Автор: Могильная Полина Григорьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: СПбГБПОУ "Академия управления городской средой градостроительства и печати"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Применение проблемного обучения на уроках химии
«Применение проблемного обучения на уроках химии»
Учителя химии преимущественно сталкиваются с такими
трудностями, как:
низкий уровень мотивации
снижение или отсутствие интереса к предмету
быстрая утомляемость на уроках
повышение тревожности учащихся
К сожалению, ученики часто находятся на уроках в ситуациях, когда не
могут быстро и четко ответить на вопрос, а учитель в свою очередь не
ждет и начинает подгонять, задавая наводящие вопросы. Возможно ли
обучать таким образом, чтобы каждый ученик мог рассуждать над данной
ему проблемой в своем темпе, своим путем, при этом мог сопоставить
свою точку зрения с одногруппниками? Да, такой метод обучения имеет
место быть.
В условиях современного общества учащимся, как к личностям,
предъявляется все больше требований для самостоятельного решения
проблем и задач разного уровня. Проблемное обучение имеет ряд
преимуществ в сравнении с традиционной системой обучения, так как у
учащихся возникает ярко выраженная необходимость в формировании
активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и
самообразованию, критичности мышления.
Целью моего доклада является представить опробованную мной модель
педагогической деятельности по проблемному методу обучения, выявить
преимущества данной технологии по сравнению с традиционными
методами обучения.
Задачи, возникающие на уроках:
формирование у учащихся навыков по применению полученных
знаний в практической деятельности
развитие умений, способствующих нахождению выхода из любых
ситуаций (способность к рефлексии, планированию и активной
коммуникации)
Технология проблемного обучения в основном используется на уроках
изучения нового материала и комбинированных уроках.
Данная технология позволяет:
справиться с большим объёмом информации посредством
активизации познавательной деятельности
сформировать учебную мотивацию
использовать полученные умения организации самостоятельной
деятельности для получения новых знаний из различных источников
информации
повысить самооценку учащихся
Осуществление
проблемного
обучения
возможно
при
следующих условиях:
– наличие проблемной ситуации;
– готовность ученика к поиску решения;
– возможность неоднозначного пути решения.
Использование проблемных ситуаций на уроках химии позволяет так
организовать процесс усвоения основных понятий, законов, что эти знания
становятся в дальнейшем инструментом познания, а не набором сложных
непонятных слов.
Приемы создания и решения проблемных ситуаций на уроках химии.
– Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти
способ его решения.
– Сталкивание противоречия в практической деятельности.
– Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
– Предложение классу рассмотреть проблему с различных позиций,
например, эколога, юриста, финансиста….
– Побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из
ситуаций, сопоставлять факты.
Примеры.
Химия 11 класс.
При изучении темы «Гидролиз солей» целесообразно начать урок с
решения качественной задачи на распознавание веществ: хлорида цинка,
карбоната натрия и хлорида натрия. Далее создаем условия для
проблемной ситуации: какую окраску имеет лакмус в растворах солей?
Знания учащихся о том, что соль является продуктом нейтрализации
кислоты и основания наводит на мысль о том, что индикатор в растворах
всех солей будет показывать нейтральную реакцию среды. Однако с
помощью проведения эксперимента возникает противоречие: в каждой
пробирке индикатор показывает различную реакцию среды. Учащиеся
высказывают свои предположения. Решение проблемной задачи
происходит в процессе изучения процесса гидролиза.
Другой пример.
Химия 10 класс.
При изучении темы спирты учащимся можно поставить следующий
проблемный вопрос: почему метанол по своему агрегатному состоянию
жидкость, а пропан, молярная масса которого больше, является
газообразным веществом? Рассматривая сущность различий между газами
и жидкостями, с точки зрения атомно – молекулярного учения, в основе
которой находится наличие больших сил притяжения между молекулами
жидкости, в данном случае спиртов. Объясняет эту особенность
физических свойств спиртов - межмолекулярная водородная связь. На
основании этого факта объясняется хорошая растворимость первых
членов гомологического ряда и её постепенное понижение в данном ряду.
Вывод.
Проблемное обучение не только повышает мыслительные процессы
учащихся, активную самостоятельную деятельность, но и посредством
поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую
учебную мотивацию.
Считаю, при использовании технологии проблемного обучения на
занятиях обучающиеся учатся формулировать собственную позицию по
обсуждаемому вопросу и использовать события, происходящие вокруг них
для ее аргументации.
При выполнении проблемных заданий учащиеся учатся:
находить пути решения проблемы,
находить необходимую информацию, анализировать ситуацию,
выделять главное, применять ранее полученные знания и опыт,
высказывают свое мнение, слушают мнения других