"Долгосрочный творческий проект как форма реализации внеурочной деятельности в начальной школе"

Автор: Вайзер Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Долгосрочный творческий проект как форма реализации внеурочной деятельности в начальной школе"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор работы:
Вайзер Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, к. п. н.
Название образовательного учреждения
: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» муниципального образования город Ноябрьск
Тема:
Долгосрочный творческий проект как форма реализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель работы:
Обобщение педагогического опыта по внедрению проектной деятельности в организацию внеурочной работы в начальной школе.
Задачи работы:
1. Выстроить систему работы по планированию и реализации долгосрочного проекта, ориентируясь на психофизиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста. 2. Показать возможности взаимосвязи в одном проекте различных направлений внеурочной деятельности. 3. Через реализацию коллективного проекта решать основные задачи воспитания, направленные на успешную социализацию в обществе, воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 4. Используя разнообразные формы и методы работы обеспечить оптимизацию учебной нагрузки учащихся.
1.Введение

1.1 Обоснование проекта
В современной школе внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в ходе своей деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В результате поставленных перед педагогами задач, связанных с введением в школьный процесс внеурочной деятельности, выявляются противоречия между имеющимся опытом организации работы в рамках урочной системы и новыми требованиями к организации внеурочной деятельности, позволяющими эффективно функционировать на современном этапе. Возникшее несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией заставляет искать новые формы и методы работы, применять инновационные технологии. Для решения проблемы, возникшей в ходе планирования работы по внеурочной деятельности, мной был разработан проект, посредством реализации которого решались бы основные задачи воспитания, а именно: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Основной формой работы во внеурочной деятельности была выбрана управляемая
(
частично самостоятельная) проектная деятельность младших школьников, так как именно проектная деятельность помогает реализовать творческий потенциал ребенка.
По классификации это групповой внутришкольный внеурочный межпредметный долгосрочный проект . Долгосрочный проект в педагогической литературе называют сложным проектом для начальной школы, так как психофизиологические особенности ребенка (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Но, на мой взгляд, правильно спланированная педагогом работа над долгосрочным проектом становится интересной и продуктивной для обучающихся этого возраста. Кроме того, для учащихся начальной школы еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, а именно игра. Поэтому как основная форма работы была определена игровая деятельность, что явилось ключевым словом в названии темы проекта: «Мы в профессии играем». Содержательная линия данного проекта позволяет решить еще одну важную задачу, недостаточно реализуемую в начальной школе - социализация обучающихся, а именно: формирование представлений о мире труда и профессий. В современной школе формирование представлений о профессиях осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Перед младшими школьниками ещё не стоит проблема выбора профессии, но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Знакомство с миром профессий идет через игру: сюжетно-ролевые продуктивные игры, инсценирование («Полицейский», «Фермер», «Балерина» и др.).
1.2. Актуальность
данной работы состоит в том, что в рамках реализации одного проекта ведется работа по всем основным направлениям внеурочной деятельности, обеспечивая решение многих важных вопросов современного образования; помогает учителю разнообразить содержание и формы работы, делая процесс обучения во внеурочной деятельности интересным и содержательным для обучающихся. Считаю, что решение проблем, обозначенных выше, является значимым для повышения эффективности педагогического процесса. Анализ педагогических проблем позволил сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
1.3. Цели проекта:
Обеспечение достижения планируемых результатов внеурочной деятельности через проектную деятельность в начальных классах. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся во внеурочное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
1.4. Задачи проекта:
1. Выстроить систему работы по планированию и реализации долгосрочного проекта, ориентируясь на психофизиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста. 2. Показать возможности взаимосвязи в одном проекте различных направлений внеурочной деятельности. 3. Через реализацию коллективного проекта решать основные задачи воспитания, направленные на успешную социализацию в обществе, воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 4. Используя разнообразные формы и методы работы обеспечить оптимизацию учебной нагрузки учащихся.
5. Формировать навыки самоанализа и самооценки через включение учащихся в разностороннюю деятельность. 6. Продолжать работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности. 7. Способствовать взаимодействию детей, родителей и классного руководителя; взаимодействию школы, семьи и социума. 8. Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения творческих заданий. 9. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал обучающихся, активизируя их познавательную творческую деятельность.
1.5. Гипотеза:
Работа над долгосрочным проектом, организованная и проведенная в игровой форме в сочетании с творческой работой, способствует обогащению личности ребенка; позволяет сделать работу руководителя и процесс воспитания младших школьников ярким, информационно насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.
1.6. Сроки выполнения проекта:
Проект долгосрочный, рассчитан на 1 учебный год.
1.7. Формы работы с учащимися:
1. беседы; 2. диалоги; 3. экскурсии; 4. наглядная информация; 5. интервьюирование; 6. выставки работ (мастер-классы); 7. театрализованные представления; 8. викторины; 9. творческие работы учащихся.
1.8 Методическое обеспечение:
При выборе
форм,

