"Программа формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики "Умные пальчики"

Автор: Карташова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 111
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики "Умные пальчики"
Дата публикации: 15.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Утверждено» Заведующая МБДОУ Детский сад № 111 ___________________ Шинкарева В.В. принята на заседании совета педагогов МБДОУ Детский сад № 111 от
Программа

формирования звуковой культуры речи

у детей младшего дошкольного возраста

посредством использования игр и упражнений

на развитие мелкой моторики

«Умные пальчики».
Автор: Карташова И. Ю., воспитатель МБДОУ Детский сад 111 г. Рязань 2014 г.

Пояснительная записка.
Развитие речи занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является приоритетным направлением работы. Для формирования речевых умений ребенка огромное значение имеет разнообразная деятельность – упражнения, гимнастика, игры и др. Богатейшее поле для развития речи и творческих способностей дошкольников представляют пальчиковые игры и упражнения. В связи с этим введены дополнительные занятия по формированию мелкой мускулатуры кисти рук, которые проводятся во второй половине дня, на прогулке, в различных режимных моментах. Настоящая программа описывает курс использования игр и упражнений на формирование мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста. Она разработана на основе научных исследований нейрохирурга У. Пенфилда, невролога В.М.Бехтерева, сотрудников Института Физиологии детей и подростков АПН под руководством М.М.Кольцовой о взаимосвязи тренировки тонких движений пальцев рук на развитие активной речи ребенка с учетом обновления содержания работы по развитию речи, описанным в программах «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой; «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой; «Истоки» под ред.Л.Е.Курнешовой.
Цель программы
– развитие темпа, эмоциональной окраски, интонационной выразительности речи детей посредством использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
Задачи:

1.
Создать условия для развития мелкой моторики и поэтапного развития речи детей.
2.
Обучить детей приемам пальчиковой манипуляции в различных видах деятельности.
3
. Развить у детей интерес к пальчиковым играм и упражнениям. Программа предполагает проведение 1 развлечения в месяц на основе игр и упражнений, разученных в режиме дня. Продолжительность развлечений – 15-20 мин., общее количество развлечений в год – 12. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Программа представлена с учетом межпредметных связей по разделам: 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. 2. «Изобразительная деятельность», где дети учатся рисовать разными
материалами и нетрадиционными способами, создавать изображения предметов в лепке и аппликации с использованием небольших литературных произведений. 3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием потешек, чистоговорок, скороговорок, иллюстрируемых пальчиковыми фигурами. 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, используя «рассказ руками». 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни. Предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что служит материалом, входящим в содержание пальчиковых игр и упражнений.
Содержание программы
включает в себя 9 основных блоков: Блок № 1 – пальчиковые игры. Блок № 2 – пальчиковые упражнения. Блок № 3 – фигуры из пальцев. Блок № 4 – массаж кистей и пальцев рук. Блок № 5 – методика «расскажи стихи руками» Блок № 6 – самостоятельная пальчиковая деятельность. Блок № 7 – театр пальчиков. Блок № 8 – интерактивные игры на развитие мелкой моторики и связной речи. Блок № 9 – проведение развлечений. При этом блоки 1, 2, 3, 4, 6 и 8 реализуются ежедневно, блоки 5 и 7 – 2раза в месяц, блок 9 – 1 раз в месяц.
Актуальность опыта
– в разработке дополнительного содержания к разделам программы по развитию речи дошкольников и организация работы в соответствии с дополнениями.
Теоретическая база:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; - Программа «Истоки» под ред. Л.Е.Курнешовой; - Программа «Кроха» Г.Г.Григорьева и др.; - «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушаковой; - Программный комплекс интерактивных игр «Мерсибо ».
Новизна
– в реализации метода деятельности в обучении дшкольников с использованием нетрадиционных игровых средств; разработка системы сюжетно-развивающих досугов использованием авторских и интерактивных игр.
Ведущая идея
– развитие личности дошкольника.

