Автор: Сабирова Зимфира Гелметдиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа- интернат" д. Березовка
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРГАЯШСКИЙ РАЙОН, АРГАЯШ
Наименование материала: презентация
Тема: "Система работы социального педагога."
МКОУ школа-интернат
Система работы социального
педагога.
2015г.
Социально – педагогическая деятельность
(СПД)
Цель СПД
Цель СПД
Задачи
Содержание
СПД
(направления)
Методы
СПД
Формы СПД
(индивидуальные, групповые,
коллективные)
Реализация
Результаты СПД
Анализ СПД
Цель деятельности
социального педагога
По согласованию с администрацией школы, на основе
анализа СПД за предыдущий год социальный педагог может
развивать свою деятельность в необходимых направлениях,
наполняя их конкретным содержанием.
1
•
Создание благоприятных условий для развития
личности ребёнка (физического, социального,
духовно- нравственного, интеллектуального)
2
•
Оказание ребёнку комплексной помощи в
самореализации и самоорганизации в процессе
восприятия мира и адаптации в нём
3
•
Защита ребёнка в его жизненном
пространстве
Основные направления СПД
1.
СП исследования;
2.
СП защита прав ребёнка;
3.
Обеспечение СП поддержки семье в формировании
личности учащихся;
4.
СП консультирование;
5.
СП профилактика, коррекция и реабилитация;
6.
Содействие созданию педагогически ориентированной
среды для оптимального развития личности ребёнка;
7.
Поддержка социально ценной деятельности детей и
подростков
;
8.
Организационно-методическая деятельность;
Содержание СП профилактики, коррекции и
реабилитации
Раннее
выявление
и
предупреждение
фактов
отклонения
поведения учащихся;
Обеспечение
профилактической
и
коррекционной
работы
с
детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта
(«группа риска», ВШК, ОПДН и пр.);
Способствование пропаганде КЗ и БОЖ (Культура Здорового и
Безопасного Образа Жизни);
Повышение
уровня
правовой
грамотности
учащихся
и
их
родителей с целью профилактики девиантного поведения;
Организация
реабилитации
детей,
испытывающих
различные
затруднения
в
системе
разнообразных
отношений,
которые
вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).
Социальный паспорт школы.
•
Количество учащихся- 67.
Состав семей:
•
Неблагополучные – 7 семей (9 детей)
•
Неполные: 14 ( в них воспитываются 17
детей)
•
Многодетные: 29 ( в них воспитываются 33
детей)
•
Опекаемые :4
•
Из них сирот: 1
•
Имеют инвалидность: 31
Формы раннего выявления
неблагополучных семей и детей «группы
риска»
•
Выявление неблагополучных семей и детей «групп
риска» при поступлении в ОУ:
посещение классным
руководителем семей вновь прибывших учащихся
•
Источники информации о семье:
Сам ребёнок;
КДН и ОПДН;
Отдел помощи семье и детям;
Родственники, соседи;
Депутат, участковый;
Детская поликлиника, ФАП.
•
СП исследования
(социальный педагог, психолог, классный
руководитель)
с целью выявления социальных и
педагогических проблем ребёнка
(тесты, анкетирование,
беседы и пр.)
Кого мы называем «группой риска»?
Несовершеннолетние,
воспитывающиеся в
неблагополучных семьях
Дети с высокой наследственной
отягощённостью психическими
и психосоматическими
заболеваниями, гиперактивные
дети
Учащиеся с социальной и
школьной дезадаптацией
Несовершеннолетние,
совершившие
правонарушения и
преступления (учёт в ПДН)
Дети и
подростки
«группы риска»
«Неблагополучные семьи» –
это семьи, где присутствует:
Уклонение от
выполнения
родительских
обязанностей
Уклонение от
выполнения
родительских
обязанностей
Бытовое
пьянство
Бытовое
пьянство
Хронический
алкоголизм или
наркомания
(мед.
заключение)
Хронический
алкоголизм или
наркомания
(мед.
заключение)
Жестокое
обращение с
детьми родителей
или других членов
семьи
Злоупотребление
родительскими
правами
Типология проблемных семей
«Пограничная семья»
(периодическое
употребление спиртных напитков, пренебрежение к
выполнению родительских обязанностей, отсутствие
контроля за посещаемостью и успеваемостью
ребёнка, незнание его интересов и круга общения)
«Пограничная семья»
(периодическое
употребление спиртных напитков, пренебрежение к
выполнению родительских обязанностей, отсутствие
контроля за посещаемостью и успеваемостью
ребёнка, незнание его интересов и круга общения)
Конфликтная семья
(конфликтные
взаимоотношения между родителями, тяжёлая
морально- психологическая атмосфера,
настраивание ребёнка агрессивными родителями
друг против друга, что приводит к бегству из дома,
девиантным формам поведения)
Конфликтная семья
(конфликтные
взаимоотношения между родителями, тяжёлая
морально- психологическая атмосфера,
настраивание ребёнка агрессивными родителями
друг против друга, что приводит к бегству из дома,
девиантным формам поведения)
Педагогически несостоятельная
семья
(беспомощность в построении
взаимоотношений с детьми, авторитарный стиль
воспитания, гиперопёка, попустительство и пр.)
