследования являются идеи последовательной организации проектно-исследовательской деятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетенций в процессе проектной деятельности студентов колледжа. Организация проектной и исследовательской деятельности студентов в образовательных учреждениях СПО требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач, владения технологией проектирования и исследовательским методом. Метод проектов в педагогике изве стен очень давно. В начале ХХ века одновременно в Америке и в России возникает идея включения обучающихся в определенную деятельность. В современной педагогической науке акцентируется внимание на понятиях "проектирование" и "исследование". Проблему определения признаков этих типов деятельности исследовали Н.Г. Алексеев, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Е.С. Палат, Н.В. Матяш, А.В. Леонтович. Эти ученые определяют отличие исследовательской деятельности от проектной. Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: - Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; - Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; - Подготовка и защита презентации; - Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы научного исследования: 1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор метода (методики) проведения исследования. 5. Описание процесса исследования. 6. Обсуждение результатов исследования. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Среди множества педагогических технологий, наиболее адекватных поставленным целям ориентации на формирование ключевых компетенций студентов, является метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, информационные, коммуникационные и т.д. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития. Эффективность проектных методик в профессиональном образовании обусловлена следующими причинами: - проектные методики личностно-ориентированы, а развивающий аспект обучения является одним из ведущих в профессиональном образовании; - обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; - в проектных методиках иерархия взаимоотношений «педагог-обучающийся» существенно отличается от традиционных методов обучения.
Повышенная степень мотивации обучающихся при выполнении проекта является обязательным условием, которое предопределяет высокую степень эффективности данного метода. При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции. Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения. 4. ОПИСАНИЕ СУТИ ПРОЕКТА На подготовительном этапе (2009-2010 учебный год) нами была проделана следующая работа: изучены теоретические основы проблемы использования технологии исследовательской и проектной деятельность как средства формирования ключевых компетенций в процессе преподавании истории и обществознания, заданы компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебных дисциплин история и обществознание, разработаны методы и способы диагностики.
Изучая теоретические основы проблемы, мы пришли к выводу, что необходимо создать педагогические условия, развивающие общие компетенции студентов в процессе организации проектной и исследовательской деятельности. Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, мы провели тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у студентов. Диагностика приводилось со студентами 1 курса, и результаты были не утешительными. Только лишь у 6% учащихся был высокий уровень сформированности ключевых компетенций. Данные показали, что необходимо срочно создать условия для системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс. В колледже психологом Л.Р. Пыпиной была проведена психолого-педагогическая диагностика о первого курса, где центральными вопросами исследования стали: обучаемость учащегося (память, внимание, мышление, темперамент); обученность; мотивация к учению; социальные условия. Результаты диагностики показали, что из 256 первокурсников: у каждого третьего серьёзные нарушения памяти; у многих слабая концентрация внимания (помехоустойчивость), у половины слабая переключаемость; у 58% преобладает репродуктивное мышление, не сформированы мыслительные операции – анализ, синтез; у многих средняя и низкая мотивация к обучению. Вывод получился один – необходимо использовать такие методы и формы работы, которые будут способствовать формированию ключевых компетенций (Приложение 1). Чтобы перейти к компетентностному подходу в обучении истории и обществознания, мы задали компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебных дисциплин история и обществознание. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебной дисциплины история. Так, например, информационные компетенции предполагают: - планирование информационного поиска, работу с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ, систематизация и обработка информации, использование в самостоятельной деятельности; ценностно-смысловые компетенции: - формулирование собственного отношения к событиям отечественной истории, их оценка; - понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; - владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; учебно-познавательные компетенции: - планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, определение сферы своих интересов. - понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, подбор аргументов для подтверждения личной позиции, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях, формулирование выводов; - выступление устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); социокультурные компетенции: - владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определение своего места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владение эффективными способами организации свободного времени; -владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя и т. д. коммуникативные компетенции : - умение представлять себя устно и письменно; - умение представлять свою группу, колледж, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур; - владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владение разными видами речевой деятельности; - владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; - позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Компетенции личностного самосовершенствования :
- позитивное отношение к своему здоровью; владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; - владение элементами психологической грамотности и поведения; - владение способами духовного, творческого и интеллектуального развития. Такой подход позволяет преподавателю точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика. Способы диагностики. Традиционно оценивание оказывается непригодным в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания. Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода преподаватель должен предварительно ознакомить студентов с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, студент должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную преподавателем оценку. По результатам работы преподаватель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы студента (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших студентов (создание ситуации успеха). Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии сформированности общих компетенций обучающихся. К ним мы относим заинтересованность студентов в посещении уроков истории и обществознания; создание доброжелательной атмосферы на уроке; уважительное отношение к мнению каждого; умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки. Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио», наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций. Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения истории и обществознанания, т.е. основного средства