Результативность
программы в том, что достигнутый уровень сформированности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста позволяет им успешно овладеть звуковой культурой речи.
Условия результативности
– творческий поиск, создание соответствующей развивающей среды, профессионализм педагога.
Трудоемкость
– трудности связаны с возрастными психофизическими особенностями детей. Подготовкой методического обеспечения учебного процесса.

Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей

младшего дошкольного возраста посредством использования игр и

упражнений на развитие мелкой моторики.
Работа по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики ведется как в повседневной жизни, так и на организованных занятиях. На занятия по развитию речи вводятся выполнение фигур из пальцев, пальчиковые игры и упражнения. Используемые дидактические игры на шнуровку помогают детям в разучивании стихотворений («Помоги игрушкам» по стихотворениям А.Барто), использовать в речи предлоги («Поможем Зае прийти в детский сад»). Для лучшего запоминания потешек используется рассказывание их с помощью рук. В играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки и закрепляют полученные ранее. Конструктор картинок программного комплекса «Мерсибо» позволяет составлять пособия с учетом индивидуальных особенностей детей группы. На занятиях по рисованию и лепке перед тем, как приступить к работе, предлагаем детям показать с помощью пальчиков и рук то, что будем рисовать или лепить. Дидактическая игра «Сделай целое» знакомит детей со свойствами пластилина. Вводим элементы пальчиковой гимнастики в физкультурные занятия, включаем элементы пальчиковых упражнений в комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна. Перед завтраком, обедом, полдником, ужином, чтобы дети немного успокоились, привлекаем их к выполнению фигур и играм с пальчиками. Дети с удовольствием занимаются пальчиковым тренингом на прогулке. Уделяем внимание этому виду деятельности и в индивидуальной работе с детьми. На прогулке малыши с удовольствием помогают собирать букеты из осенних листьев, дрова (разбросанные веточки и палочки) для любимого героя; зимой – скатывать комы из снега для снеговиков, стараются лепить снежки, расчищают дорожки от снега; весной и летом – собирают камешки, при посадке и уходе за огородом и клумбой разминают кусочки земли между пальчиками, кладут в лунки зерна фасоли и кабачков, с удовольствием играют с песком и водой, выкладывают несложные фигуры из палочек. При наблюдении за каким-либо объектом вместе с детьми изображаем действия этого объекта руками и пальчиками: наблюдая за дождем, выполняем упражнение «закапал дождик», после наблюдения за птичками – заботимся о них – кормим хлебными крошками, разминая их между пальцами; наблюдая за кошкой. Выполняем самомассаж «погладим кошку» и т.д..
В утренние и вечерние часы, а в теплое время года и на прогулке, используем «Дары Фребеля», с помощью которых дети учатся тому, что можно делать с геометрическими формами. С этой же целью используем дидактические игры «Подбери листочек к дереву», «Закрой коробочки», «Лото-вкладки» и т. д. Беседы с родителями показали, что в основном их волнует проблема развития речи детей и их мелкомоторных навыков, но им сложно определиться в потоке интернет-информации, но есть и такие, которые не только не играют с детьми дома, но подчас не знают элементарных действий. Для эффективного взаимодействия с родителями постоянно проводятся консультации, мастер-классы, практические мероприятия. На родительском собрании познакомили родителей с программой и выявили пути совместной реализации. Огромную помощь оказали родители и в изготовлении пособий по предложенным эскизам. Для более эффективного и тесного общения в соцсетях создано сообщество «Рязань МБДОУ Детский сад № 111 группа «Крепыши». Важной задачей развития речи детей является ознакомление дошкольников с художественной литературой. Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения принимать текст литературного произведения, устанавливать с помощью взрослого содержательнее связи в произведениях, рассказывать и разыгрывать знакомые сказки с помощью воспитателя. Для успешного решения задач по развитию речи детей младшего дошкольного возраста используется игры и упражнения, картотека пальчиковых игр. Собрана, почитана и проанализирована педагогическая и психологическая литература, методические рекомендации разных программ, адаптированы и перестроены известные пальчиковые игры и упражнения, разработаны новые задания, основным принципом которых является многофункциональность. На занятия и в свободную игровую деятельность вводится пальчиковый игротренинг, которым дети занимаются с огромным удовольствием. Для развития мелкой моторики детям предлагаются: � Мозаика;  Пирамидки;  Коробочки для сбора в них мелких камешков, пуговиц и т.д.;  Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры рук);  Цветные клубочки ниток для перематывания;  Книги со шнуровкой;  Пособия по застегиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков, шнуровок;  наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (для узнавания предметов на ощупь);  бельевые прищепки разной величины и цвета;