способов

и

методов

обучения
и воспитания (образовательных технологий) следует руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников: - применение деятельностной формы обучения, предполагающей приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни; - организовывать образовательный процесс с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, использовать возможности информационных и коммуникативных технологий; - использовать игровые технологии, способствующие решению основных учебных задач на уроке и во внеурочной деятельности. Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы
: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
2. Наглядные методы:
использование театральных костюмов и подлинных вещей; просмотр фотографий, видеофильмов, картин; изготовление схем, поделок, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы:
ролевые игры; изготовление предметов (открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии.
4. Методы стимулирования и мотивации:
формирование опыта эмоционально- ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и оформление стендов); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
5.

Методы контроля:
теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

эмоциональные:
ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
волевые:
предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
2. Реализация проекта
- Организация и проведение театрализованных представлений на тему «Мы в профессии играем». - Сбор информации о профессиях. - Выполнение творческих работ разных видов. - Оформление стендов, фотовыставок. - Презентации этапов проекта (творческие отчёты в виде выступлений перед учениками начальной школы).
2.1. Подготовительный этап – сентябрь - октябрь
В течение этого времени классный руководитель и обучающиеся выявляли наиболее значимые профессии, намечали план знакомства с каждой профессией.
2.2. Основной этап – ноябрь - май
Организация и проведение экскурсий, разучивание ролей театральных представлений, репетиции, подготовка костюмов; сбор информации, подготовка творческих работ; презентации этапов проекта.
2.3. Пропагандистский этап
Фото и видеосъемка, сбор информации, оформление стендов.
2.4. Заключительный
Презентация проекта.
3. Участники проекта
Обучающиеся 3 класса (27 человек), родители, классный руководитель.
4. Руководство проектом
Классный руководитель – Вайзер Татьяна Анатольевна
5. Содержание проекта.
Основная работа над проектом реализуется во внеурочной деятельности: курс общекультурной направленности «Театр», курс социальной направленности «Художественное творчество»; а также как этапы уроков информатики, технологии, изобразительной деятельности, литературного чтения. Таким образом, работа над данным проектом позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести меж предметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, реализовать имеющиеся творческие возможности. Коллективная работа над данным проектом способствует повышению
мотивации к обучению, интереса обучающихся к людям разных профессий, а так же дает возможность проявить инициативность и самостоятельность каждому участнику проекта. В ходе проекта проводится работа по ознакомлению с девятью различными профессиями. Работа строится в игровой форме, где ключевым оставалось слово «играем», посредством театрализованных представлений и выполнения заданий творческой направленности (рисунки, поделки, оформление выставок и коллажей, работа с интерактивной доской, составление презентаций и фотовыставок и т. д.). Участие в проекте по выбранной теме способствует формированию объективной самооценки обучающихся, дает им возможность почувствовать успешность и способствует социализации детей. В работе учитывается необходимость ориентации на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации каждого ребенка.
План-программа работы по проекту:
При планировании работы по внеурочной деятельности по курсу «Театр» за основу брала авторскую программу И.А. Генераловой . Работа над проектом - этап урока, его практическая часть. № п/п Профессия Срок проведения Формы работы Ответственный 1. Профессия пожарный сентябрь - Экскурсия в пожарную часть г.Ноябрьска, - встреча с инспектором по пропаганде ППБ, - подготовка спектакля «Пожарный», - изготовление костюмов, - творческие задания: плакаты, рисунки, стенгазета; - создание презентации, - оформление стенда «Профессия пожарный». Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Лезгинцев Д., Евстафьева К., Сарбозова Д., Тухватуллин Л., Саламатова А., Соломка С. 2. Профессия парикмахер октябрь - Подготовка спектакля «Парикмахер», - изготовление костюмов, - оформление стенда «Школьные прически», - творческая работа: объемная аппликация «Учимся быть парикмахерами», - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Долгиева Л., Жакова П., Сабирджанова Л., Евстафьева К. 3. Профессия программист ноябрь - Беседа с преподавателем информатики, - подготовка спектакля «Программист», - изготовление костюмов; - оформление стенда «Устройство компьютера»; - творческая работа: выставка рисунков, созданных на компьютере; - создание презентации Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Исаев М., Филимонов А., Экснер В., Евстафьева К.
«Техника безопасности при работе с компьютером». 4. Профессия полицейский декабрь - Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних, - с инспектором ПДД; - подготовка спектакля «Полицейский», - изготовление костюмов; - оформление стенда «Права ребенка», - проведение литературной викторины «Права ребенка в сказках», - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Артемьев Н., Зорина А., Каргаполов В., Михайленко Л. 5. Профессия строитель январь - Экскурсия на стройку, - беседа о машинах – помощниках, - подготовка спектакля «Строитель», - изготовление костюмов; - оформление выставки рисунков «Умные помощники», - работа с интерактивной доской: создание коллажа «Строим дом», - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Байбориев Э., Сарбозова Д., Паршукова А., Тухватуллин Л. 6. Профессия балерина февраль - Беседа о профессии балерина, - подготовка спектакля, - изготовление костюмов; - творческая работа: делаем балерину (поделка из бумаги), - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Долгиева Л., Экснер В., Исаев М., Каргаполов В., Самойлов К. 7. Профессия фермер март - Беседа о профессии, - подготовка спектакля «Фермер», - изготовление костюмов, декораций, - создание коллажа на тему «Фермер» из поделок в технике оригами, - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Петренко Н., Воронин А., Зорина А., Ишханян С. 8. Профессия доктор апрель - Беседа о профессии, - подготовка спектакля «Доктор», - изготовление костюмов; - оформление стенда «Режим дня школьника», - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А. В спектакле заняты учащиеся класса: Лезгинцев Д., Долгиева Л., Тухватуллин Л., Кряжев А. 9 май - Подготовка спектакля «Повар», - изготовление костюмов; Кл.рук.: Вайзер Т.А.
Профессия повар - оформление стенда «Правильное питание», - творческая работа: изготовление тортов, пирожных, печенья из слоеного теста и пластилина, - создание презентации. В спектакле заняты учащиеся класса: Маришкина Е., Саламатова А., Петренко Н., Сарбозова Д. 10. Презентация проекта май - Подготовка портфолио проекта, - подготовка выступления, - создание презентации. Кл.рук.: Вайзер Т.А.


