"Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников"

Автор: Селезнёва Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Селезнёва Н.П. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирск Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников (из опыта работы) Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе - одна из задач воспитания и социализации учащихся начальной школы. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребёнка, но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Воспитание активной жизненной позиции начинается с первого дня пребывания ребёнка в школе. Но чтобы воспитание активности было целенаправленным, необходимо уточнить для себя некоторые принципиальные позиции и взгляды. Моё главное внимание сосредоточено на личности ребёнка. Каков он, сегодняшний младший школьник? Каждый ребёнок талантлив, только он про то не знает. Между тем талант заключён в самой природе детства. Мне важно, чтобы мои питомцы сердцем ощутили справедливость слов поэта «людей неинтересных в мире нет», поверили в то, что каждый человек – это великая тайна, это целый том, если только ты знаешь, как прочесть его. Моя задача – найти изюминку личности, раскопать тот вид деятельности, в котором каждый ученик наиболее ярко может проявить лучшие свои задатки. А для этого жизнь ребёнка в школе и вне школы не должна ограничиваться учёбой, а быть очень разнообразной. Содержание деятельности младших школьников должно раскрывать перед ними их возможности. Сегодня воспитание всё меньше напоминает процесс, направленный в одну сторону, от учителя к ученику. Ребёнок активно воспитывает сам себя, если же нет, его надо этому научить. Успех дела воспитания – во взаимодействии, взаимопонимании взрослых и детей. Наиболее верный путь к сознанию ребёнка ведёт через его чувства, участие в мероприятиях интересных ему. Развитие и коррекция способностей ребёнка происходит за счёт включения его в те или иные виды деятельности. Вот почему, формируя у ребят активную жизненную позицию, я придаю особое значение участию каждого ученика в праздниках, конкурсах на уровне класса, школы, города и края. К проведению мероприятий привлекаю и родителей обучающихся. Приведу примеры ключевых мероприятий, которые проводятся в системе внутри класса и на уровне школы. Так, в целях пропаганды здорового образа жизни в 1 классе в системе использую динамические паузы, на которых особое внимание уделяю играм на свежем воздухе. Во 2 классе – уроки здоровья, которые призваны научить учащихся быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. Уроки здоровья провожу в виде оздоровительных минуток, деловых игр, разучивания комплекса упражнений, общения с природой, бесед, решения задач, где надо помочь «герою» разобраться в его проблеме. В 3 – 4 классах ежемесячно проводим дни здоровья в форме соревнований, конкурсов, «Весёлых стартов». Ежегодно проходят праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Во время проведения таких мероприятий ребята отлично проявляют себя, активно вступают во взаимодействия друг с другом и взрослыми. В классе существуют традиции: каждый новый учебный год начинается с однодневного похода в лес, три раза в год проводятся «Дни именинников». В течение учебного года – мини – праздники «У нас сегодня именинник» или «Вот они, какие именинники !», или «Самые-самые …». Также провожу игры, которые направлены на развитие самооценки и
взаимооценки у обучающихся. Например, «Свободный разговор», «Расскажи мне обо мне», «Мы и наше настроение». Для развития социальной активности использую на переменах игру «Зеркало», которая даёт возможность проявить активность пассивным детям, сюжетно – ролевые игры «Зазвонил телефон», «Поездка на дачу» и др. Начиная с первого класса, дети принимают по желанию участие в проведение предметных недель. Здесь каждому найдётся дело по душе. Если в первом классе они выполняют поделки, рисунки, то во втором классе составляют кроссворды, загадки, а в третьем – четвёртом классах пишут стихи, играют в КВН, участвуют в конкурсах со своими родителями. Придать обучению творческий характер, повысить активность обучающихся позволяет использование различных форм исследовательской деятельности. Так, в 1-2 классах детям предлагаю экспресс-исследования, т.е. кратковременные исследования по предложенной теме. Например, исследовать, сколько цветов и оттенков можно насчитать в окраске осенних листьев, как зимуют травы и др. Учащиеся выполняют и длительные по времени исследования. Например, «Как защищают люди плодовые деревья от заячьих набегов», «Дом моей мечты» и др. С увлечением ребята вместе с родителями составляют своё родословное древо. В 3-4 классах на уровне школы учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях. Учащимися были представлены следующие работы – «Тайна имени Мария», «Какого цвета снег», «Верные и неверные приметы», «О чём может рассказать причёска», «Планета Солнечной системы – Венера», «История музыкального инструмента, на котором я играю» и др. Думается, что такие мероприятия в определённой степени учат ребят умению слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, вступать в диалог, участвовать в дискуссии, т. е. повышают их уровень активности. Ученики моего класса являются активными участниками мероприятий, которые проводятся на уровне города и края. В течение многих лет учащиеся принимают активное участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, марафонах, где занимают призовые места. Активность, энергия детей не иссякают. Они хотят выдумывать, выступать, одним словом, действовать. Ребята с большим интересом включаются в операции «Живи, книга!», «Мы за чистый школьный двор», «Щедрое сердце», с увлечением «работают» на фабрике «Деда Мороза». Каждый обучающийся класса стремится включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, так как он постоянно имеет возможность проявлять самостоятельность, активность, инициативу. Под активностью младшего школьника я понимаю активность, направленную на достижение как индивидуальных, так и общих целей. Она выражается не только в поступках и действиях, но и в сопереживании. Воспитание и социализация должны преодолеть самоизоляцию детства, обеспечить полноценное социальное созревание младших школьников. Представляю проект организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
2015-2016 уч.год
Проект организации внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению
(3 часа) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни ФИО педагога: Селезнёва Н.П. класс 3 «В» Тема проекта
Как следует питаться

Требования внешней или внутренней

среды

Ссылки (документ, цитата, другое)

Актуальн

ость
Правильное питание – основа здорового образа жизни Хотите быть красивыми и здоровыми, необходимо усвоить основы правильного питания. Если Вы не следите за своим питанием, питаетесь бутербродами, консервами и сухими завтраками, в дальнейшем могут возникнуть серьезные осложнения со здоровьем и пищеварением. Во время неправильного питания в организме скапливаются большое количество жиров и сахара, вызывая со временем самые распространенные болезни 21 века — атеросклероз и сахарный диабет
Проявление

Причина

Проблема
Наблюдается низкий уровень культуры питания. Второй год небольшая группа детей отказывается питаться в школьной столовой, большинство учащихся класса не любят употреблять в пищу каши
Цель

Задачи



Цели,

задачи
Формирование у учащихся культуры питания, как составляющей здорового образа жизни  Расширять познавательные возможности о правильном питании  Дать право выбора в питании (заповедь – не навреди)

Задачи

Результат

Критерий

результата

Мероприятие

Ресурс,

источник
 Расширять познавательн ые возможности о правильном питании  Дать право выбора в питании (заповедь – не навреди) Составление «золотых» правил питания. 100% питание в школьной столовой Активное участие в диалоге, полилоге Проявление интереса к вопросам: - Как правильно питаться? - Почему лучше есть в одно и то же время? - А какие продукты полезны?
-
Обмен мнениями на тему «Чем питается человек», Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», продолжение сказки - Заочная экскурсия в магазин Игра «Набор самых любимых твоих продуктов» -Здоровая пища для всей семьи. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» Л.А.Обухова. Тридцать уроков здоровья М.М. Безруких. Разговор о правильном питании Интернет