 разные сорта круп: пшено, перловка, овсянка, горох, фасоль;  фигурные макароны, орехи;  наборы матрешек;  карточки с геометрическими фигурами из различного материала (тактильное лото);  коллекция тканей;  каучуковые мячики-ежики;  палочки для выкладывания по образцу;  рамки-вкладыши М.Мантессори;  блоки Дьенеша;  «Сложи квадрат»;  «Сложи узор» Б.Никитина;  Различные виды театра;  Интернет - подписка на программный комплекс интерактивных игр «Мерсибо»;  дидактический стол из мягких блоков;  домик «Волшебный замочек». Для решения поставленных задач был составлен перспективный план использования пальчикового игротренинга в режимных моментах. При составлении плана учитывались доступность, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность в усложнении пальчикового игротренинга. Содержание подобрано таким образом, чтобы была возможна реализация любой познавательной задачи через разные виды деятельности. На занятиях используются элементы пальчикового театра, домик «Волшебный замочек», дидактический стол из мягких блоков и рисунки с заданиями, интерактивные игры программного комплекса «Мерсибо». Перед началом работы с пластилином, рисованием, аппликацией выполняем самомассаж пальцев. В проведении физкультминуток используем пальцестоительство и пальчиковые игры с простым и коротким сюжетом. На прогулке дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, собирают палочки, выкладывают из них фигуры, рисуют мелом на асфальте, палочкой на снегу, пальчиком на песке, в весенне - летний период охотно работают на огороде и клумбе: разминают пальцами комки земли, сажают семена. В свободное время большое внимание уделяется индивидуальной работе в освоении игрового тренинга. Задания выполняем в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе. Внимательно следим за правильной постановкой кисти ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания даем спокойно, доброжелательно, точно. Каждое задание имеет название и выполняется два – три раза в день.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Если рука ребенка еще слаба и неумела, не мучаем его работой с карандашом; первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Всегда заботимся о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это подкрепляет его интерес к играм и занятиям. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, постепенно помогают детям уверенно держать карандаш, шнуровать ботинки, строить их мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и глины, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Игровые рисунки и развивающий модуль на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений стимулируют детей к выполнению заданий, развивающих моторику рук, знакомят малышей с окружающим миром и способствуют развитию речи. В работе с ними используем нитки разной длины, пуговицы разных цветов и размеров, наборы счетных палочек. Рассматривая рисунок, дети показывают то или иное движение, издают какой-либо звук, выполняют различные задания. Играя с прищепками, дети закрепляют их по периметру фигур, затем снимают их; снимают прищепки, закрепленные на коробке, сортируют их по цвету; развешивают на веревочке, мастерят, как из конструктора, что развивает мускулатуру рук, закрепляет знания, полученные на занятиях, развивает воображение. Развивающие игры Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор» объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному, с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. Этот союз позволяет решить в игре сразу несколько проблем, - развивают творческие способности; задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; «поднимаясь» каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; игры очень разнообразны по своему содержанию, кроме того, как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Мы, в свою очередь, не мешаем ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Поначалу узоры складываются по готовым схемам, а когда малыш освоится, предлагаем придумать узоры для складывания самостоятельно. Схемы узоров приведены в натуральную величину, ребенок может выкладывать кубики прямо на схемы или рядом с ними. