Напоминание

Отражение трагических страниц истории России XX века в произведениях искусства и литературы

Автор: Цвиркунова Анна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КРК "Интеграл"
Населённый пункт: с. Курсавка
Наименование материала: Статья
Тема: Отражение трагических страниц истории России XX века в произведениях искусства и литературы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Общеизвестно, что любые социальные потрясения всегда находят отражение

в творчестве современников, при этом абсолютно не важно, о каком именно

виде искусства идёт речь: масштабные события, в особенности трагического

характера,

всегда

непосредственно

влияют

на

вектор

развития

художественной литературы, публицистики, музыки, театра, кино, живописи.

Выражаться это может по-разному – авторы могут буквально отображать

окружающую

их

действительность,

запечатлевая,

например,

наиболее

влияющие на их жизнь эпизоды на холстах, либо снимая об этом

документальное кино, однако это не всегда проявляется именно таким

образом (иными словами, вовсе не обязательно нам об этом прямо говорит

тот самый пресловутый и прямой реализм) - чаще всего смена некоего

всеобщего «стиля» и тематики выражается иначе. Новые приемы в

живописи, новый подход композиторов к созданию своих произведений,

новая проблематика на страницах книг и иной подход к изложению мыслей.

Вполне понятно, почему именно XX век в истории России вызвал столь

значительные перемены в культуре не только всей страны, но даже целого

региона - буквально с самого начала столетия российское общество попало в

череду крайне болезненных, а затем и действительно трагических событий,

навсегда изменивших облик не только нашего государства, но и мира в

целом, если рассматривать это явление более глобально.

Русско-японская война и первая русская революция усилили и довели до

кульминации тот самый, сложившийся еще в конце XIX века декаданс,

ставший своего рода предтечей модерна, одновременно обретя своеобразные

черты, присущие именно русской культуре – собственно так, например, и

было положено начало Серебряному веку русской литературы, характерной

особенностью которого является, прежде всего, превалирование поэтической

формы изложения мыслей, появление и развитие новых приёмов, техник; на

один уровень важности наряду с содержанием выходит форма. Искусство

этого

периода

депрессивно-надрывное:

можно

наблюдать

агонию

российского общества, выражающуюся в постоянном поиске нового способа

самовыражения (как пишет Е. Кузьмина-Караваева «…апатия, уныние,

упадничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов…»). Наиболее яркими

представителями в литературе являются Бальмонт, Добролюбов, Коневский,

Сологуб,

Мережковский,

Гиппиус.

В

изобразительном

искусстве

всё

обстояло несколько иначе, однако к этому же периоду можно отнести таких

именитых деятелей как Серов, Врубель, Нестеров, Коровин (именуемый так

же «первым русским импрессионистом»), «мирискусники» (от названия

объединения

«Мир

искусства»,

образованного

в

1898

году)

и

пр.

Характерной чертой последних можно назвать ориентир на свободу от

нравоучений, предписаний, «аскетических цепей».

Пожалуй, наиболее болезненным и важным рубежом стали обе революции

1917 года, в особенности, конечно, Октябрьская, поскольку она знаменовала

крах и фактическое исчезновение Российской империи, и появление новой,

советской России, а затем (с 1922 г.) и Советского Союза. Весь этот

мучительный процесс сопровождался участием России в первой мировой

войне, интервенцией войск Антанты, кровавой гражданской войной. Стоит

ли говорить о том, насколько сильно менялось всё искусство нашей страны

на протяжении этих лет и какой вектор оно приняло к середине 20-х годов.

Период этот крайне противоречивый, буквально каждый год можно называть

рубежным и описывать его характерные особенности, однако можно всё же

постараться обобщить весь этот огромный массив имеющейся информации и

привести в пример наиболее влиятельных деятелей искусства. Так, например,

всем нам хорошо знакомы имена Петрова-Водкина, Кустодиева, Герасимова,

творчество которых, несомненно, также можно поделить на несколько

этапов, однако в целом они уже сильно отличаются от представителей

предшествующего периода как сменой цветовой палитры, так и построением

композиции,

выбором

сюжетов.

