Автор: Холодова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО Новочеркасский геологоразведочный колледж
Населённый пункт: Город Новочеркасск
Наименование материала: Статья
Тема: План урока"Осложнённое простое предложение"
Холодова Татьяна Иванова – преподаватель русского языка
Новочеркасского геологоразведочного колледжа.
Русский язык. 1-ый курс
КТП Раздел 6. « Синтаксис и пунктуация»
Тема 6.2. Осложненное простое предложение.
План занятия.
Методическая цель: обеспечить участие обучающихся в изучении темы в
целях
развития
общих
компетенций
студентов,
используя
при
этом
индивидуальную и коллективную форму работы.
Цели занятия.
Образовательные:
систематизировать знания о простом осложнённом предложении с
обособленными
однородными
членами,
обособленными
определениями, обособленными обстоятельствами, приложениями;
уяснить понятие « Простое осложненное предложение»;
способствовать укреплению познавательного интереса к предмету.
Развивающие:
* закреплять умение различать простое и сложное предложение от
простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,
объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать
предложения с обособленными членами предложения и передавать
смысловые отношения между частями предложения;
* закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в
простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными
конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму
при построении простого осложнённого предложения;
* развивать навыки постановки знаков препинания в простом
осложненном предложении;
* развитие умений работать в паре.
Воспитательные:
содействовать развитию внимания, умение слушать, воспроизводить
изученное;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний по теме
«Простое осложненное предложение».
Форма занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма контроля: устная и письменная.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус,
тесты,
учебник « Русский язык» (базовый уровень); учебник для 11 класса; среднее
общее образование / Т. М. Воителева/.
1.
Организационный момент. Приветствие студентов. 2 мин.
2.
Актуализация знаний студентов. Подготовка к работе на
основном этапе.
2.1. Фронтальный
опрос.
Повторение
теории
с
попутным
закреплением материала. 2 мин.
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если
в
его
составе
имеются:
1) однородные члены предложения;
2) обособленные члены предложения;
3) вводные и вставные конструкции;
2.2. Коллективная работа. На столе карточки для анализа
текста. 8 мин.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись
в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда
она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая
невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы,
и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось
молодым и светлым.
(М.Горький. «Детство»)
2.1. Прочитайте текст, соблюдая интонацию и объясняя постановку знаков
препинания. Запишите в ттрадь.
2.2. Определите тему и основную мысль текста.
2.3.Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных.
Подпишите. (В предложениях имеются однородные члены предложения,
обособленные определения и обстоятельства).
-
Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и
использовать. Определите цели нашего урока.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности по
теме « Простое осложненное предложение».
3.1. Работа в парах. Задание: в предложениях с однородными членами
расставьте пропущенные знаки препинания,
составьте схемы. Задайте
вопрос друг другу по поводу постановки знаков препинания.
Составить
схемы. 15 мин.
Форма контроля. За каждый правильный ответ 1б.
«3» – 3-3 б.
«4» - 5-6 б.
«5» - 7б.
Однородные члены предложения:
- какие члены предложения называются однородными?
- какие слова называются обобщающими?
-каковы правила пунктуации при однородных членах?
- в чем отличие однородных и неоднородных определений?
1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе
и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и
радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника
зеленая бархатная травка (Тургенев ). 6. И воздух и вода и деревья все уже
пахнет первым снегом.( Л. Толстой).
3.2. Работа с учебником. Упр. 58 ( 1-5 предл.) Перепишите предложения
и
расставьте
знаки
препинания,
Выборочная
проверка
заданий
преподавателем. Комментарий. 6 мин.
3.3. Вводные слова и вставные конструкции. Фронтальный опрос. 3 мин.
- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные
предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к
тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на
источник сообщения).
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов
предложения? (Они не являются членами предложения).Пример.
- Какие правила пунктуации при вводных словах существуют? (На письме
выделяются запятыми, реже тире).
- Отличие вводных слов от членов предложения.
3.4.Задание на отличие вводных слов от членов предложения. Запись
предложений на доске. Заполните таблицу примерами.
Дайте свои
аргументы.(Знаки
препинания
не
расставлены.)
Обменяйтесь
тетрадями, осуществите взаимопроверку.
Форма контроля. За каждый правильный ответ 1б. 9 мин.
Форма контроля.
За каждый правильный ответ студент получает балл
«3» – 8-9 б.
«4» - 7-8 б.
«5» - 11-12 б.
1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2.Кажется мне
книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М.
Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной
диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с
годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в
огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да
ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три
раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось
зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось
пустынным. (В. Катаев)
Вводные слова
Члены предложения
Сравните с ответами. (Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях
выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения).
(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные
слова выражают отношение к тому, что они сообщают).
3.5. Обособленные определения и обстоятельства. Фронтальный опрос. 3
мин.
-Что
такое
обособление?
Какие
члены
предложения
называются
обособленными?
( Обособление —
это
смысловое
и
интонационное
выделение второстепенных членов предложения для придания им большей
самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)
- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения,
выраженных причастным и деепричастным оборотом?
- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?
3.6. Тестовые задания.Задания, связанные с обособлением
причастного и деепричастного оборотов, приложения. 15 мин.
А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами
(3) еще долго стоял в гавани.
1) 1;
2) 1,2;
3) 1,3;
4) 1, 2, 3
Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все
запятые?
Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на
верхушки (4) спящих елей.
1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;
2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;
3) 1,3 - выделяется причастный оборот;
4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот
В. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1)
Выполняли
они
свою
работу
спустя
рукава.
2)
Он
постоял
несколько
минут
молча.
3)
Несмотря
на
усталость
путешественники
отправились
в
путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
Г.
Отметь предложение, в котором
НЕТ пунктуационных ошибок.
1)
Снег
сошёл,
оставшись
кое-где
грязными
клочками
в
лощинах.
2)
Воробьи
обсыпав
придорожные
ветлы,
кричали
громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в
тёмное
пространство,
перебирая
в
памяти
прошедшие
годы.
Д.Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное
деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1)
Прощаясь
молодые
люди
раскланивались.
2)
Отец
не
оборачиваясь
кивнул
головой.
3)
Смотрел
на
бабушку
прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
Е. Укажите предложение с обособленным обстоятельством (знаки
препинания
не
расставлены).
1)
С
печки
свесясь
гляжу
на
собравшихся
гостей.
2)
Увалы
холмы
долины
уходили
вдаль.
3)
Смышлёные
звери
бобры
зимуют
разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
Ё.Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки
препинания не расставлены.)
1.Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня
рыбаков.
2.Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.
3.Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
4.Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
Ж.Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки
препинания не расставлены.)
1.Егор возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.
2.Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.
3.Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал ещё долго.
4.Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку
тёмную и прохладную.
З.Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки
препинания не расставлены.)
1.Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с
другом.
2.И звёзды слушают меня лучами радостно играя.
3.Наклонивший
голову
мальчик
старательно
переписывал
текст
стихотворения.
4.Не жаль мне лет растраченных напрасно.
И.Найдите предложение с обособленным приложением.
1. Чудо, которое совершил ее муж, переплелось с сюжетом на первый взгляд
мелким, трагикомическим. (А. Алексин.)
2.Женя ясно представила себе и хрупкую близорукую девушку с первой
парты, Танечку. (А. Алексин.)
3. Доктор, не умевший говорить ни с плачущими женщинами, ни с детьми,
погладил его по горячей голове и пробормотал: «Ничего, бедный мальчик,
ничего…» (А.Чехов.)
4.Пятиклассники
изумленно
уставились
на
учительницу,
шедшую
с
незнакомым мужчиной. (А. Алексин.)
К.Найдите предложение с обособленным приложением.
1.Но силою — спокойной и деликатной — он обладал.(А. Алексин.)
2.Энергия его воплощалась в поступки, а не в страхи и стрессы, которые
лишь отбирают энергию действий.(А. Алексин.)
3.Она, Ольга Митрофановна, не была хирургом, но подняла на ноги весь
медицинский мир.(А. Алексин.)
4.Она была одаренной, но «в общем и целом» — без конкретного,
определенного дара. (А. Алексин.)
Самопроверка. Самооценка.
(Ответы А-3; Б – 3; В-3; Г-3; Д-3; Е-1; Ё-3; Ж-2; З-3; И-2;К-3)
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
3.7. Составление собственного
текста на тему « Поздняя весна»,
используя обособленные члены предложения (10 предл.). Подчеркните
их как члены предложения. 17 мин.
Форма контроля. Тетради проверяет преподаватель.
Оценка
Основные критерии оценки
Грамотность
«5»
Не допущены ошибки при выполнении
заданий
Допускается:
1-2
исправления, или 1
описка.
«4»
Допущены ошибки при выполнении
заданий
Допускается:
1-2 исправления или
описка, 1 ошибка при
выполнении задания.
«3»
Имеются недочеты при выполнении
заданий
Допускается:
1-2
исправления
или
1
описка; 1-2 ошибки
при
выполнении
задания.
4.
Выставление отметок с учетом выполненных заданий. Отметки
за составление текста будут объявлены на следующем занятии. 5
мин.
5.
Рефлексия. Студенты высказываются одним предложением. 3
мин.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
6.Домашнее задание.
1. Выписать из текстов художественной
литературы пять предложений с обособленными членами предложения.
Подчеркнуть
обособленные
члены
предложения,
обосновать.
2.
Подготовить сообщение:
«Условия обособления второстепенных
членов предложения».
2 мин.
Обеспеченность занятия
1.Учебно-методическая литература:
Учебник « Русский язык» (базовый уровень); учебник для 11 класса;
среднее общее образование / Т. М. Воителева. – М.; Издательский центр «
Академия», 2018.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки
к ЕГЭ: учебн. пособие для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-
методический комплекс для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:
2.Рабочая тетрадь (обычная, в линию).
3.Раздаточные материалы (карточки-задания для каждого студента).
4.Ручка.