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не». В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку. Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной. Упражнения не адресуются конкретному возрасту. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто- то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно. Развиваем способности и навыки детей с детскими развивающими онлайн играми программного комплекса интерактивных игр «Мерсибо». Это игры с профессиональной анимацией и озвучкой. Игры рассчитаны на развитие речи, памяти, внимания, кругозора, моторики. Они знакомят с окружающим миром, формируют связную речь, развивают моторику. В каждой игре есть подсказки диктора для самостоятельной игры ребенка, а совместные игры приносят еще больше радости и пользы. Многие игры рассчитаны на конструирование индивидуальной трассы развития, обучения, это отражается в настройке сложности учебных задач, что обеспечивает индивидуальный подход к работе с каждым ребенком. Конструктор картинок позволяет создавать свои индивидуальные картинки. Перед дневным сном для настроя на отдых и быстрое засыпание проигрываем с детьми «Засыпалочку». В гимнастике после сна – пальчиковую разминку, самомассаж пальцев. Речевые игры в кружке «Театр пальчиков» позволяет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, потому играть со словом не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой. Это стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события, например, произведение о ребятах, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), о солдатах, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты – баты»). Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Придумывая вместе с ребенком движения, развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать пластику и жест, слышать и чувствовать ритм стихотворения. Знакомя детей с
различными образцами художественной поэзии, прививаем интерес к художественному слову, желание самому рифмовать сначала отдельные слова. А затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Играя вместе и выступая в самых разных ролях – бравого солдата, прозорливой Бабы Яги, - малыши избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Принцип речевой игры прост: о чем говорю. То и показываю. После почтения стихотворения проговариваем с детьми о его содержании, уточняем ответы, разъясняем непонятные или редко употребляемые слова. Затем для каждой стоки (или двух строк) придумываем вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Стараемся, чтобы эти жесты были связаны друг с другом. Для удобства жестам даем названия, например: «домик», «дерево», «окошко» и т.д. Сначала предлагаем детям уже готовую форму, затем придумываем жесты вместе, а дети более старшего возраста начинают придумывать самостоятельно. Часто в речевых играх используем прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, произносим его по-старушечьи, шепеляво, о мышонке – тоненьким, высоким голосом, о бычке говорим, наоборот, низко, протяжно и т. п. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье. Один раз в месяц проводим развлечения с использованием пальцестроительства, игр и упражнений для пальчиков. Регулярно проводим тематические дни, помогающие сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и занимательной. Один из дней планируем так, чтобы преобладающими в нем были пальчиковые игры. В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать. Почувствовать то, что хотим до них донести. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития. Обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста. Сценарный вариант занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает вести сюжет. Проводим развлекательные занятия, которые помогают детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, свободном общении со сверстниками. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание.