6. Ожидаемые результаты работы по проекту:
1. воспитание в детях чувства уважения к людям труда и их профессиям; 2. формирование интереса и представления ребят о различных профессиях; 3. овладение первичными навыками актерского мастерства; 4. профессиональное самоопределение учащихся в будущем; 5. развитие творческих способностей детей, умение оформлять стенды, выполнять простейшую оформительскую работу; 6. успешное, креативное взаимодействие детей, родителей и классного руководителя; взаимодействие школы, семьи и социума.
7. Перспектива:
В 4 классе продолжить данную проектную работу, обозначив ее как «Профессии жителей нашего края» или «Профессии наших родителей».
8. Выводы:
Работа над данным проектом показала, что участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся: – сотрудничает с другими людьми в учебной, игровой и других видах деятельности; – оценивает собственные действия и действия других людей с точки зрения общепринятых норм поведения; – использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы; – проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями. В процессе проектной деятельности идет формирование следующих
общеучебных умений и навыков
: 1.
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу (вопрос), для решения которой (которого) недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.
Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у учителя, у родителей; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс. Проведенная работа позволяет сделать
выводы,
что использование технологии проектной деятельности способствует активному формированию профессиональной и социальной компетенции младших школьников. Навыки актерского мастерства в рамках работы по курсу внеурочной деятельности «Театр» делают работу над проектом интересной, увлекательной. В целом, данная работа способствует обогащению личности; позволяет сделать работу классного руководителя и процесс воспитания младших школьников ярким, информационно насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.
Список использованной литературы:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 64с.- (Библиотека руководителя ДОУ) 2. Емельянова О. «Мы в профессии играем». Сценарии для постановки в домашнем кукольном театре. -М.: ЗАО «Русский стиль», 2010. 3. Карпов Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -2009.- № 6. 4. Манакова М. «Моя первая книга о профессиях». –М.: Просвещение, 2012. 5. Николаева В. “Слово о профессии». –М.: Просвещение, 2010. 6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012.- 192. 7. Родари Дж. «Чем пахнут ремёсла». –М.: Просвещение, 2010. Детям о профессиях - Презентация: О профессиях детям - Профессии - Стихи о труде и профессиях -

