Автор: Плеханова Ольга Викторовна
Должность: методист преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Теория и методика профессионального образования
Методическая разработка на тему:
«Теория и методика профессионального образования»
Выполнила методист (преподаватель) федерального
казенного профессионального образовательного учреждения № 145
Федеральной службы исполнения наказаний Плеханова Ольга Викторовна
Введение
На начальных этапах становления и развития системы профессионально-
го образования педагогическая подготовка преподавателей отраслевых учебных
предметов осуществлялась на рабочем месте путем накоплений опыта педаго-
гической деятельности, анализа и интериоризации опыта коллег. Изменение ха-
рактера профессионального образования от элитарного к всеобщему привело к
необходимости организации подготовки специальных педагогических кадров
(педагогов профессионального обучения). Указанная тенденция продолжает
усиливаться, что делает подготовку педагогов профессионального обучения,
включая разработку содержания и поиски новых форм её осуществления, все
более актуальными.
Так, за последние десятилетия были открыты специализированные инже-
нерно-педагогические вузы (Екатеринбург, Харьков, Нижний Новгород),
большое число инженерно-педагогических факультетов и отделений, создано
Учебно-методическое объединение высших и средних профессионально-педа-
гогических учебных заведений. Спектр отраслевых специализаций педагогов
профессионального обучения вышел за пределы инженерно-, агро- и медико-
педагогического образования: началась подготовка педагогов-экономистов, пе-
дагогов-технологов и др. В результате сложилась более широкая в сравнении с
практиковавшейся ранее система профессионального образования.
1. Становление системы профессионального образования
К настоящему времени в России сложилась и законодательно закреплена
следующая система основного (без учета дополнительного) профессионального
образования: 1) начальное, 2) среднее, 3) высшее, а также 4) аспирантура и
докторантура, составляющие научное образование.
Соответственно сложилось и четыре сферы профессиональной деятельно-
сти:
-
начальное профессиональное образование,
-
среднее профессиональное образование,
-
высшее профессиональное образование,
-
научное образование (аспирантура и докторантура).
Наилучшим образом (с точки зрения массовости специального системати-
ческого педагогического образования) организована подготовка преподава-
телей и мастеров производственного обучения для учебных заведений началь-
ного профессионального образования.
Накоплен большой опыт организованной педагогической подготовки пре-
подавателей (инженеров-, агрономов-, зооинженеров-, ветврачей-педагогов)
средних профессиональных учебных заведений на базе высшего отраслевого
образования на педагогических факультетах (отделениях) отраслевых вузов
(очное обучение 1 год, заочное - 2 года). Однако эта система подготовки сего-
дня ограничена лишь сферой сельскохозяйственного образования. Поэтому для
значительной части преподавателей средних профессиональных учебных заве-
дений основной формой педагогического образования по-прежнему остается
подготовка на рабочем месте.
Хуже дело обстоит с организованной педагогической подготовкой, препо-
давателей вузов: подготовка на рабочем месте остается сегодня основной фор-
мой педагогического образования преподавателей вузов. Предпринимаемые в
этом направлении усилия (включение в стандарты непедагогических специаль-
ностей курса психологии и педагогики, в стандарты аспирантской подготовки в
качестве факультатива профессиональной программы для получения дополни-
тельной квалификации «Преподаватель высшей школы» и др.), безусловно,
имеют важное значение. Однако по существу сегодня это только обозначение
перспектив решения рассматриваемых проблем, требующее дополнительных
исследований содержания базового педагогического образования преподава-
телей вузов, включая особенности подготовки ассистента, доцента и профессо-
ра, и организационно-педагогических условий его реализации.
3
Едва ли не в зачаточном состоянии находится теория педагогической под-
готовки научных руководителей кандидатских и консультантов: докторских
диссертаций. В целом научные основы этой весьма специфической и сложной
педагогической деятельности разработаны недостаточно.
Принципиально важное значение для теории структуры содержания про-
фессионального образования имеет полученное в ходе рассмотрения совокуп-
ного предмета, профессиональной деятельности заключение о неправомерности
прерогативы доминантности отраслевого или педагогического компонентов в
содержании профессионально-педагогического образования. Любой из этих
двух компонентов по своим функциям в рамках совокупного предмета профес-
сиональной деятельности не может быть первичным либо вторичным. В содер-
жании профессионально-педагогического образования их следует рассматри-
вать только сбалансированно, включая общие и специфические составляющие
этих компонентов.