При разработке утренников для родителей в совместной работе с музыкальным руководителем обсуждаем возможность включения в их сценарий «театра детских рук». Тщательно продумываем эскизы и выкройки, изготавливаем декорации будущих спектаклей, костюмы для детей и взрослых персонажей. Успешная реализация любой программы возможна только там, где создана соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых пособий, игр и игровых материалов. Создавая развивающую среду старались, чтобы все зоны были многофункциональны и доступны детям, ориентируясь на создание из детского сада второго дома ребенка, где он познает окружающий мир, радость дружбы, творчества, самостоятельной деятельности, познает свои личные возможности, иными словами, организовывали саморазвитие ребенка, используя воспитательный и обучающий потенциал обычного детсадовского интерьера, дополненный самостоятельно изготовленными пособиями. У детей появилась возможность для совместного участия во всех видах деятельности (познавательной, созидательной, игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и других). Развивающую среду организовывали так, чтобы ребенок имел право выбора, деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого из места обычного отбывания положенного срока пространство детского сада преобразовали в среду творческой жизнедеятельности ребенка. Все привычные задачи воспитания – формирование этических и эстетических представлений, физкультурно-оздоровительное, воспитание гуманитарных чувств и положительных взаимоотношений, развитие культурно- гигиенических навыков решаем с позиций включения ребенка в значимую для его возраста деятельность. Основание для создания такой среды стала идея о сближении условий дошкольного учреждения с условиями хорошей семьи. Развитие внутреннего мира ребенка, становление образа своего я начинается с понимания необходимости комфорта уединения. Это – одно из важнейших потребностей трехлетнего малыша, реализуя которую он получает первую возможность осмысления происходящего и себя в происходящем. Это и новая потребность в безопасности, которая только интуитивно ощущается как необходимость отстранения с чего, собственно, и начинается первичная работа сознания по «производству своего «я». Для этого пространство групповой комнаты преобразили в различные «уголки», которые восполняют еще одну потребность – в развитии познавательного общения. Так, в «уголке семьи» можно поиграть, ощущая чувство домашнего уюта и в семье, где тебя любят и понимают. При желании можно позвонить маме или бабушке – и тоска по ним пройдет. В «уголке природы» отдохнуть в уютном кресле или на диванчике, погрустить, обняв «Зайку - любознайку», рассказать ему о своей грусти. Здесь, среди живой зелени всегда хорошо и
приятно. В «уголке экспериментирования» есть все необходимое для удовлетворения познавательных процессов, развития творческих способностей, мелкой моторики рук. Сюда мы приносили все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описаний и сравнений, воспитания наблюдательности, это может и коряга, красивый листочек, камушек, ракушка..В «уголке спорта» дети свободно могут поиграть с кеглями, мячами, обручами, походить босиком по контактным ковриком. В «уголке конструирования» мальчики могут построить гараж, башню, дом, а можно сконструировать то, чего не свете не бывает. Рядом расположился «гараж», где можно найти автомобиль любой марки, а можно сесть с друзьями и прокатится вместе. Кататься на таком транспорте весело и спокойно, а в случае необходимости транспорт можно быстро отремонтировать, для этого есть все необходимые инструменты. Девочкам нравятся макеты комнаты для маленьких кукол, ателье мод. В «уголке творчества» ребенок может найти образы героев для игр – драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развивать свою фантазию, речь, ее выразительность, интонацию и ловкость своих пальчиков. Для умственного развития есть «уголок математики», где много развивающих игр на развитие интеллекта и мелкомоторных навыков. В «уголке краеведения» дети знакомятся с народным творчеством, символикой страны, приобщаются к культуре и самобытности родного края, его традициям. В «уголке развития речи» дети проникаются любовью к родному языку, постигают его азы, развивают тонкие движения пальцев. Осуществление детьми образовательного содержания происходит в повседневной жизни путем интеграции естественных для младшего дошкольника видов деятельности. Мы стараемся наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Развиваем у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Недостаточное оснащение необходимыми для занятий пособиями, играми и игровым материалом явилось одной из проблем для решения поставленных задач. Для ее решения привлекли родителей. Сначала познакомили их с программой и путями ее реализации. Рассказали, какие нам нужны игры и как их можно изготовить самостоятельно. Родители предложили помощь в качественном изготовлении дидактических игр, что-то принесли из дома (подарили, а пользоваться нет времени или просто элементарно не хватает знаний), что-то приобрели. Дети заинтересовались новыми развивающими играми, но у них, конечно, не получалось. Некоторые переживали, нервничали и даже теряли интерес к играм. Но неоднократное, терпеливое и последовательное объяснение привело к тому, что дети поняли, и стали