реализации на практике компетентностного подхода, требующего от преподавателя внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий. На поисково-эксперементальном этапе реализации проекта предполагается организация трех уровней исследовательской и проектной деятельности: 1. Организация массовой учебно-исследовательской работы студентов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех студентов способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам, создан «банк» компетентностно- ориентированных заданий (Приложение 2) При организации деятельности студентов на этом уровне широко применяется технология работы в группах. Студенты под руководством преподавателя синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения поставленных задач, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого студенты ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.) За определённое время студенты решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. Для развития самостоятельности и творческой активности студентов при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе мы используем изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки проводим при изучении однородного исторического материала, например, по теме "Сословный строй в России в XIX веке", "Реформы Александра II" . Так изучая вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. С правилами проведения таких уроков студенты знакомятся заранее. Обычно группа делится на три команды, которые получают листы с заранее подготовленными заданиями, эксперты оценивают работу команд и индивидуальную работу студентов. Использование инновационных технологий позволяет нам повысить мотивацию студентов к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать их деятельность на уроках.
В качестве домашних заданий этом этапе даются самостоятельные мини- исследования, для формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках истории и обществознания используются практикумы, которые являются сочетанием аналитической задачи, теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражают основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов. Обучая студентов синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и социологических данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовим студента к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. 2. На втором уровне происходит распространение учебных исследований на внеурочную деятельность, это позволяет расширить и скорректировать рамки классно- урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Для этого было создано творческое объединение преподавателей и студентов как равноправных партнеров - "За страницами учебника". В рамках работы объединения изучаются рекомендации и рассматриваются планы организации проведения исследования, основным направлением является формирование проектно-исследовательской компетентности, которая содержит в себе умения - выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять сбор и анализ информации, выполнять эксперимент, представлять результаты, осуществлять рефлексию. Целевыми ориентациями деятельности объединения являются: обучение применению на практике проектных и исследовательских умений, включение студентов в проектирование изучения актуальных вопросов через самостоятельное проведение исследования; обеспечение приобретения дополнительных знаний по предмету, а также формирование информационной компетентности. При правильной организации работы и своевременной обученности студентов основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках
внеучебной деятельности студенты получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у студентов способы грамотного и цивилизованного обмена информацией Исследовательская деятельность на данном уровне осуществляется студентами под руководством научного руководителя. Как правило, студент решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии исследовательской компетенций. Традиционными мероприятиями внеклассной работы в нашем колледже стали ежегодные тематические недели истории и обществознания, в рамках которых проводятся викторины, олимпиады, презентации мини-исследований, защита рефератов, познавательные игры. данные мероприятия охватывают 75-90 % студентов (Приложение 3). В последние годы наши студенты участвуют в различных дистанционных Всероссийских олимпиадах и конкурсах по истории, философии, обществознанию. 3. Уровень индивидуальной работы. Для ее реализации привлекаются студенты, имеющие способности и желание заниматься научными исследованиями. Студенты знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес. Преподаватели совместно со студентами разрабатывают основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям студентов; дискуссионный, проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование. Предлагаемые темы очень разнообразны. После обсуждения тем каждый студент получает конкретное задание, если у студентов возникает желание, они объединяются в пары. Исследуя одну и ту же проблему, студенты не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме. В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам: способы устранения
проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов. В процессе работы над исследованием у студентов формируются умения анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции различного уровня, а тем более положительная оценка на них, для студентов значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Одним из главных требований к исследовательским работам студентов становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала. Проектная часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего студенческого сообщества. После проведения исследования студенты переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Завершающим этапом в разработке проекта, исследования является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на научно-практических конференциях, которые проходят в марте в нашем колледже. Работа организуется по кафедрам. В конференции на этом этапе участвуют все студенты в соответствии с их интересами, обсуждают, анализируют, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы, отбираются участники общей конференции. Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути. И как показывает практика, именно в этой деятельности подчас раскрываются новые грани способностей студента, открываются новые имена среди студентов. За последние годы было создано много учебных исследовательских проектов, в которых интегрированы такие предметы, как история, социология, право и обществознание.
