"Формирование навыков изображения фигуры человека у учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда"

Автор: Ивакина Ирина Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МОУ СШ № 43
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Формирование навыков изображения фигуры человека у учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование навыков изображения фигуры человека у учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда» Автор: Ивакина Ирина Викторовна учитель изобразительного искусства и технологии МОУ СШ № 43 г. Волгоград 2015
Педагогические цели и задачи проекта Цель: формирование у обучающихся основных навыков в изображении фигуры человека. Задачи: 1. Уметь делать анализ пропорций и конструктивно-анатомического строения фигуры человека (на доступном уровне). 2. Формировать умения выполнять наброски фигуры человека (статично и в движении). 3. Уметь изображать пропорциональные соотношения фигуры человека, используя различные материалы. 4. Развивать глазомер, воображение, фантазию. Актуальность проекта Рисовать — значит видеть пропорции . Леонардо да Винчи Актуальность данного проекта не вызывает сомнений. Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства. Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изображения человека - неиссякаемого источника творчества художника. Изучение человека, его сложного богатства настолько важно и существенно, что охватило все виды, жанры и области искусства. Ключ к созданию совершенного рисунка фигуры человека - это знания правил пропорции при построении фигуры человека, а также развитие понимания формы и конструкции человеческого тела.
Пропорция в рисунке при создании реалистического изображения занимает главное положение наряду с такими понятиями, как композиция, объемная форма, конструкция и анатомия. Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них невозможно обойтись в изобразительном искусстве и архитектуре. Правильные пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение. Вот почему на своих уроках я уделяю такое пристальное внимание изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция. К сожалению, нередко приходится видеть, как ученики, даже имея за плечами немалый опыт, пренебрежительно относятся к пропорциям. Между тем, из-за нарушенных пропорциональных величин изображение предмета, фигура человека приобретает совершенно уродливый вид. Поэтому, я считаю, еще в начальной школе, на самых ранних стадиях изучения пропорций, необходимо сформировать основные умения и навыки у учащихся в построении фигуры человека, которые в дальнейшем нужно будет только закреплять и расширять, а так же развивать «чувство пропорции» или глазомер, необходимые при изучении предмета «Изобразительное искусство». Содержание проекта Цели: сформировать представление о пропорции в изобразительном искусстве. Задачи: Образовательная: - познакомить учащихся с понятием «Пропорция»;
- показать значение пропорции в изобразительном искусстве на примере картин великих художников; - познакомить с правилами пропорции; - формировать умения схематически изображать фигуру человека (статично и в движении); - расширять запас знаний и представлений. Развивающая: - развивать умения технического исполнения набросков; - развивать способность к образному мышлению и воображению; - способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности. - развивать глазомер Воспитательная: - формировать ценностные представления обучающихся о человеке; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения искусств. Методы обучения
:
по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный. Формы организации обучения: фронтальная и индивидуальная. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Материалы и оборудование: Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация . Для учащихся: раздаточный материал (заготовки из цветного картона), альбом, простые карандаши, ластик.
Список использованной литературы и интернет – ресурсов 1
.
Н. Н. Ростовцева «Очерк по истории методов преподавания рисунка» (Москва, «Изобразительное искусство», 1983) 2. « Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд- во ООИУУ, 1998. 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991. 4. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002. 5. Левин В.А. «Воспитание творчества». – Томск: Пеленг – 1993. 6. Брыксина О.Ф. «Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов». Информатика и образование. 2004 7.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы и интернет -ресурсов для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно- дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в – ознакомление детей с художественными произведениями, проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; - презентация; − проведение занятий; − проведение выполнения заданий под музыкальное – анализ результатов проекта.
группе. сопровождение; − рисование с детьми на заданную тематику; Ход урока: 1. Организационный момент (проверка у учащихся готовности к уроку). Приветствие 2. (Слайд №1)
Учитель:
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пропорции фигуры человека». И для начала я хотела бы спросить у вас: «Как вы понимаете слово «пропорция?». Дети отвечают.
Учитель:
Хорошо. То есть пропорциями называют размерное соотношение частей друг к другу, а так же к различным объектам. А под пропорциями фигуры человека подразумеваются соотношения размеров отдельных частей тела (головы, туловища, рук и ног) Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке: физике, химии, математике; технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека. Так, например, когда в строительстве нарушаются пропорции составов строительных материалов и размеров элементов конструкций, это может привести к разрушению сооружений. В химии только точные весовые пропорции реагентов могут привести к получению необходимого вещества. Если живописец нарушает
пропорции в технологии грунтовки холста, это может привести к разрушению и холста и красочного слоя. Вот почему такое пристальное внимание уделяют изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция. (Слайд №2) Ребята, перед вами план нашего урока и в конце его мы снова вернемся к нему, чтобы проверить, насколько хорошо мы справились с поставленными задачами. Вы знаете, художники давным-давно поняли, что их верной помощницей и спутницей является – пропорция. И я вам сейчас предлагаю посмотреть картины великих художников и определить справились ли авторы произведений с поставленной перед ними задачей соблюдения пропорций или нет. (Слайд №3) Как мы уже с вами выяснили, пропорция - это размерное соотношение частей друг к другу, а так же к различным объектам или к целому. Это картина Рафаэля Санти «Обручение Марии». И вот обратите внимание, что люди, стоящие позади главных героев картины, нарисованы более маленькими по отношению к тем, которые стоят на переднем плане, ближе к нам. И обратите внимание, как здесь все пропорционально и гармонично. Сделай их художник еще более маленькими, у нас бы на общем фоне создалось впечатление, что это карлики или какие-то муравьишки в человеческой одежде. (Слайд №4) А теперь посмотрим на картину Маковского «Император». Как в этой картине все тоже гармонично и пропорционально. Представьте, если бы художник
изобразил императора – нашего всадника несколько больших размеров, то, как на его фоне выглядел бы конь? Наверное, как пони. (Слайд №5) Дюрер «Руки молящегося». Обратите внимание, насколько правдиво выполнены руки, как будто это не картина, а фотография. А почему у нас возникает такое впечатление? Правильно. Потому что художником были соблюдены все пропорции в изображении кисти человека. Обратите внимание, что кончик большого пальца, если провести параллель, как раз находится на сгибе мизинчика. Посмотрите на свою кисть. Так же? Сравните. Ребята, то есть из всего увиденного можно сделать вывод: правильные пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение. (Слайд №6-8) Ну, и, наконец, для разнообразия, посмотрите работы современного голландского художника, которые выполнены в стиле цифровых иллюстраций. Посмотрите, как в этом изображении все соразмерено, пропорционально и гармонично. Ну, все-таки именно такие картины не так широко распространены, а большей известностью пользуются полотна, которые я предоставила вашему вниманию в начале своего демонстрационного показа и те, которые вы видите сейчас перед собой. Да, для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела. В работе над изображением человеческой фигуры верной помощницей художника является пропорция. Эту истину художники осознали давно.
