Автор: Коваленко Ирина Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: Курская область, город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Проблема адаптации первокурсников к новой учебной среде
Проблема адаптации первокурсников к новой учебной среде.
Коваленко И.А., педагог-психолог
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам.
Джеффри Евгенидис
Адаптация студентов к обучению в любом учебном заведении после
окончания школы является актуальной современной проблемой.
Адаптация студента – это процесс, при котором личность-студента
перестраивается, меняется и способна к более интенсивной и дальнейшей
глубокой социализации. Многие бывшие школьники приходят в учебное
заведение, не всегда осознавая важность данного шага, не имея мотивации и
строго
продуманных
целей.
Во
многих
случаях
выбор
профессии
осуществляется спонтанно, неосознанно, с опорой на мнение авторитетных
родственников или друзей. В зависимости от причин и складывается
успешность процесса адаптации, от которого во многом зависят дальнейшие
профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Большая
часть
современных
студентов
испытывает
сложности
в
саморазвитии
в
условиях
изменяющейся
действительности.
Особенно
уязвимыми в этом отношении являются студенты первого курса. Именно в
этот период у студентов происходит первая встреча с той психологической
средой, которая создана в учебном заведении. Условия обучения в школе
коренным образом отличаются от тех требований, которые предъявляются в
средне-специальных и высших учебных заведенияхкбывшему школьнику и
ему необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям
вновой организации.
В современной науке понятие адаптации рассматривается как процесс
и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью
и социальной средой. Вхождение молодых людей в систему обучения,
приобретение ими нового социального статуса, требует от них выработки
новых способов поведения. Необходимым условием успешной адаптации
студентов является освоение новых для него особенностей обучения,
которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали
возможность конфликта со средой. Многие первокурсники на первых порах
испытывают большие трудности, не все умеют четко и ясно излагать свои
мысли,
соблюдать
дисциплину,
проявлять
ответственность,
успешно
взаимодействовать со сверстниками. В отношениях между преподавателем и
студентом часто возникает барьер из-за различия в методах обучения. Резкая
ломка многолетнего и привычного стереотипа иногда приводит к нервным
срывам и стрессовым реакциям. Ситуация новизны сама по себе является для
любого человека в определенной степени тревожной.
Существует масса
факторов, влияющих на развитие стресса - врожденные особенности
организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные
особенности; факторы социальной среды; когнитивные факторы. Процесс
адаптации, который призван их сократить, далеко не прост. По этой причине
период адаптации может спровоцировать и низкую успеваемость, и
трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа
проходит скачкообразно, у других –ровно, особенности этой перестройки
связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако
социальные факторы имеют здесь наиболее приоритетное и решающее
значение.
Цель адаптационного периода – помочь студентам познакомиться друг
с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с учебным
заведением и правилами.
Задачи адаптационного периода:
-принятие позиции «студент»;
-принятие новичков в коллектив;
-поиск личностного смысла и мотивации обучения для каждого
студента;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
-организация самопознания
и доброжелательной,
конструктивной
обратной связи.
Последствия дезадаптации
комплексная неуспеваемость по предметам;
прогул занятий по неуважительным причинам;
пренебрежение нормами и правилами;
неуважение к сверстникам и преподавателям, конфликты;
замкнутость, нежелание идти на контакт.
Чтобы
не
допустить
последствий,
связанных
с
дезадаптацией,
необходимо провести диагностику вновь прибывших студентов и на ранней
стадии выявить возникающие трудности для их своевременной коррекции.
Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых
строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг
общения дает возможность сделать процесс адаптации к обучению быстрым
и психологически комфортным.
Важным этапом является знакомство и общение с новым коллективом.
Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это
еще не сложившийся коллектив и в нем еще нет установленных и
закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является
новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали
много лет, и он уже занимал определенный статус, зачастую не объективный,
то при поступлении в новое учебное заведение, у студента есть прекрасная
возможность получить совершенно новый статус, найти "своё место под
солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников. Существует
множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда,
поведение,
поступки,
стиль
общения,
творческие
способности,
профессиональные способности и т.д.
Адаптация связана не только с процессом обучения и приобретения
нового статуса, многие студенты вынуждены уехать из дома, оставить семью
и друзей.У студентов меняются бытовые условия, привычный режим дня и
т.д. и это является дополнительным стрессом.
Продолжительность приспособления к новым социальным условиям
составляет в среднем 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые
две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых
воздействий.