Педагогически несостоятельная
семья
(беспомощность в построении
взаимоотношений с детьми, авторитарный стиль
воспитания, гиперопёка, попустительство и пр.)
Этапы работы СП
с неблагополучной семьёй
Работа СП с неблагополучной семьёй
(составление и реализация плана работы, текущие и контрольные посещения,
консультирование, оказание материальной помощи)
Работа СП с неблагополучной семьёй
(составление и реализация плана работы, текущие и контрольные посещения,
консультирование, оказание материальной помощи)
Дала результаты
Не дала положительных
результатов
Изучение причин неблагополучия в семье, составление
карты семьи:
(особенности, состав семьи, первичное обследование материально
–бытовых условий)
Изучение причин неблагополучия в семье, составление
карты семьи:
(особенности, состав семьи, первичное обследование материально
–бытовых условий)
Изучение семьи: благополучна ли?
Изучение семьи: благополучна ли?
да
нет
Этапы работы СП
с неблагополучной семьёй
Внутришкольная профилактическая работа
(привлечение специалистов (педагог –психолог, мед. работник и пр. для
помощи в работе с неблагополучной семьёй, беседы с родителями и
ребёнком, посещение семьи.)
Внутришкольная профилактическая работа
(привлечение специалистов (педагог –психолог, мед. работник и пр. для
помощи в работе с неблагополучной семьёй, беседы с родителями и
ребёнком, посещение семьи.)
Снятие семьи с ВШК
Дала результаты
Не дала положительных
результатов
Постановка на ВШУ (внутри школьный учёт)
(решение о постановке на ВШУ выносит педсовет, Совет
профилактики, информация д/б донесена до родителей)
Постановка на ВШУ (внутри школьный учёт)
(решение о постановке на ВШУ выносит педсовет, Совет
профилактики, информация д/б донесена до родителей)
Этапы работы СП
с неблагополучной семьёй
Выход с исковыми заявлениями в суд
об ограничении в родительских правах
Выход с исковыми заявлениями в суд
об ограничении в родительских правах
Ограничение в родительских правах
дало положительные результаты
Ограничение в родительских правах
не дало положительных результатов
Обращение в КДН
Обращение в КДН
ОУ посылает секретарю КДН письменное представление на семью с
приложением: психолого- педагогическая характеристика на
ребёнка, акт обследования жилищно-бытовых условий, выписки из
протоколов Совета профилактики, педсовета)
Профилактическая работа совместно с ОПДН
Профилактическая работа совместно с ОПДН
Дала положительный
результаты
Не дала положительных результатов
Этапы работы СП
с неблагополучной семьёй
Выход с иском о лишении родительских прав через
отдел охраны прав детства УО.
Выход с иском о лишении родительских прав через
отдел охраны прав детства УО.
Образ жизни родителей остаётся прежним, налицо
систематическое уклонение от воспитания,
злоупотребление спиртными напитками?
Образ жизни родителей остаётся прежним, налицо
систематическое уклонение от воспитания,
злоупотребление спиртными напитками?
Нет, родители
исправляются
да
Социальная и школьная
дезадаптация учащихся
Нарушение норм морали и права, асоциальные
формы поведения, деформация ценностных и
социальных установок, ошибки семейного
воспитания (сквернословие, курение, дерзкие
выходки, неадекватная самооценка и пр.)
Нарушение норм морали и права, асоциальные
формы поведения, деформация ценностных и
социальных установок, ошибки семейного
воспитания (сквернословие, курение, дерзкие
выходки, неадекватная самооценка и пр.)
Педагогическая запущенность, конфликтные
взаимоотношения с педагогами и сверстниками,
пропуски уроков без уважительной причины
Педагогическая запущенность, конфликтные
взаимоотношения с педагогами и сверстниками,
пропуски уроков без уважительной причины
Стратегии работы с учащимися
группы риска
•
Взаимодействие СП с самим ребёнком;
•
Работа СП с педагогическим и взрослым
социальным окружение подростка;
•
Совместная работа СП и классного
руководителя по оздоровлению
отношений в классном коллективе;
•
Нахождение способов взаимодействия в
неформальных структурах