"Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников"
Автор: Селезнёва Надежда Петровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников"
Селезнёва Н.П.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Лесосибирск
Воспитание активной жизненной позиции у младших школьников
(из опыта работы)
Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе -
одна из задач воспитания и социализации учащихся начальной школы. Школа не является
единственным субъектом воспитания и социализации ребёнка, но ей как социальному
субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в
их осуществлении. Воспитание активной жизненной позиции начинается с первого дня
пребывания ребёнка в школе. Но чтобы воспитание активности было целенаправленным,
необходимо уточнить для себя некоторые принципиальные позиции и взгляды.
Моё главное внимание сосредоточено на личности ребёнка. Каков он, сегодняшний
младший школьник?
Каждый ребёнок талантлив, только он про то не знает. Между тем талант заключён в
самой природе детства. Мне важно, чтобы мои питомцы сердцем ощутили справедливость
слов поэта «людей неинтересных в мире нет», поверили в то, что каждый человек – это
великая тайна, это целый том, если только ты знаешь, как прочесть его.
Моя задача – найти изюминку личности, раскопать тот вид деятельности, в котором
каждый ученик наиболее ярко может проявить лучшие свои задатки. А для этого жизнь
ребёнка в школе и вне школы не должна ограничиваться учёбой, а быть очень
разнообразной. Содержание деятельности младших школьников должно раскрывать перед
ними их возможности.
Сегодня воспитание всё меньше напоминает процесс, направленный в одну сторону, от
учителя к ученику. Ребёнок активно воспитывает сам себя, если же нет, его надо этому
научить. Успех дела воспитания – во взаимодействии, взаимопонимании взрослых и детей.
Наиболее верный путь к сознанию ребёнка ведёт через его чувства, участие в
мероприятиях интересных ему. Развитие и коррекция способностей ребёнка происходит за
счёт включения его в те или иные виды деятельности.
Вот почему, формируя у ребят активную жизненную позицию, я придаю особое значение
участию каждого ученика в праздниках, конкурсах на уровне класса, школы, города и
края. К проведению мероприятий привлекаю и родителей обучающихся.
Приведу примеры ключевых мероприятий, которые проводятся в системе внутри класса и
на уровне школы.
Так, в целях пропаганды здорового образа жизни в 1 классе в системе использую
динамические паузы, на которых особое внимание уделяю играм на свежем воздухе. Во 2
классе – уроки здоровья, которые призваны научить учащихся быть здоровыми душой и
телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы. Уроки здоровья провожу в виде оздоровительных минуток, деловых игр,
разучивания комплекса упражнений, общения с природой, бесед, решения задач, где надо
помочь «герою» разобраться в его проблеме. В 3 – 4 классах ежемесячно проводим дни
здоровья в форме соревнований, конкурсов, «Весёлых стартов». Ежегодно проходят
праздники «Папа, мама, я – спортивная семья».
Во время проведения таких мероприятий ребята отлично проявляют себя, активно
вступают во взаимодействия друг с другом и взрослыми.
В классе существуют традиции: каждый новый учебный год начинается с однодневного
похода в лес, три раза в год проводятся «Дни именинников». В течение учебного года –
мини – праздники «У нас сегодня именинник» или «Вот они, какие именинники !», или
«Самые-самые …». Также провожу игры, которые направлены на развитие самооценки и
взаимооценки у обучающихся. Например, «Свободный разговор», «Расскажи мне обо
мне», «Мы и наше настроение». Для развития социальной активности использую на
переменах игру «Зеркало», которая даёт возможность проявить активность пассивным
детям, сюжетно – ролевые игры «Зазвонил телефон», «Поездка на дачу» и др.
Начиная с первого класса, дети принимают по желанию участие в проведение
предметных недель. Здесь каждому найдётся дело по душе. Если в первом классе они
выполняют поделки, рисунки, то во втором классе составляют кроссворды, загадки, а в
третьем – четвёртом классах пишут стихи, играют в КВН, участвуют в конкурсах со
своими родителями.