2. Современная концепция структуры содержания
профессионального образования
Анализ существующих методик по общетехническим, специальным пред-
метам, производственному обучению позволил выявить требования к разра-
ботке теории и методики профессионального образования:
-
необходимость реализации методологического подхода к учебному
предмету, структуре и содержанию теории и методики профессионального об-
разования;
-
рассмотрение профессиональной деятельности рабочего или специ-
алиста как системообразующий фактор при разработке теории и методики про-
фессионального образования;
-
необходимость обеспечения взаимосвязи общеобразовательной и
профессиональной подготовки;
-
обеспечение единого понятийного аппарата в создании профессио-
нальной подготовки;
-
необходимость взаимосвязи теории и практики, репродуктивной и
продуктивной деятельности учащегося;
-
опора на научный опыт новаторов и передовиков педагогического
труда при разработке теории и методики профессионального образования;
-
соответствие теории и методики профессионального образования
логике учебного познания и учебно-производственного процесса;
4
-
построение теории и методики профессионального образования на
основе принципов педагогического моделирования и проектирования учебно-
познавательной и учебно-производственной деятельности учащегося.
Для того чтобы вывести данную отрасль педагогической науки на новый
качественный уровень, считаем необходимым рассмотреть статус теории и ме-
тодики профессионального образования как отрасли науки на уровне педагоги-
ческой категории. Под категорией понимаются наиболее общие и фундамен-
тальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения
явлений действительности и познания.
Опираясь на понятие «теория и методика профессионального образова-
ния как педагогическая категория», рассмотрим этот феномен в иерархической
структуре на основе методологических функций, отражающих существенные,
всеобщие свойства и отношения в реальном профессиональном обучении.
Методологические требования к методикам обучения как интегративной
характеристике, соответствующей профессиональной подготовке рабочих и
специалистов, выдвигают на первый план проблему комплексных методик обу-
чения по интегративным группам профессий.
Создать комплексную методику обучения можно только при условии вы-
явления целостных характеристик на основе представления методики как слож-
ной, многоаспектной категории, на функционирование которой влияют многие
факторы: социальные, экономические, логико-познавательные, лингвистико-
семантические, педагогические, психологические, научно-технические и др. На
уровне общенаучной интеграции это возможно на основе синтеза знаний о ме-
тодической системе теоретического и производственного обучения в профес-
сиональной школе. Причем новое знание должно быть выведено из знания це-
лостных систем.
При переходе на теоретический уровень решения проблемы общенаучная
интеграция должна быть выражена в формировании закономерностей интегра-
ционных процессов в обучении. В этой связи необходимо учитывать следую-
щие закономерности.
Интеграция содержания образования основывается на синтезе знаний,
умений; на единстве общего и профессионального образования; на диалектиче-
ском единстве общества, науки, техники, производства, взаимодействии и взаи-
мообусловленности их развития; на усилении связи теории и практики,
единстве и различии теоретического и производственного обучения.
Изменение соотношения теоретического и производственного обучения
должно носить не количественный (по объему учебного времени), а качествен-
5
ный характер.
Установление соответствия между содержанием теории и методики про-
фессионального образования и дидактическим оснащением учебного процесса.
Необходимость качественной подготовки требует повышения степени из-
менчивости педагогической деятельности, усиление ее гибкости.
Повышение научного уровня содержания теории и методики профессио-
нального образования вызывает повышение профессиональной направленности
теоретического обучения и научного обоснования производственного обуче-
ния.
При освоении теории и методики профессионального образования необ-
ходимо ориентироваться на единство репродуктивной и творческой деятельно-
сти и развитие производственного обучения.
