Автор: Велиева Джавизат Марисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Финансовая грамотность на уроках русского языка и литературы"
Тема: «Финансовая грамотность на уроках русского языка и
литературы».
Класс: 5 (ФГОС)
Цели :
1.Расширить представления ребенка о деньгах, богатстве, бедности.
2Формировать активную жизненную позицию ребенка.
3.Развивать умение вести дискуссию, выражать свою точку зрения.
4.Развивать ребенка посредством творчества.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы поговорим о такой важной составляющей жизни человека как
деньги. Обратимся к истории возникновения денег.
Чем же расплачивались первобытные
люди? Первобытные люди жили иначе. Они научились делать себе из камня топоры,
ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.
А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у
чужого из другой семьи.
Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль.
Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал,
становился хозяином.
Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому.
Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из
другого топоры, стрелы, горшки.
Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди
стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с
собой для обмена те вещи, которых у них было много.
Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно
обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья или на 2 горшка или на 1 овцу.
А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —раковины, кусочки
янтаря и прочие красивые вещи.
Поэтому исторически первыми считаются товарные деньги, но почти все современные
денежные системы основаны на деньгах, неприменимых для непосредственного
потребления как физический товар — бумажные деньги, чеки или долговые расписки, в
том числе в электронной форме. Такие деньги получает свою ценность, будучи
объявленными законным платёжным средством; то есть их физическая форма и способы
обращения законодательно регламентированы и они обязательны к приёму в уплату по
всем обязательствам в границах государства-эмитента.
Что такое деньги?
Де
́
ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой цен и способный непосредственно
легко обмениваться на предлагаемые товары или услуги. По своей форме деньги могут
быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или
ценностями, записями по счетам. Выделяют основные функции денег: средство обмена,
расчётная единица, средство сбережения. Ряд авторов выделяют также функцию
стандарта стоимости (стандарт отсроченного платежа).
Денежная масса страны состоит из наличных денег (банкноты и монеты) и, в зависимости
от конкретного используемого определения, одного или нескольких видов безналичных
денег (остатки на текущих счетах, сберегательных счетах и других типах банковских
счетов). Безналичные деньги составляют наибольшую часть широкой денежной массы в
развитых странах.
Учитель. Ребята, вы, наверное, спросите как связаны русский язык и литература с
финансовой грамотностью? В мировой литературе есть множество произведений, на
примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации. Самым простым
произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и
совершает финансовую ошибку. Тема «легких» денег актуальна и сейчас.
В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и
работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию.
Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению
постоять за себя, свой заработок.
Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама».
Желание быстрого обогащения погубило Германа. Его алчность и страсть к деньгам
привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию. Зависимость от азартных игр
тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.
В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного
желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием
пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно
давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А чтобы не
жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно
столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.
Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как
«Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор»
Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад»
А.П.Чехова, «Уроки Французского» В.Г.Распутина, «Конь с розовой гривой» В.
Астафьева, «Хозяйка медной горы» П.Бажова, «Челкаш» М.Горького, «Американская
трагедия» Т.Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к
жизни» Д.Лондона.
Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и
честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.
А сейчас мы поработаем с текстом.
1. «Прочитайте текст, обратив внимание на выделенные слова. Определите,
какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте
род и склонение над выделенными словами».
Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали
различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались
одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси
— пушниной и скотом.
2. «В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2021 года. По
рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями
профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»
№ пп
Профессия
Вакансии (кол-во)
Средняя зарплата (рубли)
1
Учитель (П.п.)
216
40 000
2
Юрист (Р.п.)
529
32 000
3
Военный (Т.п.)
608
28 000
4
Врач (Д.п.)
305
65 000
5
Парикмахер (В.п.)
306
44 000
3. «Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как
члены предложения»
Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.
Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
4. «Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и
записать его»
Из какого автомата выдается нам зарплата?
Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?
Половинку от зарплаты называют как, ребята?
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?
И врачу, и акробату выдают за труд?
«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»
5. «Дайте лексическое значение каждому слову: финансы, долг, бюджет, расход, доход.
Составьте простые предложения, используя данные понятия слова. В предложении над
существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».
6. Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах:
1) копейка рубль бережет;
2) живется, у кого денежка ведется;
3) за свой грош везде хорош;
4) с деньгами мил, без денег постыл;
5) на деньги ума не купишь.
7. Определите стиль и тип речи.
Расписа- это односторонний документ, который дает гарантию на какое-либо действие
(получение денег в долг, обязательство его вернуть, передачу важных бумаг, отсутствие
претензий).
Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать
финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от
простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку,
знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни.
В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации
учеников.