Автор: Аскаров Ринат Химатуллович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: Применение метода активного проблемно-ситуационного анализа на уроках физики
Тема: Изучение и применение законов термодинамики, в решении сложных инженерных вопросов.
МАСТЕР – КЛАСС
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОГО
АНАЛИЗА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ АСКАРОВ РИНАТ ХИМАТУЛЛОВИЧ
Г. САЛЕХАРДА 2022 ГОД
ВОПРОС УЧАЩИМСЯ НА ИЗУЧЕННЫЙ РАНЕЕ
МАТЕРИАЛ.
СКАЖИТЕ КАКИМИ СПОСОБАМИ
МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ ТЕЛА U?
УЧАЩИЕСЯ
ОТВЕЧАЮТ:
.
ОТВЕТ
ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ
ТЕЛА U МОЖНО
ИЗМЕНИТЬ ДВУМЯ
СПОСОБАМИ:
1.СОВЕРШАЯ
МЕХАНИЧЕСКУЮ
РАБОТУ - А
2.ТЕПЛОПЕРЕДАЧЕЙ - Q
ЗАДАЕТСЯ НАВОДЯЩИЙ
ВОПРОС НА ПОГРУЖЕНИЕ.
РЕБЯТА, А ОТКУДА К НАМ
ПОСТУПАЕТ ГОРЯЧАЯ ВОДА
В НАШИ ДОМА, КВАРТИРЫ?
УЧАЩИЕСЯ ОБСУЖДАЮТ,
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС
УКАЗЫВАЯ ТОЧНОЕ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
ТЕПЛОВЫХ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И
КОТЕЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ
ОНИ ВИДЕЛИ
ПРОИГРЫВАНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ
АВАРИИ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ
ПРОБЛЕМАМИ:
БРИГАДА ИВАНА ИВАНОВИЧА
ПОЧЕМУ ЗАПИЩАЛИ АВАРИЙНЫЕ
ДАТЧИКИ НАСОСА?
ПРИМЕРЫ
ПОЧЕМУ ЗАПИЩАЛИ АВАРИЙНЫЕ
ДАТЧИКИ НАСОСА?
УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТ И
ПЕРВИЧНУЮ ПРОБЛЕМУ
СОЗДАВШЕЙСЯ
СИТУАЦИИ
А =∆U, ГДЕ, А – РАБОТА НАД ТЕЛОМ,
∆U – ИЗМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ
ЭНЕРГИИ ТЕЛА
ЛОПАСТИ НАСОСА СОВЕРШАЯ
МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ ПЕРЕДАЮТ
КИНЕТИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ
МОЛЕКУЛАМ ВОДЫ ТЕМ САМЫМ
ИЗМЕНЯЯ, УВЕЛИЧИВАЯ ЕЁ
ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ,
ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ВОДА ЗАКИПАЕТ,
СОЗДАВАЯ ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ В
КОРПУСЕ НАСОСА
.
НАСОС ОТКЛЮЧИТЬ НЕ УДАЕТСЯ, В
СХЕМЕ НЕ РАЗБИРАЕМСЯ!!! БРИГАДА
ЭЛЕКТРИКОВ ЗАСТРЯЛА В ПРОБКАХ.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ? ВАШИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ…
ЭХ! ПОЧЕМУ Я В ШКОЛЕ ФИЗИКУ НЕ
УЧИЛ...
ТОГДА ФОРМУЛА ПРИОБРЕТЕТ
ВИД:
∆U =А – Q,
ГДЕ
– Q
ОТВОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО
ТЕПЛОТЫ ОТ ТРУБЫ С ВОДОЙ.
∆U ≤ 0
, АВАРИЙНЫЕ ДАТЧИКИ
СТИХЛИ
ПОДЪЕХАЛА БРИГАДА ЭЛЕКТРИКОВ
ВОССТАНОВИЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
АВТОМАТИКИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ
НАСОСА
•
ПЕРЕСТАЛИ ОХЛАЖДАТЬ
СНЕГОМ ТРУБУ, И ОТКЛЮЧИЛИ
НАГНЕТАТЕЛЬНЫЙ НАСОС.
НОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
•
РЕЗКОЕ ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА -
СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ ВО ВРЕМЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ.
АВАРИЙНЫЕ ДАТЧИКИ СНОВА НАЧАЛИ ПИЩАТЬ И
МИГАТЬ СИГНАЛИЗИРУЮ О ОПАСНОСТИ
ОБМЕРЗАНИИ НАСОСНОЙ КАМЕРЫ И ЕГО
РАЗРУШЕНИЯ ОТ РАСШИРЕНИЯ ЛЬДА В СЛУЧАЕ
ОБМЕРЗАНИЯ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУХ БРИГАД
ЭЛЕКТРИКОВ И СЛЕСАРЕЙ
КАК СПАСТИ СИТУАЦИЮ?