Теория и методика профессионального образования имеет широкие связи
с педагогическими науками. Они основаны на педагогических законах, законо-
мерностях и принципах, взаимодействии процессов обучения, воспитания и
развития, взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образо-
вания. Благодаря методикам профессионального обучения реализуется педаго-
гическая теория в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятель-
ности, степень эффективности которой обеспечивает обратную связь от практи-
ки к теории. Тесное взаимодействие методика имеет с психологией. Теория и
методика профессионального образования обучения опирается на психологию,
когда определяются методы формирования и систематизация знаний, умений и
навыков, выявляются пути активизации познавательной и трудовой деятельно-
сти учащихся, организации их самостоятельной работы и развития творческих
способностей, когда разрабатываются методы формирования и проверки зна-
ний, умений и навыков.
В решении многих вопросов методика обучения связана с физиологией,
особенно с проблемами изучения режимов труда и отдыха, определения соот-
ношений теоретических и практических занятий, повышения эффективности
формирования основ профессионального мастерства, развития культуры ум-
ственной деятельности в процессе производительного труда и др.
Теория и методика профессионального образования имеет ряд отличи-
тельных особенностей от методики преподавания основ наук. К первой особен-
ности относится тот факт, что теория и методика профессионального образова-
ния построена на основе интеграции нескольких, зачастую даже разных основ
экономических, технических, технологических, сельскохозяйственных и других
наук. В связи с этим теория и методика профессионального образования имеет
6
как прямые, так и опосредованные через педагогику связи с перечисленными
науками. Другая особенность состоит в том, что теория и методика профессио-
нального образования выходит за рамки одного предмета и обусловлена целями
подготовки учащихся к работе. Третья особенность заключается в том, что тео-
рия и методика профессионального образования основывается на закономерно-
стях и принципах, логике не только педагогического, но и производственного
процесса. Следующая особенность состоит в том, что рассматриваемые методи-
ки имеют достаточно широкие функции в обучении, т.к. охватывают два про-
цесса - теоретическое и производственное обучение.
В основе теории Общей структуры содержания образования лежит опре-
деление самого понятия содержания образования как сущностной стороны про-
цесса становления личности, что на макроуровне детерминируется уровнем раз-
вития культуры общества и самого социального института образования, на ми-
кроуровне - закономерностями становления личности. Исходной информацион-
ной базой для теории структуры содержания образования является, таким об-
разом, совокупная характеристика структуры личности, включая те ее основ-
ные стороны, которые подлежат формированию (знания, умения), развитию,
воспитанию.
Согласно общей теории, структуры содержания образования в содержа-
тельной структуре обучения, как процессе образования личности, выделяются:
а) сквозные линии процесса становления личности,
б) последовательные этапы этого процесса.
Сквозными компонентами, или отраслями, образования личности являют-
ся такие его отрасли, которые, последовательно развиваясь, образно говоря,
«пронизывают» все ступени (этапы) образования, будучи обязательной состав-
ной частью каждой из них.
Базовыми сквозными линиями (отраслями) образования являются общее,
профессиональное и научное образование, а также область пересечения общего
и профессионального - политехническое образование.
В результате длительной эволюции мировая практика выделила следую-
щие этапы процесса становления личности:
- общее образование (структурно состоит из трех последовательных сту-
пеней),
- профессиональное (включает ступени начального, среднего и высшего)
и научное образование (аспирантура и докторантура).
Содержание образования на каждой из его ступеней представляет собой
совокупность соответствующих «отрезков» перечисленных выше сквозных со-
7
ставляющих и строится с учетом логики развития каждой из сквозных линий, с
учетом горизонтальных межпредметных связей, а также возрастных познава-
тельных возможностей обучаемых. Тем самым обеспечивается преемствен-
ность ступеней образования.
Другая важнейшая закономерность теории структуры содержания образо-
вания заключается в том, что структура содержания образования предопределя-
ется двумя, основными детерминантами - структурой деятельности и структу-
рой объекта изучения.
Каждая из сквозных линий содержания образования, имея свою сложную
структуру, развертывается в дидактическую «цепочку», распределенную по го-
дам и ступеням обучения. Сквозная линия общего образования включает в себя
систему общеобразовательных учебных предметов. Специальное образование
включает в себя теоретические предметы профессионального цикла, учебные
практики и учебное проектирование. В свою очередь, каждый из названных
компонентов содержания имеет свою собственную структуру.