Придать обучению творческий характер, повысить активность обучающихся позволяет
использование различных форм исследовательской деятельности. Так, в 1-2 классах детям
предлагаю экспресс-исследования, т.е. кратковременные исследования по предложенной
теме. Например, исследовать, сколько цветов и оттенков можно насчитать в окраске
осенних листьев, как зимуют травы и др. Учащиеся выполняют и длительные по времени
исследования. Например, «Как защищают люди плодовые деревья от заячьих набегов»,
«Дом моей мечты» и др. С увлечением ребята вместе с родителями составляют своё
родословное древо.
В 3-4 классах на уровне школы учащиеся принимают участие в научно-практических
конференциях. Учащимися были представлены следующие работы – «Тайна имени
Мария», «Какого цвета снег», «Верные и неверные приметы», «О чём может рассказать
причёска», «Планета Солнечной системы – Венера», «История музыкального
инструмента, на котором я играю» и др.
Думается, что такие мероприятия в определённой степени учат ребят умению слушать и
слышать друг друга, уважать чужое мнение, вступать в диалог, участвовать в дискуссии, т.
е. повышают их уровень активности.
Ученики моего класса являются активными участниками мероприятий, которые
проводятся на уровне города и края.
В течение многих лет учащиеся принимают активное участие во Всероссийских
конкурсах, олимпиадах, марафонах, где занимают призовые места.
Активность, энергия детей не иссякают. Они хотят выдумывать, выступать, одним словом,
действовать. Ребята с большим интересом включаются в операции «Живи, книга!», «Мы
за чистый школьный двор», «Щедрое сердце», с увлечением «работают» на фабрике
«Деда Мороза».
Каждый обучающийся класса стремится включиться в посильное решение проблем
школьного коллектива, так как он постоянно имеет возможность проявлять
самостоятельность, активность, инициативу.
Под активностью младшего школьника я понимаю активность, направленную на
достижение как индивидуальных, так и общих целей. Она выражается не только в
поступках и действиях, но и в сопереживании. Воспитание и социализация должны
преодолеть самоизоляцию детства, обеспечить полноценное социальное созревание
младших школьников.
Представляю проект организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
2015-2016 уч.год
Проект организации внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению (3 часа)
Формирование ценностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
ФИО педагога: Селезнёва Н.П. класс 3 «В»
Тема
проекта
Как следует питаться
Требования внешней или внутренней
среды
Ссылки (документ, цитата, другое)
Актуальн
ость
Правильное питание – основа
здорового образа жизни
Хотите быть красивыми и здоровыми,
необходимо усвоить основы
правильного питания. Если Вы не
следите за своим питанием, питаетесь
бутербродами, консервами и сухими
завтраками, в дальнейшем могут
возникнуть серьезные осложнения со
здоровьем и пищеварением. Во время
неправильного питания в организме
скапливаются большое количество
жиров и сахара, вызывая со временем
самые распространенные болезни 21
века — атеросклероз и сахарный
диабет
Проявление
Причина
Проблема
Наблюдается низкий уровень культуры
питания.
Второй год небольшая группа детей
отказывается питаться в школьной
столовой, большинство учащихся
класса не любят употреблять в пищу
каши
Цель
Задачи
Цели,
задачи
Формирование у учащихся культуры
питания, как составляющей здорового
образа жизни
Расширять познавательные
возможности о правильном
питании
Дать право выбора в питании
(заповедь – не навреди)
Задачи
Результат
Критерий
результата
Мероприятие
Ресурс,
источник
Расширять
познавательн
ые
возможности
о правильном
питании
Дать право
выбора в
питании
(заповедь – не
навреди)
Составление
«золотых»
правил
питания.
100% питание
в школьной
столовой
Активное участие в
диалоге, полилоге
Проявление интереса
к вопросам:
- Как правильно
питаться?
- Почему лучше есть
в одно и то же
время?
- А какие продукты
полезны?
- Обмен мнениями
на тему «Чем
питается
человек»,
Чтение и
обсуждение
стихотворения С.
Михалкова «Про
девочку, которая
плохо кушала»,
продолжение
сказки
- Заочная
экскурсия в
магазин
Игра «Набор
самых любимых
твоих продуктов»
-Здоровая пища
для всей
семьи.
Игра «Что
разрушает
здоровье, что
укрепляет?»
Л.А.Обухова.
Тридцать
уроков
здоровья
М.М.
Безруких.
Разговор о
правильном
питании
Интернет