Со своими исследовательскими проектами наши студенты участвуют в городских, региональных, Всероссийских и международных конкурсах, конференциях и побеждают. Атмосфера успеха вызывает у студентов желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость студентов, таким образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире (Приложение 4). Таким образом, формирование ключевых компетенций студентов создает в колледже условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому студенту сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Поэтому учить надо так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью и каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Однако главным совместным организационно-социальным проектом преподавателей и студентов является организация научно-практической конференции. Научно- практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений студентов в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Организационная компетентность является одним из наиболее востребованных обществом качеств личности, поэтому ее формирование является одной из главных задач колледжа. Организационные умения включают в себя достаточно высокий уровень компетентности решения проблем, коммуникативную и информационную компетентность. Формирование таких умений возможно только в деятельности, значимой не только для отдельной личности, но и для всего студенческого общества в целом. Нами были подготовлены и проведены круглый стол "Ценностные ориентиры современной молодежи" с участием представителей национальных диаспор религиозных конфессий Нижневартовска, на котором свои исследования представили студенты образовательных учреждений города; студенческая научно-практическая конференция "К 20-летию принятия конституции РФ: история и современность". На
конференции свои работы представили студенты учреждений среднего профессионального образования Нижневартовска и Нижневартовского района. Заключительный этап проекта предполагает оценку эффективности проекта, анализ результатов, обобщение и распространение опыта. Под «образовательным результатом» понимается приобретение студентов эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни. Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты: 100% успеваемость по дисциплинам история и обществознание; повышение качества образования по истории - от 38% до 60%, по обществознанию от 42% до 65%; результативность исследовательской, проектной деятельности; высокая мотивация деятельности; высокий рейтинг образовательных достижений. Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной и исследовательской деятельности позволяет студентам развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес студентов к предмету, формирует их историческое сознание. Доказательством являются многочисленные победы наших студентов в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий. Образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации. В качестве продолжения работы над проектом нужна организация согласованной, скоординированной работы всех педагогов по формированию отдельных действий, операций и проектной деятельности в целом. Задачей творческого объединения учителей, работающих в одной группе, будет составление календарных учебно-тематических планов скоординированных по работе над формированием проектных и исследовательских действий, операций и проектной деятельности в целом. Такие планы должны будут включать проектные уроки, организуемые на предметном или межпредметном содержании. В этих планах будет предусмотрено формирование исследовательских и проектных действий как универсальных умений на обычных уроках.
5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА № Мероприятия Сроки Результат I этап - подготовительный 1. Изучение и анализ состояния проблемы организации проектной и исследовательской деятельности как средства формирования общих компетенций при изучении истории и обществознания в педагогической литературе 2009-2010 1 полугодие Определена цель работы 2. Изучение и анализ проблемы компетентностного подхода в преподавании истории и обществознания 2009-2010 1 полугодие Заданы компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебных дисциплин история и обществознание 3. Разработка критериев диагностики уровня ключевых компетенций и процедуры их оценки на уроках истории и обществознания 2009-2010 1 полугодие Разработаны критерии диагностики 4. Проведение входного тестирования развития ключевых компетенций студентов 1 полугодие Определен уровень сформированности компетенций 5. Диагностика познавательной активности студентов 1 полугодие Определен уровень познавательной активности 6. Диагностика уровня обученности по истории и обществознанию 1 полугодие Определен уровень обученности 7. Разработка «банка» разноуровневых компетентностно- ориентированных заданий и методических рекомендаций для студентов 2009-2014 - Сформирован "банк" заданий по истории и обществознанию; - выпущены методические пособия: - "Методические указания для организации самостоятельной работы студентов"; - "Организация самостоятельной работы студентов по предметам гуманитарного цикла"; - «Практикум по обществознанию»; - «Примерные варианты письменной экзаменационной работы по истории»; - К учебным дисциплинам «История» и
