Авторы: Бочкарева Мария Владимировна, Мария Владимировна Бочкарева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа - интернат №5
Населённый пункт: ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРЕНБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПК.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПМПк.
Государство
гарантирует
любому
ребенку
право
на
получение
бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок
времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более
открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил
интегрированный
подход
к
обучению.
Педагогическая
интеграция
предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их
нормально
развивающимися
сверстниками
в
стенах
образовательного
учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее
решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и
практические
разработки,
что
позволит
осуществить
социально-
образовательную интеграцию, которая предполагает такую организацию
совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые
для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.
Выстроить
систему
обучения
и
психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых
условиях
обучения,
социально
-
психологического
сопровождения,
воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.
Для обеспечения
дагностико-коррекционного
психолого-медико-
педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и были созданы
школьные ПМПк,
под руководством которых осуществляется обучение
детей в общеобразовательном интегрированном классе по специальным
(коррекционным) программам.
Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на
основании решения районного ПМПК при совпадении желания родителей и
наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий.
Но прежде чем
выйти на районную ПМПК,
школьный
консилиум
проделывает огромную работу по выявлению детей с отклонениями в
развитии, по работе с родителями, педагогами (очень важно вовремя
отследить такого ребёнка, провести диагностическую работу, суметь убедить
родителей, что их ребёнку просто необходима помощь специалистов для
определения дальнейшего образовательного маршрута).
Деятельность
общеобразовательного
интегрированного
класса
и
деятельность школьного ПМПК регламентируется нормативно правовой
базой.
Школьный ПМПк не только руководит всем ходом интегрированного
обучения,
он
же
осуществляет
и
необходимую
корректировку
образовательных
маршрутов
обучающихся,
если
в
этом
возникает
необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение
дополнительной
диагностики
(при
необходимости
дифференциальной
диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или
иных
кружков
дополнительного
образования,
контролируют
результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
Классы
интегрированного
обучения
объединяют
разных
детей,
отличающихся друг от друга. На учителя такого класса ложится огромная
ответственность, ему важно понимать и принимать всех детей, учитывать их
индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего,
видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные
человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения —
создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом,
чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность,
чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий
учебно-воспитательный процесс.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия,
способствующие
наиболее
полной
реализации
потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в
отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым
осуществляя принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время
учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом
принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не
менее
важно,
чтобы обучение
было
связано
с
реальной
жизнью.Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для
ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут
стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.
Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в
себя
коррекцию
не
только
знаний,
психических
функций,
но
и
взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность
учеников осуществляется в тесном сотрудничестве не только с основным
учителем и под его руководством, но и с педагогом психологом. Любая
коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно
смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на
их конструктивное разрешение.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях
интегрированного обучения можно достичь только при продуманной
системной работе всей команды школьного ПМПк, составными частями
которой являются формирование положительного отношения к учащимся с
особенностями
психофизического
развития
и
расширение
опыта
продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный
отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и
дидактических комплектов.
При организации учебно-воспитательного процесса главнаятрудность для
учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности
ребенка с проблемами в развитии, интегрированного всреду нормально
развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта,
заложенного в специальной коррекционной образовательной программе VII
или VIII вида.
Учебные
планы
готовит
заместитель
директора
по
учебно-
воспитательной работе школы совместно с членами ПМПк.
На основе учебного плана школы, рекомендованных программ и
разработанных
по
ним
учебников
и
учебных
пособий
составляется
интегрированное
календарно-тематическое
планирование
по
учебным
дисциплинам,
объединяющее
общеобразовательные
и
специальные
(коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют
не только учителя начальных классов, но и члены школьного ПМПК. Это
обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение
учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной
программы
следует
распределить
между
изучением
их
в
условиях
общеобразовательного
класса
и
на
специальных
уроках:
в
классах
коррекционно-педагогической поддержки.
Учителя и члены ПМПк совместно разработали алгоритм составления
интегрированного календарно-тематического планирования таким образом,
чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же
тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной
образовательной программе:
Изучение
общеобразовательных
и
специальных
(коррекционных)
образовательных программ.
Поиск логично связанных между собой тем по предмету.
Выделение
общих
тем
для
изучения
их
в
условиях
общеобразовательного
интегрированного
класса
и
в
классах
коррекционно-педагогической поддержки.
Составление календарно-тематических планов.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение
уроков в классе интегрированного обучения.
Особое внимание при работе с детьми, имеющими отклонения в
развитии, уделяется разработке и четкому применению системы оценок,
которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к
уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения
им предложенной образовательной программы. Кроме того, выставляемые
ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах
обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или
иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как
устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь.
При этом важно, чтобы при ее выставлении за четверть и по итогам учебного
года участвовали как учителя общеобразовательных классов, так и педагоги,
коррекционно-педагоической поддержки.
Параметры оценивания детских работ по математике, чтению и
русскому языку также обсуждались и были приняты на заседании школьного
ПМПк
Таким образом, организация эффективной социально-образовательной
интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия всех членов
ПМПк.
Все члены школьного ПМПК работают в тесном контакте, как с
преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями
учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его
обучения.
Роль школьного ПМК в осуществлении комплексного диагностико-
консулътативного
и
коррекционно-педагогического
сопровождения
учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной
школы
велика.
Практика
убеждает,
что
только
при
правильном
и
своевременном
выявлении
нарушений
интеллектуального,
речевого
и
психофизического
развития
учащихся,
а
также
при
осуществлении
индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка
в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной
программой, адаптироваться в социуме.