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
РЕШЕНИЕ
•
ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЖЕ ВЫВЕДЕННОЙ
РАНЕЕ ФОРМУЛОЙ:
∆U =А – Q,
ГДЕ
– Q
ПОТЕРЯ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ ТРУБОЙ В
СЛЕДСТВИИ ПОНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ,
А -
РАБОТА НАСОСА (РАБОТА НАД ТЕЛОМ)
.
ИНЫМИ СЛОВАМИ, КОМПЕНСИРОВАТЬ ТЕПЛО
ПОТЕРИ, ЭНЕРГИЕЙ ИЗ ВНЕ (СОВЕРШЕНИЕМ
РАБОТЫ НАД ТЕЛОМ) ВКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
НАСОС, КОТОРЫЙ ПРИВЕДЕТ К НАГРЕВАНИЮ
ВОДЫ.
ПОДЪЕХАЛА БРИГАДА СВАРЩИКОВ
•
НАЧАЛИСЬ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
МОРОЗЫ УСИЛИЛИСЬ!!!
•
АВАРИЙНЫЕ ДАТЧИКИ СНОВА НАЧАЛИ ПИЩАТЬ И
МИГАТЬ СИГНАЛИЗИРУЮ О ОПАСНОСТИ ОБМЕРЗАНИИ
НАСОСНОЙ КАМЕРЫ И ЕГО РАЗРУШЕНИЯ ОТ
ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ ЛЬДА В СЛУЧАЕ
ОБМЕРЗАНИЯ. МОЩНОСТИ НАСОСА И РАБОТЫ ЕГО
ЛОПАСТЕЙ НЕ СТАЛО ХВАТАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРЕХ
БРИГАД ЭЛЕКТРИКОВ,
СЛЕСАРЕЙ И
СВАРЩИКОВ
ЖДЕМ ВАШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ!!!
РЕШЕНИЕ
•
ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ
НУЖНО СОВЕРШАТЬ РАБОТУ НАД ТЕЛОМ И
ПОДАВАТЬ ТЕПЛО. ТОГДА ПРОЦЕСС, В
ФОРМУЛЬНОМ ВИДЕ БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК:
∆U = Q + А
ЭТО И ЕСТЬ ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ
ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ
МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ И В ТАКОЙ
ФОРМЕ:
ФОРМУЛА ПЕРВОГО ЗАКОНА
ТЕРМОДИНАМИКИ БУДЕТ ИМЕТЬ
ВИД:
Q =∆U + А
РЕФЛЕКСИЯ
•
УЧАЩИЕСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВСПОМИНАЮТ ЗНАНИЯ
ПОЛУЧЕННЫЕ В КУРСЕ ФИЗИКИ 8 КЛАССА, ЧТО В
СЛУЧАЕ, ЕСЛИ САМО ТЕЛО СОВЕРШАЕТ РАБОТУ, ТО
ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ПАДАЕТ (НА ПРИМЕРЕ
ОТКРЫВАНИЯ КРЫШКИ ГАЗИРОВКИ), ТОГДА С
ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ДОГОВАРИВАЕМСЯ ТАКУЮ
РАБОТУ ОБОЗНАЧАТЬ Аʹ, И ПОДРАЗУМЕВАТЬ, ЧТО Аʹ ˂
0, Т.Е. ОТРИЦАТЕЛЬНА. ФОРМУЛА ПРИМЕТ ВИД
Q =∆U
- А
ʹ
РЕФЛЕКСИЯ
•
ЧТО ЗАИНТЕРЕСОВАЛО ВАС СЕГОДНЯ НА УРОКЕ БОЛЕЕ ВСЕГО?
•
КАК ВЫ УСВОИЛИ ПРОЙДЕННЫЙ МАТЕРИАЛ?
•
КАКИЕ БЫЛИ ТРУДНОСТИ?
•
УДАЛОСЬ ЛИ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?
•
ПОМОГ ЛИ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ ТЕМЫ?
•
ПРИГОДЯТСЯ ЛИ ВАМ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?
•
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ В БЫТУ?
•
ПОНИМАЮТ, ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПОМОГУТ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ,
ПОСТРОЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ И ЦЕЛЕЙ.
•
ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ В ФОРМУЛЬНОМ ВИДЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗЛИЧНЫЙ
ВИД, ГЛАВНОЕ ПОНИМАТЬ СУТЬ ЗАКОНА И УМЕТЬ ЕГО ПРИМЕНЯТЬ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
.