«Обществознание» составлены комплекс таблиц, схем, тренинговых упражнений - Комплекты опорных конспектов по учебным дисциплинам «История» и «Обществознание» 8. Подготовка методических рекомендаций для студентов по выполнению проектных и исследовательских работ 2009-2014 Составлены справочные материалы для студентов: - "Как писать реферат"; - "Учебное исследование"; - "Типовая структура исследовательской работы"; - "Как работать над проектом"; - "Как выступать с докладом"; - "Как создать презентацию" II этап - практический 1. Организация внеурочной работы по истории и обществознанию в колледже 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 - Предметная неделя "65 лет Победе: поколение победителей" - Предметная неделя "Космос близкий и далекий" - Предметная неделя "Мой дом Югра" - Предметная неделя "Олимпийский игры: история и современность" - Предметная неделя "Я Гражданин России" 2. Подготовка и участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, фестивалях по истории и обществознанию 2012-2013 2013-2014 - Всероссийская интернет-конференция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Память о Сталинграде в наших сердцах». г. Волгоград; - Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО и СПО и общеобразовательных школ, посвященного 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг героев в сердцах поколений». Петрозаводск; - V Всероссийская дистанционная олимпиада по истории для 9-11 классов. Самара - Всероссийская дистанционной олимпиада по истории России проекта «Инфоурок» г. Смоленск: - IV Нижневартовская молодежная модель Организации Объединенных наций. г. Нижневартовск; - викторина на знание Конституции РФ. Г. Нижневартовск, региональное отделение ООО «Ассоциация юристов России»; - Всероссийская дистанционная викторина, посвященная 20-тилетию Конституции РФ. СМИ Интернет-издание «Профобразование».
3. Подготовка и участие в студенческих конференциях разного уровня 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 - проект «Плюсы и минусы социальных сетей». VIII Конкурс творческих и научно-исследовательских работ студентов БУ «Нижневартовский профессиональный колледж»; - проект «Отношение молодежи к ранним бракам». VIII Конкурс творческих и научно-исследовательских работ студентов БУ «Нижневартовский профессиональный колледж»; - Научно-исследовательская работа «Ценностные ориентиры студентов колледжа». I городская научно- практическая конференция студентов и школьников образовательных учреждений города Нижневартовска, посвященная Году учителя. - Научно-исследовательская работа «Проблема патриотизма молодежи современной России» Нижневартовск XI Городской конкурс научно- исследовательских, опытно- конструкторских и творческих работ студентов и школьников; - Научно-исследовательская работа «Наш: колледж: национальный аспект». Городская научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде» г. Нижневартовск; - творческая работа «Детство в СССР». IX Конкурс творческих и научно- исследовательских работ студентов БУ «Нижневартовский профессиональный колледж». - Научно-исследовательская работа «Формирование толерантности молодежи в современных условиях». XIV Региональная студенческая конференция. Секция «Философия, культурология, социология». г. Нижневартовск; - исследовательская работа «Карательная машина Германии во второй мировой войне». Х Конкурс творческих и научно- исследовательских работ студентов. БУ «Нижневартовский профессиональный колледж»; - Научно-исследовательская работа «Ценности современной молодежи и научно-технический прогресс». Х Конкурс творческих и научно-исследовательских работ студентов БУ «Нижневартовский
2013-2014 профессиональный колледж» - Научно-исследовательская работа «Отношение молодежи к семье как к ценности современного общества» Нижневартовск; XIII Городской конкурс научно-исследовательских, опытно- конструкторских и творческих работ студентов и школьников; - Научно-исследовательская работа «Влияние интернет-коммуникаций на личность». Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Инновации в гуманитарных и экономических направлениях»; - Научно-исследовательская работа «Отношение молодежи к семье как к ценности современного общества». Межрегиональная студенческая научно- практическая конференция «Инновации в гуманитарных и экономических направлениях». - Научно-исследовательская работа «Ценности современной молодежи и научно-технический прогресс». Межрегиональная студенческая научно- практическая конференция «Инновации в гуманитарных и экономических направлениях». - Учебный проект "Интернет и молодежь" Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Москва - исследование «Капитанами не рождаются» II Окружная музейная интернет - конференции «Связь времен», г. Ханты-Мансийск: - Научно-исследовательская работа «Поколение покорителей Самотлора»; II Окружная музейная интернет - конференции «Связь времен», Ханты- Мансийск: - проект "Народное образование в Сибири" II Окружная музейная интернет - конференции «Связь времен», Ханты- Мансийск; - II Окружная музейная интернет - конференция «Связь времен», Ханты- Мансийск; - проект «Интернет-коммуникации и молодежь». I Студенческая международная заочная научно- практическая конференция «Молодежный