В теории содержания образования учитывается также следующая его гра-
дация по технологическому признаку: теоретическое обучение, практическое
обучение, учебное проектирование.
Концепция структуры содержания теоретического обучения к настояще-
му времени достигла наиболее, высокого уровня развития по отношению к тео-
рии других компонентов. Вместе с тем, анализ позволяет отметить, что эта вы-
сокая оценка уровня теории в полной мере относится лишь к теории структуры
общего образования.
Сквозная линия практического обучения подразделяется на последова-
тельные ступени учебно-практической деятельности обучаемых, особым об-
разом отобранные по содержанию характеризующиеся адекватными формами и
методами. Структура практического обучения детерминируется: а) в части
сквозных компонентов, содержания - структурой осваиваемой деятельности; б)
в ее ступенчатом выражении - структурой поэтапного освоения деятельности.
Учебное проектирование представляет собой второй пропедевтический
отрезок одной из сквозных линий содержания образования - развитие способно-
стей человека к научному творчеству (научного образования).
В результате дидактических построений в соответствии с вышеобозна-
ченными закономерностями общей теории структуры содержания образования
получена структура инвариантной части высшего профессионального образова-
ния.
8
Заключение
Теория и методика профессионального образования как педагогическая
категория раскрывает сущность функционирования теоретического базиса пе-
дагогического знания и механизма осуществления процессов обучения, воспи-
тания, развития в профшколе на основе взаимосвязи законов педагогики и зако-
нов производства.
Как самостоятельный феномен теория и методика профессионального об-
разования опирается на философские, исторические, педагогические, психоло-
гические и физиологические, логические категории, развивающиеся в процессе
познания и практики, и формирует методические (научные) понятия, отражаю-
щие существенные свойства объекта (профессионально-технического образова-
ния).
Как научная дисциплина теория и методика профессионального образова-
ния имеет широкие параметры распространения, позволяющие ей расширять
свои границы и обеспечивать перенос как всеобщих свойств и функций на пе-
дагогические и дидактические категории, так и частных, но необходимых -
направленных на учебно-воспитательный процесс. Таким образом, она высту-
пает источником потребления теории и практики педагогики и дидактики.
Двойственные функции теории и методики профессионального образова-
ния обусловлены объективной природой объекта профессиональной педагоги-
ки, охватывающей области социализации, профессионализации и персонализа-
ции личности, отдельные системы профессиональной подготовки, познаватель-
ные процессы в теоретическом и производственном обучении, профессиональ-
ном воспитании и развитии личности.
Теория и методика профессионального образования охватывает более
широкие области взаимодействия (в отличии от частных методик обучения в
общеобразовательной школе), с одной стороны, с социальными, естественными
и техническими науками, регламентирующими цели и процесс подготовки ра-
бочих, а с другой - с дисциплинами психолого-педагогического цикла.
Значительное влияние на совершенствование теории и методики профес-
сионального образования оказывают тенденции развития науки, техники и
производства, социальные и экономические условия функционирования обще-
ства, что существенно меняет их природу, концентрирует содержание, универ-
сализирует формы, методы и средства обучения, генерализирует сущность соб-
ственно методического знания.
Система профессионально-педагогического образования ориентирована
9
на подготовку педагогов профессионального обучения не для двух (начальное и
среднее), как это считалось ранее, а для четырех сфер профессиональной дея-
тельности, включая три ступени профессионального образования (начальное,
среднее, высшее) и научное образование (аспирантура и докторантура). Расши-
ренное полнокомпонентное представление профессионального образования со-
ответствует принципу функциональной полноты системы, что является необхо-
димым условием для определения общих закономерностей ее строения и функ-
ционирования.
В содержании профессионального образования выделяется системообра-
зующая часть, ранее остававшаяся вне поля зрения исследователей. Инвариант-
ными по отношению к подготовке педагогов для всех ступеней профессиональ-
ного образования (начального, среднего, высшего, научного) и отраслевых спе-
циализаций (агроинженерия, энергетика, экономика и т.д.) являются сквозные
линии (отрасли) общего, профессионального и научного образования (а также
область пересечения общего и профессионального - политехническое образова-
ние) и набор структурных единиц (предметов) содержания теоретического обу-
чения.
10