"Система работы по профессиональной поддержке педагогов дошкольного образования"

Автор: Стрельцова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад КВ № 22"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работы по профессиональной поддержке педагогов дошкольного образования"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»
662150 Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 2, строение 33. т.: 7-77-56 e-mail: mdou_22@mail. ru
Система работы по профессиональной поддержке педагогов дошкольного

образования
Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций. Необходимость повышения профессионального мастерства обусловлена изменениями в сфере дошкольного образования. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников. На данный период времени педагоги нашей дошкольной организации находятся в ситуации перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к квалификации педагогов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Новые требования к качеству образования, выраженные федеральном государственном образовательном стандарте, утверждение профессионального стандарта педагога предполагает необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. Главной целью нашей работы по профессиональной поддержке педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Процесс повышения квалификации педагогов является постоянным и непрерывным. Для нас является актуальным процесс управления повышением профессионального мастерства педагогов дошкольного образования. Заключается он в регулярном самообразовании, повышении квалификации педагогов, изучении и применении новых технологий, а так же мотивировании педагогических работников на профессиональную переподготовку. Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, её самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Оно позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Цель создания портфолио – раскрытие творческого роста педагога, предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения, управления образования, использование данных материалов для аттестации.
Структура повышения профессионального мастерства педагогов ДОО
Цель – повышение профессионального уровня педагогов, качества воспитательно-образовательной деятельности.
Категории педагогов Задачи Формы деятельности Виды отчета Начинающий (молодой) 1.Знакомство с коллективом 2.Знакомство с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста 4.Изучение методов и приемов используемых в реализации образовательной деятельности 5.Практическое применение полученных знаний. 6.Анализ результатов деятельности Консультация, беседа, просмотр открытого занятия, участие в мастер-классе, диагностика (мониторинг), написание аналитической справки Анализ занятия, ведение поэтапно- перспективного плана, выбор темы по самообразованию, ведение портфолио Педагог с опытом 1.Поиск и применение новых видов деятельности 2.Обобщение опыта работы 3.Транслирование опыта работы в среде других педагогических коллективов 4.Позитивно воспринимают изменения в образовательно- воспитательной сфере Проектные и рефлексивные карты, Конспекты занятий, презентации опыта работы, творческие проекты, аналитические справки, пополнение опыта работы в портфолио Педагог- стажист 1.Практическое применение полученных знаний 2.Анализ результатов Проведение НОД, совместно деятельности, транслирование Портфолио, обобщение опыта работа
деятельности 3.Оказание помощи молодым педагогам (наставничество) 4.Предоставить психолого- педагогическую помощь молодым специалистам опыта работы, демонстрация мастер-классов. Данная модель уже много лет реализуется в ДОО. Она является весьма эффективной, потому что в такой системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что и отследить отношение педагогов к своей работе имеет существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации. Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для каждого педагога разрабатывается «Индивидуальная программа профессионального развития». Структура программы: 1) учебно-тематический план; 2) содержание каждого занятия; 3) перечень заданий для самостоятельной работы; 4) перечень тем для самостоятельного изучения; 5) формы отчетности. Обладая разным опытом педагогической деятельности (молодые педагоги, опытные и педагоги-стажисты), в процессе педагогической деятельности необходимо отслеживать качество профессионального мастерства. Для этого мы попытались представить модель повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Модель системы непрерывного образования, повышение профессионального

мастерства педагогов ДОУ:
На первоначальном этапе - это мониторинг профессионального мастерства педагогов, отслеживаются слабые и сильные стороны развития педагогического потенциала.
На следующем этапе мы пришли к дифференциации педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе. И на основании этих результатов подбирается форма методической работы с педагогами по повышению профессионального мастерства педагогов.
Система непрерывного образования по повышению профессионального

мастерства педагогов ДОУ
Мониторинг качества профессиональных способностей педагога Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства Формы методической работы по повышению профессионального мастерства Анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога): - «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в инновационном режиме» - «Развитие профессиональных способностей» - «Пути личностного профессионального развития педагога» и др. Ряд диагностических методик: -Самоотчеты, творческие отчеты педагога по Педагоги – новаторы; Педагоги – мастера; Педагоги – опытные- активные, «двигатели»; Педагоги – опытные- малоактивные, «тормоз»; Педагоги – консерваторы; Педагоги – молодые специалисты. традиционные нетрадиционные Формы работы: Индивидуальные Групповые Творчески команды Самостоятельная работа по изучению или разработке чего- либо Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагога Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Подбор форм методической работы (традиционные и нетрадиционные)
результатам работы. -Наблюдение за работой воспитателя, психолога и администрации -Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. При проведении результата учитывали: 1) Самооценку педагога своей деятельностью 2) Оценку администрации и психолога Таким образом, принимая активное участие в образовательном процессе, педагог постепенно принимает участие в повышении мастерства. Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы учить педагога, но и в том, чтобы предоставить возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно педагогам следует оценивать профессиональные способности педагога, с целью последующей коррекции и выбора правильного пути развития. Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. Основными формами повышения профессионального мастерства педагогов можно выделить следующие формы:  аттестация педагогических работников;  прохождение курсов повышения квалификации;  участие в конкурсах профессионального мастерства;  проведение мастер-классов;  публикация статей в различных научных или периодических изданиях;  презентация опыта работы;  участие в разработки различных проектов;  сетевое взаимодействие в образовательном пространстве ДОУ;  методическое сопровождение педагогов;
 внедрение образовательных технологий. Согласно Положению об оплате туда работников МБДОУ «Детский сад КВ № 22» в образовательной организации предусмотрены критерии оценки качества работы педагогов, учитывающие профессиональный рост педагога: Критерии оценки результативности и качества труда работников учреждения Условия Предельное количество баллов наименование индикатор 1 2 3 4 Высокий уровень педагогического мастерства при организации воспитательного процесса, распространение педагогического опыта. Проведение, семинаров, мастер-классов и т.д., а также открытых занятий, демонстрирующих новые технологи, формы, методы, приёмы На уровне МБДОУ 5 На уровне города, края 10 Призовые места в конкурсах различного уровня (очное участие) Тиражирование педагогического опыта в средствах массовой информации, печатных изданиях На уровне города, края 10 Наличие статей, публикации 15