В процессе адаптации первокурсников к условиям обучения выявлены
следующие трудности:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школы,
коллектива, где все знакомо, была взаимопомощь и моральная поддержка;
-
неопределенность мотивации выбора профессии (выбор сделали
родители, друзья; слабые знания не позволили поступить на любимую
профессию и т.д.) и недостаточная психологическая подготовка;
-
неумение
осуществлять
психологическое
саморегулирование
поведения к учебной деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к
повседневному контролю педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новом образовательном
учреждении (особенно, проживающие в общежитии);
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из
домашних условий в общежитие;
-
конфликтность в группе или с преподавателями, в результате
неумения
конструктивно
взаимодействовать
с
людьми;
низкого
самоуправления в деловых контактах, слабой критичности мышления;
- отсутствие навыков самостоятельного принятия решения в учебной
ситуации.
По результатам тестирования молодежи от 15 до 16 лет, студентов
первых курсов колледжа (в тестировании приняли участие 94 человека)
можно увидеть, что большинство студентов стремятся к самостоятельности,
отдают себе отчет в своем выборе, имеют необходимые качества, которые
позволяют добиваться успехов в жизни, а также имеют разнообразные
интересы и увлечения:
1.Кто повлиял на Ваш выбор?
Я сам выбрал
69%
Родители,родстве
нники
17%
Друзья
10%
Рекламное
объявление
---
Не было выбора
4%
2.
Что Вы хотели бы получить от образовательного учреждения
в первую очередь.
1.Получить образование
2.Профессию для жизни
3.Подготовиться к труду
4. Развить творческие способности
5.Стать
самостоятельным,
независимым
3.Какие качества важны для Вас?
Честность, умение постоять за себя, доброта, смелость, чувство юмора,
самостоятельность,
решительность,
сила
воли,
независимость,
воспитанность,
трудолюбие,
достоинство,
честь,
аккуратность,
общительность,
Любознательность, культура.
Меньше всего ценится: скромность и щедрость.
4. Ваши интересы:
Спорт, музыка, театр, кино, цирк, походы, путешествия, мотогонки,
чтение книг, вокал, танцы, игра на гитаре, техника, декоративно-прикладное
творчество, фотография, авто и судомоделирование.
Необходимо учитывать, что многие первокурсники в первый месяц еще
не полностью самостоятельны, морально и социально не зрелы, находятся в
зависимости от родителей и родственников, а также друзей, скучают по
школьному коллективу, испытывают трудности в обучении и общении.
Однако, студенты, которые осознанно выбирают профессию, стремятся к
самостоятельности и независимости, более уверены в себе и своих
способностях. Легче приспосабливаются в новом коллективе, имеют более
высокий уровень учебной мотивации. Очень важно, чтобы студенты и далее
сохраняли свою учебную мотивацию и желание получить профессию, найти
общий язык с сокурсниками и чувствовать себя комфортно в группе среди
сверстников, так как от этого зависят их успехи в учебе и желание
добиваться результатов.
По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в
учебном заведении принято, в частности, различать:
– адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к
новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму
труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному);
– адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение
его правил, традиций);
– адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных
знаний, умений и навыков, качеств).
Успешность
адаптации
предполагает
готовность
студента
к
преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе
обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации
необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент
должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той
или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и
для чего ему могут понадобиться знания для будущей профессии, тем лучше
он будет учиться. Уровень представлений студента о профессии (адекватный
или неадекватный) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к
учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него
положительное отношение к учебе.
Таким образом, чем быстрее студент сможет адаптироваться в новой
для
него
культурно-образовательной
среде,
тем
меньше
вероятность
возникновения затруднений в актуализации необходимых познавательных и
личностных особенностей для успешного обучения в данной среде.
Адаптированность является результатом процесса адаптации студента.
Таким образом, адаптированность студентов к новой для них среде
предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности
студентов:
1.
удовлетворительное психологическое и физическое состояние
студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе.
2.
принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к
нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и
требованиям.
3.
способность придавать происходящему в учебном заведении
желаемое для себя направление и пользоваться имеющимися условиями и
вариантами для успешного осуществления своих учебных и личностных
стремлений и целей.
Список литературы:
1.
Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными
условиями
обучения//Психолого-педагогические
проблемы
развития
личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен.
практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2.
Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности
студентов
в
вузе.
Электронный
журнал
«Психологическая
наука
и
образование» - №2, 2010.
3.
Коровина И.В.
Научное
обоснование
организационного
обеспечения
профилактики
заболевания
у
студентов
на
уровне
муниципальной поликлиники. //Автореф. дис. канд. мед. наук. М., - 2005.
4.
Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин
И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - №3.
2014.