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Предметное направление
: внеурочная деятельность по курсу «Театр»
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
: технология, изобразительное искусство, литературное чтение, риторика, информатика.
Состав проектной группы:
обучающиеся 3 класса МБОУ СОШ №7, г.Ноябрьск
Тип проекта:
социально значимый, творческий.
Название проекта: «Мы в профессии играем»

По комплектности и характеру контактов
между участниками проекта: межпредметный, внутриклассный.
Цель проекта:
Формирование профессиональной и социальной компетенции младших школьников, обогащение знаний детей о мире профессий через участие в театрализованных представлениях (во внеурочной деятельности) и активизация познавательной творческой активности обучающихся посредством выполнения творческих заданий на уроках.
Задачи проекта:
1. Расширять знания о мире профессий, формируя интерес к людям разных видов труда. 2. Закладывать основы для профессионального самоопределения учащихся в будущем. 3. Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля, для выполнения творческих заданий. 4. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал обучающихся, активизируя их познавательную творческую деятельность. 5. Продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности. 6. Способствовать взаимодействию детей, родителей и классного руководителя; взаимодействию школы, семьи и социума.
Вопросы проекта
: В чем особенности труда людей различных профессий? Как обучающиеся начальной школы могут попробовать себя в той или иной профессии? Кем я хочу стать и что для этого надо сделать?
Аннотация:


Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который
актуален
в современном мире и является необходимым условием социальной адаптации ребенка.


Значимость
данного проекта состоит в том, что работа над ним позволила учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, реализовать имеющиеся творческие возможности. Коллективная
работа над данным проектом способствовала повышению мотивации к обучению, интереса учеников класса к людям разных профессий, а так же дала возможность проявить инициативность и самостоятельность каждому участнику проекта. В ходе проекта была проведена работа по ознакомлению с девятью различными профессиями. Работа строилась в игровой форме, где ключевым оставалось слово «играем», посредством театрализованных представлений и выполнения заданий творческой направленности (рисунки, поделки, оформление выставок и коллажей, работа с интерактивной доской, составление презентаций и фотовыставок). Участие в проекте по выбранной теме позволило организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также способствовало формированию объективной самооценки обучающихся, позволило им почувствовать успешность и способствовало социализации детей. В работе учитывалась необходимость ориентации на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной надпредметной деятельности каждого ребенка.
Предполагаемые продукты проекта:
Театрализованные представления, произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства
Сроки проведения:
Проект долгосрочный, рассчитан на 1 учебный год.
Проблема, решению которой посвящен проект:
Как в доступной и интересной форме донести до обучающихся младшего школьного возраста сведения о разнообразии профессий, тем самым создав условия для успешной социальной адаптации ребенка.
Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап, вхождение в проект:
сентябрь - октябрь В течение этого времени классный руководитель и обучающиеся 3-а класса выявляли наиболее значимые профессии, намечали план знакомства с каждой профессией.
2. Основной этап: ноябрь – май
– знакомство с разнообразием профессий в окружающем нас мире Организация и проведение экскурсий, разучивание ролей театральных представлений, репетиции, подготовка костюмов; сбор информации, подготовка творческих работ.
3. Пропагандистский этап: ноябрь – май
Фото и видеосъемка, сбор информации, оформление стендов.
4. Заключительный: май
Презентация проекта.
Форма представления проекта:
Творческие отчёты в виде выступлений перед учениками начальной школы
Список использованной литературы:

1.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 64с.- (Библиотека руководителя ДОУ) 2. Емельянова О. «Мы в профессии играем». Сценарии для постановки в домашнем кукольном театре. -М.: ЗАО «Русский стиль», 2010. 3. Манакова М. «Моя первая книга о профессиях». –М.: Просвещение, 2012. 4. Николаева В. “Слово о профессии». –М.: Просвещение, 2010.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012.- 192. 6. Родари Дж. «Чем пахнут ремёсла». –М.: Просвещение, 2010. Детям о профессиях -
Используемые информационные технологии и программный материал:
Мультимедийное оборудование для показа презентаций. Интерактивная доска, проектор.