Многие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармоничного построения. Среди них в первую очередь следует назвать греческих скульпторов V и IV вв. до н.э. Поликлета и Лисиппа, а также художников эпохи возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера. (Слайд №9) И я хочу предоставить вашему вниманию всемирно известный рисунок Леонардо да Винчи «Гармоничный человек» («Витрувианский человек»), выставленный в Галерее Академии в Венеции. Этот рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства; его часто используют как символ внутренней симметрии и пропорции человеческого тела и Вселенной в целом. Известно, что размах вытянутых в стороны рук человека примерно равен его росту, вследствие чего фигура человека вписывается в квадрат и в круг. (Слайд №10-12) А вот еще вашему вниманию, несколько картинок, чтобы немножко отдохнули и посмеялись. Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Голова человека является общепринятой мерой пропорциональных соотношений фигуры человека. Размером головы соизмеряют все части тела человека, от крупного до малого: рост, длины руки, стопы, локтя, кисти руки и т.д. Самое главное, что нам сегодня понадобится, это знание того, что голова по высоте составляет 1/7-1/8 части всей высоты человека. Более подробно мы этот вопрос будем рассматривать на следующих уроках
В общем, подводя небольшой итог, ребята, мы с вами выяснили, что для того, что бы научиться изображать фигуру человека, необходимо знать и помнить относительные пропорции тела. Пренебрежение пропорцией приводит к безграмотному, несостоятельному рисунку. Нетрудно представить, что если изображение человека непропорционально в своих отношениях, то оно становится, по меньшей мере, некрасивым или даже уродливым. Чтобы правильно определять соотношения, рисующий должен, помимо знаний, обладать чувством пропорции. Чувство пропорции подразумевает наличие хорошего глазомера, а глазомер, как правило, развивается в процессе длительных упражнений в рисовании. Вот почему маленькие дети, которые только начинают рисовать и не знают никаких правил пропорций и у них еще не развит глазомер, выполняют вот такие работы. (Слайд №13-17) Посмотрите с возрастом, приобретая знания и развивая глазомер, работы становятся все лучше и лучше. Ну, а сейчас пришло время отдохнуть и провезти физкультминутку (Слайд №18) А сейчас я вам предлагаю перейти к практической части нашего урока, начиная с рисования упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую? Попробуйте сначала ответить сами…
Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинное туловище могут испортить любой шедевр. (Слайд №19) Давайте присмотримся повнимательнее к этому человечку. Позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.
Человечек 1
. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела. (Слайд №20)
Человечек 2
. Дальше - больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени. Обратите внимание, что длина ног будет больше, нежели длина рук. А вот плечо и предплечье, так же как и бедро с голенью в своих размерах между собой практически равны. То есть плечо=предплечье, бедро=голень. Итак, я предлагаю вам следующее задание: нарисуйте 1-2 "человечка" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваши полученные знания пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: волосы, глаза, рот, одежда и т.д. Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный, так как некоторые больны таким синдромом, как «не поместился». Пока будет звучать песня, у вас есть время. (Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь») (Слайд №21)
А теперь, ребята, я немножко усложняю задачу (Слайд №22)
Человечек 3
. Вершина схематичного искусства. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Обратите внимание, плечевой пояс больше, чем таз. Вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить нашего героя что-то делать. С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр. А я, в свою очередь, хочу показать вам некоторые примеры, чтобы вы имели большее представление о том, что нужно делать: (Слайд №23) Этот бросает копье. (Слайд №24) Танцует (ну, мне так кажется)
(Слайд №25) Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу (Слайд №26) Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит он глупо. Пока будет звучать песня, ребята выполняют это задание. (Звучит песня Г. Гладкова «В коробке с карандашами») (Слайд №27) Дети с лучшими работами выходят к доске и показывают свои рисунки, а класс угадывает, какое движение делает их герой.
Учитель:
А теперь, ребята, я вам предлагаю ещё одно творческое задание. У меня на магнитной доске развешаны различные геометрические фигуры разных размеров и 2 человека по желанию должны выйти к доске и выполнить из этих фигур изображение человека в какой-либо позе. Для примера я вам покажу, что сделала я (Слайд №28-30)
Молодцы! И так, подведем итог нашего урока и посмотрим, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами. (Слайд №31) По-моему, мы с вами заслужили аплодисменты! (Слайд №32) А вот ваше домашнее задание! Создать фигуру человека с соблюдением правил пропорции, используя данные геометрические фигуры. (Слайд №33) До свидания!