Видное

место

заняло

агитационное

искусство,

наиболее

ярко

проявившееся

в

виде

создания

плакатов,

создателями которых стали Апсит, Дени, Моор (работы которого и стали

своеобразной

кульминацией

этого

нового

жанра).

Важным

стало

кинематографическое искусство, в становлении которого важнейшие роли

оказались отведены Кулешову, Вертову, Эйзенштейну. В литературе общий

тон

задавали

Шолохов,

Фурманов,

Фадеев,

Булгаков,

Пастернак,

Маяковский. Писали по-разному и о разном – был и Маяковский с его

гениальной стихотворной формой, и Булгаков с его принципиально новыми

повестями и романами, и Шолохов, создавший в буквальном смысле

«энциклопедию русской жизни» (только периода гражданской войны, а не

как некогда Пушкин, энциклопедию русской жизни XIX

века в своём

«Онегине»).

Сложившийся к 30-м годам некий общий стиль в советском искусстве в

целом не поменял своих форм и методов выражения при новом потрясении –

Великой Отечественной войне, однако эта трагическая страница нашей

истории оставила глубокий след во всех его сферах. В какой-то мере можно

сказать, что искусство оказало значительное влияние на приближение

заветного момента долгожданной победы, поскольку вполне очевиден тот

факт, что и изобразительное искусство, и кинематограф, и литература внесли

неоспоримый вклад в поднятие и поддержание морального духа как

сражающихся на фронте солдат, так и работников тыла. Широчайшую

известность приобрели работы Кукрыниксов (художники Куприянов, Крылов

и Соколов), Дейнеки, Пластова, Герасимова. Их работы отображали как

трагизм и ужас происходящего, так и выполняли агитационную функцию,

помогая

людям

продолжать

освободительную

борьбу.

В

литературе

важнейшее

место

отведено

творчеству

поэтов

Симонова,

Берггольц,

Твардовского,

Исаковского,

Тихонова,

прозаиков

Петрова,

Крымова,

Гайдара, Когана, Петрова. Необычайно важен был и кинематограф, в

особенности работы Варламова, Копалина, Донского, Пырьева и Лукового. И

хоть комедии 30-х годов были заменены на «серьёзное» кино, популярность

кинематографа только возросла.

И после окончания Великой Отечественной войны наша страна познала

немало горя, что каждый раз так или иначе отображалось на творчестве

деятелей искусства и в том или ином виде доносилось до народа: это и

непростой период холодной войны, и война в Афганистане, и распад

советского Союза, и чеченская война – действительно кажется, что история

XX

века в нашей стране пронизана каким-то неумолимым трагизмом.

Однако, несмотря на тяжесть и трагичность всех происходящих событий, мы

действительно можем сказать, что искусство в нашей стране на протяжении

всего 20-го столетия не находилось в состоянии стагнации (несмотря на

неоспоримое

давление

партийной

диктатуры)

-

оно

перманентно

развивалось, находясь в поиске новых форм, техник, сюжетов. Всё

вышесказанное

лишь

лишний

раз

подтверждает,

что

культурные

и

социальные явления настолько тесно взаимосвязаны друг с другом, что

потрясения в любой сфере жизни общества немедленно находят своё

проявление в творчестве народа.

Список использованной литературы:

1.

Голомштук И.Е. Тоталитарное искусство. - М.: – СПб: Изд-во "Лань",

2001.

2.

Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX

века. Диалоги на границах столетий. М., 2002.

3.

Плеханова И.И. Преображение трагического. Иркутск., 2001.

4.

Пьяных М.Ф. Трагический XX век в зеркале русской литературы.

Санкт-Петербург., 2003.

5.

Топер. П. Трагическое в искусстве XX века. // Вопросы литературы.

2000. №.2.

6.

Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология.

Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во

корпорация "Логос", 1999.