научный форум: общественные и экономические науки» Москва; - исследование «Начальное народное образование на севере Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.». IX международная заочная научно- практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия: гуманитарные науки» Новосибирск; - проект «Толерантность в современном мире». . IX международная заочная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия: общественные науки». Новосибирск 4. Организация и проведение круглых столов, студенческих конференций 2012-2013 2013-2014 - круглый стол "Ценностные ориентиры современной молодежи" - студенческая научно-практическая конференция "К 20-летию принятия конституции РФ: история и современность". III этап - обобщающий 1. Трансляция опыта 2011-2014 гг. Участие в педагогических сообществах: - Интернет-сообщество преподавателей и мастеров профессионального образования - фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - проект "Инфоурок" Выпущены методические рекомендации для преподавателей: - «Приемы работы с учебником в обучении истории. Методическое пособие для преподавателей»; - «Проверка знаний и умений учащихся. Методическое пособие для преподавателей»; - «Деятельность классного руководителя в колледже» Публикации о результатах инновационной деятельности: - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов статьи: Урок истории по теме "Политические партии в России в условиях двоевластия. Борьба за влияние на массы". Москва. 2009 / 2010 учебный год; - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в
сборнике тезисов статьи: Разработка учебной темы "Цивилизации Древнего мира". Москва. 2009 / 2010 учебный год; - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов статьи: Разработка учебной темы "Цивилизации Запада и Востока в Средние века" Москва. 2010 / 2011 учебный год; - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов статьи: Культурно- исторический портрет России к XIX – начала XX вв. (ученическая конференция). Москва. 2011 / 2012 учебный год; - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов статьи: Культурно- исторический портрет России к XIX – начала XX вв. (ученическая конференция). Москва. 2011 / 2012 учебный год; - публикация в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов статьи: Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907-1914 гг. Москва. 2012 / 2013 учебный год; - . «Нравственные ориентиры современной молодежи». Публикация в сборнике «Современные исследования социальных проблем». Красноярск, 2012.
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Для реализации проекта необходимо наличие учебного кабинета, оснащенного учебной литературой, учебно-методическим комплексом, учебно-наглядными пособиями и материалами, мультимедийной техникой. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по истории; - комплекс контрольно-оценочных средств. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, принтером, сканером. Кроме того, имеется возможность использования в работе интерактивной доски в специально отведенном проекционном кабинете. На уроке и при подготовке к нему активно используется компьютер. Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Кабинет истории соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных заданий, для работы с учебником. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно-методическую литературу, материалы текущей периодики. Для удобного поиска информации создана система каталогов. УМК отвечает нашим требованиям как преподавателей, и активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере исторического образования. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа по дисциплине история составлена на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Авторы
примерной программы: Гладышев А.В., доктор исторических наук
,
Чудинов А.В., доктор исторических наук. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России). Рабочая программа по дисциплине обществознание составлена на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России). Рабочие программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общественно-гуманитарных дисциплин. Таким образом, ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной деятельности / Школьные технологии. - М., 2011. 2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др.- «Мой выбор». М., 2012. 3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // tisbiscience/veatnik/2003/issue2/ 4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования.- Самара, 2011. 5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. - Самара, 2012. 6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий.- М.: Народное образование, 2001. 7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002. 8. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2000-2014 гг. 8. Историческое образование в современной России. - М., «Русское слово», 2009. 10.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.: АПК и ПРО, 2013. 11.Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004 12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 13.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 14. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
15.Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. - М., 2001. - с.123. 16.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013 17. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - 18. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. - М., 2006 . 19. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. - М., 2005 . 20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. -М., 2004 . 21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4 22.Усова, Л.В. Государство и образование: политические аспекты взаимодействия [Электронный ресурс]: Диссертация канд. полит. наук: 23.00.02 Москва: ПроСофт-М, 2005. С, 36. 23.Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. -М., 2011. 24.Хуторский А.В. Современная дидактика.- СПб., 2011. 25.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» 26. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность»//Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - Номер 5. - С. 3-10.