Напоминание

Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики

Автор: Шуршикова Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Орехово-Зуевский г.о. Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа над активизацией познавательной деятельности – это

формирование

положительного

отношения

школьников

к

учебной

деятельности, развитие их стремления к более глубокому познанию

изучаемых предметов.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение

следующих условий:

-избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости,

бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности

режима работы;

-

использовать

содержание

обучения

как

источник

стимуляции

познавательных интересов;

-

стимулировать

познавательные

интересы

многообразием

приемов

занимательности

(иллюстрацией,

игрой,

кроссвордами,

задачами

шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

- специально изучать приемам умственной деятельности и учебной работы,

использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной

памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных

размышлений и проб и закрепились в результате его собственной

творческой деятельности над учебным материалом. Д. Пойа писал

«математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел

случая решить задачу, изобретённую им самим».

Одной из главных задач учителя является организация учебной

деятельности

таким

образом,

чтобы

у

учащихся

сформировались

потребности

в

осуществлении

творческого

преобразования

учебного

материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией

познавательной деятельности – это значит формировать положительное

отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к

более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя –

повышение в структуре мотивации удельного веса внутренней мотивации

учения.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном

для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот,

«воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в

самообразовании – это значить пробудить познавательную активность и

самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто

осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы каждого

ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие

возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии

более способным детям. Учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый

характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и

есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком

понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к

предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск

дополнительных средств,

стимулирующих развитие общей активности,

самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного

возраста.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников

к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов

обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые

надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого

мышления. Умение заинтересовать математикой – дело не простое. Многое

зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как

вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая

активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических

приёмов, которые выбирает учитель.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так,

чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по

ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся

Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от

методических приёмов, которые выбирает учитель. Как сформулировать

интерес к предмету у ребёнка? Через самостоятельность и активность, через

поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации,

разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную

окраску урока.

Создание на уроке учебной проблемной ситуации

Сообщить готовое быстрее чем открывать его вместе с учениками , но

от прослушанного, как известно, через две недели в памяти остается только

20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска рассуждая

вслух высказывая предложения обсуждая их доказывая истину. Учащихся

включая деятельность,

которая носит исследовательский характер. В

реализации проблемного обучения существенную роль играет создания на

уроке

учебной

проблемной

ситуации.

Это

оправдывающий

себя

дидактический приём, с помощью которого учитель держит в постоянном

напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения детскую

любознательность. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал,

что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или

сообщены. Это можно достичь собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.

Проблемные ситуации можно создавать практически на каждом уроке

математики и совместно с учащимися успешно с ними справляться.

Практические работы как средство активизации

познавательной деятельности

школьников

Одним

из

средств

активизации

познавательной

деятельности

школьников

является

широкое

использование

их

жизненного

опыта.

Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы.

Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик

что-то рисовал, чертил, вырезал или раскрашивал, это что-то само по себе

становится

опорой

его

памяти.

Такой

вид

работы,

как

обучающее

практическое занятие, является творческим для учащихся. Выполнение

задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому

занятию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой

самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне

в виде информации, а являются внутренним продуктом практической

деятельности самих учащихся.

Использование опорных схем на уроке

Велика

роль

опорных

схем

или

карточек

информаторов

в

организации

познавательной

деятельности

учащихся.

Их

лучше

составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и

можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при

повторении. Опорные схемы, карточки – информаторы уменьшают

нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью

изложить материал самостоятельно.

Примеры:

1.

Обыкновенные дроби

2.

Правило умножения десятичных дробей.

3.

Виды треугольников

Другие приемы организации познавательной деятельности

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе

является

формирование

у

учащихся

сознательных

и

прочных

вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры

можно

судить

по

их

умению

производить

устные

и

письменные

вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в

правильности

полученных

результатов.

Вычислительные

навыки

отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая

степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного

формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному

счёту, различным приёмам устной работы. Организация устных вычислений

в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе

устного счёта развивается память, быстрота реакции, воспитывается

умение

сосредоточиться,

инициатива

учащихся,

потребность

к

самоконтролю,

повышается

культура

вычислений.

А

использование

методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления

учащихся.

Оживляет урок и использование материала из истории математики.

Можно это делать учителю, можно давать задание детям. 1 – 3 минуты,

потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских

душах живой отклик.

Активное

внедрение

информационных

и

коммуникационных

технологий превратили компьютер в незаменимого помощника для учителя

– предметника.

Одним из свойств использования компьютера на уроке является

создание благоприятной обстановки для обучения. Компьютер вызывает

интерес у учащихся. Он снимает психологический барьер между учеником и

учителем, вызванный объективными и субъективными причинами. Эти

причины тормозят развитие творческих способностей учащихся, процесс

обмена информацией. Использование компьютера на уроке существенно

меняет ситуацию.

Можно выделить следующие способы применения компьютерной

техники на уроке математики:

1)

Подготовка

печатных

раздаточных

материалов

(самостоятельные,

контрольные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы.

2)

Мультимедийное

сопровождение

объяснения

нового

материала

(презентации, учебные видеоролики.

3) Контроль знаний. При контроле используются тесты.