Напоминание

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.

Авторы: Бочкарева Мария Владимировна, Мария Владимировна Бочкарева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа - интернат №5
Населённый пункт: ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРЕНБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПк.

Государство

гарантирует

любому

ребенку

право

на

получение

бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок

времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели

обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более

открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил

интегрированный

подход

к

обучению.

Педагогическая

интеграция

предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их

нормально

развивающимися

сверстниками

в

стенах

образовательного

учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее

решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и

практические

разработки,

что

позволит

осуществить

социально-

образовательную интеграцию, которая предполагает такую организацию

совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые

для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.

Выстроить

систему

обучения

и

психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых

условиях

обучения,

социально

-

психологического

сопровождения,

воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Для обеспечения

дагностико-коррекционного

психолого-медико-

педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и были созданы

школьные ПМПк,

под руководством которых осуществляется обучение

детей в общеобразовательном интегрированном классе по специальным

(коррекционным) программам.

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на

основании решения районного ПМПК при совпадении желания родителей и

наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий.

Но прежде чем

выйти на районную ПМПК,

школьный

консилиум

проделывает огромную работу по выявлению детей с отклонениями в

развитии, по работе с родителями, педагогами (очень важно вовремя

отследить такого ребёнка, провести диагностическую работу, суметь убедить

родителей, что их ребёнку просто необходима помощь специалистов для

определения дальнейшего образовательного маршрута).

Деятельность

общеобразовательного

интегрированного

класса

и

деятельность школьного ПМПК регламентируется нормативно правовой

базой.

Школьный ПМПк не только руководит всем ходом интегрированного

обучения,

он

же

осуществляет

и

необходимую

корректировку

образовательных

маршрутов

обучающихся,

если

в

этом

возникает

необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение

дополнительной

диагностики

(при

необходимости

дифференциальной

диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или

иных

кружков

дополнительного

образования,

контролируют

результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Классы

интегрированного

обучения

объединяют

разных

детей,

отличающихся друг от друга. На учителя такого класса ложится огромная

ответственность, ему важно понимать и принимать всех детей, учитывать их

индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего,

видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные

человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения —

создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом,

чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность,

чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий

учебно-воспитательный процесс.

В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия,

способствующие

наиболее

полной

реализации

потенциальных

познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в

отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым

осуществляя принцип индивидуального и дифференцированного подхода в

обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время

учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом

принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,

включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

Не

менее

важно,

чтобы обучение

было

связано

с

реальной

жизнью.Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для

ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут

стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в

себя

коррекцию

не

только

знаний,

психических

функций,

но

и

взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность

учеников осуществляется в тесном сотрудничестве не только с основным

учителем и под его руководством, но и с педагогом психологом. Любая

коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно

смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на

их конструктивное разрешение.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях

интегрированного обучения можно достичь только при продуманной

системной работе всей команды школьного ПМПк, составными частями

которой являются формирование положительного отношения к учащимся с

особенностями

психофизического

развития

и

расширение

опыта

продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный

отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и

дидактических комплектов.

При организации учебно-воспитательного процесса главнаятрудность для

учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности

ребенка с проблемами в развитии, интегрированного всреду нормально

развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта,

заложенного в специальной коррекционной образовательной программе VII

или VIII вида.

Учебные

планы

готовит

заместитель

директора

по

учебно-

воспитательной работе школы совместно с членами ПМПк.

На основе учебного плана школы, рекомендованных программ и

разработанных

по

ним

учебников

и

учебных

пособий

составляется

интегрированное

календарно-тематическое

планирование

по

учебным

дисциплинам,

объединяющее

общеобразовательные

и

специальные

(коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют

не только учителя начальных классов, но и члены школьного ПМПК. Это

обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение

учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной

программы

следует

распределить

между

изучением

их

в

условиях

общеобразовательного

класса

и

на

специальных

уроках:

в

классах

коррекционно-педагогической поддержки.

Учителя и члены ПМПк совместно разработали алгоритм составления

интегрированного календарно-тематического планирования таким образом,

чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же

тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной

образовательной программе:

Изучение

общеобразовательных

и

специальных

(коррекционных)

образовательных программ.

Поиск логично связанных между собой тем по предмету.

Выделение

общих

тем

для

изучения

их

в

условиях

общеобразовательного

интегрированного

класса

и

в

классах

коррекционно-педагогической поддержки.

Составление календарно-тематических планов.

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение

уроков в классе интегрированного обучения.

Особое внимание при работе с детьми, имеющими отклонения в

развитии, уделяется разработке и четкому применению системы оценок,

которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к

уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения

им предложенной образовательной программы. Кроме того, выставляемые

ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах

обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или

иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как

устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь.

При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам учебного

года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и педагоги,

коррекционно-педагоической поддержки.

Параметры оценивания детских работ по математике, чтению и

русскому языку также обсуждались и были приняты на заседании школьного

ПМПк

Таким образом, организация эффективной социально-образовательной

интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия всех членов

ПМПк.

Все члены школьного ПМПК работают в тесном контакте, как с

преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями

учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его

обучения.

Роль школьного ПМК в осуществлении комплексного диагностико-

консулътативного

и

коррекционно-педагогического

сопровождения

учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной

школы

велика.

Практика

убеждает,

что

только

при

правильном

и

своевременном

выявлении

нарушений

интеллектуального,

речевого

и

психофизического

развития

учащихся,

а

также

при

осуществлении

индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка

в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной

программой, адаптироваться в социуме.