правильно выполнять задания, вернулся потерянный интерес. Но хотелось, чтобы с детьми продолжали заниматься и дома. Ведь тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Очень важно привлечь к живым занятиям родителей. Талантом нашей народной педагогики созданы такие игры, как «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др. Их значение трудно переоценить, но до сих пор недостаточно осмыслено родителями. Мамы и папы видят в них лишь развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Главное, что малышам интересны игры с пальчиками, они доставляют радость самовыражения и. безусловно, приносят пользу. Чтобы вовлечь в занятия с детьми родителей провели родительское собрание, на котором рассказали об общем развитии детей 2 – 4 лет, особое внимание уделили развитию речи. Оформили папки-передвижки о проведении пальчикового игротренинга в домашних условиях. В индивидуальных беседах рассказываем родителям о наших удачах, о том, как провести игры и упражнения, которыми занимаемся в саду, особое внимание уделяя тем, которые не совсем получаются у детей. Для более эффективного и тесного общения в соцсетях создано сообщество «Рязань МБДОУ Детский сад № 111 группа «Крепыши», где отвечаем родителям на интересующие их вопросы, делимся новостями группа, помещаем фото и видео отчеты, даем консультации, объявляем благодарности, приглашаем к участию в жизни группы и детского сада. Привлекаем родителей к сбору материала, используемого в играх на развитие мелкой моторики рук ребенка: шишки, каштаны, орехи, крупные косточки от фруктов; даем консультации по использованию этого материала дома. Работая с родителями, обратили внимание, что не все охотно идут на контакт. Родители как бы соглашаются с предложением о занятиях дома, но по детям видно, что работа не проводится. Таким детям стараемся уделить больше внимания. Многие родители не верят в своих детей, недоверчиво относятся к тому, что их дети смогут справиться с предложенными нами заданиями, считая их достаточно сложными. Решить проблему недоверия родителей помогли собрание – практикум «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики» рассказав теорию, показали на практике, как играть с детьми День открытых дверей, на котором показали родителям занятия с использованием развивающих игр, пальцестроительства и интерактивных онлайн игр программного комплекса «Мерсибо». Дали практическую консультацию «Пальчиковый игротренинг». Увидев, с каким интересом дети занимаются, родители стали обращаться за консультациями о занятиях с детьми дома. Мы с удовольствием отвечаем на вопросы родителей, создали «Домашнюю игротеку» - даем игры по желанию детей для игры дома, а родителям рассказываем о правилах и значении выбранных ребенком игр. Многие интересуются, где приобрести или как изготовить понравившиеся
игры, особенно порадовало решение приобрести в качестве новогоднего подарка игры на развитие мышления и мелкой моторики. Опыт своей работы представила воспитателям нашего ДОУ, постаралась заинтересовать их тематикой. Рекомендую использовать развивающие игры и пальчиковый игротренинг на занятиях и в режимных моментах . На музыкальных и физкультурных занятиях вводим элементы выступлений. Упражнений и разминок, игры на релаксацию с использованием движений пальчиками. Провожу необходимые консультации и рекомендации об использовании дидактических игр и упражнений не развитие мелкой моторики для воспитателей, музыкального и физкультурного работников детского сада. Использование программы по формированию у детей общеречевых умений посредством использования дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяют получить следующие результаты:  Дети слышат и воспроизводят звуковой образ слова, правильно передают его звучание;  Воспроизводят ритм речи, правильно пользуются речевым дыханием;  Читают стихотворения не крикливо, пользуются средним темпом речи, правильно пользуются речевым дыханием, говорят громко, чтобы слышали окружающие;  Понимают речь без наглядности;  Внимательно слушают чтение литературных произведений, понимают их содержание;  Охотно пересказывают знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого;  Пользуются в речевом общении простыми и сложными предложениями;  Инициативны и активны в общении;  Способны воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом;  Воспроизводят по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
Перспективный план использования пальчиковых игр и

