"Чудо методика Марии Монтессори"

Автор: Нигматуллина Светлана Марсельевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Чудо методика Марии Монтессори"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Чудо методика Марии Монтессори.
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!» Мария Монтессори Современный процесс воспитания и обучения осуществляется в условиях постоянного творческого поиска, умения рефлексии собственной педагогической деятельности, глубокого осмысления роли профессии педагога в сложном постоянно меняющемся Мире. Руководитель коллектива, педагоги нашего детского сада считают, что педагогическая компетентность состоит в том, чтобы создать необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка, учитывая его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. В мировой педагогической практике имеется большое количество неординарных подходов к воспитанию дошкольников. Наиболее интересной и актуальной для образовательной системы нашего детского сада мы считаем педагогику М. Монтессори . Основное достижение системы М. Монтессори в том, что она позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе; делает возможным не оценивать ребенка, не обучать словами, а создавать условия для того, чтобы каждый ребенок сам себя развивал, сам себя воспитывал. Именно это подвигло меня начать изучение и освоение этой уникальной, на мой взгляд, системы. Для овладения методикой М. Монтессори я в группе педагогов детского сада прошла обучение в Москве и получила диплом Монтессори-педагог. Хотелось как можно скорее применить полученные знания на практике, начать работать вместе с детьми для овладения необходимыми ребёнку знаниями и умениями. В нашем детском саду в этом учебном году были открыты две разновозрастные группы, работающие по системе М. Монтессори. Я работаю в одной из этих групп. Несмотря на то, что много лет работаю в детском саду и общаюсь с разными детьми – маленькими и большими, больными и здоровыми, любознательными и не очень, не могла найти ответа на главный вопрос: «Какие они - дети?». Только начав работу в Монтессори-группе, получила уникальную возможность каждый день наблюдать «глаза в глаза» , за свободной жизнью ребенка. Вновь и вновь проживать вместе с ним период детства. Пожалуй, только теперь до конца поняла постулат Л.С. Выготского «Тайна воспитания в том, чтобы не воспитывать». Первой и основной задачей для меня стало изменение самой себя, своего взгляда на способы взаимодействия с ребёнком.
Необычно то, что в группе дети разного возраста (от 3 до 6 лет). Родителей всегда это пугало. А я уверена, что зря! Старшие дети с удовольствием помогают младшим, тем самым получая навык наставничества, а малыши тянутся и стараются понять сложные для них задачи, наблюдая за работой старших! Классно-урочная система воспитания в Монтессори-среде не работает, только самостоятельный выбор ребенком занятия, либо индивидуальная презентация материала, позволяет понять потребности ребенка и принять правильное решение в дальнейшем его обучении. В общении с детьми я поняла, что развиваюсь, учусь вместе с ними! Нам с ними есть чему учить друг друга, и есть чему учиться вместе. Наши дети стремятся быть свободными от собственной беспомощности, как в действиях, так и в мыслях. Они не боятся ошибаться. Они всегда знают, что ошибку можно исправить . Всё это позволяет им меньше ссориться, принимать, уважать окружающих. Когда ты видишь, как светятся глаза, как сияют в улыбке лица детей, получающих удовольствие от своей работы, понимаешь, что все твои усилия не напрасны! Всё больше убеждаюсь, что эта методика близка мне, она отвечает моим внутренним убеждениям. Я нашла в ней себя, своё истинное и неповторимое «Я». Мне нравится, общаясь с детьми, незаметно обучать их. Атмосфера принятия ребенка, поддержки, доверия, которую чувствуешь в группе во время совместной работы, дарит счастливые моменты искреннего и сердечного контакта с ребенком. Монтессори-педагогика даёт возможность понимать и чувствовать ребёнка, его желания, трудности и проблемы; помогает легко, просто и бесконфликтно договариваться с ним и что особенно важно - заслужить детское доверие и уважение. А ни это ли самое главное в профессии педагога- воспитателя?