Напоминание

Процесс исследовательской деятельности студентов на занятиях по истории

Автор: Светлана Васильевна Быканова
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУРСК
Наименование материала: статья
Тема: Процесс исследовательской деятельности студентов на занятиях по истории







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Быканова Светлана Васильевна,

преподаватель, ОБПОУ «КАТК», г. Курск

Процесс исследовательской деятельности студентов на занятиях

по истории

Современный

уровень

отношений

в

обществе

характеризуется

постоянным возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из

задач, стоящих перед российским образованием, формирование человека с

критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных

решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира,

формирование конкурентоспособного специалиста.

В современный педагогический процесс широко внедряются методы и

приемы,

формирующие

у

обучающихся

навыки

самостоятельного

приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения

выдвигать

гипотезы

и

делать

выводы.

К

ним

относится

научно-

исследовательская

деятельность.

Именно

эта

деятельность

позволяет

реализовать личностно – ориентированный подход, создает условия для

развития

творческих

способностей

и

активизации

познавательной

деятельности обучающихся.

Научно-исследовательская

деятельность

это

серьезная

и

целенаправленная работа преподавателя-руководителя. Исследовательская

деятельность

предполагает

системную

работу

с

каждой

группой

обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и

исследовательского характера, которые выполняют ребята в рамках своих

тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой

группы,

ребята

получают

возможность

изучать

выбранную

ими

и

интересную для них область знаний через систему самых разнообразных

мероприятий,

проводимых

как

в

техникуме,

так

и

вне.

Благодаря

исследовательской деятельности обучающие приходят к определенному

результату через анализ всеобщих связей различных наук и знаний

окружающего

мира,

к

формированию

результата

исследования

как

самостоятельного взгляда на решение поставленной проблемы.

Первые

навыки

исследовательской

деятельности

обучающиеся

получают в процессе подготовки сообщений, докладов и рефератов в

процессе всего учебного процесса, начиная со школьной скамьи.

Исследовательская

деятельность-

это

творческий

процесс,

направленный на поиск решения неизвестного, в ходе которого происходит

трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение.

Цель исследовательской деятельности - приобретение обучающимися

функционального

навыка

исследования

как

универсального

способа

освоения действительности.

В организации исследовательской деятельности студентов в период

подготовки к самостоятельной работе, я выделяю следующие задачи:

1.

Приобщение обучающихся к проблемам научной и социальной

направленности.

2.

Развитие

познавательных

интересов,

самостоятельности

обучающихся в осмыслении явлений, событий, процессов.

3.

Развитие

общественных

умений,

навыков

и

способов

познавательной деятельности: навыки логико-смыслового анализа текстов;

составление плана,

тезисов доклада; разделение процесса на этапы,

выделение

характерных

причинно-следственных

связей;

выдвижение

гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике; умение

пользоваться различными источниками информации и др.

Задания такого типа на занятиях формируют у студентов достаточные

умения для осуществления самостоятельной детельности.

Вхождение в исследовательское пространство начинается с первых

занятий истории. На первом уровне структура занятия включает в себя

совместное со студентами определение целей и задач урока, формулировку

проблемного вопроса, поэтапное изучение темы на основе знакомства с

различными видами исторических источников и рефлексии, представленной

вопросами, которые требуют в ответе выражение собственной позиции к

изучаемой проблеме. Особое место отводится анализу письменных текстов

(в том числе вариативных, альтернативных). Я привлекаю источники

информации,

способные повысить не только познавательный интерес к

предмету, но и затронуть чувственно эмоциональную сферу студента, т.е

мотивировать выработку личностного отношения студентов к изучаемым

событиям и процессам. Специфика этих заданий так же состоит в том, что

они сочетают в себе профессиональную направленность знаний и интересов

обучающихся,

например,

при

изучении

темы

«Эпоха

петровских

преобразований

в

России»

студентам

предлагается

сопоставить

характеристики тенденций периода на основе анализа исторических картин

Васнецова, Сурикова, Рябушкина, Хлебовского. На заключительном этапе

занятия, посвященном изучению событий Великой ответственной войны

обучающиеся должны, на основе полученных знаний и подборке аудио-видео

ряда, составить синквейн, отражающий личное отношение к войне.

Следующий

уровень

освоения

навыков

исследовательской

деятельности предполагает написание творческих работ в форме эссе. Темы

работ: «Откуда есть пошла Русская Земля», «Монгольский след в истории

Росиии» «Иван Грозный- тиран или реформатор», «Екатерина II не дала

народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих

благ» (В.Ключевский).

Студенты в процессе освоения этого вида деятельности имеют

возможность

научиться

четко

и

грамотно

формулировать

мысли,

структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять

причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими

примерами, аргументировать свои выводы.

Третий уровень предусматривает овладение распространенной формой

самостоятельной

работы

исследовательского

характера

-

проблемно-

реферативные творческие проекты. Моя задача в процессе обучения -

познакомить ребят с алгоритмом и приемами исследования, предложить

актуальные темы, проблемы для изучения, обсудить порядок работы,

проводить консультации по ходу исследования и оформления итоговых

результатов, обеспечить доступность научной литературы. При написании

исследовательских работ по истории России или стран мира студенты

показывают уже знание базовых событий прошлого, умение самостоятельно

находить постоянно расширяющийся круг новых сведений об этом прошлом,

представление о специфике изучаемой темы, понимание взаимосвязи

истории с развитием общества, способность адаптировать опыт прошлого к

современной практике.

Процесс исследовательской деятельности студентов на специально

организованных занятиях истории позволяет обучить:

1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению

подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,

вытекающих из этой проблемы;

2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности

обучающегося;

3. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого

знания;

4. практическому применению знаний в различных ситуациях;

5. выбору, освоению и использованию подходящей технологии при

проведении исследования;

6.

проведению

исследования

(анализу,

синтезу,

детализации,

обобщению);

7. самоанализу и рефлексии;

8. представлению результатов своей деятельности;

9. презентации в различных формах, с использованием специально

подготовленного продукта исследования (макета, плаката, компьютерной

презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео и др.).

Именно эти качества позволяют студентам успешно выполнять

самостоятельно задания исследовательского характера уже и в рамках

внеурочной деятельности.

Литература

1.

Бадашкеев М. В. Исследовательская деятельность студентов как

фактор профессионального становления будущих педагогов / М. В.

Бадашкеев, М. А. Бадашкеева // Среднее профессиональное

образование. – 2014. – № 6. – С. 41–43.

2.

Володарская Е. А. Динамика имиджа науки в процессе развития

исследовательских

умений

студентов

/

Е.

А.

Володарская

//

Психологический журнал. Т. 30. – 2015. – № 1. – С. 14–31.

3.

Востриков

С.

В.

Инноватика

и

проблемы

развития

науки

в

постсоветской России / С. В. Востриков // Социальные трансформации:

материалы

международного

коллоквиума

«Высшая

школа

в

развивающейся России: история, традиции и современные проблемы».

– Смоленск, 2008. – Вып. 17. – С. 27-34.

4.

Гладышева

М.

М.

Оценка

степени

сформированности

исследовательских

компетенций

обучающихся

в

процессе

непрерывного профессионального образования на начальном этапе

экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова //

Высшее образование сегодня. – 2016. – № 2. – С. 39–43.