упражнений в режиме дня.


Сентябрь

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Потягушечки» «Прогулка» «Ладушки- ладошки» «Коготки» «Веревочки» «Ладушки №1» «Ладушки № 2» «Дружба» «Бабушка и внуки» Сбор и шелушение фасоли на огороде. Сбор семян цветов. Игры с песком. Игры с камешками. Наблюдение за кошкой. Пальчиковая игра «Если кошка точит когти, будет дождик за окошком». Пальчиковая игра «Идет дождь» Массаж «Умывание» Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. «Найди и положи такой же» -разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Катание между ладонями карандашей, орехов, палочек. Разрывание бумаги. Крупная мозаика. Игры с губкой. Шнуровка. «Рыболов»
Октябрь

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Матрешки» «Колечко» «Собираем яблоки» «Огород» «Здравствуй осень» «Репка» «Был у зайки огород» Сбор листочков. Сбор палочек. Выкладывание узоров из листочков и палочек. Игра «Соберем осенний букет». Наблюдение за дождем. Пальчиковая игра «Закапал дождик» Игры с песком. Массаж «Грибной дождик» Конструктор «Лего». Объемное лото «Осень». Сухой бассейн. Настенное… Выкладывание фигур из счетных палочек. Сложи картинку – «Овощи, фрукты». Чудесный мешочек – найди на ощупь овощи и фрукты. «Сушим овощи и фрукты»- развесим силуэты овощей и фруктов. «Заштрихуй овощи и фрукты» - штриховка по трафарету.

Ноябрь

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Зонт» «Дождик» «Птички» «Непослушный зонтик» «Прощание с дождиком» «Туча» «Ходит сон по лавочке» «Ловкие пальчики» - застегивание пуговиц. Сбор палочек. Выкладывание фигур из палочек. Сбор семян цветов. Выкладывание узоров из камешков. Пальчиковое упражнение «Погладим кошку». Массаж «Дождик» Логическая мозаика. Игры на ковролине «Эмоции». Разрезные картинки. Конструирование из кубиков. Игра «Сверни ленту». «Определи на ощупь». «Разложи по своим местам». «Почини инструмент».
Декабрь

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Черная курица» «Подними ладошки выше» «Расскажу про кошку» «Ладушки» «Наша елка» «Дед Мороз» «Наряжаем елку» «Ловкие пальчики» - застегивание одежды и обуви. Лепка снежных комочков. Лепка снеговика. Наблюдение за воробьями. Кормление птиц. Игра «Собери дрова для зайчика». Повторение пальчиковых игр. Массаж «Заболела кисонька» «Сложи узор» «Сложи картинку» Ковролин «Семья» Сухой бассейн «Кто в домике живет». «Грузим камешки в грузовик» Рисуем на манке. «Новогодние подарки для зверей – сбор орехов и желудей в мешочек, определи на ощупь. Нарядим новогоднюю елку.
Январь

Утро

Прогулка

Гимнастика

Вечер


после сна
Пальчиковые игры: «Одеваемся на прогулку» «Варежки Вареньке» «Снег кружится» «Пальчики здороваются» «Белка» «Как на горке снег, снег…» «Погладим котенка» «Ладушки – оладушки» Расчистка снега. Наблюдение за кошкой. Пальчиковая игра «Погладим котенка». Рисование палочкой на снегу. Пальчиковая игра «Ладушки – оладушки». Подвижная игра «Как на горке снег, снег…» Массаж «Снеговик» «Покажем Зайке дорогу в детский сад». «Подбери листочек к дереву». «Блоки Дьенеша». Узнай на ощупь – кто это? «Ежики и ежата» - лепка ежиков из пластилина и спичек. «Кто пришел» - рисование на песке следов животных пальчиками и ладошками.
Февраль

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Мы – зверюшки» «Зайчик» «Ежик и мышки» «Зайцы» «Капитан» «Пароход» Наблюдение за птицами. Привлечь детей к кормлению птиц. Надеваем варежки и перчатки – у каждого свой домик. «Маша варежку надела» - пальчиковая игра. Размести снег на веранде. Наблюдение за елью. Разучивание стихотворения «Ель». Подвижная игра с использованием пальчиков «Коза» Массаж «Строители» «Закрой коробочки» «Бусы для куклы» №Сделай целое» «Мозаика» «Игры с веревочками» «Для кого подарок» - чудесный мешочек. «Поварята» сортировка крупы.

Март

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Вместе с мамой» «Расти, коса до пояса» «Маму я свою люблю» «Мама» «Сорока-белобока» «Паучок» «Птички» Наблюдение за качелями. Пальчиковая игра «Качели». Наблюдение за солнцем. Пальчиковая игра «Солнце» Поможем скворцу свить гнездо. Сбор палочек, веточек, сухой травы. Наблюдение за сосульками. Изобрази пальцами «Кап-кап- кап». Эксперимент «Тонет – не тонет». Сбор на участке различных предметов и опускание их в лужу. Массаж «Сорока» «Подарок для мамы» Рисуем на манке «следы от капели» Солнце светит ярко - ярко» - выкладывание из палочек. «Собери пирамидку» «Матрешки разбежались».
Апрель

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры: «Топы – топы» «Ерши» «Чистюли» «Большие и маленькие» «Капель» Выкладывание фигур из палочек. Рисование мелом на асфальте. «Собери красивый букет». Игры с песком. Рисование пальчиком на песке. Подвижная игра с использованием пальчиков «Цыплята». Массаж «Воробьи» Угощение для зверюшек. «Поможем игрушкам» - по произведениям А. Барто. «Разбери и собери» -паровозик, машина. «Собери узор» из крышек. Сложи листик. «Красивый хвостик»
- петушок. Игры со шнуровкой. «Сушим белье»
Май

Утро

Прогулка

Гимнастика

после сна

Вечер
Пальчиковые игры «Деревца» «Тополек» «Ай, тюшки» «Зернышко» «Распускается цветок» «Цветы» «Цветок» Сбор палочек. Выкладывание фигур из палочек. Наблюдение за дождем. Пальчиковое упражнение «Дождь». Игры с песком. Выкладывание из бросового материала. Работа на огороде «Разомни комочек земли». «Посади зернышко». Массаж «Пальчик – мальчик» «Закрути бутылочку». Игры с большими и маленькими мячами. «Дорожки» - выкладывание из гороха и фасоли. «Сделай целое» «Где чья мама» «Расскажи сказку». «Сказка на ладошке» «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.
Список используемой литературы.
1. Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» АСТ. Москва. 2006г. 2. Ануфриева А., Митюкова О. «Игры и занятия для малышей» Горьковское книжное издательство, 1960 г. 3. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.1992 г. 4. Бардышева Т. «Забодаю, забодаю» издательский дом «Карапуз» 1999 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МБДОУ Детский сад №111 о выдвижении авторской дополнительной общеобразовательной программы для участия в Конкурсе (номинация «социально-педагогическая») Программа « Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений не развитие мелкой моторики «Умные пальчики» разработана и реализуется Карташовой Ириной Юрьевной , воспитателем МБДОУ Детский сад №111. Данная программа реализуется в МБДОУ на протяжении 1 года и подтверждает свою эффективность следующими результатами:  Дети слышат и воспроизводят звуковой образ слова, правильно передают его звучание;  Воспроизводят ритм речи, правильно пользуются речевым дыханием;  Читают стихотворения не крикливо, пользуются средним темпом речи, правильно пользуются речевым дыханием, говорят громко, чтобы слышали окружающие;  Понимают речь без наглядности;  Внимательно слушают чтение литературных произведений, понимают их содержание;  Охотно пересказывают знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого;  Пользуются в речевом общении простыми и сложными предложениями;  Инициативны и активны в общении;
 Способны воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом;  Воспроизводят по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
Сведения об авторе:
Карташова Ирина Юрьевна 2 сентября 1968 года рождения Образование: • в 1994 году окончила Тульский педагогический колледж № 2 по специальности «Дошкольное воспитание». Присвоена квалификация «воспитатель в дошкольных учреждениях»; Место работы: МБДОУ Детский сад №111, воспитатель высшей квалификационной категории. Адрес МБДОУ Детский сад №111: г. Рязань, ул. Горького д.20 Телефон: 28-35-15 Адрес: 390028, г. Рязань, ул. Юннатов, д. 13 , кв. 9 Моб. тел.: 8-906-546-67-06 Заведующая МБДОУ Детский сад №111 В. В.Шинкарева